Рабочая программа по внеурочной деятельности «Бумажные фантазии» (1–4 классы)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов
«Бумажные фантазии»
Форма организации: мастерская
Направление: общекультурное
Срок реализации: 4 года
Программа составлена Субочевой С.П., учителем начальных классов МБОУ Школа№105 г.о. Самара
Самара, 2020
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Класс |
1-4 |
Предмет |
«Бумажные фантазии» |
Уровень программы |
начальный (1-4) |
Количество часов в неделю |
1 ч. |
Количество часов в год |
1кл-33 ч 1кл-34 ч. 1кл-34 ч. 1кл-34 ч. |
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями* |
ФГОС НОО (1-4 классы) |
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Предметными результаты:
Обучающиеся
-получат доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда:
- приобретут элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
-узнают о различных профессиях;
-получат возможность научиться ориентироваться в мире профессий
Воспитательные результаты:
Первый уровень результатов — получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа;
приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края;
умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома.
Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры своего народа; получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества.
Третий уровень результатов — участие в акциях художественно- эстетического направления в окружающем школу социуме.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «Бумажные фантазии»
1 год обучения(33 часа)
Введение в декоративно-прикладное искусство. (2 ч.)
Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Бумага. История бумаги. Виды бумаги и картона. Основы цветоведения и композиции. Инструктаж по технике безопасности при работе с материалами и инструментами.
Аппликация. (22 ч.)
Изготовление аппликации из комочков. Размещение мелких и крупных комочков по силуэту. Аппликация из ладошек. Приёмы работы. Обрывная аппликация. Аппликация из геометрических форм. Получение квадрата, треугольника и ромба из листа бумаги. Квадрат. Круг. Овал. Симметрия. Модель и моделирование. Сюжетная аппликация.
Конструирование из бумаги. (10 ч.)
Бумажное конструирование. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Приёмы выполнения фигурок птиц и животных из бумаги.
2 год обучения(34 ч.)
Введение в декоративно-прикладное искусство. (1 ч.)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Аппликация. (8 ч.)
Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей аппликации в определенной системе. Фон и его использование в аппликации. Создание сюжетных аппликаций, открыток.
Конструирование из бумаги. (9 ч.)
Бумажное конструирование. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Плетение из бумаги. Создание объёмных поделок и подвесок.
Оригами. (8 ч.)
История возникновение оригами. Основные типы оригами. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Схемы для изготовления оригами. Изготовление простейших модулей оригами.
Фигурное вырезание. (8 ч.)
Традиционные техники вырезания. Материалы и инструменты для вырезания. Правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Правила вырезания из бумаги. Симметричное вырезание.
3 год обучения (34 часа)
Введение в декоративно-прикладное искусство. (1 ч.)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Аппликация. (6 ч.)
Создание цветочных композиций. Расположение деталей на листе, соблюдая пропорции. Создание объёмных аппликаций, открыток к праздникам, коллективных работ.
Конструирование из бумаги. (6 часов)
Бумажное конструирование. Знакомство с чертежом, выкройкой-развёрткой, изготовление шаблонов. Изготовление объёмных поделок из бумаги.
Оригами. (7 часов)
Способы складывания бумаги. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Изготовление поделок в стиле оригами.
Фигурное вырезание. (8 часов)
История возникновения фигурного вырезания. Инструменты и материалы. Основные приёмы работы. Техника безопасности. Вырезание фигур из бумаги, сложенной пополам. Вырезание фигур из бумаги, сложенной несколько раз (гармошкой, квадратом, по диагонали).
Квиллинг. (6 часов)
История возникновения квиллинга – бумажной филиграни. Материалы и инструменты для квиллинга. Техника безопасности. Основные техники и приёмы для получения форм, используемых в квиллинге.
4 год обучения(34 часа)
Введение в декоративно-прикладное искусство. (1 ч.)
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Аппликация. (5 ч.)
Создание цветочных, осенних композиций. Расположение деталей на листе, соблюдая пропорции. Создание объёмных аппликаций, открыток к праздникам, коллективных работ.
Конструирование из бумаги. (6 ч.)
Объёмное конструирование из бумаги. Приёмы работы. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Изготовление поделок.
Оригами. (6 ч.)
Способы складывания бумаги. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Изготовление поделок в стиле оригами.
Фигурное вырезание. (6 ч.)
Традиционные техники вырезания из бумаги. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Создание открыток к праздникам и памятным датам.
Квиллинг. (10 ч.)
Основные приёмы для выполнения работ в технике квиллинг. Материалы и инструменты, оборудование. Техника безопасности. Создание работ в технике квиллинг.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
1 класс (33ч.)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Примечание |
1.1
|
Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. Виды бумаги и картона. Основы цветоведения и композиции. |
1
|
|
2. Аппликация (22ч.) |
|||
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
2.19
2.20
2.21
2.22 |
«Большой белый комочек». Изготовление аппликации из комочков (заяц, козленок).
«Цветные комочки». Размещение мелких и крупных комочков по силуэту (грибок, черепаха, рыбки)
Аппликация из ладошек. Приемы работы. Дерево (коллективная работа)
Птицы из ладошек (петушок, павлин).
Обрывная аппликация (миниатюры на осеннюю тему). «Котенок» (обрывная аппликация).
Аппликация из геометрических фигур. Получение квадрата, треугольника и ромба из листа бумаги. Квадратная салфетка.
Круг. Круглая салфетка.
Овал. «Цыплёнок»
«Закладка для книг» (свободный выбор геометрических фигур для работы).
Симметрия. Аппликация «Жук».
Симметрия. Аппликация «Ёлка».
Коллективная работа «Хоровод». Аппликация с использованием знакомых приемов работы. Модель и моделирование. «Цветы» (гвоздика, нарцисс, василек). Модель и моделирование. «Птица».
Сюжетная аппликация «Домик».
Сюжетная аппликация Снегири».
Открытка – Валентинка.
Открытка ко Дню защитника Отечества.
Аппликация «Цветы для любимой мамочки».
Сюжетная аппликация «Подснежники». |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
|
3. Бумажное конструирование. (10ч.) |
|||
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10 |
Материалы и инструменты. Техника безопасности.
«Пёстрая змейка».
«Разноцветные птицы».
Подвеска «Пасхальные яйца».
«Верные друзья».
«Приглашение на обед».
«Пингвины».
«Медвежата».
Подвеска «Уточки».
Подвеска «Вестники весны». |
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
|
|
ИТОГО |
33часа |
|
2 класс (34ч.)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Примечание |
|
1.1
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. |
1
|
|
|
Аппликация (8ч.)
|
|
|||
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5-2.8 |
Основы цветоведения. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определенной системе.
Фон и его использование в аппликации. «Воспоминания о лете».
Открытка ко дню учителя.
«Грибы у пенька».
«Деревянный домик». (день, ночь, лето, осень) |
1
1
1
1
4
|
|
|
Конструирование из бумаги (9ч.)
|
|
|||
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9 |
Бумажное конструирование. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
«Плетеный коврик».
«Мореплаватель».
«Летучие мыши».
Коробочка для подарка.
Объёмная новогодняя открытка.
«Жучки-ползунки».
«Бабочки порхают на ветру».
«Веселые утята».
|
1
1
1
1
1
1
1
1
1 |
|
|
4.Оригами (8ч.)
|
|
|||
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8 |
История возникновения оригами. Основные типы оригами. Материалы, инструменты. Техника безопасности.
Мотылёк.
Мордочка кошки и собаки.
Кошка и собака.
Лисичка.
Кролик.
Кораблики.
Самолёты. |
1
1
1
1
1
1
1
1 |
|
|
Фигурное вырезание (8)
|
|
|||
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6- 5.8 |
Традиционные техники вырезания. Материалы и инструменты для вырезания. Техника безопасности.
Квадратная салфетка.
Салфетка под стакан.
Салфетка под вазу.
Корзиночки для фруктов и конфет.
Игрушки из бумаги. |
1
1
1
1
1
3 |
|
|
|
ИТОГО |
34 часа |
|
3 класс (34ч.)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Примечание |
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. |
1 |
|
2. Аппликация (6ч.) |
|||
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6 |
Мои любимые цветы.
Коллективная аппликация «Осень в нашем саду».
Объёмная аппликация «Неваляшка».
Открытка ко Дню учителя.
Аппликация «На морском дне».
Аппликация на свободную тему. |
1
1
1
1
1
1 |
|
Конструирование из бумаги (6ч.) |
|||
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6 |
Бумажное конструирование. Знакомство с чертежом, выкройкой-разверткой, изготовление шаблонов.
Коробочка «Кубик».
Коробочка для мелочей. (прямоугольной формы)
Карандашница.
Ваза с цветами.
Коллективная работа «Детская комната». |
1
1
1
1
1
1 |
|
Оригами (7ч.) |
|||
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6- 4.7 |
Способы складывания бумаги. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Летучая мышка.
Счастливые коровы.
Свинья и жёлуди.
Лягушка-попрыгушка.
Птицы (курочка, галка, павлин). |
1
1
1
1
1
2 |
|
Фигурное вырезание (8ч.) |
|||
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
5.7
5.8 |
История возникновения фигурного вырезания. Инструменты, материалы, основные приемы работы. Техника безопасности.
Вырезание фигур из бумаги, сложенной пополам (сердечко, листочек, елка, дерево).
Вырезание фигур из бумаги, сложенной несколько раз (гармошкой, квадратом, по диагонали).
Стаканчик для карандашей.
Альбом для рисования.
Закладки для книг.
Салфетка на столик.
Шкатулка. |
1
1
1
1
1
1
1
1 |
|
Квиллинг (6ч.) |
|||
6.1
6.2
6.3 6.4 6.5 6.6 |
История возникновения квиллинга – бумажной филиграни. Материалы и инструменты для квиллинга. Техника безопасности. Основные техники и приёмы для получения форм, используемых в квиллинге. Цветы. Бабочки. Аленький цветочек. Коллективная работа «Весеннее настроение». |
1
1 1 1 1
1 |
|
|
ИТОГО |
34 часа |
|
4 класс (34ч.)
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Примечание |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. |
1 |
|
Аппликация (2ч.)
|
|
||
2.1- 2.2
2.3
2.4
2.5 |
Коллективная работа «Летние приключения».
Аппликация на свободную тему.
Открытка ко дню учителя.
Аппликация «Осеннее настроение». |
2
1
1
1 |
|
Конструирование из бумаги (6ч.)
|
|
||
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6 |
Объёмное конструирование из бумаги. Приёмы работы. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Копилка «Кот и пёс».
Забавная парочка.
Подвеска «Совы».
Мореплаватель.
Лев и жираф. |
1
1
1
1
1
1 |
|
|
Оригами (6ч.) |
|
|
4.1
4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 |
Способы складывания бумаги. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Райская птица. Летящий лебедь. Страус. Золотая рыбка. Акула.
|
1 1 1 1 1 1 |
|
Фигурное вырезание (6ч.)
|
|
||
5.1
5.2-5.6 |
Традиционные техники вырезания из бумаги. Материалы и инструменты. Техника безопасности.
Открытки к праздникам и памятным датам («Открытка с цветами», «Валентинка», «Новогодние открытки», «Пасхальная открытка», «Поздравительная открытка». |
1
5
|
|
Квиллинг (10ч)
|
|
||
6.1
6.2-6.3
6.4
6.5-6.6
6.7- 6.8
6.9
6.10 |
Основные приёмы для выполнения работ в технике квиллинг. Материалы и оборудование. Техника безопасности. Цветы (астры, анютины глазки, маргаритки).
Коллективная работа «Ромашки».
Животные (кролик, петушок, птички).
Насекомые (бабочки, пчёлки, жучки).
Коллективная работа «На полянке».
Работа на свободную тему. |
1
2
1
2
2
1
1 |
|
|
ИТОГО |
34 часа |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги. (Электронный ресурс) – Санкт- Петербург: Издательский Дом «Литера», 2000. – 192 с.
- Больгерт Нелли. Поделки из бумаги. Москва «Робинс», 2012.
- Васина Н. Волшебный картон. - М: «Айрис-пресс, 2013. – 112 с.
- Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы – М: Издательство «Экзамен», 2012. – 191 с.
- Гусакова М.А. Аппликация. Москва «Просвещение», 2000. – 56 с.
- Дадашева З. Волшебная бумага. Самоучитель по технике вырезания для школьников./ Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012. – 90 с.
- Дадашева З. Волшебная бумага. Самоучитель по технике вырезания для школьников.Шаг вперед ./ Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012. – 95 с.
- Дай Нгуен. Мастер оригами (драконы, черепахи, бабочки, стрекозы). Москва, ООО «Издательство «Эксмо», 2007. – 75 с.
- Зайцева А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент. М: «Эксмо», 2010. – 64 с.
- Зайцева. А.А. Модульное оригами: забавные объёмные фигурки – М.: «Эксмо», 2012. – 64 с.