Рабочая программа внеурочной деятельности «Золотое перышко» (Мастерская по журналистике)

2
0
Материал опубликован 26 May 2019 в группе

Игнатенко Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1
высшей квалификационной категории,
победитель конкурса «Лучших учителей РФ» - 2015
 

 

Мастерская

по журналистике

«Золотое пёрышко»

 

Направление: социально-педагогическое

 

2019г.
ст. Каневская

 

I. Пояснительная записка

 

  Дополнительная образовательная программа «Золотое пёрышко», согласно требованиям ФГОС, реализуется в социальном направлении развития личности.

 

1.1           Актуальность, новизна, практическая значимость
и педагогическая целесообразность программы

 

         Актуальность. Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, крае, станице, уметь анализировать, оценивать эти события, обсуждать общественно значимые проблемы, отстаивать собственную  точку зрения, иметь осознанную активную жизненную позицию.  Материалом для формирования этих качеств является работа по анализу современных публицистических текстов и их созданию.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что занятия курса проходят в форме творческой исследовательской лаборатории, в которой юные корреспонденты учатся пользоваться специфическим инструментарием и применять полученные знания на практике.

Практическая значимость. В рамках курса ребята смогут развить индивидуальные творческие способности, попробовать себя в различных ролях (журналиста, редактора, верстальщика), получат теоретические знания и приобретут практические умения и навыки по созданию печатной и электронной публицистической продукции.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия направлены на создание условий для воспитания и творческого развития личности.

Универсальные учебные действия (УУД), сформированные в процессе занятий в мастерской «Золотое пёрышко», будут ориентировать ребёнка на личный успех, помогут легко и быстро адаптироваться в социуме.

1.2 Цели и задачи

Цель -

- создание условий для формирования нравственно–ценностной, коммуникативной и других компетентностей детей, раскрепощения их творческого потенциала через освоение журналистики как профессии и области литературного творчества.

 

Задачи

Обучающие: создать условия, способствующие овладению учащимися основными навыками журналистского мастерства, способами построения текста, правилами композиции, информационно-компьютерными программами для верстки.

Развивающие: создать условия, способствующие развитию образного и логического мышления, творческих способностей детей, умения составлять устный и письменный тематический текст заданного жанра; расширение общего кругозора воспитанников.

Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения воспитанников к профессии журналиста, активной жизненной позиции,  эстетического вкуса, понимания специфической роли журналистики в жизни общества.

1.3 Пути, средства, методы достижения цели
 

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьников.

В ходе занятий ребёнок является не пассивным слушателем, а активным участником процесса постижения новых знаний и овладения новыми умениями (элементы развивающего, проблемного обучения, методика «творческой мастерской»). В ходе ролевой игры по созданию газеты ребёнок осваивает различные социальные роли.

1.4                        Сведения о сроках реализации программы
 

Данная программа рассчитана на 17 часов.

 

1.5 Возрастная характеристика группы

Программа рассчитана на учащихся 7 - 9 классов.

1.6 Формы организации занятий

В программе сочетаются различные формы занятий:

- мастерские построения новых знаний, творческого письма;

- свободные творческие дискуссии;

- ролевые игры,

- игры – тренинги;

- практикумы (подготовка материалов для публикаций в СМИ, издание собственной газеты, творческие проекты);

- участие в творческих конкурсах и фестивалях по журналистике.

                                                           

 

II. Учебно-тематический план курса «Золотое пёрышко»

 

 

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Все-
го ча-
сов

Характеристика деятельности обучающихся

 
 

1.

Акулы пера?
Акулы мысли!

2

- Знать историю возникновения и развития журналистики.

- Понимать функции журналистики в современном обществе, значение профессии журналиста.

- Дифференцировать и сравнивать различные роды СМИ.

- Классифицировать профессиональные обязанности журналиста.

- Определять качества, которыми должен обладать журналист.

 

2.

В журналисты б
я пошёл,
пусть меня научат…

2

- Развивать  индивидуальные творческие способности, информационную культуру.

- Использовать фразеологизмы, крылатые слова, пословицы,  поговорки, тропы, фигуры речи  для усиления изобразительных свойств публицистического текста.

- Совершенствовать устную и письменную речь.

 

3.

«Гвозди» бы делать из этих статей! (жанры и виды журналистики)

7

- Определять тематику номера, статей с учётом актуальности, важности и значимости.

- Анализировать редакционный портфель.

- Определять идею и тему журналистского текста.

- Дифференцировать журналистские жанры.

- Создавать публицистические тексты различных жанров.

- Совершенствовать устную и письменную речь.

- Редактировать публицистические тексты с точки зрения грамматических и стилистических норм русского языка.

- Ориентировать содержание творческих работ на определённый круг читателей.

- Подбирать  иллюстративный материал для оформления статей, в том числе в интернет - ресурсах.

- Верстать полосы, используя различные компьютерные технологии.

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

Журналист
в цифровую эру

4

- Знать основы издательского дела.

- Разрабатывать дизайн, логотип печатного издания.

- Форматировать текст.

- Составлять графический макет газеты.

- Эстетично и грамотно оформлять и располагать материалы на полосе.

- Верстать газету, используя различные компьютерные программы.

- Сравнивать различные компьютерные программы для верстки.

 

5.

Проект

«Сдаём номер!»

2

- Редактировать публицистические тексты с точки зрения грамматических и стилистических норм русского языка.

- Эстетично и грамотно оформлять и располагать материалы на полосе.

- Верстать газету, используя различные компьютерные программы.

 

Итого:

17

 

 

III Содержание программы
 

1.     Акулы пера? Акулы мысли!
 (2 часа)

Введение. Журналистика как профессия. Роды СМИ. История журналистики.

Практика

Виртуальная экскурсия в редакцию СМИ.

Работа с периодической литературой.

 

2.   В журналисты б я пошёл, пусть меня научат…
           (2 часа)

            Газета. Структура издания. Язык материала. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц, тропов и фигур речи  для усиления изобразительных свойств публицистического текста.

Практика

Мастерские получения новых знаний: «Язык текста (работа с газетными статьями, словарями, справочниками)», «Тропы и тропинки (работа с газетными публикациями: примеры тропов, их роль в тексте)»,  «Стильные штучки (стилистические фигуры в тексте, их роль)».

Игры – тренинги по совершенствованию устной и письменной речи корреспондента, по основам литературного редактирования.

 

 

 

3.     «Гвозди» бы делать из этих статей! (жанры и виды журналистики)

(7 часов)

     Информация. Репортаж. Зарисовка. Интервью. Реклама как вид журналистики.

Практика

Мастерские построения новых знаний: «Заметка», «Репортаж», «Интервью», «Обзор печати»  (работа над понятийным аппаратом).

Мастерская закрепления знаний «Жанровые особенности журналистики».

 

4.     Журналист в цифровую эру
(4 часа)

Компьютерная грамотность. Вёрстка газеты. Составление графического макета газеты. Компьютерные программы для верстки газеты: Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign CS2 QuarkXPress Adobe PageMaker, Adobe Illustrator (обзор).

Практика

Тренинги: Форматирование в текстовом редакторе. Графический редактор. Вёрстка газет с помощью различных компьютерных программ.

 

5.     Проект «Сдаём номер!» (2 часа)

Создание индивидуального творческого проекта.

 

Перечень обязательных проектных и практических работ:
 

1.     Итоговая проектная работа «Сдаем номер!»

2.     Написание публицистических работ разных жанров в районные, региональные, федеральные печатные и электронные СМИ.

3.     Участие в конкурсах по журналистике.

 

IV.  Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты:

·         приобретение ребёнком социальных знаний, понимания особенностей социальной реальности, опыта самостоятельного социального действия;

·         формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, активной жизненной позиции.

Личностные результаты:

·         осознание роли журналистики в жизни людей;

·         способность выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·         умение высказывать  своё отношение к различным событиям;

·         умение чувствовать красоту и выразительность речи;

·         стремление к совершенствованию собственной речи;

·         проявление интереса и формирование потребности к чтению;

·         проявление интереса к письму, к созданию текстов;

·         осознание ответственности за написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

·         самостоятельное формулирование темы и цели работы;

·         составление плана решения поставленной задачи;

·         соотнесение действия с целью, корректировка деятельности;

·         способность в диалоге с учителем и учащимися вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

·         преобразование информации из одной формы в другую;

·         продуктивное пользование словарями, справочниками, интернет - ресурсами;

·         выстраивание рассуждений.

Коммуникативные УУД:

·         адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

·         владение монологической и диалогической формами речи;

·         высказывание и обоснование собственной точки зрения;

·         приятие иной точки зрения, готовность к корректировке своей точки зрения;

·         корректная формулировка и задавание вопросов собеседнику.

Предметные результаты:

·           знание основ журналистики и издательского дела;

·           проявление себя в различных формах творческой деятельности;

·           создание произведений различных публицистических жанров.

 

V. Формы и виды контроля

 

Контроль результатов освоения дополнительного образовательного направления по журналистике заключается в

·           создании индивидуального творческого проекта,

·           участии в творческих конкурсах, фестивалях,                                           

·           публикации материалов на страницах районных, региональных, федеральных печатных и электронных СМИ.

 

 

 

Формы оценивания индивидуальных достижений учащихся:

·       Портфолио (печатные работы, участие в предметных конкурсах, выполнение творческих проектов и т.д.).

 

VI. Методические рекомендации

         Мастерская по журналистике «Золотое пёрышко» - интегрированный учебный курс по журналистике, английскому языку, информатике и ИКТ.

         В каждом модуле ребёнку предлагается поработать в трёх блоках:

·        «Золотое пёрышко» (знакомство с различными публицистическими жанрами, создание собственных текстов, тренинги по развитию устной и письменной речи);

·        «Golden feather» (практикум устной и письменной речи по английскому языку);

·        «Горячие клавиши» (основы издательского дела, моделирование итогового проекта).

           Занятия в мастерской строятся в форме ролевой игры, где в различных модулях у ребёнка появляются различные обязанности, сфера контролируемой деятельности и ответственности (репортёр, фотограф, корректор, верстальщик, редактор).

 

VII. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

 

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

Список литературы для педагога:

         1.        Аграновский В.А.  Ради единого слова. – М.: Мысль, 1978.

         2.        Афанасьев М. Г. Вопросы журналистики. – М.: «Высшая школа», 1987.

         3.        Белобородов Н. В.  Социальные творческие проекты в школе. –
М.: «АРКТИ», 2006.

         4.        Гринева Л. Г. Как организовать в школе выпуск газеты. – Краснодар, 2004.

         5.          Как издавать газету (практические советы) // Спец. приложение к журналу «Лицейское и гимнастическое образование» - №1. - М.,  2003.

         6.        Кашлева Н. В. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград: «Учитель», 2009.

         7.          Ким М.А. Технология создания журналистского произведения. –
М., 1998.

         8.        Кузнецов А. А. Рыжаков М. В. Азбука журналистики. –
М.: «Вентана – Граф», 2007.

         9.          Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -
М., 1974.

      10.      Спирина Н. В. Журналистика в школе. – Волгоград: «Учитель», 2010.

  

 

Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:

1.     Богданов М.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Ленинград, 1971.

2.     Гринина – Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5 – 9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2003.

3.     Ладыженская Т.А. Развивай дар слова. – М., 1977.

4.     Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.

5.     Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. –
М., 1988.

 

2. Технические средства обучения

Компьютер, сканер, принтер, ксерокс, цифровая фотокамера, диктофон.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации