Программа Внеурочной деятельности "Лаборатория исследователя"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Администрация города Ижевска
МБОУ "СОШ № 91имени Надежды Курченко"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Лаборатория исследователя
Составитель: Ефимова И.В.,
учитель биологии
Ижевск 2024
.
Содержание
Введение……………………………………2 – 3 стр.
Рабочая программа
«Лаборатория исследователя»……................5 – 23 стр.
Приложения …………………………………24 стр.
Литература……………………………………25 стр.
Введение
Естествознание во все времена составляло фундамент научного миропонимания, так как, будучи системой научных знаний о природе, естествознание выявляет структуру мироздания и познает фундаментальные законы природы, которые характеризуют общую картину мира своего времени. Именно поэтому так значимо для человека развитие его естественно - научной культуры.
Основные черты естественно – научной культуры современного человека – это:
- целостный взгляд на мир как на систему;
- ценностный взгляд на мир и место человека в нем (человек – часть природы);
-экологический взгляд на мир.
Региональные проблемы естественно - научного образования:
Образование в нашем регионе всегда носило техническую направленность, так как необходимо было обеспечивать кадрами предприятия республики. В наше время большинство заводов, сельскохозяйственные предприятия и медицинские учреждения не смогли адаптироваться к рыночным условиям. В результате, медицинские работники, технические кадры и специалисты сельского хозяйства либо попадают под сокращение, либо работают за небольшую заработную плату. Как следствие этого – падение престижа вышеперечисленных специальностей. По данным анкетирования 9-11 классов нашей школы около 80 % учащихся хотят быть экономистами, банкирами и юристами; и лишь 7 % планируют связать свою жизнь с техническими, аграрными и медицинскими специальностями. Таким образом, в настоящее время нет социального заказа на серьезное изучение физики, химии и других естественных наук. Хотя, если мы хотим жить в развитой стране, то нам необходимо обладать наукоемкими технологиями, а для этого нужны подготовленные кадры.
В связи с переходом на новые учебные планы ФГОС в 1,5 -2 раза сокращается количество часов, отводимых на изучение физики, химии, географии, биологии.
Для решения перечисленных проблем необходимо заинтересовать детей науками о природе как можно раньше. Кроме того, необходимо вовлекать ребят в проектную, исследовательскую, творческую деятельность; предоставлять им возможность попробовать себя в разных областях. Лучше всего начинать эту работу в начальной школе, так как в младшем школьном возрасте ведущим типом деятельности является учебная деятельность. Детям еще все интересно, они с радостью пробуют свои силы во всем. В нашей школе такая работа проводится в рамках программы развития одаренности.
Программа, которая представлена в данной работе, предусматривает следующие мероприятия с целью развития естественно-научного мышления и пропедевтики изучения естественных наук:
Работа научного общества учащихся начальной школы. В секции НОУ «Лаборатория исследователя» ребята получают первоначальные сведения о методах изучения природы, учатся проводить наблюдения, ставить опыты, представлять результаты своих исследований. (Учебно-тематический план программы приведен ниже). В секции НОУ «Техническое творчество» ребята изготавливают модели транспортных средств, приобретая навыки моделирования, пользования инструментом.
Проведение Фестиваля творчества учащихся начальной школы. В рамках фестиваля ребята представляют свои творческие, исследовательские, проектные работы.
Такая система работы позволяет сформировать устойчивый интерес к познавательной деятельности вообще и к изучению естественных наук в частности; развивает навыки проектной, конструкторской, исследовательской деятельности; позволяет осуществить профессиональные пробы к научно-техническим специальностям и более осознанно подойти к выбору дальнейшего профиля обучения.
Программа НОУ «Лаборатория исследователя » может найти широкое применение на уроках по изучению курса «Окружающий мир» в начальной школе, а также в дошкольных учреждениях (отдельно взятые опыты) и может служить «инструкцией» проведения совместных опытов в домашних условиях для родителей и их любознательных детей. Большое преимущество данной программы в том, что в опытах используются предметы, вещества, которые всегда под рукой, что облегчает их проведение, не затрачивая больших финансовых ресурсов. Со многими из них ребенок сталкивается в повседневной жизни и имеет личный, жизненный опыт.
Программа по внеурочной деятельности
«Лаборатория исследователя»
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория исследователя» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и рассчитана на обучающихся 3-4 классов, чтобы расширить их кругозор в области естественных наук, повысить интерес к познанию окружающего мира, вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность. Это интегрированный курс по биологии, физике, химии, где через практические опыты ребенок сам может познать интересные явления, происходящие в окружающей среде, в его организме, мире растений и химических явлений.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- умения коллективного планирования;
-умение взаимодействовать с любым партнером;
-умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
-навыки делового партнерского общения;
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
-умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
-умение устанавливать причинно-следственной связи.
- умение планировать ход опыта, время, ресурсы;
- умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
- умение инициировать учебное взаимодействие во взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные ответы.
В начальной школе ведется курс «Окружающий мир», где учащиеся получают азы по естественным наукам. Данная программа позволяет детям более детально и углубленно изучать некоторые разделы данного курса, опираясь на знания, полученные на уроках.
Проводя данные опыты, ученик для себя открывает новые возможности и способы применения обыденных вещей, например: как при помощи капусты обнаружить кислоту, как с помощью простых дрожжей надуть воздушный шарик, как из соды и воды в домашних условиях можно вырастить кристаллы и т.д. Такие работы дают возможность детям творчески подходить к решению различных проблем, так как меняют стереотип мышления.
В ходе проведения наблюдений и опытов дети получают практические навыки, которые могут быть использованы в дальнейшей жизни, например: умение проращивать семена, делать выводы о пользе питательных веществ, находящихся в растениях.
Выполняя простые опыты, учащиеся узнают, как устроен и работает их организм. Получают на занятиях практические советы по сохранению здоровья, например: при изучении состава лимонада, или при наблюдении за зрачком глаз.
При изучении физических явлений учащиеся знакомятся с понятием плотности, центробежной силы, поверхностного натяжения, а так же изучают особенности природы света.
Программа рассчитана на 34 часа. Последовательность изучения тем, методика проведения опытов указаны в таблице.
Итоговым мероприятием курса является научно-практическая конференция «Наука – мое будущее».
Задачами научно-практической конференции являются:
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.
Формирование навыков проведения опытов, выполнения исследований.
Развитие умения публичного выступления.
Использование имеющихся знаний и полученного опыта в новых условиях.
Формирование навыков правильного оформления исследовательских работ.
Формирование интереса к естественным наукам.
Перечень возможных тем исследовательских работ приведен в Приложении 1.
Таким образом, данный курс решает следующие задачи:
Формирует базу для изучения естественных наук в средней и старшей школе.
Формирует навыки проведения наблюдений, постановки опытов.
Формирует навыки анализа, систематизации, объяснения явлений с точки зрения законов природы.
Развивает умение презентовать результаты своей работы в устной и письменной формах.
Способствует развитию интереса к познанию вообще и к изучению естественных наук в частности.
Учебно-тематический план
Последовательность и название тем | Цель | Материалы и оборудование | Ход работы | В дневник наблюдений | ||||
1. Введение в курс. | 1. Ознакомление с содержанием курса. 2. Инструктаж по технике безопасности и охране труда | | | | ||||
Биология | ||||||||
2. Из каких веществ образованы растения? | Научить определять содержание органических веществ в растениях. | Мука, настойка йода, кружка, чайная ложка, пробирка, вода, пипетка, марлевая салфетка, две банки, чистый лист бумаги, семена подсолнуха, карандаш | 1. Приготовить раствор йода: налить немного настойки йода в баночку и разбавить таким же количеством воды. 2. Насыпать в кружку немного муки и добавить воду. Перемешать для получения комочка теста. 3. В марлевую салфетку положить комочек теста и промывать в баночке с водой. Вода мутнеет. 4. В мутную воду капнуть раствор йода. Вода посинеет. Вывод: в семенах растений содержится крахмал. 5. На марлевой салфетке осталась клейкая масса. Вывод: в семенах растений содержится белок (клейковина). | В растительной пище содержаться углеводы (крахмал), жиры и белки. Йод помогает обнаружить крахмал в растениях. Крахмала много в рисовой каше, картофеле, белом хлебе. Из семян подсолнуха получают масло. В семенах растений содержится белок (клейковина). | ||||
| | | 6. На чистый лист бумаги положить семена подсолнуха. Надавить карандашом. Появятся жирные пятна. Вывод: в семенах содержится жир (растительные масла). | | ||||
3. Движение воды в растениях | 1. Показать движение воды по стеблям растений 2. Показать каналы, по которым идет вода | Банка, синие чернила, стеблевой черенок бальзамина. | 1. На дно банки налить чернила. 2. Поставить растение в банку с чернилами 3. Оставить на 3 дня. | Стебель, листья и цветок окрасились в синий цвет. Чтобы поддерживать жизнь, растению нужна вода. Через сосуды, находящиеся внутри стебля, оно втягивает чернила вверх. | ||||
4. Строение растений под микроскопом | 1. Научить пользоваться школьным микроскопом. 2. Изучить клеточное строение кожицы лука. | Школьный микроскоп, луковица, предметное стекло, покровное стекло, раствор йода, пипетка, стакан с водой. | 1. Изучить строение микроскопа и правила работы. 2. Настроить микроскоп. 3. Снять внутреннюю кожицу чешуи лука. 4. Положить ее на предметное стекло, капнуть воду, накрыть покровным стеклом. Посмотреть под микроскопом. 5. Приподнять покровное стекло. Капнуть раствором йода. Посмотреть под микроскопом. | Все растения состоят из кирпичиков – клеток. Клетки состоят их оболочки, цитоплазмы и ядра, которые окрашиваются йодом и становятся заметными. При разрушении ядра клетки погибают. | ||||
5. Проращивание верхушки моркови. | Показать, что морковь можно вырастить из срезанной верхушки корнеплода. | Верхушка моркови, блюдце, вода. | 1. Налить немного воды в блюдце. 2. Положить на середину блюдца срезанную верхушку моркови. 3. Поставить блюдце в теплое освещенное место на 2-3 недели. | Из верхушки моркови начинают прорастать листья, и постепенно формируется настоящее растение. Морковь запасает себе на зиму пищу, необходимую для весеннего роста. Запас пищи корнеплоды хранят под землей. Весной растение снова начинает расти, используя запасенную пищу. | ||||
6. Прорастание семян | Научить проращивать семена | Сухие бобы фасоли, прозрачная банка, бумажное полотенце | 1. Выстелить банку внутри бумажным полотенцем и подлить туда немного воды. 2. Положить несколько сухих бобов фасоли между стеклом и бумагой и поставить банку в теплое и сухое место на 1 неделю. Бобы должны прорасти (дать побеги и корни). 3. Переставить банку в светлое место. | Растение постоянно растет. Его корни достигают дна, а в верхней части поначалу вырастают только 2 небольших листочка. Они называются семядолями – это пищевой склад молодого растения. Потом появляются более крупные листья. Семядоли отбрасываются. Они больше не нужны. От основного корня отрастают боковые. Можно оформить наблюдения в виде таблицы. | ||||
7. «Карта языка» | 1.Показать работу органа вкуса. 2. Находить вкусовые зоны. | Четыре стаканчика, в которые налиты черный кофе, соленая вода, сладкая вода и уксус. Чайная ложка, карандаш, кусочек хлеба, лист бумаги с нарисованной схемой языка. | 1. Разрезать две соломинки пополам, чтобы сделать 4 «пипетки». 2. Опустить «пипетку» в уксус и закрыть верхний коней ее пальцем, чтобы удержать жидкость. 3. Капнуть на язык по 2 капли жидкости в каждую очерченную на карте зону. 4. Вытереть язык хлебом. 5. Отметить на «карте» место, где уксус действует сильнее всего. 6. Прополоскать рот чистой водой 7. Повторить тест с остальными жидкостями | Язык может определить 4 основных вкуса: соленый, кислый, сладкий и горький. Передняя часть языка лучше всего реагирует на сладкое. Задняя часть - на горькое. Боковые стороны языка хорошо распознают кислое, а самый кончик лучше всего чувствует соленое. С возрастом вкусовые чувства притупляются, так как некоторые вкусовые точки у взрослых перестают работать. Язык покрыт крошечными вкусовыми сосочками. Находящаяся во рту слюна расщепляет химические вещества, из которых состоит пища. В мозг от сосочков по нервам идут сигналы, содержащие информацию о вкусе. | ||||
8. Для носа нет вопроса | 1. Показать работу и значение органа обоняния. | Протертые яблоки, морковь, картофель, 3 миски, повязка для глаз, ложка. Работа в парах. | 1. Разложить протертые овощи по разным мискам. 2. Закрыть глаза и закрыть нос. 3. Сосед по парте помогает попробовать еду из каждой мисочки. 4. Угадать, что в каждой мисочке. | Во время еды, запах пищи проникает в нос, поэтому мы ощущаем вкус и запах одновременно. Нос намного чувствителен чем язык, и позволяет более точно распознать продукты. Пища теряет влагу, и вместе с паром из нее выделяются крошечные частички химических веществ. Они поднимаются в воздух и попадают на детектор запаха, находящиеся в носу. Сигналы запаха поступают в мозг. | ||||
9. Глаза. Увеличивающиеся зрачки. | Познакомить с особенностями функции глаз. | Фонарик, зеркало | 1. Побыть несколько минут в затемненной комнате. 2. Вглядеться в свои зрачки. 3. Включить фонарик и снова вглядеться в зрачки. | При ярком свете зрачки ссужаются, так как большое количество света может повредить зрение. В затемненной комнате они расширяются, чтобы в них проникало больше света и можно было видеть лучше. | ||||
10. Как мы различаем цвета. | Познакомить с особенностями функции глаз. | Цветные карандаши. | 1. Взять несколько карандашей и пройти с ними в темную комнату. | Через какое-то время глаза привыкли и видим карандаши, но цвет не различаем. Это происходит потому, что рецепторы – колбочки, которые находятся в сетчатке глаза, при помощи которых мы различаем цвета, не могут работать при недостаточном свете. | ||||
11.Опыт со слюной | Показать, что происходит с крахмалом под действием слюны. | Накрахмаленная марлевая салфетка, палочка с чистой ваткой, раствор йода. | 1. На салфетке написать свое имя, с помощью ватки с палочкой, предварительно смочив ее слюной. 2. Салфетку 1 минуту подержать в ладошке, чтобы она согрелась. 3. Опустить в раствор йода. | Салфетка синеет, а буквы остаются белые, так как крахмал разрушается слюной. В ней содержится вещество – энзим, так называемый птиалин. Он воздействует на молекулы крахмала, перерабатывая их в более мелкие молекулы другого вещества, мальтозы, которая с йодом не реагирует. | ||||
12. Гибкая косточка | Показать состав костей | Косточка от варенного окорочка, уксус, баночка с крышкой. | 1. Положить косточку в банку. 2. Залить уксусом и оставить на 1 неделю. | Наши кости твердые и упругие. В их состав входят органические вещества, придающие ей упругость и неорганические вещества, придающие прочность. Через 1 неделю косточка стала мягкой, так как из нее уксус вымывает неорганические вещества, которые придают косточке прочность. | ||||
13. Проверка осязания. | Познакомить с особенностями кожных рецепторов. | Два карандаша. | 1. Закрыть глаза и попросить товарища прикоснуться к тебе карандашами к губам, спине, рукам, пальцам, ногам, ступням. 2. В ходе опыта говорить когда ты чувствуешь прикосновения, а когда одно. | На поверхности кожи есть крошечные нервные окончания. Когда мы дотрагиваемся до чего-либо, они посылают сигналы в мозг. Чаще мы угадываем, когда касаются пальцев или губ. В этих местах много нервных окончаний и они располагаются близко одно от другого. На спине чаше ошибаемся, так как нервные окончания разбросаны далеко друг от друга. | ||||
14. Послушай свой голос. | Познакомить с работой голосовых связок. | Воздушный шарик, небольшой кусок картона. | 1. Надуть шарик. 2. Выпустить из него воздух, растягивая горловину двумя руками. 3. Сделать из картона тонкую трубку. Снова надуть шарик и вставить трубку в горловину шарика. | В передней части горла находится бугорок. Внутри него находятся две складки кожи – голосовые связки. Когда воздух из легких выходит через горло, голосовые связки начинают вибрировать. Так рождается звук. Мышцы в горле растягивают голосовые связки, как мы растягивали горловину шарика. Мы слышали звук. Когда они расслаблены( как шарик, в горловину которого вставлена трубочка), они не вибрируют, поэтому и не производят звука. | ||||
15. Определи объем своих легких. | Научить определять объем своих легких. | Прозрачная пластиковая бутылка с крышкой, миска с водой, гибкая соломинка. | 1.Наполнить пластиковую бутылку водой. Закрыть плотно крышкой. 2. Опустить бутылку в миску с водой и снять крышку. 3. Вставить соломину в бутылку. 4. Сделать глубокий вдох и дуть в соломину до тех пор, пока в легких совсем не останется воздуха. | В верхней части бутылки образуется пустое место. Это воздух, который набираем в легкие за один вдох. | ||||
Химия | ||||||||
16. «Кислотная атака». | Показать свойства кислот. | Небольшой комочек «схватившегося» цемента, стакан, уксус. | 1. Комочек засохшего цемента положить в стакан. 2. Налить в стакан уксуса так, чтобы цемент был покрыт жидкостью. 3. Оставить на 2-3 дня. | Кислоты – важная группа химических веществ. В концентрированном виде они опасны для здоровья. Сильные кислоты разъедают и портят вещи и предметы. Кислоты разъедают даже здания. В дыме фабрик, заводов, выхлопных газах автомобилей содержаться кислоты, которые выпадают в виде кислотных дождей. Уксус – это кислота. Она разъедает цемент, который растворяется в уксусе. | ||||
17. Получение кислотного индикатора | Научить делать индикатор | Половинка кочана красной капусты, металлическая кастрюля, деревянная ложка, большая банка с завинчивающейся крышкой, дуршлаг, нож, лабораторная плитка, вода, форма с ячейками для кубиков льда. | 1. Мелко нарезать капусту. Положить ее в кастрюлю и залить водой. 2. Довести воду до кипения и охладить. 3. Капустный отвар слить в банку через дуршлаг. 4. Разлить отвар в ячейки формы для льда и заморозить. | Получили индикатор. Чтобы он не испортился, его необходимо хранить в холодильнике. | ||||
18. Изучаем кислоты и щелочи. | Показать, как можно распознавать кислоты и щелочи. | Готовый замороженный капустный индикатор, 3 высоких стакана, прозрачный лимонад, вода, питьевая сода, чайная ложка. | 1.Взять 3 высоких стакана, налить в 2 из них воды, а в3 лимонад. 2. В один из стаканов с водой добавить чайную ложку питьевой соды. 3. В каждый стакан опустить кубики отвара. | Лимонад содержит кислоту, жидкость окрасилась в светло-бордовый цвет. Сода сделает индикатор зелено-голубым. Это потому, что сода – щелочь. Вода нейтральная (она ни кислота, ни щелочь), останется бордовым. | ||||
19. Наблюдаем за дрожжами. | Показать, что дрожжи выделяют углекислый газ. | Сухие дрожжи, сахар, кувшин, стеклянная бутылка, воздушный шарик, миска. Чайная ложка. Столовая ложка, теплая вода. | 1. Налить в кувшин 2 столовые ложки воды 2. Развести в ней 2 чайные ложки дрожжей. 3. Добавить 1 чайную ложку сахара. 4. Дрожжевую смесь вылить в бутылку и закрыть горлышко воздушным шариком. 5. Поставить на 15 мин в миску с теплой водой. | Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных грибочков, а дрожжи – это грибы, которые дремлют в холодном и сухом виде. Когда дрожжи оживают и начинают есть сахар, смесь наполняется пузырьками углекислого газа, который они выделяют. Пузырьки лопаются, и газ наполняет шарик. | ||||
20. Пищевые красители. | Познакомить с составом красителей и методом хроматографии. | Драже, покрытые цветной глазурью, краски на водной основе, пищевые красители, чернила, промокашка, плоская тарелка. | Опыт № 1. 1. Смочить слюной драже, покрытые цветной глазурью. 2. Опустить в воду и приложить промокашку. Опыт № 2 1. На бумажных полосках из промокашки нарисовать кружочки. 2. Погрузить концы с кружочками в блюдце с водой. | Вскоре пищевые красители, краски или чернила начнут расплываться, и проявятся все красители, использованные при их изготовлении. Просачиваясь вверх по промокательной бумаге, вода взаимодействует с чернилами. В состав чернил входит целый ряд химических веществ, которые движутся в воде с различными скоростями. Поэтому происходит расщепление цветов. Краски расплываются, создавая красивые узоры. Такое разделение химических веществ называется хроматографией. | ||||
Физика | ||||||||
21. Опыт с водой | Показать силу притяжения молекул | Стакан, иголка, Оберточная бумага, вода | 1. Налить в стакан воды. 2. Положить иголку на небольшой лист бумаги и уложить аккуратно его в воду. | Все вещи состоят из крошечных частей, которые называются молекулами. Молекулы твердых тел крепко держаться друг за дружку, не давая вещам распадаться на части. В данном опыте бумага потонет, а иголка останется «на плаву». Молекулы воды на поверхности так крепко сцеплены друг с другом, что представляют собой что-то вроде кожи или пленки ( по научному называется « поверхностное натяжение»). Из-за того, что иголка такая тонкая, она не может его преодолеть и на поверхности воды образуется впадинка. | ||||
22. Волшебный шарик в бутылке. | Показать расширение и сжатие веществ. | Стеклянная бутылка, теплая вода, воздушный шарик, ножницы, большая миска, холодная вода. | 1. Налить в стеклянную бутылку теплой воды и оставить на несколько минут, чтобы бутылка нагрелась. 2. Вылить воду. 3. Срезать колечко на горловине шарика. 4. Натянуть шарик на горлышко бутылки. 5. Поставить бутылку в миску с холодной водой. | Молекулы находятся в постоянном движении. Когда их нагревают, они начинают двигаться быстрее и сильнее отталкиваются одна от другой. Поэтому само вещество увеличивается в объеме (расширяется). А при охлаждении молекулы двигаются медленнее, меньше «толкаются» и сближаются. Вещество сжимается. В этом опыте Охлаждаясь, воздух в бутылке сжимается и занимает все меньше места. На освободившееся место устремляется воздух снаружи. И шарик, который закрывает ему доступ, вдавливается внутрь бутылки. | ||||
23. Вырасти свой кристалл. | Показать особенности строения кристаллов | Чистая стеклянная банка, кусок нитки, чайная ложка, кальцинированная сода, скрепка для бумаг, миска, металлическая ложка, горячая вода, карандаш | 1. Положить в банку металлическую ложку и налить туда горячей воды почти до краев ( ложка защищает банку, чтобы та не лопнула от горячей воды). 2. Положить в воду несколько ложек кальцинированной соды и мешать, пока она не раствориться. 3. Добавить еще соды и размешать. 4. Поставить банку в миску с горячей водой, чтобы вода в банке не остывала. 5. Добавлять соду до тех пор, пока сода не перестанет растворяться. 6. К концам нитки привязать скрепку и карандаш. 7. Опустить скрепку в банку и намотать нитку на карандаш, чтобы скрепка висела, погруженная в раствор. 8. Чтобы кристаллы были цветными можно в раствор добавить чернила. | Такие вещества, как соль сахар, кальцинированная сода, состоят из крошечных частичек одинаковой формы – кристаллов. Охлаждаясь, вода теряет способность растворять такое большое количество соды. Поэтому кристаллы соды начинают образовываться на скрепке. Остаток соды оседает на образовавшихся кристаллах, и через некоторое время повисают гроздьями. Одновременно идет испарение воды и кристаллы увеличиваются – «растут». | ||||
24. Смешивающий круг. | Изучить природу света. | Картонка, фломастеры или краски красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов, кисточка, карандаш, шпагат. | 1. Разделить картонный круг на 7 секторов. 2. Раскрасить каждый сектор в один из цветов радуги. 3. На расстоянии 1 см одна от другой сделать дырочки и продеть туда шпагат длиной 1 м. Концы завязать узлом. 4. Взять концы шпагата двумя пальцами, закрутить круг вперед или назад, чтобы веревочка завилась. 5. Растягивая руки в стороны, раскрутить круг. | Когда круг быстро вращается, видно, что он стал почти белым. Разные цвета, которые видят глаза, смешиваются в мозгу и мозг сообщает, что суммарный цвет этой «смеси» - белый. Свет кажется прозрачным, но на самом деле он состоит из разных цветов. | ||||
25. Яйцо на плаву. | Познакомить с понятием «плотность» и научить ее изменять. | Стеклянная кружка с водой, яйцо, соль, столовая ложка, ручка с несмываемыми чернилами. | 1. Осторожно опустить яйцо в кружку с водой, затем вынуть ее. 2. Добавить в воду 10 столовых ложек соли и мешать, пока соль не раствориться. 3. Положить яйцо в рассол. 4. На самой верхней точке сделать метку. Вынуть яйцо и протерев его к низу от метки нарисовать рожицу. 5. Вылить половину рассола из кружки, и медленно наклонив ее поверх рассола налить холодной воды. 6. Когда кружка наполниться опустить туда яйцо. | Некоторые предметы всегда тонут, так как они имеют большую плотность. Масса тела по отношению к объему называется плотностью. Если опустить яйцо в воду, то оно утонет. Это потому, что яйцо плотнее воды. В рассоле оно не тонет, так как увеличилась плотность, и плотность рассола стала выше, чем яйца. | ||||
26. Покрути ведро. | Дать понятие центробежной силе. | Пластмассовое ведро, вода. | 1. Налить полведерка воды. 2. Вращать ее по вертикальной плоскости как можно быстрее. | Когда крутим ведерко, заставляем силой его двигаться «по орбите», т.е. постоянно меняем направление. В то же время вода внутри по-прежнему стремиться двигаться по прямой линии. Вода прижимается к стенкам и дну ведра и не может вылиться. Эта сила называется центробежной. | ||||
27. «Прилипчивый» шарик. | Объяснить причины возникновения и получение статического электричества. | Воздушный шарик, шерстяной свитер. | 1. Надуть шарик. 2. Потереть его 10 раз о свой свитер или волосы. | Все в мире состоит из атомов. Атомы состоят из маленьких частичек: протонов и электронов. Они несу электрические заряды: протоны – «+», а электроны – минус. Электрический заряд всегда стремиться перейти с одного тела на другое. Если по какой – то причине он не может этого сделать, то образует – статическое электричество. Когда трем шарик о свитер оба они заряжаются электричеством, только по-разному. Шарик заряжается отрицательным зарядом, а свитер – положительным. Противоположные заряды притягиваются друг другу. | ||||
28 – 34. Подготовка к итоговому занятию – научно-практической конференции. | 1. Развивать умение публично выступать. 2. Использовать имеющиеся знания и полученный опыт. 3. Научить правильно оформлять исследовательские работы. 4. Повысить интерес к естественным наукам. | | Каждый ученик выбирает опыт, о котором он желает рассказать на конференции. При содействии учителя составляется план рассказа, таблицы, рисунки. При желании учащиеся работают в группе. | |
Приложение № 1 Перечень возможных тем исследовательских работ.
Полезная и «вредная» пища.
Возможности моего тела.
«Глаза: вооружены и …очень полезны»
В мире красок.
Удивительные свойства воды.
«Во саду ли, в огороде».
Применение химических веществ в быту.
Микроскоп – помощник юного биолога.
«Шкатулка с драгоценностями» (выращивание кристаллов).
«Химическая» кухня.
Основные свойства живых организмов.
Синтетические и натуральные пищевые краски.
«Химчистка» (синтетические моющие средства (СМС) и поверхностно активные вещества (ПАВ)).
Агрегатное состояние и плотность веществ.
Научные методы изучения природы.
Литература:
Под редакцией Элистер Смит. Познавательные опыты в школе и дома. М.: ООО «Росмен – Издат»,2001г.
Программы общеобразовательных учреждений. Естествознание. 10-11 классы. И.Ю. Алексашина. М.: «Просвещение», 2017.
Электив 9: Физика.Химия. Биология. Конструктор элективных курсов. С.В. Дендебер, Л.В. Зуева и др., 2016.