12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Алексеевна Яковлева474
Россия, Костромская обл., посёлок Николо-Полома
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»
5

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный краевед» для 3-4 классов

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Николо-Поломская средняя общеобразовательная школа» Парфеньевского муниципального района

Костромской области

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Юный краевед» для 3-4 классов


 


 


 


 


 

Составитель программы

 

Яковлева Ирина Алексеевна

Учитель начальных классов

Высшая категория


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

1. Введение

Данная рабочая программа разработана на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., ФГОС НОО, основной образовательной программы МКОУ»Николо-Поломская СОШ» ,Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Концепции краеведческого образования детей и молодёжи Костромской области.

 

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально- регионального компонента школьного образования.

Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, городе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

 

Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности, а также призвана помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны. Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее культуру и постичь ценности мировой цивилизации.

Наш поселок, да и весь край за последнее столетие претерпел и продолжает претерпевать изменения, которые касаются и социально-культурной и технико-экономической сторон жизни населения. Меняется уклад жизни, забываются накопленные веками трудовой жизни народа традиции.

Целью предлагаемой программы является изучение истории родного края, сохранение и развитие историко-культурного наследия российского народа. Особое внимание следует уделить истории поселка, культуре и народным традициям.

Необходимо изучать народные праздники, обычаи, отмечать важные события поселка, чтобы дети смогли передать свои знания следующему поколению. Акцентирование внимания школьников на том, что окружает их с детства и поэтому становится привычным, заставит по - новому посмотреть вокруг себя, поможет вооружить их знаниями о родной стороне. Тропинка от родного дома выведет на широкую дорогу родной истории, обогатит духовный мир.

Изучая историю своего поселка, школьники смогут углубить и конкретизировать знания школьных предметов: истории, русского языка, окружающего мира.

Расширяя свои знания о Парфеньевском районе и Костромской области, обучающиеся готовятся к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру в конце 4 класса. Все собранные материалы оформляются в общий итоговый проект « Чем славится мой костромской край». Результатами этого проекта могут воспользоваться не только участники кружка.

Работа с информацией на уроке и во внеурочной деятельности отличается. Обучающимся много приходится работать самостоятельно. Большую поддержку здесь оказывает не только учитель в индивидуальном порядке, но и родители. Особенно, совместная работа ребёнка и родителей осуществляется при работе с разделом программы « Моя семья».

На курс внеурочной деятельности «Юный краевед» отводится 1 час в неделю (34 часа в год) для детей 9-10 лет. Продолжительность одного занятия 40-45 минут. Программа рассчитана на 2 года.

2. Цели и задачи

Цель программы: создание оптимальных условий для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и исследовательской работы

Задачи программы:

Знакомить с историей, флорой и фауной, культурными памятниками и традициями родного края;

Совершенствовать навык описания окружающего, развивать речь, память, мышление, воображение.

Развивать творческие способности ребят.

Прививать любовь к родной природе, воспитывать гордость за место, где родился и вырос, стремление самому быть носителем общечеловеческих ценностей, преобразователем и творцом мира.

 


 

3.Формы совместной деятельности учащихся, родителей и учителя:

- работа с информацией из открытых источников

-организация и проведение экскурсий

- создание проектов

-написание сочинений

-выполнение творческих работ: поделки, рисунки

-встречи с интересными людьми

-проведение интеллектуальных игр, викторин.

- совместная деятельность с родителями.

 

4. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

 

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, свой посёлок и родной край ;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи своей деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

 

Предметные результаты:

Воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

9) интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Костромской области;

10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего посёлка

11) любовь к родной школе, своему посёлку, народу, России;

12) уважение к защитникам Родины;

13) умение отвечать за свои поступки;

14)использовать полученные знания об истории своего края, при изучении истории Отечества;

15)рассказывать об истории посёлка, районного и областного города знакомым и друзьям;

 

5.Содержание курса

1 раздел «Мой посёлок Николо-Полома» 16 часов

Теория: месторасположение посёлка на карте области, исторические факты , версии о происхождении названия посёлка, значение железной дороги для жизни людей, знакомство с творчеством земляка Л.Кузьмина, 100-летняя история школы.

Практика: работа с картой Костромской области и Парфеньевского района; создание проекта «Азбука Николо-Поломы» ( на каждую букву- улица, достопримечательность и т.д., фотографирование объектов)

Форма занятий: групповая

Виды деятельности: наблюдение, планирование, обсуждение, работа с информацией, викторина, интерактивная игра, экскурсия.

Аудиторные занятия- 11 часов

Внеаудиторные- 5 часов

2 раздел «Моя семья» 10 часов

Теория: история происхождение имён и фамилий на Руси; семейные традиции, старинные ремёсла и профессии наших предков в Костромском крае; родословная.

Практика: создание проекта «Что в имени тебе моём»; оформление своей родословной; выставка старинных семейных фотографий и предметов домашней утвари

Форма занятий: групповая, индивидуальная;

Виды деятельности: беседа, работа с информацией, исследование

Аудиторные занятия- 8 часов

Внеаудиторные- 2 часа

3 раздел «Православные традиции» 8 часов

Теория: знакомство с православными храмами Парфеньевского района, со значением некоторых православных праздников, их традициями подготовки и проведения;

Практика: экскурсия в храм Св.Николая Угодника; изготовление пасхальной открытки;

Форма занятий: групповая, индивидуальная;

Виды деятельности: беседа, работа с информацией, исследование, конкурсы, сочинение

Аудиторные занятия- 6 часов

Внеаудиторные- 2 часа

4 раздел «Я живу в Парфеньевском районе» 7 часов

Теория: местоположение района на карте Костромской области, исторические факты о Парфеньеве, версии возникновения названия села, знакомство с биографией и творчеством известных людей Парфеньевского района;

Практика: экскурсия в дом-музей С. Маркова

Форма занятий: групповая;

Виды деятельности: беседа, работа с информацией;

Аудиторные занятия- 6 часов

Внеаудиторные- 1 час


 

5 раздел «Костромской край» 27 часов

Теория: территория, границы, географическое положение Костромской области на карте РФ; государственная символика России, герб Костромы и Костромской области; история возникновения города и его названия; Кострома- колыбель дома Романовых; особенности костромского фольклора; музеи области; древние исчезающие ремёсла; Костромской край в период Великой Отечественной войны, герои-костромичи; известные люди прошлого , чья жизнь связана с Костромской областью; наши известные современники; природные богатства: водоёмы, животные, растения, полезные ископаемые;

Практика: плетение из бумажных полосок; работа с берестой; создание проектов «Кем гордится родная земля», « Чем славится мой костромской край»;

Форма занятий: групповая, индивидуальная

Виды деятельности: наблюдение, беседа, работа с информацией, интерактивные игры, исследование, сочинение.

Аудиторные занятия- 27часов

Внеаудиторные- 0 часов


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование:

раздела

Название раздела

Теория

Практика

Всего часов

1

«Мой посёлок Николо-Полома»

16 часов

2

«Моя семья»

4

6

10 часов

3

«Православные традиции»

4

4

8 часов

4

«Я живу в Парфеньевском районе»

6

1

7 часов

5

«Костромской край»

17

10

27 часов


 


 

6 . Календарно-тематическое планирование

1 год

Тема занятия

Количество часов

Раздел «Мой посёлок Николо-Полома » 16 часов

1

Введение

2

История моего посёлка.

3

Проект «Азбука посёлка». Планирование работы.

4

Проект «Азбука посёлка». Сбор материала в библиотеке

5

Проект «Азбука посёлка».По улицам посёлка.

6

Презентация проекта «Азбука посёлка»

7

Сокровища сельской библиотеки. Викторина по сказкам.

8

Сокровища сельской библиотеки. Знакомство с творчеством местной поэтессы Травиной Л.В.

9

Творчество Льва Кузьмина. «Звездочёты»

10

Творчество Льва Кузьмина. Интерактивная игра по произведениям автора..

11

А мимо пролетают поезда. Железная дорога в жизни посёлка.

12

Железнодорожная станция Николо-Полома. История и современность.

13

Юбилей моей школы.

14

Учителя нашей школы. Учителя-ветераны.

15

История моей семьи в истории школы.

1 ч

16

Экскурсия в школьный краеведческий музей

Раздел «Моя семья» 10 часов

17

Как появились имена.

18

История возникновения фамилий.

19

Проект «Что в имени тебе моём…»

20

История моей семьи в фотографиях и вещах.

21

Семейные традиции . Интерактивное занятие.

22

Традиции моей семьи.

23

Какие профессии были в нашей местности в старину

24

Профессии в моей семье.

25

Проект «Моя родословная» .Подготовка

26

Проект «Моя родословная». Презентация.

Раздел «Православные традиции» 8 часов

27

Православные храмы Парфеньевского района.

 

28

Экскурсия в храм Святого Николая.

29

Широкая масленица. Традиции празднования.

30

Православные праздники.

31

Светлое Христово Воскресение.

32

Изготовление поздравительных открыток к святому празднику Пасхи.

33

Работа над сочинением «Приезжайте в гости к нам в Николо-Полому»

34

Презентация сочинений. Подведение итогов.

 

ИТОГО

34 часа


 

2 год

Тема занятия

Количество часов

Раздел «Я живу в Парфеньевском районе» 7 часов

1

Введение.

Территория, границы, географическое положение и герб Парфеньевского района.

2

«Бывый город Парфеньев». Из истории посёлка.

3

Исторические здания села Парфеньева.

4

Дмитрий Фёдорович Белоруков

5

Писатель-этнограф Сергей Максимов

6

Экскурсия в литературно-художественный музей им. С.Н.Маркова с.Парфеньево

7

Творчество современных парфеньевских поэтов. Татьяна Иноземцева

«Костромской край» 27 часов

8

Территория, границы, географическое положение Костромской области.

9

Государственная символика России. Герб Костромы и Костромской области

10

Древний город Кострома

11

Из истории городских улиц.

12

Костромской край в период Смуты .Романовы. Иван Сусанин.

13

Наш край в устном народном творчестве.

14

Наш край в устном народном творчестве. Учимся сочинять.

15

О чём могут рассказать игрушки и народный костюм.

16

Музеи Костромской области. Интерактивная экскурсия.

17

Традиционные ремёсла моего края. Практическое занятие «Плетение из бумажных полосок»

18

Зимние забавы наших предков. Колядки. Рождественские гадания.

19

Костромской край в период Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.)

20

История моей семьи в истории Великой Отечественной войны.

21

Герои земли Костромской.

22

Проект «Кем гордится родная земля».Герои минувших лет.

23

Проект «Кем гордится родная земля». Наши современники.

24

Родина Снегурочки. Конкурс рисунков «Снегурочка-красавица»

25

Ефим Честняков «Щедрое яблоко»

26

Берёзка – символ родины моей. Практическое занятие «Работа с берестой»

27

Растения нашего края. Красная книга Костромской области.

28

Лекарственные растения, их виды, правила сбора.

29

«Кологривский лес- природный заповедник»

30

Животные нашего края. Интерактивная игра «По лесным тропинкам»

31

Водоёмы нашего края: реки, озера, водохранилища

32

Богатства нашей земли.

33

Проект « Чем славится мой костромской край»

34

Интерактивная игра «Знай и люби свой край»

 

ИТОГО

34 часа


 


 

Литература

1.Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома 2000

2.Вороненко И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи // Воспитание школьников. – 2008. – №1

3.Литература Костромского края: Хрестоматия для начальной школы / авт.сост. А.Н.Мешалкин, к.фил.н.- Кострома 2017

4. Максимов С.В. «Крылатые слова» Издательская группа «Азбука-классика»2010 С.-Петербург.

« Костромская земля» Краеведческий альманах Костромского областного фонда культуры. https://kostromka.ru/kostroma/land/


 

Технические средства обучения

1. Компьютер

2. Интерактивная доска


 

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.