12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карасева Ольга Сергеевна134
Россия, Татарстан респ., Альметьевск

Рабочая программа (коррекционное направление)

 «Речецветик»


 

Учитель: О.С. Карасева


 

Пояснительная записка

В условиях динамичных процессов, происходящих в системе образования России, для современного этапа развития общества характерна смена образовательных программ, переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на инновационные процессы и корректировку профессиональной деятельности педагога.

Характерное для детей с ограниченными возможностями здоровья недоразвитие и нарушение речи. Главной задачей, стоящей перед педагогом на современном этапе, является повышение эффективности обучения и воспитания учащихся. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит развитию коммуникативной функции речи. Несовершенство коммуникативных умений учащихся с нарушением интеллекта, их речевая активность, осложняют процесс свободного общения, затрудняют развитие речемыслительной и познавательной деятельности детей, препятствуют созданию условий для успешной социальной адаптации выпускников. Совершенствование системы образования требует постоянного внимания к организации педагогической работы, более полного использования потенциальных интеллектуальных и речевых возможностей умственно отсталых школьников с целью повышения эффективности процесса обучения и улучшения их подготовленности к жизни.

О важности речевого развития ребенка, о речи как способе общения, о развитии ее коммуникативной функции говорилось во многих работах различных авторов (А.А. Бодалев, А.А. Брудный, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, Г.В. Колшанский, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.).

Речь не является врожденной способностью, она формирует­ся постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения явля­ется полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытую­щее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздей­ствия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происхо­дит самотеком, без должного внимания со стороны родителей, и поэтому значительное число детей школь­ного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, еже­часно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед педагогом.

Немалое значение имеет на занятиях развитие мелкой моторики. К области мелкой моторики относится разнообразные движения: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. На занятиях используются специфические задания, направленные на развитие памяти, внимания, пространственных представлений, мелкой моторики. Количество упражнений зависит от уровня развития неречевых процессов ребенка.

 

Рабочая программа включает следующие разделы:

- развитие связной речи (раздел содержание лексических тем);

-упражнения по развитию мелкой моторики.

- постановка звукопроизношения.

Развитие связной речи - задача обучения заключается в том, чтобы ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих компонентов; помочь учащимся осмыслить и обобщить имеющий у них речевой опыт; улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения.

Упражнения по развитию мелкой моторики - по мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий головного мозга участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу лобной доли мозга, контролирующей мышление, речь и поведение.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, например, такими:

Игры с мелкими предметами — паззлы, мозаика, конструкторы, бусины и т. п.

Пальчиковые игры.

Массаж кистей и пальцев и т. д.

Постановка звукопроизношения - наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произно­шении, правильно формировать которое довольно сложно, по­скольку ребенку необходимо научиться управлять своими орга­нами речи, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих.

Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные нарушения закрепляются, становятся стойкими.

Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.

Правильная речь ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду снравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условия его саморазвития, его способности общаться. Кроме того, речевая деятельность и словарный запас является первоосновой любой деятельности человека.

Цель данного предмета - поиск путей совершенствования логопедической работы по исправлению звукопроизношения, развитие связной речи, мелкой моторики у детей с ОВЗ.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

Формирование общеречевых навыков, направленных на преодоление речевой замкнутости, коррекцию недостатков звукопроизношения, развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие сенсорной сферы на основе различных упражнений, направленных на коррекцию и развитие зрительных, слуховых, ощущений и восприятий, являющихся основой для формирования разнообразных сторон речи и первоначальных навыков письма.

Выработка умения осмысленно запоминать, воспроизводить необходимый учебный материал.

Количество часов:

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.

 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов

Дата проведения

План.

Факт.

1.

«Части тела. Артикуляционный аппарат».

2

   

2

Развитие мелкой моторики: «Щелчки», «Пальчики здороваются».

2

   

3

«Геометрические фигуры».

2

   

4

Развитие мелкой моторики: «Солнышко», «Лошадка».

2

   

5

«Огород, овощи».

     

6

Развитие мелкой моторики: «Улитка», «Забор».

2

   

7

«Фрукты».

2

   

8

Развитие мелкой моторики: «Лягушка», «Крокодил».

2

   

9

«Животные холодных и жарких стран».

2

   

10

Развитие мелкой моторики: «Фонарики», «Курочка».

2

   

11

«Перелетные птицы».

2

   

12

Развитие мелкой моторики: «Петушок», «Футбол».

2

   

13

«Моя семья».

2

   

14

Развитие мелкой моторики: «Деревья», «Флаг».

2

   

15

«Одежда».

2

   

16

Развитие мелкой моторики: «Бегают человечки», «Мостик».

2

   

17

«Обувь».

2

   

18

Развитие мелкой моторики: «Сова», «Очки».

2

   

19

«Головные уборы».

2

   

20

Развитие мелкой моторики: «Прилавок», «Веселые маляры».

2

   

21

«Дикие, домашние животные и их детеныши».

2

   

22

Развитие мелкой моторики: «Крыша», «Дружба».

2

   

23

«Продукты питания, посуда».

2

   

24

Развитие мелкой моторики: «Кулачки», «Дом».

2

   

25

«Дом, его части».

2

   

26

Развитие мелкой моторики: «Лошадка», «Цветок».

2

   

27

«Электроприборы, бытовая техника».

2

   

28

Развитие мелкой моторики: «Бутончик», «Углы».

2

   

29

«Транспорт. Правила дорожного движения».

2

   

30

Развитие мелкой моторики: «Человек в доме», «Скакалка».

2

   

31

«Откуда хлеб пришел?».

2

   

32

Развитие мелкой моторики: «Ёлка», «Лакомка».

2

   

33

«Школа, школьные принадлежности».

Развитие мелкой моторики:

Самомассаж кистей и пальцев рук (В.В. Коноваленко «Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизошения ). Работа в тетради: «Колечки»

2

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.