ПРОГРАММА внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ 1 класса "ПЛАСТИЛИНОВАЯ ФАНТАЗИЯ"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 7
города Искитима Новосибирской области
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности обучающихся
1 класса.
«ПЛАСТИЛИНОВАЯ
ФАНТАЗИЯ»
Составитель: Дубовицкая М.Н.
учитель 1 квалификационной категории
Пояснительная записка
В настоящее время в обществе наблюдается переоценка ценностей, когда материальные блага часто имеют приоритет, а развитие духовных качеств и эстетического восприятия уходит на второй план. Существуют пути, позволяющие изменить это направление, и начинать этот путь необходимо с детства.
Кружок по лепке предлагает детям с ОВЗ возможность научиться видеть красоту в простом и развить в себе чуткость к прекрасному и доброму. Участие в занятиях лепкой способствует формированию стремления создавать красоту своими руками, что приносит удовлетворение и ведет к развитию положительных качеств души. Творческое начало, заложенное в процессе лепки, пробуждает в детях воображение и фантазию, что является ключевым для успешной реализации в различных сферах жизнедеятельности.
Занятия лепкой, в частности работой с пластилином, позволят детям не только развить свои творческие способности, но и увидеть окружающий мир с новой перспективы. Научившись создавать героев и сюжеты для своих работ, дети будут черпать вдохновение из повседневной жизни, книг и сказок. Кроме того, лепка играет важную роль в физическом развитии: она развивает усидчивость, художественный вкус и умение наблюдать, а также укрепляет нервно-мышечный аппарат ребенка и способствует формированию способности к длительным физическим усилиям.
Научные исследования демонстрируют, что развитие речевых навыков детей часто зависит от стимуляции движений рук, а именно пальцев. Работая с пластилином, дети развивают мелкую моторику, что способствует улучшению речевого развития и подготавливает кисть к письму.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в эстетическом и умственном аспектах. Занятия в кружке расширяют кругозор детей, формируют творческое отношение к жизни и нравственные представления, что является важным для их всестороннего развития.
Таким образом, кружок по лепке предоставляет детям с ОВЗ уникальную возможность не только развивать свои художественные таланты, но и формировать ключевые навыки, способствующие их продвижению в обществе и развитие духовных ценностей.
Актуальность программы:
В современном образовательном пространстве особое внимание уделяется инклюзии и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание адаптированной внеурочной деятельности становится важной составляющей образовательного процесса, так как помогает формировать у этих детей необходимые навыки, уверенность в себе и стремление к самовыражению. Программа «Пластилиновая фантазия» не только способствует развитию художественных навыков и творческого мышления у детей с ОВЗ, но и играет важную роль в их социальной адаптации, эмоциональном развитии и общему благополучию. Актуальность данной программы в условиях современных требований образовательной среды трудно переоценить.
Новизна программы:
Программа «Пластилиновая фантазия» представляет собой инновационный подход к организации внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 1 классе коррекционной школы. Основное внимание уделяется созданию развивающей среды, где через художественное творчество с использованием пластилина дети могут развивать моторные навыки, фантазию и креативное мышление. Методика обходится без давления и строгих рамок, позволяя каждому ребенку выражать свои эмоции и идеи в доступной для него форме. Интеграция образовательных и терапевтических элементов способствует не только развитию художественных способностей, но и социокультурной адаптации, повышая уверенность детей в себе и улучшая их социальные навыки.
Программное содержание по лепке включает в себя несколько разделов.
Предлагаемая программа по лепке из пластилина состоит из серии тщательно подобранных изделий, которые постепенно усложняются. Каждое новое изделие основывается на предыдущем и включает знакомые ребенку формы, а также осваиваемые им техники, но при этом дополнено новыми, более сложными элементами, с которыми он еще не знаком. Лепка основывается на простых геометрических формах: шаре, цилиндре, конусе и жгуте, которые называются основными формами. Простые изделия состоят исключительно из этих базовых форм, тогда как более сложные требуют их модификации с использованием различных приемов.
Все изучаемые темы распределены по трем разделам:
первый – исходные формы;
второй – доработка исходных форм;
третий – сложные изделия.
Первый раздел – это выполнение изделий самых простых объемных форм: шара, конуса, цилиндра и жгута. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно, не делая акцента на качестве исполнения. Основная задача здесь – научить видеть правильную геометрическую форму разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй раздел – выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются. Полученные навыки закрепляются, изделия еще более усложняются.
Третий раздел – выполнение сложных изделий. Каждая тема этого раздела включает изготовление 2–5 новых предметов и охватывает все полученные навыки: изготовление исходных форм, их доработка, соблюдение пропорций, соединение частей.
Цель программы для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в коррекционной школе:
Организация доступных и адаптированных досуговых мероприятий, способствующих вовлечению детей в творческую деятельность, в зависимости от их индивидуальных потребностей и возможностей.
Содействие развитию самостоятельности, инициативности и креативности, соответствующей уровню развития каждого ребенка, побуждая их к выработке оригинальных решений с учетом индивидуальных особенностей.
Ориентация на достижение высококачественных результатов в творческой деятельности, поддерживая детей на каждом этапе процесса и отмечая их достижения.
Обучение навыкам сборки и оформления творческих работ с учетом доступных материалов и технологий, адаптированных к возможностям детей.
Задачи программы:
Повысить практические умения и навыки детей в создании изделий из различных материалов, включая адаптированные инструменты и техники, которые соответствуют уровню их моторных навыков.
Развивать эстетическое восприятие через участие в творческих проектах, которые учитывают интересы и предпочтения каждого ребенка, включая изучение цвета, текстуры и форм.
Овладеть базовыми трудовыми навыками и методами художественной деятельности с учетом индивидуального темпа обучения и особенностей восприятия информации.
Воспитать усидчивость, аккуратность и трудолюбие, через создание комфортной и поддерживающей атмосферы, где каждый ребенок чувствует себя уверенно и безопасно.
Формировать умение работать в команде, проводя групповые занятия, которые поощряют сотрудничество, уважение и поддержку друг друга.
Создать условия для самостоятельного творческого самовыражения, позволяя детям выбирать направления деятельности, которые им интересны и доступны.
Развивать мелкую моторику рук и улучшить глазомер с помощью разнообразных практических заданий и игр, направленных на укрепление этих навыков.
Стимулировать фантазию и креативное мышление через использование разнообразных видов деятельности, позволяющие детям выражать свои идеи и мысли необычными путями.
Приучить детей к уважению собственных и чужих идей, формировать чувство ответственности за выполнение задач через положительное подкрепление и создание дружелюбной атмосферы в группе.
Реализация этой программы позволит создать инклюзивную среду, в которой каждый ребенок с ОВЗ сможет развивать свои творческие способности, адаптироваться к окружающему миру и получать удовольствие от продуктивного досуга.
В результате обучения школьники должны знать:
названия и назначение инструментов;
названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
правила организации рабочего места;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином
Должны уметь:
правильно организовать рабочее место;
пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены
выполнять работы самостоятельно согласно технологии;
сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
Учитель для ученика, а не ученик для учителя
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
Нет пределов совершенствования
Учёт психофизических особенностей детей
Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная
групповая
выставка
экскурсия
творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребенку, с учетом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1раза в неделю по 35 минут. Количество часов за год составляет 33 час. Возраст детей - 7 лет.
Педагогические приёмы:
формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.); таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени; альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
Основные составляющие занятий:
воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
организация рабочего места
повторение пройденного материала
организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий
во время выполнения практической работы, заключительный
практическая работа
физкультминутки
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
Условия реализации программы
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Основное оборудование:
одежда, (лучший вариант рабочей одежды– фартук с нарукавниками);
нож (стек),
материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением.
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Демонстрационные пособия:
предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров; желуди, плоды каштана и т.п. основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия.
большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Методические рекомендации Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя. Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.
Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.)
Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Навыки, приобретённые учениками:
умение свободно владеть лепным материалом.
знание исходных форм и умение выполнить их любых размеров и пропорций;
знание и правильное использование приемов доработки исходных форм;
правильное понятие о пропорциях и соразмерности;
умение использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
умение пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
видение пропорций и объемов;
развитие фантазии и объемного мышления.
Предполагаемые результаты.
Получение детьми необходимых знаний и практических навыков для создания оригинальных изделий.
Многие дети, открыв для себя мир лепки, постараются остаться в нем и дальше.
Участие в выставках детского творчества
Распространение технологии за пределами школы.
Научившись использовать пластилин для творческих целей, дети будут бережнее относиться к нему, приобщаться через эти занятия к искусству, будут уважать чужую работу.
Тематический план
| | Всего |
1 | Первый раздел. Вводное занятие Выполнение изделий самых простых объемных форм Исходная форма – шар Исходная форма – цилиндр Исходная форма – конус КомпозицияИтого: | 1 1 1 1 1 5 |
2 | Второй раздел. Вводное занятие Выполнение более сложных изделий Доработка исходных форм Тема: «Урожай» Тема: «Большой праздник» Тема: «Дары леса»Тема : «Подарок маме» Тема: «С новым годом!»Тема: «Кто на листике живёт?» Итого: | 1 2 2 2 2 1 2 18 |
3 | Третий раздел. Вводное занятие Выполнение сложных изделий Тема «Озеро» Тема: «Пасха» Тема: «Птичий двор» Тема: «Море» Тема: «Джунгли»Создание картин Итого: | 1 2 1 3 3 3 13 |
итого | 33 |
Основное содержание программы
№ темы | № занятия | Тема занятия | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |||
1 | 1-2 3-5 6 7 8 7-10 | Первый раздел. Вводное занятие. Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы Выполнение изделий самых простых объемных форм -мяч Исходная форма – шар -Изделие "Неваляшка Исходная форма – цилиндр -дерево Исходная форма – конус -пирамидка Композиция-правила составления композиции итого | 2 4 1 1 1 4 3 10 | 1 0,5 1 3 | 1 3,5 3 7 |
2 | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | Второй раздел. Вводное занятие Выполнение более сложных изделий Доработка исходных форм Тема: «Урожай»Изделие «Блюдо» Изделие «Апельсин» Базовое изделие «Лимон» Изделие «Вишня» Изделие «Виноград» Изделие «Корзина» Тема: «Большой праздник»Изделие «Торт» Изделие «Пирог» Изделие «Блюдо овальное» Тема: «Дары леса»Изделие «Подосиновик» Изделие «Травка» Базовое изделие «Лисичка» Тема: «Подарок маме»Изделие «Птенчик» Изделие «Птичка» Изделие «Ваза с цветами» Изделие «Нарцисс» Изделие «Тюльпан» Изделие «Кувшин» Тема: «С новым годом!»Изделие «Cнеговик» Изделие «Елочка пушистая» Изделие «Дед Мороз» Композиция по теме «С Новым годом!» Тема: «Кто на листике живёт?» Изделие «Гусеница» Изделие «Улитка» Изделие «Бабочка» Изделие «Стрекоза» Итого: | 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 2 1 1 6 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 20 | 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 | 1 5,5 3,5 1,5 5,5 3,5 1,5 16 |
3 | 1-2 3 4 5 6-8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18-19 20-28 27-32 | Третий раздел. Вводное занятие Выполнение сложных изделий Тема «Озеро»Изделие «Утка» Изделие «Гусь» Изделие «Лебедь» Изделие «Улитки» Композиция темы. Тема: «Пасха»Изделие «Кулич» Изделие «Яйцо» Тема: «Птичий двор»Изделие «Курица с цыплятами» Изделие «Петушок» Изделие «Индюк» Тема: «Море»Изделие «Морская звезда» Изделие «Осьминог» Изделие «Рыбка» Тема: «Джунгли»Изделие «Слон» Изделие «Черепаха» Изделие «Пальма» Создание картин. Пластилин вместо карандашей и красок. «Осеннее небо» «Ночное небо» «Портрет» Барельеф. Историческая справка. Рельефные картины
итого: | 2 6 1 1 1 3 2 1 1 2 1 1 2 1 1 4 1 1 2 8 6 32 | 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 5,5 | 1 5,5 1,5 1,5 1,5 3,5 7 6 27,5 |
4 | 1-6 | Итоговое занятие После каждого раздела организация выставка детского творчества. | 6 | | 6 |
итого | 33 | 12,5 | 55,5 |
Литература
Громова, Н. А. Методика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: пособие для педагогов. – М.: Просвещение, 2018.
Занков, Л. В. Творческие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями: практическое руководство. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2020.
Козлова, Е. В. Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ. – М.: Академический проект, 2019.
Миронова, Т. И. Искусство и творчество как средства коррекции в работе с детьми с ОВЗ. – Саратов: Научная книга, 2021.
Семенова, Н. А. Пластилин как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ. – Екатеринбург: Уралбренд, 2022.
Сорокина, И. В. Организация внеурочной деятельности в коррекционной школе: теория и практика. – М.: Издательство РУДН, 2020.
Трофимова, Е. В. Психология и педагогика детей с особыми нуждами. – М.: Высшая школа, 2017.
Цыганова, О. И. Методические рекомендации по организации творческой деятельности с использованием пластилина. – Казань: Казанское университетское издание, 2021.
Шевченко, А. В. Технические средства коррекции и реабилитации для детей с ОВЗ: учебное пособие. – Омск: ОмГПУ, 2019.