Программа внеурочной деятельности «Мой край родной» по духовно-нравственному направлению в условиях организации ФГОС для обучающихся 3-4 классов

2
0
Материал опубликован 10 September 2020 в группе
















Программа

внеурочной деятельности

«Мой край родной»

по духовно-нравственному направлению

в условиях организации ФГОС

для обучающихся 3-4 классов


___________________ учебный год





















Пояснительная записка.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту. Воспитание патриотизма должно начинаться с изучения своей малой Родины – деревни, города, края, в котором ты живёшь, приобщения к тому трепетному отношению, которое человек испытывает при виде родных мест, при общении с людьми старшего поколения.

Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, поселению. Программа «Мой край родной» предназначена для младших школьников, детей от 9 до 12 лет, посещающих образовательное учреждение, и рассчитана на 2 года обучения.

Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 45 минут, в группах до 25 человек.

Участники программы:

- учащиеся 3-4 классов;

- учитель начальных классов;

- родители;

- музыкальный руководитель;

- школьный библиотекарь.


Цель программы: приобщить младших школьников к историко-культурным традициям родного края через активизацию их творческого потенциала; сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности; создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.


Задачи:

1. Изучение прошлого и настоящего марийского народа, его обычаев, традиций и духовной культуры; 
2. Формирование эмоционально-положительного отношения к этнокультурному наследию;

3. Расширение кругозора воспитанников по экологии, биологии, музыке, литературе, живописи, краеведению, физической культуре;

4. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового образа жизни.

5. Развитие коммуникативных навыков и умений в процессе общения.

6. Воспитание уважения и любви к родному краю;

7. Прививать учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни.

Основные направления: Программа «Мой край родной» включает следующие основные направления учебной деятельности:

- историческое

- духовное краеведение

- здоровьесберегающее

Реализация программы «Мой край родной» предусматривает построение в виде теоретической и практической деятельности и воплощается в доступных для младших школьников формах:

- экскурсия;

- викторина;

- конкурсы;

- устный журнал;

- работа с документами (фотографии), с литературой, СМИ (детская газета «Ямде лий!», детский журнал «Кече»);

- работа с электронными источниками информации;

- презентация;

- игры на свежем воздухе и в помещении;

- фотовыставки;


Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения;

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, коллекций, иллюстраций; практические методы: изготовление рисунков, панно - аппликаций, практические работы.


Принципы программы:

• Включение учащихся в активную деятельность.

• Доступность и наглядность.

• Связь теории с практикой.

• Учёт возрастных особенностей.

• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).


Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, проблемно-ценностное общение, художественное творчество.


Содержание программы курса внеурочной деятельности


1. Моя Родина – Республика Марий Эл

Знакомство с географической картой Республики Марий Эл.

Заочное путешествие по современным городам и районам республики. Заочное путешествие по селу Кукнур. Достопримечательности и спортивные сооружения. Славные люди марийской земли. Экскурсии в столицу РМЭ и в сернурский музейно-выставочный комплекс имени Александра Конакова.

Первые исследовательские навыки: Конкурс рисунков «С чего начинается Родина». Фотовыставка «Моя родная сторона». Сбор материала и составление рассказа об интересном человеке нашего посёлка, села, деревни. Проект «Спорт в жизни односельчан»


2. Природа нашего края. Безопасное поведение на природе.

Лес – богатство нашей республики. Разнообразие растений. Лекарственные растения.

Съедобные и несъедобные грибы. Правила безопасного поведения в лесу. Как ориентироваться в лесу. Животные марийских лесов. Водоёмы РМЭ. Правила безопасного поведения возле водоёмов. Санатории и детские оздоровительные лагеря. Родники. Целебные свойства святых источников. Сказка о реке Немда.

Первые исследовательские навыки: Экскурсия в природу (в лес, рощу, овраг, на поле и т. д.), оформление фотостраницы «Лекарственные растения родного края», «Грибы марийских лесов», «Певчие птицы моей малой родины», «Родники Кукнурской земли». Сбор загадок о грибах. Прослушивание аудиозаписи пения птиц.



3. Устное народное творчество.

Загадки. Пословицы. Разнообразие марийских песен. Колыбельные песни.

Первые исследовательские навыки: Сбор загадок, пословиц о здоровье. Сбор народных песен.


4. Марийские народные праздники.

Национальные традиции и обычаи моего народа. Общие сведения о содержании праздников. Марийские праздники «Ўарня», «Конга пайрем». День национального героя. День Кукнура.

Исследовательские навыки. Оформление календаря народных праздников родной деревни (села).


5. Национальная кухня.

Отношение к хлебу марийского народа «Как хлеб к нам на стол пришёл». Пословицы и поговорки о хлебе. Особенности марийской кухни. «Лашка» - суп-лапша. «Подкогыльо» - подкогыль. «Коман мелна» - двухслойные блины.

Исследовательские навыки: Сбор рецептов вкусного блюда своей семьи, оформление фотостраницы «Марийские национальные блюда». Проект «Моё любимое марийское блюдо».


6. Народные игры.

Народные игры в помещении и на свежем воздухе. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх. Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Игры с пасхальными яйцами. Марийские народные игры: «Бой петухов», «Катание мяча», «Сокыр тага» («Слепой баран»).

Практическая деятельность: Разучивание и проигрывание народных игр. Оформление фотостраницы «Марийские игры».


7. Национальная одежда и обувь.

Знакомство с традиционной и современной марийской одеждой. Марийский орнамент. Одежда из льняного и конопляного материала. Валенки. Лапти. Знакомство с мастерами по изготовлению валенок.

Практическая деятельность: Выставка «Наряды моей бабушки и мамы». Вышивка гладью.


В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданин Республики Марий Эл, чувства сопричастности и гордости за свою малую Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города (села) и края;

- установка на здоровый образ жизни.


При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;

- проявлять познавательную инициативность;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;

- различать способ и результат действия;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме;

- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.


2. Познавательные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;


3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- правильно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);

- учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы;

- владеть диалогической формой речи;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Основные требования к знаниям и умениям

В результате усвоения программы «Мой край родной» учащиеся должны знать:

- правила безопасного поведения в лесу, в поле, на лугу, около водоёмов;

- возможные опасные ситуации при движении на открытой местности: ориентирование;

- лекарственные растения родного края;

- съедобные и несъедобные грибы;

- традиции и обряды марийских народных праздников;

- малые жанры марийского фольклора;

- народные промыслы;

- марийские народные игры;

- марийские народные песни;

- историю своего родного села (деревни);

- факторы, влияющие на здоровье человека;


Учащиеся должны уметь:

- правильно собирать лекарственные растения;

- распознавать съедобные и несъедобные грибы;

- ориентироваться в лесу;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

- участвовать в игровой забаве, в праздниках;

- использовать народные традиции в своей жизни;

- распознавать особенности построения малых фольклорных форм (загадки, пословицы, колыбельные песни);

-узнавать государственную символику своего региона, описывать достопримечательности родного края и исторических мест России;

- различать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники, игры, обряды);

- адекватно оценивать роль трудовой деятельности в жизни человека; влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

- готовить при проведении учебных работ небольшие презентации, использовать инструменты ИКТ, пользоваться навыками самоконтроля, выполнять правила безопасного поведения в школе, на улице, в общественном месте.


Ожидаемые результаты:

Увеличение количества учащихся, занимающихся творческими видами деятельности;

Занятия учащихся проектно-исследовательской деятельностью;

Участие детей в школьных и районных мероприятиях, конкурсах художественной самодеятельности;

Увеличение количества родителей, участвующих в учебно-воспитательном процессе школы;

Удовлетворенность учащихся, родителей и учителей реализацией программы.



Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры и её влияние на здоровье человека.















Календарно-тематическое планирование

3 класс

Тема

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата

проведения

Примечание

Моя Родина – Республика Марий Эл (6 часов)

1.

Моя Родина – Республика Марий Эл.

1

Устный журнал (презентация)



2.

Конкурс рисунков «С чего начинается Родина?»

1

Мастерская



3.

Достопримечательности республики.

1

Беседа с использованием ИКТ



4.

Спортивные сооружения.





5.

Славные люди марийской земли.

1

Беседа с использованием ИКТ



6.

Экскурсия в столицу.

1




Природа Республики Марий Эл. Безопасное поведение на природе. (14 часов)

7.

Лес – богатство нашей республики.

1

Беседа с использованием ИКТ



8.

Правила безопасного поведения в лесу. Ориентирование.

1

Беседа с использованием ИКТ



9.

Экскурсия в лес.

1




10.

Разнообразие растений. Лекарственные растения.

1

Беседа с использованием ИКТ



11.

Оформление фотостраницы «Лекарственные растения родного края».

1

Мастерская

КТД



12.

Съедобные и несъедобные грибы.

1

Викторина



13.

Оформление фотостраницы «Грибы марийских лесов».

1

Мастеркая

КТД



14.

Загадки о грибах.

1

Конкурс между командами



15.

Птицы марийских лесов.

1

Беседа с использованием ИКТ



16.

Оформление фотостраницы «Крылатые певуньи наших лесов».

1

Мастерская

КТД



17.

Конкурс рисунков «Птицы – наши друзья».

1

Мастерская



18.

Животные марийских лесов.

1

Беседа с использованием ИКТ



19.

Оформление фотостраницы «Животные марийских лесов».

1

Мастерская

КТД




20.

Стих С.Чавайна «Ото». Конкурс рисунков к стихотворению.

1

Литературная гостиная



3.Устное народное творчество (6 часов)

21-22.

Разнообразие загадок марийского народа. Конкурс между командами.

1

Работа с книгой



23-24.

Пословицы о здоровье. Сбор пословиц о здоровье.

1

Работа с книгой «Марий калыкмут».

КТД



25.

Разнообразие марийских песен. Колыбельные песни.

1

Беседа с использованием ИКТ



26.

Сбор народных песен.

1

Мастерская

КТД



Национальная одежда (3 часа)

27.

Традиционная марийская одежда. Одежда из льняного и конопляного материала.

1

Беседа с использованием ИКТ

Посещение школьного музея



28.

Современная марийская одежда.

1

Беседа с использованием ИКТ



29.

Наряды моей бабушки и моей мамы.

1

Выставка



30-33.

Практическое занятие. Вышивка гладью.

1

КТД

Выставка работ



34.

Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

1

Игровая программа
































Календарно-тематическое планирование

4 класс

Тема

Кол-во

часов

Форма занятия

Дата

проведения

Примечание

Моя малая Родина (6 часов)

1.

Моя малая Родина.

Село Кукнур – вчера и сегодня.

1

Устный журнал (презентация)



2.

Оформление фотостраницы «Моя родная деревенька».

1

Мастерская

КТД



3.

Достопримечательности Сернурского района.

1

Беседа с использованием ИКТ



4.

Проект «Спорт в жизни селян»

1

КТД



5.

Знаменитые люди малой Родины.

1

Беседа с использованием ИКТ



6.

Экскурсия в сернурский музейно-выставочный комплекс.

1




Природа нашего края. Водоёмы Марий Эл. (6часов)

7.

Водоёмы.

1

Беседа с использованием ИКТ



8.

Сказка о реке Немда.

1

Чтение и обсуждение сказки



9.

Санатории марийского края.

1

Беседа с использованием ИКТ



10.

Детские оздоровительные лагеря.

1

Беседа с использованием ИКТ



11.

Марийские родники. Целебные свойства святых источников.

1

Беседа с использованием ИКТ



12.

Оформление фотостраницы «Родники Кукнурской земли».

1

Мастерская

КТД



Марийские народные праздники (8 часов)

13.

Национальные традиции и обычаи моего народа.

1

Беседа с использованием ИКТ



14.

Марийский праздник «Ўарня».

1

Беседа с использованием ИКТ



15.

Марийский праздник «Коҥга пайрем».

1

Беседа с использованием ИКТ



16.

Марийский праздник «Угинде». Отношение к хлебу марийского народа

«Как хлеб к нам на стол пришел».

1

Беседа с использованием ИКТ



17.

Сбор пословиц и поговорок о хлебе.

1

КТД

Работа с книгой «Калыкмут»



18.

День национального героя.

1

Беседа с использованием ИКТ



19.

День Кукнура.

1

Беседа с использованием ИКТ



20.

Оформление календаря народных праздников моей деревни (села).

1

Фотовыставка



Национальная кухня (4 часа)

21.

Особенности марийской кухни.

1

Беседа с использованием ИКТ



22.

Оформление фотостраницы «Марийские национальные блюда».

1

Мастерская

КТД



23-24.

Проект «Моё любимое марийское национальное блюдо»

1

Мастерская



Народные игры (7 часов)

25-27.

Народные игры в помещении.

1

Игровая программа



28-30.

Народные игры на свежем воздухе.

1

Игровая программа



31.

Игры с пасхальными яйцами.

1

Игровая программа



Национальная обувь (3 часа)

32.

Валенки. Заочное знакомство с мастерами по изготовлению валенок.

1

Беседа с использованием ИКТ



33.

Лапти.

1

Беседа с использованием ИКТ



34.

Викторина «Знаешь ли ты родной край?»

1

Игровая программа





















Учебно-методическая литература для учителя.

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М., 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования / Министерство образования и науки РФ. – М.,2010.

3. Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования. – М., 2011.

4. Вяземский Е.Е. Проблемы изучения истории родного края в общеобразовательных школах РФ. – М., 1991.

5. Горячев А.В., Иглина Н.И. Все узнаю, все смогу: пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). – М.: Баласс, 2010.

6. Григорьев Д.В. Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. –М.: Просвещение, 2011.

7. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребы-вания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

8. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование) / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011.

9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. О доп. – Самара: Учебная литература, 2006.

10. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 2010.

11. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. – М.: Первое сентября, 2000.




























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации