Программа внеурочной деятельности «Мой край родной» по духовно-нравственному направлению в условиях организации ФГОС для обучающихся 3-4 классов
Программа
внеурочной деятельности
«Мой край родной»
по духовно-нравственному направлению
в условиях организации ФГОС
для обучающихся 3-4 классов
___________________ учебный год
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины – деревни, города, края, в котором ты живёшь, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, при общении с людьми старшего поколения.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, поселению. Программа «Мой край родной» предназначена для младших школьников, детей от 9 до 12 лет, посещающих образовательное учреждение, и рассчитана на 2 года обучения.
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 45 минут, в группах до 25 человек.
Участники программы:
- учащиеся 3-4 классов;
- учитель начальных классов;
- родители;
- музыкальный руководитель;
- школьный библиотекарь.
Цель программы: приобщить младших школьников к историко-культурным традициям родного края через активизацию их творческого потенциала; сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности; создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
1. Изучение прошлого и настоящего марийского народа, его обычаев, традиций и духовной культуры;
2. Формирование эмоционально-положительного отношения к этнокультурному наследию;
3. Расширение кругозора воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, физической культуре;
4. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.
5. Развитие коммуникативных навыков и умений в процессе общения.
6. Воспитание уважения и любви к родному краю;
7. Прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни.
Основные направления: Программа «Мой край родной» включает следующие основные направления учебной деятельности:
- историческое
- духовное краеведение
- здоровьесберегающее
Реализация программы «Мой край родной» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах:
- экскурсия;
- викторина;
- конкурсы;
- устный журнал;
- работа с документами (фотографии), с литературой, СМИ (детская газета «Ямде лий!», детский журнал «Кече»);
- работа с электронными источниками информации;
- презентация;
- игры на свежем воздухе и в помещении;
- фотовыставки;
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций; практические методы: изготовление рисунков, панно - аппликаций, практические работы.
Принципы программы:
• Включение учащихся в активную деятельность.
• Доступность и наглядность.
• Связь теории с практикой.
• Учёт возрастных особенностей.
• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.
Содержание программы курса внеурочной деятельности
1. Моя Родина – Республика Марий Эл
Знакомство с географической картой Республики Марий Эл.
Заочное путешествие по современным городам и районам республики. Заочное путешествие по селу Кукнур. Достопримечательности и спортивные сооружения. Славные люди марийской земли. Экскурсии в столицу РМЭ и в сернурский музейно-выставочный комплекс имени Александра Конакова.
Первые исследовательские навыки: Конкурс рисунков «С чего начинается Родина». Фотовыставка «Моя родная сторона». Сбор материала и составление рассказа об интересном человеке нашего посёлка, села, деревни. Проект «Спорт в жизни односельчан»
2. Природа нашего края. Безопасное поведение на природе.
Лес – богатство нашей республики. Разнообразие растений. Лекарственные растения.
Съедобные и несъедобные грибы. Правила безопасного поведения в лесу. Как ориентироваться в лесу. Животные марийских лесов. Водоёмы РМЭ. Правила безопасного поведения возле водоёмов. Санатории и детские оздоровительные лагеря. Родники. Целебные свойства святых источников. Сказка о реке Немда.
Первые исследовательские навыки: Экскурсия в природу (в лес, рощу, овраг, на поле и т. д.), оформление фотостраницы «Лекарственные растения родного края», «Грибы марийских лесов», «Певчие птицы моей малой родины», «Родники Кукнурской земли». Сбор загадок о грибах. Прослушивание аудиозаписи пения птиц.
3. Устное народное творчество.
Загадки. Пословицы. Разнообразие марийских песен. Колыбельные песни.
Первые исследовательские навыки: Сбор загадок, пословиц о здоровье. Сбор народных песен.
4. Марийские народные праздники.
Национальные традиции и обычаи моего народа. Общие сведения о содержании праздников. Марийские праздники «Ўарня», «Конга пайрем». День национального героя. День Кукнура.
Исследовательские навыки. Оформление календаря народных праздников родной деревни (села).
5. Национальная кухня.
Отношение к хлебу марийского народа «Как хлеб к нам на стол пришёл». Пословицы и поговорки о хлебе. Особенности марийской кухни. «Лашка» - суп-лапша. «Подкогыльо» - подкогыль. «Коман мелна» - двухслойные блины.
Исследовательские навыки: Сбор рецептов вкусного блюда своей семьи, оформление фотостраницы «Марийские национальные блюда». Проект «Моё любимое марийское блюдо».
6. Народные игры.
Народные игры в помещении и на свежем воздухе. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальными яйцами. Марийские народные игры: «Бой петухов», «Катание мяча», «Сокыр тага» («Слепой баран»).
Практическая деятельность: Разучивание и проигрывание народных игр. Оформление фотостраницы «Марийские игры».
7. Национальная одежда и обувь.
Знакомство с традиционной и современной марийской одеждой. Марийский орнамент. Одежда из льняного и конопляного материала. Валенки. Лапти. Знакомство с мастерами по изготовлению валенок.
Практическая деятельность: Выставка «Наряды моей бабушки и мамы». Вышивка гладью.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданин Республики Марий Эл, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города (села) и края;
- установка на здоровый образ жизни.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
- проявлять познавательную инициативность;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
- различать способ и результат действия;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
- правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
- задавать вопросы;
- владеть диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Основные требования к знаниям и умениям
В результате усвоения программы «Мой край родной» учащиеся должны знать:
- правила безопасного поведения в лесу, в поле, на лугу, около водоёмов;
- возможные опасные ситуации при движении на открытой местности: ориентирование;
- лекарственные растения родного края;
- съедобные и несъедобные грибы;
- традиции и обряды марийских народных праздников;
- малые жанры марийского фольклора;
- народные промыслы;
- марийские народные игры;
- марийские народные песни;
- историю своего родного села (деревни);
- факторы, влияющие на здоровье человека;
Учащиеся должны уметь:
- правильно собирать лекарственные растения;
- распознавать съедобные и несъедобные грибы;
- ориентироваться в лесу;
- осуществлять активную оздоровительную деятельность;
- формировать своё здоровье.
- участвовать в игровой забаве, в праздниках;
- использовать народные традиции в своей жизни;
- распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, пословицы, колыбельные песни);
-узнавать государственную символику своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;
- различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);
- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте.
Ожидаемые результаты:
Увеличение количества учащихся, занимающихся творческими видами деятельности;
Занятия учащихся проектно-исследовательской деятельностью;
Участие детей в школьных и районных мероприятиях, конкурсах художественной самодеятельности;
Увеличение количества родителей, участвующих в учебно-воспитательном процессе школы;
Удовлетворенность учащихся, родителей и учителей реализацией программы.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры и её влияние на здоровье человека.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Дата проведения | Примечание |
Моя Родина – Республика Марий Эл (6 часов) | |||||
1. | Моя Родина – Республика Марий Эл. | 1 | Устный журнал (презентация) | ||
2. | Конкурс рисунков «С чего начинается Родина?» | 1 | Мастерская | ||
3. | Достопримечательности республики. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
4. | Спортивные сооружения. | ||||
5. | Славные люди марийской земли. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
6. | Экскурсия в столицу. | 1 | |||
Природа Республики Марий Эл. Безопасное поведение на природе. (14 часов) | |||||
7. | Лес – богатство нашей республики. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
8. | Правила безопасного поведения в лесу. Ориентирование. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
9. | Экскурсия в лес. | 1 | |||
10. | Разнообразие растений. Лекарственные растения. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
11. | Оформление фотостраницы «Лекарственные растения родного края». | 1 | Мастерская КТД | ||
12. | Съедобные и несъедобные грибы. | 1 | Викторина | ||
13. | Оформление фотостраницы «Грибы марийских лесов». | 1 | Мастеркая КТД | ||
14. | Загадки о грибах. | 1 | Конкурс между командами | ||
15. | Птицы марийских лесов. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
16. | Оформление фотостраницы «Крылатые певуньи наших лесов». | 1 | Мастерская КТД | ||
17. | Конкурс рисунков «Птицы – наши друзья». | 1 | Мастерская | ||
18. | Животные марийских лесов. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
19. | Оформление фотостраницы «Животные марийских лесов». | 1 | Мастерская КТД | ||
20. | Стих С.Чавайна «Ото». Конкурс рисунков к стихотворению. | 1 | Литературная гостиная | ||
3.Устное народное творчество (6 часов) | |||||
21-22. | Разнообразие загадок марийского народа. Конкурс между командами. | 1 | Работа с книгой | ||
23-24. | Пословицы о здоровье. Сбор пословиц о здоровье. | 1 | Работа с книгой «Марий калыкмут». КТД | ||
25. | Разнообразие марийских песен. Колыбельные песни. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
26. | Сбор народных песен. | 1 | Мастерская КТД | ||
Национальная одежда (3 часа) | |||||
27. | Традиционная марийская одежда. Одежда из льняного и конопляного материала. | 1 | Беседа с использованием ИКТ Посещение школьного музея | ||
28. | Современная марийская одежда. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
29. | Наряды моей бабушки и моей мамы. | 1 | Выставка | ||
30-33. | Практическое занятие. Вышивка гладью. | 1 | КТД Выставка работ | ||
34. | Викторина «Знаешь ли ты родной край?» | 1 | Игровая программа |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Форма занятия | Дата проведения | Примечание |
Моя малая Родина (6 часов) | |||||
1. | Моя малая Родина. Село Кукнур – вчера и сегодня. | 1 | Устный журнал (презентация) | ||
2. | Оформление фотостраницы «Моя родная деревенька». | 1 | Мастерская КТД | ||
3. | Достопримечательности Сернурского района. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
4. | Проект «Спорт в жизни селян» | 1 | КТД | ||
5. | Знаменитые люди малой Родины. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
6. | Экскурсия в сернурский музейно-выставочный комплекс. | 1 | |||
Природа нашего края. Водоёмы Марий Эл. (6часов) | |||||
7. | Водоёмы. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
8. | Сказка о реке Немда. | 1 | Чтение и обсуждение сказки | ||
9. | Санатории марийского края. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
10. | Детские оздоровительные лагеря. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
11. | Марийские родники. Целебные свойства святых источников. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
12. | Оформление фотостраницы «Родники Кукнурской земли». | 1 | Мастерская КТД | ||
Марийские народные праздники (8 часов) | |||||
13. | Национальные традиции и обычаи моего народа. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
14. | Марийский праздник «Ўарня». | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
15. | Марийский праздник «Коҥга пайрем». | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
16. | Марийский праздник «Угинде». Отношение к хлебу марийского народа «Как хлеб к нам на стол пришел». | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
17. | Сбор пословиц и поговорок о хлебе. | 1 | КТД Работа с книгой «Калыкмут» | ||
18. | День национального героя. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
19. | День Кукнура. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
20. | Оформление календаря народных праздников моей деревни (села). | 1 | Фотовыставка | ||
Национальная кухня (4 часа) | |||||
21. | Особенности марийской кухни. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
22. | Оформление фотостраницы «Марийские национальные блюда». | 1 | Мастерская КТД | ||
23-24. | Проект «Моё любимое марийское национальное блюдо» | 1 | Мастерская | ||
Народные игры (7 часов) | |||||
25-27. | Народные игры в помещении. | 1 | Игровая программа | ||
28-30. | Народные игры на свежем воздухе. | 1 | Игровая программа | ||
31. | Игры с пасхальными яйцами. | 1 | Игровая программа | ||
Национальная обувь (3 часа) | |||||
32. | Валенки. Заочное знакомство с мастерами по изготовлению валенок. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
33. | Лапти. | 1 | Беседа с использованием ИКТ | ||
34. | Викторина «Знаешь ли ты родной край?» | 1 | Игровая программа |
Учебно-методическая литература для учителя.
1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М., 2010.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки РФ. – М.,2010.
3. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М., 2011.
4. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. – М., 1991.
5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу: пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.
6. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. –М.: Просвещение, 2011.
7. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребы-вания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
8. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.
9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. О доп. – Самара: Учебная литература, 2006.
10. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 2010.
11. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2000.