Материал на проверке

ПРОГРАММА внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ 1 класса "ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ"

1
0
Материал опубликован 8 March

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 7

города Искитима Новосибирской области







ПРОГРАММА

внеурочной деятельности обучающихся

1 класса.


«ПЛАСТИЛИНОВАЯ

ФАНТАЗИЯ»



t1741408524aa.jpg















Составитель: Дубовицкая М.Н.

учитель 1 квалификационной категории

















Пояснительная записка


В настоящее время в обществе наблюдается переоценка ценностей, когда материальные блага часто имеют приоритет, а развитие духовных качеств и эстетического восприятия уходит на второй план. Существуют пути, позволяющие изменить это направление, и начинать этот путь необходимо с детства.

Кружок по лепке предлагает детям с ОВЗ возможность научиться видеть красоту в простом и развить в себе чуткость к прекрасному и доброму. Участие в занятиях лепкой способствует формированию стремления создавать красоту своими руками, что приносит удовлетворение и ведет к развитию положительных качеств души. Творческое начало, заложенное в процессе лепки, пробуждает в детях воображение и фантазию, что является ключевым для успешной реализации в различных сферах жизнедеятельности.

Занятия лепкой, в частности работой с пластилином, позволят детям не только развить свои творческие способности, но и увидеть окружающий мир с новой перспективы. Научившись создавать героев и сюжеты для своих работ, дети будут черпать вдохновение из повседневной жизни, книг и сказок. Кроме того, лепка играет важную роль в физическом развитии: она развивает усидчивость, художественный вкус и умение наблюдать, а также укрепляет нервно-мышечный аппарат ребенка и способствует формированию способности к длительным физическим усилиям.

Научные исследования демонстрируют, что развитие речевых навыков детей часто зависит от стимуляции движений рук, а именно пальцев. Работая с пластилином, дети развивают мелкую моторику, что способствует улучшению речевого развития и подготавливает кисть к письму.

Образовательное значение лепки огромно, особенно в эстетическом и умственном аспектах. Занятия в кружке расширяют кругозор детей, формируют творческое отношение к жизни и нравственные представления, что является важным для их всестороннего развития.

Таким образом, кружок по лепке предоставляет детям с ОВЗ уникальную возможность не только развивать свои художественные таланты, но и формировать ключевые навыки, способствующие их продвижению в обществе и развитие духовных ценностей.

Актуальность программы:

В современном образовательном пространстве особое внимание уделяется инклюзии и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание адаптированной внеурочной деятельности становится важной составляющей образовательного процесса, так как помогает формировать у этих детей необходимые навыки, уверенность в себе и стремление к самовыражению. Программа «Пластилиновая фантазия» не только способствует развитию художественных навыков и творческого мышления у детей с ОВЗ, но и играет важную роль в их социальной адаптации, эмоциональном развитии и общему благополучию. Актуальность данной программы в условиях современных требований образовательной среды трудно переоценить.

Новизна программы:

Программа «Пластилиновая фантазия» представляет собой инновационный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 1 классе коррекционной школы. Основное внимание уделяется созданию развивающей среды, где через художественное творчество с использованием пластилина дети могут развивать моторные навыки, фантазию и креативное мышление. Методика обходится без давления и строгих рамок, позволяя каждому ребенку выражать свои эмоции и идеи в доступной для него форме. Интеграция образовательных и терапевтических элементов способствует не только развитию художественных способностей, но и социокультурной адаптации, повышая уверенность детей в себе и улучшая их социальные навыки.

Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов.

Предлагаемая программа по лепке из пластилина состоит из серии тщательно подобранных изделий, которые постепенно усложняются. Каждое новое изделие основывается на предыдущем и включает знакомые ребенку формы, а также осваиваемые им техники, но при этом дополнено новыми, более сложными элементами, с которыми он еще не знаком. Лепка основывается на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются основными формами. Простые изделия состоят исключительно из этих базовых форм, тогда как более сложные требуют их модификации с использованием различных приемов.

Все изучаемые темы распределены по трем разделам:

первый – исходные формы;

второй – доработка исходных форм;

третий – сложные изделия.

Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.

Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.

Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.

Цель программы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в коррекционной школе:

Организация доступных и адаптированных досуговых мероприятий, способствующих вовлечению детей в творческую деятельность, в зависимости от их индивидуальных потребностей и возможностей.

Содействие развитию самостоятельности, инициативности и креативности, соответствующей уровню развития каждого ребенка, побуждая их к выработке оригинальных решений с учетом индивидуальных особенностей.

Ориентация на достижение высококачественных результатов в творческой деятельности, поддерживая детей на каждом этапе процесса и отмечая их достижения.

Обучение навыкам сборки и оформления творческих работ с учетом доступных материалов и технологий, адаптированных к возможностям детей.

Задачи программы:

Повысить практические умения и навыки детей в создании изделий из различных материалов, включая адаптированные инструменты и техники, которые соответствуют уровню их моторных навыков.

Развивать эстетическое восприятие через участие в творческих проектах, которые учитывают интересы и предпочтения каждого ребенка, включая изучение цвета, текстуры и форм.

Овладеть базовыми трудовыми навыками и методами художественной деятельности с учетом индивидуального темпа обучения и особенностей восприятия информации.

Воспитать усидчивость, аккуратность и трудолюбие, через создание комфортной и поддерживающей атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя уверенно и безопасно.

Формировать умение работать в команде, проводя групповые занятия, которые поощряют сотрудничество, уважение и поддержку друг друга.

Создать условия для самостоятельного творческого самовыражения, позволяя детям выбирать направления деятельности, которые им интересны и доступны.

Развивать мелкую моторику рук и улучшить глазомер с помощью разнообразных практических заданий и игр, направленных на укрепление этих навыков.

Стимулировать фантазию и креативное мышление через использование разнообразных видов деятельности, позволяющие детям выражать свои идеи и мысли необычными путями.

Приучить детей к уважению собственных и чужих идей, формировать чувство ответственности за выполнение задач через положительное подкрепление и создание дружелюбной атмосферы в группе.

Реализация этой программы позволит создать инклюзивную среду, в которой каждый ребенок с ОВЗ сможет развивать свои творческие способности, адаптироваться к окружающему миру и получать удовольствие от продуктивного досуга.

В результате обучения школьники должны знать:

названия и назначение инструментов;

названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

правила организации рабочего места;

правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином

Должны уметь:

правильно организовать рабочее место;

пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены

выполнять работы самостоятельно согласно технологии;

сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.

Приёмы и методы организации занятий кружка.

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, учение, общение, творчество.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

Учитель для ученика, а не ученик для учителя

Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск

Нет пределов совершенствования

Учёт психофизических особенностей детей

Создание атмосферы успеха.

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная

групповая

выставка

экскурсия

творческий конкурс.

Основной вид занятий практический.

Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.

Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1раза в неделю по 35 минут. Количество часов за год составляет 33 час. Возраст детей - 7 лет.

Педагогические приёмы:

формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);

организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

свободного выбора.

Дидактическое и техническое оснащение занятий.

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.); таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.

Материалы, инструменты, приспособления:

Основные составляющие занятий:

воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

организация рабочего места

повторение пройденного материала

организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий

во время выполнения практической работы, заключительный

практическая работа

физкультминутки

подведение итогов, анализ, оценка работ

приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.

Условия реализации программы

Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.

Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.

Основное оборудование:

одежда, (лучший вариант рабочей одежды– фартук с нарукавниками);

нож (стек),

материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.

Дополнительное оборудование:

заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.

Демонстрационные пособия:

предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров; желуди, плоды каштана и т.п. основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.

большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);

таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;

альбомы с образцами, фотографиями.

Методические рекомендации

Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя. Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:

Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.

Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.

Поэтапная лепка изделия по нотации.

Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:

Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.

Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.

Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.

Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.)

Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.

Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.

Навыки, приобретённые учениками:

умение свободно владеть лепным материалом.

знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;

знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;

правильное понятие о пропорциях и соразмерности;

умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;

умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

видение пропорций и объемов;

развитие фантазии и объемного мышления.

Предполагаемые результаты.

Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий.

Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.

Участие в выставках детского творчества

Распространение технологии за пределами школы.

Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу.

Тематический план



Всего

1

Первый раздел.

Вводное занятие

Выполнение изделий самых простых объемных форм

Исходная форма – шар

Исходная форма – цилиндр

Исходная форма – конус

Композиция

Итого:


1


1

1

1

1

5

2

Второй раздел.

Вводное занятие

Выполнение более сложных изделий

Доработка исходных форм

Тема: «Урожай» Тема: «Большой праздник» Тема: «Дары леса»

Тема : «Подарок маме»

Тема: «С новым годом!»

Тема: «Кто на листике живёт?»

Итого:


1


2

2

2

2

1

2


18

3

Третий раздел.

Вводное занятие

Выполнение сложных изделий

Тема «Озеро» Тема: «Пасха» Тема: «Птичий двор» Тема: «Море» Тема: «Джунгли»

Создание картин

Итого:


1


2


1

3

3

3

13

итого

33



Основное содержание программы

темы

занятия

Тема занятия

Количество часов


всего

теория

практика

1


1-2




3-5


6


7


8


7-10

Первый раздел.

Вводное занятие. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы

Выполнение изделий самых простых объемных форм

-мяч

Исходная форма – шар

-Изделие "Неваляшка

Исходная форма – цилиндр

-дерево

Исходная форма – конус

-пирамидка

Композиция

-правила составления композиции

итого


2



4

1



1


1

4

3

10


1



0,5







1


3


1



3,5







3


7

2


1


2


3


4


5



6


7


8



9


10

11

12


13


14


15

16


17


18



19

20

Второй раздел.

Вводное занятие

Выполнение более сложных изделий

Доработка исходных форм

Тема: «Урожай»

Изделие «Блюдо»

Изделие «Апельсин»

Базовое изделие «Лимон»

Изделие «Вишня»

Изделие «Виноград»

Изделие «Корзина»

Тема: «Большой праздник»

Изделие «Торт»

Изделие «Пирог»

Изделие «Блюдо овальное»

Тема: «Дары леса»

Изделие «Подосиновик»

Изделие «Травка»

Базовое изделие «Лисичка»

Тема: «Подарок маме»

Изделие «Птенчик»

Изделие «Птичка»

Изделие «Ваза с цветами»

Изделие «Нарцисс»

Изделие «Тюльпан»

Изделие «Кувшин»

Тема: «С новым годом!»

Изделие «Cнеговик»

Изделие «Елочка пушистая»

Изделие «Дед Мороз»

Композиция по теме «С Новым годом!»

Тема: «Кто на листике живёт?»

Изделие «Гусеница»

Изделие «Улитка»

Изделие «Бабочка»

Изделие «Стрекоза»


Итого:


2

1

1

6

1

1

1

1

1

1


4

1

1


2

1

1


6

1

1

1

1

1

1

4

1

1

1

1

2

1


1


20


1



0,5








0,5




0,5




0,5







0,5





0,5





4


1



5,5








3,5




1,5




5,5







3,5





1,5





16

3


1-2


3

4

5



6-8

9

10


11

12

13



14


15


16

17

18-19


20-28





27-32

Третий раздел.

Вводное занятие

Выполнение сложных изделий

Тема «Озеро»

Изделие «Утка»

Изделие «Гусь»

Изделие «Лебедь»

Изделие «Улитки»

Композиция темы.

Тема: «Пасха»

Изделие «Кулич»

Изделие «Яйцо»

Тема: «Птичий двор»

Изделие «Курица с цыплятами»

Изделие «Петушок»

Изделие «Индюк»

Тема: «Море»

Изделие «Морская звезда»

Изделие «Осьминог»

Изделие «Рыбка»

Тема: «Джунгли»

Изделие «Слон»

Изделие «Черепаха»

Изделие «Пальма»

Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок.

«Осеннее небо»

«Ночное небо»

«Портрет»

Барельеф. Историческая справка.

Рельефные картины


итого:


2


6

1

1

1


3


2

1

1

2


1

1


2

1


1

4

1

1

2

8




6


32


1


0,5







0,5



0,5





0,5




0,5




1




1


5,5


1


5,5







1,5



1,5





1,5




3,5




7




6


27,5

4

1-6

Итоговое занятие

После каждого раздела организация выставка детского творчества.

6


6

итого

33

12,5

55,5



Литература


Громова, Н. А. Методика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: пособие для педагогов. – М.: Просвещение, 2018.

Занков, Л. В. Творческие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями: практическое руководство. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2020.

Козлова, Е. В. Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ. – М.: Академический проект, 2019.

Миронова, Т. И. Искусство и творчество как средства коррекции в работе с детьми с ОВЗ. – Саратов: Научная книга, 2021.

Семенова, Н. А. Пластилин как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ. – Екатеринбург: Уралбренд, 2022.

Сорокина, И. В. Организация внеурочной деятельности в коррекционной школе: теория и практика. – М.: Издательство РУДН, 2020.

Трофимова, Е. В. Психология и педагогика детей с особыми нуждами. – М.: Высшая школа, 2017.

Цыганова, О. И. Методические рекомендации по организации творческой деятельности с использованием пластилина. – Казань: Казанское университетское издание, 2021.

Шевченко, А. В. Технические средства коррекции и реабилитации для детей с ОВЗ: учебное пособие. – Омск: ОмГПУ, 2019.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.