12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ирина Алексеевна Яковлева474 Россия, Костромская обл., посёлок Николо-Полома Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность» |
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный краевед» для 3-4 классов
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района
Костромской области
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный краевед» для 3-4 классов
Составитель программы
Яковлева Ирина Алексеевна
Учитель начальных классов
Высшая категория
1. Введение
Данная рабочая программа разработана на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., ФГОС НОО, основной образовательной программы МКОУ»Николо-Поломская СОШ» ,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепции краеведческого образования детей и молодёжи Костромской области.
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально- регионального компонента школьного образования.
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.
Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности, а также призвана помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее культуру и постичь ценности мировой цивилизации.
Наш поселок, да и весь край за последнее столетие претерпел и продолжает претерпевать изменения, которые касаются и социально-культурной и технико-экономической сторон жизни населения. Меняется уклад жизни, забываются накопленные веками трудовой жизни народа традиции.
Целью предлагаемой программы является изучение истории родного края, сохранение и развитие историко-культурного наследия российского народа. Особое внимание следует уделить истории поселка, культуре и народным традициям.
Необходимо изучать народные праздники, обычаи, отмечать важные события поселка, чтобы дети смогли передать свои знания следующему поколению. Акцентирование внимания школьников на том, что окружает их с детства и поэтому становится привычным, заставит по - новому посмотреть вокруг себя, поможет вооружить их знаниями о родной стороне. Тропинка от родного дома выведет на широкую дорогу родной истории, обогатит духовный мир.
Изучая историю своего поселка, школьники смогут углубить и конкретизировать знания школьных предметов: истории, русского языка, окружающего мира.
Расширяя свои знания о Парфеньевском районе и Костромской области, обучающиеся готовятся к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру в конце 4 класса. Все собранные материалы оформляются в общий итоговый проект « Чем славится мой костромской край». Результатами этого проекта могут воспользоваться не только участники кружка.
Работа с информацией на уроке и во внеурочной деятельности отличается. Обучающимся много приходится работать самостоятельно. Большую поддержку здесь оказывает не только учитель в индивидуальном порядке, но и родители. Особенно, совместная работа ребёнка и родителей осуществляется при работе с разделом программы « Моя семья».
На курс внеурочной деятельности «Юный краевед» отводится 1 час в неделю (34 часа в год) для детей 9-10 лет. Продолжительность одного занятия 40-45 минут. Программа рассчитана на 2 года.
2. Цели и задачи
Цель программы: создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и исследовательской работы
Задачи программы:
Знакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;
Совершенствовать навык описания окружающего, развивать речь, память, мышление, воображение.
Развивать творческие способности ребят.
Прививать любовь к родной природе, воспитывать гордость за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.
3.Формы совместной деятельности учащихся, родителей и учителя:
- работа с информацией из открытых источников
-организация и проведение экскурсий
- создание проектов
-написание сочинений
-выполнение творческих работ: поделки, рисунки
-встречи с интересными людьми
-проведение интеллектуальных игр, викторин.
- совместная деятельность с родителями.
4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, свой посёлок и родной край ;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
Предметные результаты:
Воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
9) интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Костромской области;
10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего посёлка
11) любовь к родной школе, своему посёлку, народу, России;
12) уважение к защитникам Родины;
13) умение отвечать за свои поступки;
14)использовать полученные знания об истории своего края, при изучении истории Отечества;
15)рассказывать об истории посёлка, районного и областного города знакомым и друзьям;
5.Содержание курса
1 раздел «Мой посёлок Николо-Полома» 16 часов
Теория: месторасположение посёлка на карте области, исторические факты , версии о происхождении названия посёлка, значение железной дороги для жизни людей, знакомство с творчеством земляка Л.Кузьмина, 100-летняя история школы.
Практика: работа с картой Костромской области и Парфеньевского района; создание проекта «Азбука Николо-Поломы» ( на каждую букву- улица, достопримечательность и т.д., фотографирование объектов)
Форма занятий: групповая
Виды деятельности: наблюдение, планирование, обсуждение, работа с информацией, викторина, интерактивная игра, экскурсия.
Аудиторные занятия- 11 часов
Внеаудиторные- 5 часов
2 раздел «Моя семья» 10 часов
Теория: история происхождение имён и фамилий на Руси; семейные традиции, старинные ремёсла и профессии наших предков в Костромском крае; родословная.
Практика: создание проекта «Что в имени тебе моём»; оформление своей родословной; выставка старинных семейных фотографий и предметов домашней утвари
Форма занятий: групповая, индивидуальная;
Виды деятельности: беседа, работа с информацией, исследование
Аудиторные занятия- 8 часов
Внеаудиторные- 2 часа
3 раздел «Православные традиции» 8 часов
Теория: знакомство с православными храмами Парфеньевского района, со значением некоторых православных праздников, их традициями подготовки и проведения;
Практика: экскурсия в храм Св.Николая Угодника; изготовление пасхальной открытки;
Форма занятий: групповая, индивидуальная;
Виды деятельности: беседа, работа с информацией, исследование, конкурсы, сочинение
Аудиторные занятия- 6 часов
Внеаудиторные- 2 часа
4 раздел «Я живу в Парфеньевском районе» 7 часов
Теория: местоположение района на карте Костромской области, исторические факты о Парфеньеве, версии возникновения названия села, знакомство с биографией и творчеством известных людей Парфеньевского района;
Практика: экскурсия в дом-музей С. Маркова
Форма занятий: групповая;
Виды деятельности: беседа, работа с информацией;
Аудиторные занятия- 6 часов
Внеаудиторные- 1 час
5 раздел «Костромской край» 27 часов
Теория: территория, границы, географическое положение Костромской области на карте РФ; государственная символика России, герб Костромы и Костромской области; история возникновения города и его названия; Кострома- колыбель дома Романовых; особенности костромского фольклора; музеи области; древние исчезающие ремёсла; Костромской край в период Великой Отечественной войны, герои-костромичи; известные люди прошлого , чья жизнь связана с Костромской областью; наши известные современники; природные богатства: водоёмы, животные, растения, полезные ископаемые;
Практика: плетение из бумажных полосок; работа с берестой; создание проектов «Кем гордится родная земля», « Чем славится мой костромской край»;
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Виды деятельности: наблюдение, беседа, работа с информацией, интерактивные игры, исследование, сочинение.
Аудиторные занятия- 27часов
Внеаудиторные- 0 часов
Тематическое планирование:
№ раздела | Название раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | «Мой посёлок Николо-Полома» | 9ч | 7ч | 16 часов |
2 | «Моя семья» | 4 | 6 | 10 часов |
3 | «Православные традиции» | 4 | 4 | 8 часов |
4 | «Я живу в Парфеньевском районе» | 6 | 1 | 7 часов |
5 | «Костромской край» | 17 | 10 | 27 часов |
6 . Календарно-тематическое планирование
1 год
№ | Тема занятия | Количество часов |
Раздел «Мой посёлок Николо-Полома » 16 часов | ||
1 | Введение | 1ч |
2 | История моего посёлка. | 1ч |
3 | Проект «Азбука посёлка». Планирование работы. | 1ч |
4 | Проект «Азбука посёлка». Сбор материала в библиотеке | 1ч |
5 | Проект «Азбука посёлка».По улицам посёлка. | 1ч |
6 | Презентация проекта «Азбука посёлка» | 1ч |
7 | Сокровища сельской библиотеки. Викторина по сказкам. | 1ч |
8 | Сокровища сельской библиотеки. Знакомство с творчеством местной поэтессы Травиной Л.В. | 1ч |
9 | Творчество Льва Кузьмина. «Звездочёты» | 1ч |
10 | Творчество Льва Кузьмина. Интерактивная игра по произведениям автора.. | 1ч |
11 | А мимо пролетают поезда. Железная дорога в жизни посёлка. | 1ч |
12 | Железнодорожная станция Николо-Полома. История и современность. | 1ч |
13 | Юбилей моей школы. | 1ч |
14 | Учителя нашей школы. Учителя-ветераны. | 1ч |
15 | История моей семьи в истории школы. | 1 ч |
16 | Экскурсия в школьный краеведческий музей | 1ч |
Раздел «Моя семья» 10 часов | ||
17 | Как появились имена. | 1ч |
18 | История возникновения фамилий. | 1ч |
19 | Проект «Что в имени тебе моём…» | 1ч |
20 | История моей семьи в фотографиях и вещах. | 1ч |
21 | Семейные традиции . Интерактивное занятие. | 1ч |
22 | Традиции моей семьи. | 1ч |
23 | Какие профессии были в нашей местности в старину | 1ч |
24 | Профессии в моей семье. | 1ч |
25 | Проект «Моя родословная» .Подготовка | 1ч |
26 | Проект «Моя родословная». Презентация. | 1ч |
Раздел «Православные традиции» 8 часов | ||
27 | Православные храмы Парфеньевского района.
| 1ч |
28 | Экскурсия в храм Святого Николая. | 1ч |
29 | Широкая масленица. Традиции празднования. | 1ч |
30 | Православные праздники. | 1ч |
31 | Светлое Христово Воскресение. | 1ч |
32 | Изготовление поздравительных открыток к святому празднику Пасхи. | 1ч |
33 | Работа над сочинением «Приезжайте в гости к нам в Николо-Полому» | 1ч |
34 | Презентация сочинений. Подведение итогов. | 1ч |
| ИТОГО | 34 часа |
2 год
№ | Тема занятия | Количество часов |
Раздел «Я живу в Парфеньевском районе» 7 часов | ||
1 | Введение. Территория, границы, географическое положение и герб Парфеньевского района. | 1ч |
2 | «Бывый город Парфеньев». Из истории посёлка. | 1ч |
3 | Исторические здания села Парфеньева. | 1ч |
4 | Дмитрий Фёдорович Белоруков | 1ч |
5 | Писатель-этнограф Сергей Максимов | 1ч |
6 | Экскурсия в литературно-художественный музей им. С.Н.Маркова с.Парфеньево | 1ч |
7 | Творчество современных парфеньевских поэтов. Татьяна Иноземцева | 1ч |
«Костромской край» 27 часов | ||
8 | Территория, границы, географическое положение Костромской области. | 1ч |
9 | Государственная символика России. Герб Костромы и Костромской области | 1ч |
10 | Древний город Кострома | 1ч |
11 | Из истории городских улиц. | 1ч |
12 | Костромской край в период Смуты .Романовы. Иван Сусанин. | 1ч |
13 | Наш край в устном народном творчестве. | 1ч |
14 | Наш край в устном народном творчестве. Учимся сочинять. | 1ч |
15 | О чём могут рассказать игрушки и народный костюм. | 1ч |
16 | Музеи Костромской области. Интерактивная экскурсия. | 1ч |
17 | Традиционные ремёсла моего края. Практическое занятие «Плетение из бумажных полосок» | 1ч |
18 | Зимние забавы наших предков. Колядки. Рождественские гадания. | 1ч |
19 | Костромской край в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.) | 1ч |
20 | История моей семьи в истории Великой Отечественной войны. | 1ч |
21 | Герои земли Костромской. | 1ч |
22 | Проект «Кем гордится родная земля».Герои минувших лет. | 1ч |
23 | Проект «Кем гордится родная земля». Наши современники. | 1ч |
24 | Родина Снегурочки. Конкурс рисунков «Снегурочка-красавица» | 1ч |
25 | Ефим Честняков «Щедрое яблоко» | 1ч |
26 | Берёзка – символ родины моей. Практическое занятие «Работа с берестой» | 1ч |
27 | Растения нашего края. Красная книга Костромской области. | 1ч |
28 | Лекарственные растения, их виды, правила сбора. | 1ч |
29 | «Кологривский лес- природный заповедник» | 1ч |
30 | Животные нашего края. Интерактивная игра «По лесным тропинкам» | 1ч |
31 | Водоёмы нашего края: реки, озера, водохранилища | 1ч |
32 | Богатства нашей земли. | 1ч |
33 | Проект « Чем славится мой костромской край» | 1ч |
34 | Интерактивная игра «Знай и люби свой край» | 1ч |
| ИТОГО | 34 часа |
Литература
1.Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома 2000
2.Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи // Воспитание школьников. – 2008. – №1
3.Литература Костромского края: Хрестоматия для начальной школы / авт.сост. А.Н.Мешалкин, к.фил.н.- Кострома 2017
4. Максимов С.В. «Крылатые слова» Издательская группа «Азбука-классика»2010 С.-Петербург.
« Костромская земля» Краеведческий альманах Костромского областного фонда культуры.
Технические средства обучения
1. Компьютер
2. Интерактивная доска