Программа внеурочной деятельности «Экспериментарий по физике»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 36»
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Экспериментарий по физике»
название
______________7-8 класс _________
класс
Автор-составитель:
Сазонова Анастасия Сергеевна,
учитель математики и физики
I квалификационной категории,
МБОУ «СОШ № 36»
Ангарск, 2018 г.
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Экспериментарий по физике» является программой общеинтеллектуального направления
по сроку реализации: 2 года;
по особенностям развития: общей;
объём учебного времени: 68 часов;
уровень программы: базовый;
форма обучения: очная;
режим занятий: 1 час в неделю;
планируемая аудитория: 12-14 лет.
Актуальность создания программы.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Это совокупность всех видов деятельности учащихся, в которых решение задач воспитания достигается наиболее успешно. Внеурочная работа по предмету ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность, в частности способствует всестороннему развитию физического мышления обучающихся 7-8 классов.
Также, исходя из запросов участников образовательного процесса: учеников, родителей выяснилось заинтересованность в необходимости формирования естественнонаучной картины мира у обучающихся, практических и исследовательских навыков,
Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Задачи программы:
подготовка учащихся к изучению систематического курса физики;
формирование и развитие основ читательской компетенции;
использование информационных технологий для решения задач (поиска необходимой информации, оформления результатов работы);
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
воспитание инициативной, ответственной, целеустремленной личности, умеющей применять, полученный знания и умения в собственной практике.
Программа «Экспериментарий по физике» основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накоплении, осмысление и некоторую систематизацию физической информации.
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. она обеспечивает разностороннюю пропедевтику физики, позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей; большое внимание уделяется формированию навыков выполнения творческих и лабораторных работ, решению углубленных задач по физике, что способствует формированию у обучающихся практических и исследовательских навыков.
Программа внеурочной деятельности «Экспериментарий по физике» для 7-8 класса составлена на основе программ:
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015№ 1/15);
Авторской программы по физике А.В. Перышкина входящей в сборник рабочих программ «Программы общеобразовательных учреждений: Физика, 7-9 класса», составитель: Е.Н. Тихонова «Программы общеобразовательных учреждений: Физика , 7-9 класса».- М. Дрофа, 2015.
В МБОУ «СОШ № 36» внеурочная деятельность будет реализовываться через часть, формируемую участниками образовательных отношений.
7 класс: 1 ч в неделю, всего 34 часа.
8 класс: 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Экспериментарий по физике» в 7-8 классах.
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научится:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающих явлениях с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные:
ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости;
понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы;
знание модели поиска решений для задач по физике;
знать теоретические основы математики.
примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
анализировать условие задачи;
переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;
составлять план решения;
выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи.
Содержание программы внеурочной деятельности
7 класс
Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
Роль эксперимента в жизни человека.
Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении экспериментальных задач, практических работ.
Характеристика основных видов деятельности:
Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных.
Механика.
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Графическое представление движения. Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения.
Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. Определение коэффициента трения на трибометре. Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и связывать его с системой координат. Использовать систему координат для изучения прямолинейного движения тела. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Гидростатика.
Теория: Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся сосуды, гидравлические машины.
Практика: задачи: выталкивающая сила в различных системах; приборы в задачах (сообщающиеся сосуды, гидравлические машины, рычаги, блоки). Экспериментальные задания: 1)измерение силы Архимеда, 2)измерение момента силы, действующего на рычаг, 3)измерение работы силы упругости при подъеме груза с помощью подвижного или неподвижного блока.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Статика.
Теория: Блок. Рычаг. Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы. Правило моментов. Центр тяжести. Исследование различных механических систем. Комбинированные задачи, используя условия равновесия.
Практика: Изготовление работающей системы блоков.
Характеристика основных видов деятельности:
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с физической моделью «абсолютно твёрдое тело». Решать задачи на применение условия(правила) равновесия рычага. Применять условие (правило) равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и в быту. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы.
Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Осуществляют самооценку, взаимооценку деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
8 класс
Тепловые явления.
Тепловое расширение тел. Процессы плавления и отвердевания, испарения и конденсации. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.
Демонстрации: 1. Наблюдение таяния льда в воде. 2. Скорости испарения различных жидкостей. 3. Тепловые двигатели будущего.
Лабораторные работы: 1. Изменения длины тела при нагревании и охлаждении. 2. Отливка парафинового солдатика. 3. Наблюдение за плавлением льда 4. От чего зависит скорость испарения жидкости? 5. Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.
Электрические явления.
Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX. История открытия и действия гальванического элемента. История создания электрофорной машины. Опыт Вольта. Электрический ток в электролитах.
Демонстрации: 1. Модели атомов. 2. Гальванические элементы. 3. Электрофорной машины. 4. Опыты Вольта и Гальвани.
Лабораторные работы: 1. Создание гальванических элементов из подручных средств. 2. Электрический ток в жидкостях создания «золотого ключика» .
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование.
Электромагнитные явления.
Магнитное поле в веществе. Магнитная аномалия. Магнитные бури. Разновидности электроизмерительных приборов. Разновидности электродвигателей.
Демонстрации: 1. Наглядность поведения веществ в магнитном поле. 2. Презентации о магнитном поле Земли и о магнитных бурях. 3. Демонстрация разновидностей электроизмерительных приборов. 4. Наглядность разновидностей электродвигателей.
Лабораторные работы: 1. Исследование различных электроизмерительных приборов.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.
Оптические явления.
Источники света: тепловые, люминесцентные, искусственные. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения. Практическое использование вогнутых зеркал. Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. Развитие волоконной оптики. Использование законов света в технике.
Демонстрации: 1. Различные источники света. 2. Изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. 3. Изображение в вогнутых зеркалах. 4. Использование волоконной оптики. 5. Устройство фотоаппаратов, кинопроекторов, калейдоскопов.
Лабораторные работы: 1. Изготовление камеры - обскура и исследование изображения с помощью модели. 2. Практическое применение плоских зеркал. 3. Практическое использование вогнутых зеркал. 4. Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.
Характеристика основных видов деятельности:
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах.
Человек и природа
Автоматика в нашей жизни. Примеры использования автоматических устройств в науке, на производстве и в быту. Средства связи. Радио и телевидение. Альтернативные источники энергии. Виды электростанций. Необходимость экономии природных ресурсов и использования, новых экологичных и безопасных технологий. Наука и безопасность людей.
Демонстрации: 1. фотоматериалы и слайды по теме.
Лабораторные работы: 1.Изучение действий средств связи, радио и телевидения.
Характеристика основных видов деятельности:
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Формы организации образовательного процесса:
групповая;
индивидуальная;
фронтальная.
Ведущие технологии:
Используются элементы следующих технологий: проектная, проблемного обучения, информационно-коммуникационная, критического мышления, проблемного диалога, игровая.
Основные методы работы на уроке:
Ведущими методами обучения являются: частично-поисковой, метод математического моделирования, аксиоматический метод.
Формы контроля:
Так как этот курс является дополнительным, то отметка в баллах не ставится. Учащийся учится оценивать себя и других сам, что позволяет развивать умения самоанализа и способствует развитию самостоятельности, как свойству личности учащегося.
Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через практическую деятельность; зачетные работы:
тематическая подборка задач различного уровня сложности с представлением разных методов решения в виде текстового документа, презентации, флэш-анимации, видеоролика или web – страницы (сайта)
выставка проектов, презентаций;
демонстрация эксперимента, качественной задачи с качественным (устным или в виде приложения, в том числе, презентацией) описанием процесса на занятии, фестивале экспериментов; физические олимпиады.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ п/п |
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
||
теория |
практика |
|||||
1. Введение (1ч) |
Приводить примеры объектов изучения физики (физические явления, физическое тело, вещество, физическое поле). Наблюдать и анализировать физические явления (фиксировать изменения свойств объектов, сравнивать их и обобщать). Познакомиться с экспериментальным методом исследования природы (воспроизводить, фиксировать изменения свойств объекта, анализировать. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. |
|||||
1 |
1 |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. |
1 |
|||
Роль эксперимента в жизни человека (3ч) |
||||||
2 |
1 |
Система единиц, понятие о прямых и косвенных измерениях |
1 |
|||
2 |
2 |
Физический эксперимент. Виды физического эксперимента. Погрешность измерения. Виды погрешностей измерения. Расчёт погрешности измерения. |
1 |
|||
3 |
3 |
Лабораторная работа «Измерение объема твердого тела». Правила оформления лабораторной работы. |
1 |
|||
Механика (8ч) |
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Изображать систему координат, выбирать тело отсчёта и связывать его с системой координат. Использовать систему координат для изучения прямолинейного движения тела. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. |
|||||
4 |
1 |
Равномерное и неравномерное движения. |
1 |
|||
5 |
2 |
Графическое представление движения. |
1 |
|||
7 |
7 |
Решение графических задач, расчет пути и средней скорости неравномерного движения. |
1 |
|||
8 |
4 |
Понятие инерции и инертности. Центробежная сила. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. |
1 |
|||
9 |
5 |
Сила упругости, сила трения |
1 |
|||
10 |
6 |
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины». |
1 |
|||
11 |
7 |
Лабораторная работа «Определение коэффициента трения на трибометре». |
1 |
|||
12 |
8 |
Лабораторная работа «Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления». |
1 |
|||
Гидростатика (12ч) |
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. |
|||||
13 |
1 |
Плотность. Задача царя Гиерона. |
1 |
|||
14 |
2 |
Решение задач повышенной сложности на расчет плотности вещества. |
1 |
|||
15 |
3 |
Решение задач повышенной сложности на расчет плотности вещества. |
1 |
|||
16 |
4 |
Давление жидкости и газа. Закон Паскаля. |
1 |
|||
17 |
5 |
Сообщающиеся сосуды. |
1 |
|||
18 |
6 |
Лабораторная работа «Изготовление модели фонтана» |
1 |
|||
19 |
7 |
Лабораторная работа «Изготовление модели фонтана» |
1 |
|||
20 |
8 |
Закон Паскаля. Давление в жидкостях и газах. Гидравлические машины. Сообщающиеся сосуды. |
1 |
|||
21 |
9 |
Выталкивающая сила. Закон Архимеда. |
1 |
|||
22 |
10 |
Лабораторная работа «Выталкивающая сила. Закон Архимеда». |
1 |
|||
23 |
11 |
Блок задач на закон Паскаля, закон Архимеда. |
1 |
|||
24 |
12 |
Блок задач на закон Паскаля, закон Архимеда. |
1 |
|||
5. Статика (10ч) |
Анализ таблиц, графиков, схем. Поиск объяснения наблюдаемым событиям. Определение свойств приборов по чертежам и моделям. Анализ возникающих проблемных ситуаций. Наблюдать действие простых механизмов. Познакомиться с физической моделью «абсолютно твёрдое тело». Решать задачи на применение условия(правила) равновесия рычага. Применять условие (правило) равновесия рычага для объяснения действия различных инструментов, используемых в технике и в быту. Сборка приборов и конструкций. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Подготовка сообщений и докладов. Осуществляют самооценку, взаимооценку деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. |
|||||
25 |
1 |
Блок. Рычаг. |
1 |
|||
26 |
2 |
Равновесие твердых тел. Условия равновесия. Момент силы. Правило моментов. |
1 |
|||
27 |
3 |
Центр тяжести. Исследование различных механических систем. |
1 |
|||
28 |
4 |
Комбинированные задачи, используя условия равновесия. |
1 |
|||
29 |
5 |
Комбинированные задачи, используя условия равновесия. |
1 |
|||
30 |
6 |
Работа над проектом «Блоки». Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». Оформление работы. |
1 |
|||
31 |
7 |
Работа над проектом «Блоки». Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». Оформление работы. |
1 |
|||
32 |
8 |
Работа над проектом «Блоки». Лабораторная работа «Изготовление работающей системы блоков». |
1 |
|||
33 |
9 |
Оформление работы. |
1 |
|||
34 |
10 |
Защита проектов. |
1 |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п |
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
||
теория |
практика |
|||||
1. Введение (1ч) |
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. Разработка новых вариантов опытов. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. Работа в малых группах. Анализируют, выбирают и обосновывают своё решение, действия. Представление результатов парной, групповой деятельности. Участие в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения. |
|||||
1 |
1 |
Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности. |
1 |
|||
Тепловые явления (12 ч) |
||||||
2 |
1 |
Разнообразие тепловых явлений. Тепловое расширение тел. |
1 |
|||
3 |
2 |
Лабораторная работа «Изменения длины тела при нагревании и охлаждении». |
1 |
|||
4 |
3 |
Теплопередача Наблюдение теплопроводности воды и воздуха. |
1 |
|||
5 |
4 |
Лабораторная работа «Измерение удельной теплоёмкости различных веществ». |
1 |
|||
6 |
5 |
Плавление и отвердевание. Лабораторная работа «Отливка парафинового солдатика» |
1 |
|||
7 |
6 |
Лабораторная работа «Наблюдение за плавлением льда» |
1 |
|||
8 |
7 |
Решение олимпиадных задач на уравнение теплового баланса |
1 |
|||
9 |
8 |
Решение олимпиадных задач на расчёт тепловых процессов |
1 |
|||
10 |
9 |
Лаборатория кристаллографии. |
1 |
|||
11 |
10 |
Испарение и конденсация. От чего зависит скорость испарения жидкости? |
1 |
|||
12 |
11 |
Состав атмосферы, наблюдение перехода ненасыщенных паров в насыщенные. |
1 |
|||
13 |
12 |
Влажность воздуха на разных континентах |
1 |
|||
Электрические явления (8ч) |
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. Использование измерительных приборов. Выполнение лабораторных и практических работ. Диагностика и устранение неисправностей приборов. Выстраивание гипотез на основании имеющихся данных. Конструирование и моделирование. |
|||||
14 |
1 |
Микромир. Модели атома, существовавшие до начала XIX |
1 |
|||
15 |
2 |
История открытия и действия гальванического элемента |
1 |
|||
16 |
7 |
История создания электрофорной машины |
1 |
|||
17 |
4 |
Опыты Вольта. Электрический ток в электролитах. |
1 |
|||
18 |
5 |
Решение олимпиадных задач на законы постоянного тока |
1 |
|||
6 |
Наблюдение зависимости сопротивления проводника от температуры. |
1 |
||||
19 |
7 |
Лабораторная работа «Определение стоимости израсходованной электроэнергии по мощности потребителя и по счётчику». |
1 |
|||
20 |
8 |
Решение олимпиадных задач на тепловое действие тока |
1 |
|||
Электромагнитные явления (3ч) |
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Сравнивают способ и результат своих действий с образцом – листом сопровождения. Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины отклонений. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль. |
|||||
21 |
1 |
Электромагнитные явления. Электроизмерительные приборы. |
1 |
|||
22 |
2 |
Магнитная аномалия. Магнитные бури |
1 |
|||
23 |
3 |
Разновидности электродвигателей. |
1 |
|||
Оптические явления (7ч) |
Управляют своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Принимают познавательную цель и сохраняют ее при выполнении учебных действий. Осознают свои действия. Имеют навыки конструктивного общения в малых группах. |
|||||
24 |
1 |
Источники света: тепловые, люминесцентные |
1 |
|||
25 |
2 |
Эксперимент наблюдение. Многократное изображение предмета в нескольких плоских зеркалах. |
1 |
|||
26 |
3 |
Изготовить перископ и с его помощью провести наблюдения |
1 |
|||
27 |
4 |
Практическое использование вогнутых зеркал |
1 |
|||
28 |
5 |
Зрительные иллюзии, порождаемые преломлением света. Миражи. |
1 |
|||
29 |
6 |
Развитие волоконной оптики. |
1 |
|||
30 |
7 |
Использование законов света в технике |
1 |
|||
Человек и природа (4ч) |
Самостоятельно формулируют познавательную задачу. Умеют (или развивают) способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. |
|||||
31 |
1 |
Автоматика в нашей жизни . |
1 |
|||
32 |
2 |
Радио и телевидение |
1 |
|||
33 |
3 |
Альтернативные источники энергии. Виды электростанций |
1 |
|||
34 |
4 |
Наука сегодня. Наука и безопасность людей. |
1 |
Критерии оценки лабораторных работ или опыта - исследования
Критерий |
|
|
Аккуратность оформления (описание) работы |
|
Наличие рисунка (схемы) установки с обозначением измеряемых величин |
|
Наличие правильных измерений (оформление измерений в таблице, в виде графика) |
|
Наличие правильных вычислений или анализ наблюдения |
|
Наличие развернутого вывода, отражающего сущность изучаемого явления с указанием конкретных результатов |
Приложение 2
Критерии оценки защиты проекта
Критерий |
|
|
Материал доступен и научен, идеи раскрыты. Качественное изложение содержания: четкая, грамотная речь, пересказ текста (допускается зачитывание цитат); наиболее важные понятия, законы и формулы диктуются для записи. |
|
Наглядное представление материала (с использованием схем, чертежей, рисунков, использование презентации) |
|
Использование практических мини-исследований (показ опыта) |
|
Качественные ответы на вопросы слушателей по теме |
|
Четко сформулированы выводы |
Приложение 3
Пример отчета по лабораторной работе или опыта - исследованию
Тема: «___________________________________________»
(Отвечает на вопрос: "По какому поводу делали?")
Цель:_____________________________________________
(Отвечает на вопрос: "Для чего делали?" Важно помнить, что именно цель работы нацеливает на выводы, которые вы должны сделать в конце данной работы. Цель должна соответствовать выводам, а выводы - поставленной цели.)
Оборудование:_____________________________________
(Отвечает на вопрос: "Что необходимо для выполнения работы?", а также "Чем научились пользоваться за время выполнения работы?")
Ход работы:_______________________________________
(Отвечает на вопрос: "Что делали?" По существу, это краткий конспект ваших действий с объектами и оборудованием. Ход работы задаётся в методических указаниях в разделе "Методика выполнения работы". "Методика" - это то, что должны сделать. "Ход работы" - это то, что сделали в реальности. Конечно, обычно они совпадают!)
Результаты: _______________________________________
(Отвечают на вопрос: "Что наблюдали?" Или: "Что регистрировали?" Надо привести конкретные описания своих наблюдений или конкретные результаты проведённых измерений, выраженные в соответствующих цифрах. Либо сделать зарисовки препаратов или рисунков.)
Варианты представления результатов:
1. Описание явления.
2. Таблица.
3. Рисунок. Необходимо подписать название рисунка и сделать обозначения его важнейших деталей.
Выводы: __________________________________________
(Отвечают на вопрос: "Что поняли?" Отвечая на этот вопрос следует исходить из цели лабораторной работы. Этой работой вы что-то должны были доказать, вот и напишите, что же именно вы доказали.)
Приложение 4
Рефлексия обучающегося (в конце лабораторной работы)
я понял(а), что… _______________________________________________________________
было интересно… _______________________________________________________________
было трудно… _______________________________________________________________
теперь я могу… _______________________________________________________________
я почувствовал(а), что… _______________________________________________________________
я приобрел(а)… _______________________________________________________________
я научился(-лась)… _______________________________________________________________
у меня получилось … _______________________________________________________________
меня удивило… _______________________________________________________________
теперь я хочу… _______________________________________________________________
Список источников информации
Барковская С.Е. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Фзика в задачах».
Борисова Т.А., Донская М.В. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «За страницами учебника», 2015.
Задачник «Сборник задач по физике для 7-9 классов» Лукашик В.И., Иванова Е.В., 17-е изд., М.: «Просвещение», 2005.
Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. 3-е изд., доп. и переработ. М., Просвещение, 1970.
Минькова Р.Д., Свириденко Л.К. Проверочные задания по физике в 7, 8 и 10 классах средней школы: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1992.
Перышкин А.В. Преподавание физики в 6-7 классах средней школы: Пособие для учителя/ А.В. Перышкин, Н.А. Родина, Х.Д. Рошовская. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.
Сиямкина В.С. Рабочая программа внеурочной деятельности по физике «Эвристическая физика», 2016.
Тульчинский М.В. Качественные задачи по физике в средней школе. Пособие для учителей. Изд. 4-е, переработ. и доп. М., Просвещение, 1972.
Информационно-коммуникативные средства
Виртуальные лабораторные работы по физике 7-9 классы / Авторы: Кудряшова Т.Г., Кудрявцев А.А., к.ф-м.н. Рыжиков С.Б., К.ф.н. Грязнов А.Ю.
Открытая физика 2.5, часть 1.
Презентации к урокам физики с сайтов Интернета.
Занимательные научные опыты для детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml#Scene_1. - (Дата обращения 31.08.2018).
Коллекция: естественнонаучные эксперименты. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://experiment.edu.ru/. - (Дата обращения 31.08.2018).
Правила оформления лабораторных работ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kineziolog.su/content/oformlenie-laboratornyh-rabot. – (Дата обращения 31.08.2018).