Рабочая программа внеурочной деятельности «Золотое перышко» (Мастерская по журналистике)
Игнатенко Татьяна Алексеевна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1
высшей квалификационной категории,
победитель конкурса «Лучших учителей РФ» - 2015
Мастерская
по журналистике
«Золотое пёрышко»
Направление: социально-педагогическое
2019г.
ст. Каневская
I. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Золотое пёрышко», согласно требованиям ФГОС, реализуется в социальном направлении развития личности.
1.1 Актуальность, новизна, практическая значимость
и педагогическая целесообразность программы
Актуальность. Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, крае, станице, уметь анализировать, оценивать эти события, обсуждать общественно значимые проблемы, отстаивать собственную точку зрения, иметь осознанную активную жизненную позицию. Материалом для формирования этих качеств является работа по анализу современных публицистических текстов и их созданию.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что занятия курса проходят в форме творческой исследовательской лаборатории, в которой юные корреспонденты учатся пользоваться специфическим инструментарием и применять полученные знания на практике.
Практическая значимость. В рамках курса ребята смогут развить индивидуальные творческие способности, попробовать себя в различных ролях (журналиста, редактора, верстальщика), получат теоретические знания и приобретут практические умения и навыки по созданию печатной и электронной публицистической продукции.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия направлены на создание условий для воспитания и творческого развития личности.
Универсальные учебные действия (УУД), сформированные в процессе занятий в мастерской «Золотое пёрышко», будут ориентировать ребёнка на личный успех, помогут легко и быстро адаптироваться в социуме.
1.2 Цели и задачи
Цель -
- создание условий для формирования нравственно–ценностной, коммуникативной и других компетентностей детей, раскрепощения их творческого потенциала через освоение журналистики как профессии и области литературного творчества.
Задачи
Обучающие: создать условия, способствующие овладению учащимися основными навыками журналистского мастерства, способами построения текста, правилами композиции, информационно-компьютерными программами для верстки.
Развивающие: создать условия, способствующие развитию образного и логического мышления, творческих способностей детей, умения составлять устный и письменный тематический текст заданного жанра; расширение общего кругозора воспитанников.
Воспитательные: способствовать формированию уважительного отношения воспитанников к профессии журналиста, активной жизненной позиции, эстетического вкуса, понимания специфической роли журналистики в жизни общества.
1.3 Пути, средства, методы достижения цели
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьников.
В ходе занятий ребёнок является не пассивным слушателем, а активным участником процесса постижения новых знаний и овладения новыми умениями (элементы развивающего, проблемного обучения, методика «творческой мастерской»). В ходе ролевой игры по созданию газеты ребёнок осваивает различные социальные роли.
1.4 Сведения о сроках реализации программы
Данная программа рассчитана на 17 часов.
1.5 Возрастная характеристика группы
Программа рассчитана на учащихся 7 - 9 классов.
1.6 Формы организации занятий
В программе сочетаются различные формы занятий:
- мастерские построения новых знаний, творческого письма;
- свободные творческие дискуссии;
- ролевые игры,
- игры – тренинги;
- практикумы (подготовка материалов для публикаций в СМИ, издание собственной газеты, творческие проекты);
- участие в творческих конкурсах и фестивалях по журналистике.
II. Учебно-тематический план курса «Золотое пёрышко»
№ п/п |
Наименование разделов, блоков, тем |
Все- |
Характеристика деятельности обучающихся |
|
1. |
Акулы пера? |
2 |
- Знать историю возникновения и развития журналистики. - Понимать функции журналистики в современном обществе, значение профессии журналиста. - Дифференцировать и сравнивать различные роды СМИ. - Классифицировать профессиональные обязанности журналиста. - Определять качества, которыми должен обладать журналист. |
|
2. |
В журналисты б |
2 |
- Развивать индивидуальные творческие способности, информационную культуру. - Использовать фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки, тропы, фигуры речи для усиления изобразительных свойств публицистического текста. - Совершенствовать устную и письменную речь. |
|
3. |
«Гвозди» бы делать из этих статей! (жанры и виды журналистики) |
7 |
- Определять тематику номера, статей с учётом актуальности, важности и значимости. - Анализировать редакционный портфель. - Определять идею и тему журналистского текста. - Дифференцировать журналистские жанры. - Создавать публицистические тексты различных жанров. - Совершенствовать устную и письменную речь. - Редактировать публицистические тексты с точки зрения грамматических и стилистических норм русского языка. - Ориентировать содержание творческих работ на определённый круг читателей. - Подбирать иллюстративный материал для оформления статей, в том числе в интернет - ресурсах. - Верстать полосы, используя различные компьютерные технологии. |
|
4.
|
Журналист |
4 |
- Знать основы издательского дела. - Разрабатывать дизайн, логотип печатного издания. - Форматировать текст. - Составлять графический макет газеты. - Эстетично и грамотно оформлять и располагать материалы на полосе. - Верстать газету, используя различные компьютерные программы. - Сравнивать различные компьютерные программы для верстки. |
|
5. |
Проект «Сдаём номер!» |
2 |
- Редактировать публицистические тексты с точки зрения грамматических и стилистических норм русского языка. - Эстетично и грамотно оформлять и располагать материалы на полосе. - Верстать газету, используя различные компьютерные программы. |
|
Итого: |
17 |
|
|
III Содержание программы
1. Акулы пера? Акулы мысли!
(2 часа)
Введение. Журналистика как профессия. Роды СМИ. История журналистики.
Практика
Виртуальная экскурсия в редакцию СМИ.
Работа с периодической литературой.
2. В журналисты б я пошёл, пусть меня научат…
(2 часа)
Газета. Структура издания. Язык материала. Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц, тропов и фигур речи для усиления изобразительных свойств публицистического текста.
Практика
Мастерские получения новых знаний: «Язык текста (работа с газетными статьями, словарями, справочниками)», «Тропы и тропинки (работа с газетными публикациями: примеры тропов, их роль в тексте)», «Стильные штучки (стилистические фигуры в тексте, их роль)».
Игры – тренинги по совершенствованию устной и письменной речи корреспондента, по основам литературного редактирования.
3. «Гвозди» бы делать из этих статей! (жанры и виды журналистики)
(7 часов)
Информация. Репортаж. Зарисовка. Интервью. Реклама как вид журналистики.
Практика
Мастерские построения новых знаний: «Заметка», «Репортаж», «Интервью», «Обзор печати» (работа над понятийным аппаратом).
Мастерская закрепления знаний «Жанровые особенности журналистики».
4. Журналист в цифровую эру
(4 часа)
Компьютерная грамотность. Вёрстка газеты. Составление графического макета газеты. Компьютерные программы для верстки газеты: Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign CS2 QuarkXPress Adobe PageMaker, Adobe Illustrator (обзор).
Практика
Тренинги: Форматирование в текстовом редакторе. Графический редактор. Вёрстка газет с помощью различных компьютерных программ.
5. Проект «Сдаём номер!» (2 часа)
Создание индивидуального творческого проекта.
Перечень обязательных проектных и практических работ:
1. Итоговая проектная работа «Сдаем номер!»
2. Написание публицистических работ разных жанров в районные, региональные, федеральные печатные и электронные СМИ.
3. Участие в конкурсах по журналистике.
IV. Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты:
· приобретение ребёнком социальных знаний, понимания особенностей социальной реальности, опыта самостоятельного социального действия;
· формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, активной жизненной позиции.
Личностные результаты:
· осознание роли журналистики в жизни людей;
· способность выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· умение высказывать своё отношение к различным событиям;
· умение чувствовать красоту и выразительность речи;
· стремление к совершенствованию собственной речи;
· проявление интереса и формирование потребности к чтению;
· проявление интереса к письму, к созданию текстов;
· осознание ответственности за написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· самостоятельное формулирование темы и цели работы;
· составление плана решения поставленной задачи;
· соотнесение действия с целью, корректировка деятельности;
· способность в диалоге с учителем и учащимися вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
· преобразование информации из одной формы в другую;
· продуктивное пользование словарями, справочниками, интернет - ресурсами;
· выстраивание рассуждений.
Коммуникативные УУД:
· адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
· владение монологической и диалогической формами речи;
· высказывание и обоснование собственной точки зрения;
· приятие иной точки зрения, готовность к корректировке своей точки зрения;
· корректная формулировка и задавание вопросов собеседнику.
Предметные результаты:
· знание основ журналистики и издательского дела;
· проявление себя в различных формах творческой деятельности;
· создание произведений различных публицистических жанров.
V. Формы и виды контроля
Контроль результатов освоения дополнительного образовательного направления по журналистике заключается в
· создании индивидуального творческого проекта,
· участии в творческих конкурсах, фестивалях,
· публикации материалов на страницах районных, региональных, федеральных печатных и электронных СМИ.
Формы оценивания индивидуальных достижений учащихся:
· Портфолио (печатные работы, участие в предметных конкурсах, выполнение творческих проектов и т.д.).
VI. Методические рекомендации
Мастерская по журналистике «Золотое пёрышко» - интегрированный учебный курс по журналистике, английскому языку, информатике и ИКТ.
В каждом модуле ребёнку предлагается поработать в трёх блоках:
· «Золотое пёрышко» (знакомство с различными публицистическими жанрами, создание собственных текстов, тренинги по развитию устной и письменной речи);
· «Golden feather» (практикум устной и письменной речи по английскому языку);
· «Горячие клавиши» (основы издательского дела, моделирование итогового проекта).
Занятия в мастерской строятся в форме ролевой игры, где в различных модулях у ребёнка появляются различные обязанности, сфера контролируемой деятельности и ответственности (репортёр, фотограф, корректор, верстальщик, редактор).
VII. Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Список литературы для педагога:
1. Аграновский В.А. Ради единого слова. – М.: Мысль, 1978.
2. Афанасьев М. Г. Вопросы журналистики. – М.: «Высшая школа», 1987.
3. Белобородов Н. В. Социальные творческие проекты в школе. –
М.: «АРКТИ», 2006.
4. Гринева Л. Г. Как организовать в школе выпуск газеты. – Краснодар, 2004.
5. Как издавать газету (практические советы) // Спец. приложение к журналу «Лицейское и гимнастическое образование» - №1. - М., 2003.
6. Кашлева Н. В. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград: «Учитель», 2009.
7. Ким М.А. Технология создания журналистского произведения. –
М., 1998.
8. Кузнецов А. А. Рыжаков М. В. Азбука журналистики. –
М.: «Вентана – Граф», 2007.
9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -
М., 1974.
10. Спирина Н. В. Журналистика в школе. – Волгоград: «Учитель», 2010.
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
1. Богданов М.Г., Вяземский Б.А. Справочник журналиста. – Ленинград, 1971.
2. Гринина – Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах. 5 – 9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2003.
3. Ладыженская Т.А. Развивай дар слова. – М., 1977.
4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988.
5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. –
М., 1988.
2. Технические средства обучения
Компьютер, сканер, принтер, ксерокс, цифровая фотокамера, диктофон.