Программа внеурочной деятельности (кружка) «Золотое пёрышко» (3–4 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности (кружка) «Золотое перышко» для 3-4 классов составлена с учётом Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, на основе рабочей программы к предметной линии учебников для 3 - 4 классов образовательной школы («Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого 4 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2019».).
Каллиграфия - это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические и графические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребенка в школу. Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.
Цель программы - формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Актуальность разработанной программы состоит в том, что формирование каллиграфических навыков письма имеет большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся. В наше время, когда всюду используются компьютеры, люди перестали не только общаться, но и грамотно и красиво писать. Поэтому проблема письма актуальна сегодня, когда в силу многих причин воспитать высоконравственную личность особенно непросто. Письмо называют “ базовым “ навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк. Обучение письму и систематическая работа по формированию почерка учащихся - одна из главных задач школы. Согласно требованиям программы занятия по чистописанию проводятся по 6-8 минут ежедневно на уроках русского языка. Но этого не достаточно.
Выбор данной программы по внеурочной деятельности обусловлен тем, что данный курс занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Отрабатывать правила посадки и владения инструментами.
Развивать мелкую моторику руки, способствовать формированию навыка каллиграфического письма.
Развивать речь, образное мышление, память, внимание, творческое воображение.
Воспитывать аккуратность, трудолюбие, добросовестность, старательное отношение к выполнению работы
Описание места учебного курса в учебном плане.
Программа рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 9-10 лет в объеме 34 часа в год (1 час в неделю).
Формы и режим занятий.
Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные
Основные виды деятельности учащихся:
задания на развитие внимания;
упражнения на развитие мелкой моторики рук;
задания на развитие памяти;
задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
задания на развитие мышления;
задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Формы контроля:
Оценивание учебных достижений на занятиях должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
тестирование;
практические работы;
творческие работы учащихся;
викторина «Пишу красиво и грамотно».
Курс завершается аукционом знаний и защитой проекта по каллиграфии.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения программы:
формирование чувства гордости за свою Родину;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда
на мир в единстве и разнообразии природы;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению;
Метапредметные результаты освоения программы:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Предметными результатами являются:
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития;
использование разных видов чтения;
умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Штриховка ( 3 ч.)
Тема 1. Такие разные штрихи (1 ч)
Знакомство учащихся с новым предметом; повторение и закрепление полученных ранее знаний о правилах письма. Повторение правил штриховки. Упражнения для закрепления правил гигиены письма. Проведение пальчиковой гимнастики.
Тема 2. Штриховка в одном направлении (1 ч)
Штриховка и обводка предметных рисунков. Упражнения для движения кисти слева направо и наоборот. Отработка правильного наклона и параллельности штрихов, идущих в одном направлении (вверх или вниз).
Тема 3. Различные способы штриховки (1 ч)
Графические упражнения. Штриховка в разных направлениях. Штриховка круговая и овальная. Упражнения для движения пальцев и кисти. Проведение пальчиковой гимнастики.
Элементы букв ( 16 ч.)
Тема 4. Малая и большая наклонные линии с закруглением (1 ч)
Упражнения в виде наклонных линий. Письмо наклонных линий с закруглениями внизу и вверху. Отработка правильного начертания и соединения букв.
Тема 5. Большой и маленький овалы. (1 ч)
Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке. Проведение пальчиковой гимнастики.
Тема 6. Линия с петлей вверху и внизу. (1 ч)
Упражнения выполняемые движением по часовой стрелке, в письме элементов букв с петлями. Проведение пальчиковой гимнастики. Продолжение узора по образцу.
Тема 7. Малая и большая прямые. (1 ч)
Упражнения в виде прямых линий. Упражнения в виде росчерков, петель. Создание рисунка из геометрических фигур. Отработка правильного начертания и соединения букв.
Тема 8. Петля на линии строки. (1 ч)
Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Графический диктант.
Тема 9. Письмо элементов букв Б, Н, Ю, Е, Ё и их соединений. (1 ч)
Написание элементов заглавных букв Б, Н, Ю, Е, Ё и их соединений. Отработка написания букв в различных сочетаниях.
Тема 10. Письмо элементов букв Д, Р, ъ, Ф, У, Т, П (1 ч)
Написание элементов заглавных и строчных букв Д, Р, ъ, Ф, У, Т, П и их соединений. Работа с текстом, списывание с печатного текста.
Тема 11. Письмо элементов букв Ш, Щ, в, Л, Я, Э, О (1 ч)
Написание элементов заглавных и строчных букв Ш, Щ, в, Л, Я, Э, о, О и их соединений по печатному образцу. Запись слов под диктовку и с комментированием.
Тема 12. Письмо элементов букв Х, О, Ж, Л, Ц, М, Ч, в, Г, В (1 ч)
Написание элементов заглавных и строчных букв Х, О, Ж, Л, Ц, М, Ч, в, Г, В и их соединений в соответствии с печатным образцом. Списывание деформированных предложений.
Тема 13. Письмо элементов букв А, И, Н, К, Б, У, Ф, Т, Ч, У, Г, Р (1 ч)
Написание элементов заглавных букв А, И, Н, К, Б, У, Ф, Т, Ч, У, Г, Р и их соединений по печатному образцу.
Тема 14. Письмо элементов букв я, м, л, с, э, в, э, ъ, ы, ц (1 ч)
Написание элементов строчных букв я, м, л, с, э, в, э, ъ, ы, ц и их соединений в соответствии с печатным образцом. Письмо слов под диктовку.
Тема 15. Письмо элементов букв ф, э, с, ь, ы, ц, з (1 ч)
Написание элементов строчных букв ф, э, с, ь, ы, ц, з и их соединений по печатному образцу. Составление слов по схемам.
Тема 16. Письмо элементов букв й, ц, щ, ч, к, ж, д и их соединений. (1 ч)
Написание элементов строчных букв й, ц, щ, ч, к, ж, д и их соединений по печатному образцу. Диктовка элементов букв и их соединений.
Тема 17. Отработка написания элементов букв и, м, ц, а и их соединений. (1 ч)
Написание элементов строчных букв и, м, ц, а и их соединений по печатному образцу. Работа по образцам в тетради. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Соревнование.
Тема 18. Отработка написания элементов букв п, г, т, р и их соединений. (1 ч)
Написание элементов строчных букв п, г, т, р букв и их соединений по готовому образцу. Письмо с комментированием и под диктовку учителя
Тема 19. Отработка написания элементов букв н, ы, л, м и их соединений. (1 ч)
Написание элементов строчных букв н, ы, л, м букв и их соединений. Письмо с комментированием и под диктовку учителя.
Буквы. Соединения букв. ( 6 ч.)
Тема 20. Безотрывное написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. (1 ч)
Работа над соединением букв. Развитие умений замечать и устранять свои и чужие недочеты. Проблемные задания. Работа по образцам прописи.
Тема 21. Написание соединений яб, яр, яв, ят. (1 ч)
Знакомство с рациональными способами соединения букв в словах. Проведение
пальчиковой гимнастики. Практическая работа.
Тема 22. Письмо трудных соединений юз, юг, юж, ют, юн. (1 ч)
Работа над соединением букв. Работа по образцам прописи. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа.
Тема 23. Безотрывное написание соединений ль, мь, ья, ье (1 ч)
Работа над соединением букв. Работа по образцам прописи. Безотрывное написание соединений букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Списывание с образца.
Тема 24. Написание заглавных и строчных букв. (1 ч)
Практикум. Работа по образцам прописи. Работа над соединением букв. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Конкурс на лучшее оформление первой буквы.
Тема 25. Работа по устранению графически х недочетов (1 ч)
Диктовка элементов букв и их соединений. Развитие умений замечать и устранять свои и чужие недочеты. Проблемные задания. Работа по образцам прописи.
Алфавит. ( 9 ч.)
Тема 26. Письмо букв Нн, Кк. Письмо слов со стечением согласных букв (1 ч)
Написание заглавных и строчных букв Кк, Нн. Списывание с печатного текста.
Тема 27. Письмо букв Бб, Вв, Юю, Дд. Гласные и согласные буквы. (1 ч)
Написание заглавных и строчных букв Бб, Вв, Юю, Дд по печатному образцу. Списывание предложений.
Тема 28. Письмо букв Сс, Ээ, Оо, Хх. Звонкие и глухие согласные звуки. (1 ч)
Написание заглавных и строчных букв Сс, Ээ, Оо, Хх по образцу. Нахождение в словах по определённым признакам звонких и глухих согласных.
Тема 29. Письмо букв Жж, Зз, Ее, Ёё. (1 ч)
Написание заглавных и строчных букв Жж, Зз, Ее, Ёё. Списывание с печатного текста. Наблюдение за написанием слов.
Тема 30. Письмо букв Рр, Гг, Пп, Тт. (1 ч)
Написание заглавных и строчных букв Рр, Гг, Пп, Тт по образцу. Списывание с печатного текста. Наблюдение за написанием слов.
Тема 31. Письмо букв Чч, Уу, ъ, ь, ы. (1 ч)
Написание заглавных и строчных букв Чч, Уу с печатного образца. Написание строчных букв ъ, ь, ы по печатному образцу. Списывание с печатного текста.
Тема 32 Письмо букв Лл, Мм, Аа. (1 ч)
Написание заглавных и строчных букв Лл, Мм, Аа с печатного образца. Нахождение закономерности в ритмическом рисунке.
Тема 33. Отработка написания строчных букв русского алфавита (1 ч)
Списывание печатного текста. Написание строчных букв алфавита.
Тема 34. Отработка написания заглавных букв русского алфавита Контрольное чистописание. (1 ч)
Контрольное списывание с печатного текста. Написание заглавных букв алфавита. Творческая работа
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название разделов и тем | Количество часов |
1 | Штриховка | 3 |
2 | Элементы букв | 16 |
3 | Буквы. Соединения букв. | 6 |
4 | Алфавит | 9 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |||
в году | в теме | по плану | по факту | ||
Штриховка (3 часа) | |||||
1 | 1 | Такие разные штрихи | 7.09 | | |
2 | 2 | Штриховка в одном направлении | 14.09 | | |
3 | 3 | Различные способы штриховки | 21.09 | | |
Элементы букв ( 16 ч.) | |||||
4 | 1 | Малая и большая наклонные линии с закруглением | 28.09 | | |
5 | 2 | Большой и маленький овалы | 5.10 | | |
6 | 3 | Линия с петлей вверху и внизу | 12.10 | | |
7 | 4 | Малая и большая прямые | 19.10 | | |
8 | 5 | Петля на линии строки | | ||
9 | 6 | Письмо элементов букв Б, Н, Ю, Е, Ё и их соединений | | | |
10 | 7 | Письмо элементов букв Д, Р, ъ, Ф, У, Т, П | | | |
11 | 8 | Письмо элементов букв Ш, Щ, в, Л, Я, Э, О | | | |
12 | 9 | Письмо элементов букв Х, О, Ж, Л, Ц, М, Ч, в, Г, В | | | |
13 | 10 | Письмо элементов букв А, И, Н, К, Б, У, Ф, Т, Ч, У, Г, Р | | | |
14 | 11 | Письмо элементов букв я, м, л, с, э, в, э, ъ, ы, ц | | | |
15 | 12 | Письмо элементов букв ф, э, с, ь, ы, ц, з | | | |
16 | 13 | Письмо элементов букв й, ц, щ, ч, к, ж, д и их соединений. | | | |
17 | 14 | Отработка написания элементов букв и, м, ц, а и их соединений | | | |
18 | 15 | Отработка написания элементов букв п, г, т, р и их соединений | | | |
19 | 16 | Отработка написания элементов букв н, ы, л, м и их соединений | | | |
Буквы. Соединения букв. ( 6 ч.) | |||||
20 | 1 | Безотрывное написание соединений ел, ем, ег, еж, ез | | | |
21 | 2 | Написание соединений яб, яр, яв, ят | | | |
22 | 3 | Письмо трудных соединений юз, юг, юж, ют, юн | | | |
23 | 4 | Безотрывное написание соединений ль, мь, ья, ье | | | |
24 | 5 | Написание заглавных и строчных букв | | | |
25 | 6 | Работа по устранению графически х недочетов | | | |
Алфавит. ( 9 ч.) | |||||
26 | 1 | Письмо букв Нн, Кк. Письмо слов со стечением согласных букв | | | |
27 | 2 | Письмо букв Бб, Вв, Юю, Дд. Гласные и согласные буквы | | | |
28 | 3 | Письмо букв Сс, Ээ, Оо, Хх. Звонкие и глухие согласные звуки | | | |
29 | 4 | Письмо букв Жж, Зз, Ее, Ёё | | | |
30 | 5 | Письмо букв Рр, Гг, Пп, Тт | | | |
31 | 6 | Письмо букв Чч, Уу, ъ, ь, ы | | | |
32 | 7 | Письмо букв Лл, Мм, Аа | | | |
33 | 8 | Отработка написания строчных букв русского алфавита | | | |
34 | 9 | Отработка написания заглавных букв русского алфавита Контрольное чистописание | | |
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате освоения программы обучающиеся научатся:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме;
- правильно располагать тетрадь при письме;
- правильно держать ручку и карандаш;
- ориентироваться на листе тетради;
- создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;
- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- сочинять сказочные истории про буквы;
- познакомятся с историей появления и развития русского письма, книжными традициями;
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения каллиграфической задачи с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
- получат знания и представления о традиционных и современных материалах для каллиграфического творчества, письма;
- познакомятся с приёмами создания орнамента, написания старославянских букв, буквицы-инициала, розетки, орнаментальной плетенки;
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Наглядные пособия:
-лента букв
-наборное полотно
-демонстрационное пособие «Образцы письменных букв»
-демонстрационная таблица «Алфавит»
Технические средства:
1.Классная магнитная доска.
2.Компьютер.
3.Мультимедийная установка, интерактивная доска.
4.Альбомы или листы для рисования
5.Цветные мелки и карандаши, краски.
Литература
1.Волина В.В. Весёлая грамматика. – Москва: Знание, 2010.
2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3.Маркина В.Б. Занимательное чистописание. – М.: Чистые пруды, 2007.
4.Петренко С.В. Каллиграфическое письмо. 1 класс. Изд-во: Литера Гранд, 2017.
5.Полякова А.В. Превращение слов. – Москва: Просвещение, 2008.
6.Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. – Самара: Сам Вен 2007.
7.Узорова О.В. Учимся писать буквы. – Изд-во: АСТ, 2017.
10