Программа внеурочной деятельности по физике в 7–9 классах «Решение олимпиадных задач»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
для 8 класса
«Решение олимпиадных задач»
Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
на 2023 – 2024 учебный год
Рабочая программа составлена на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Примерной программы основного общего образования по физике 7-9 классы (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е.Фрадкин,М.,«Просвещение», 2014 г.);
-Основной образовательной программой основного общего образования (в соответствии с ФГОС) МБОУ «СОШ с. Михайловское» Пригородного р-на РСО АЛАНИЯ на 2021 – 2022 год.
-Учебным планом МБОУ «СОШ с. Михайловское» Пригородного р-на РСО – АЛАНИЯ
2021 – 2022 год.
Используемый учебник: Физика:учебник для7,8 классов А.В.Пёрышкин, М.:«Дрофа»,2016 г.
Физика: учебник для 9 классаА.В. Пёрышкин, Е.М. ГутникМ.: «Дрофа», 2017 г.
Решение задач способствует более глубокому и прочному усвоению физических законов, развитию логического мышления, сообразительности, инициативы, настойчивости в достижении поставленной цели, вызывает интерес к физике, помогает приобретению навыков самостоятельной работы, служит средством для развития самостоятельности в суждениях. Необходимо, чтобы обучение решению задач служило не только и не столько усвоению и запоминанию формул, законов, а было направлено на обучение анализу тех физических явлений, которые составляют условие задачи, учило бы поиску решения задачи, акцентировало бы внимание учащихся на сущности полученного ответа и приёмах его анализа.
Направленность программы – естественнонаучное
Вид образовательной деятельности – решение задач
Цель: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения нестандартных физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний
Задачи.
Обучающие.
Способствовать развитию интереса к физике, к решению олимпиадных задач.
Развивать творческие способности при решении экспериментальных задач.
Способствовать формированию представлений о постановке, классификации, приёмах и методах решения олимпиадных задач.
Развивающие.
Вырабатывать умения и навыки переносить знания на новые формы учебной работы.
Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных олимпиадных задач, связанных с практической деятельностью
Воспитательные.
Воспитывать личность, способную анализировать и создавать индивидуальную программу саморазвития.
Актуальность введения курса «Решение олимпиадных задач по физике» связана с необходимостью научить обучающихся решать олимпиадные задачи. Решение олимпиадных задач требует от них ясного понимания основных законов, подлинно творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развивать ассоциативное мышление и сообразительность. Данная форма работы подходит для талантливых учащихся, обладающих творческим мышлением, активным мышлением.
Теоретические вопросы курса предусматривают рассмотрение основных физических законов по гидростатике, молекулярной физике, электродинамике и механике, и историю их открытия и использование в науке и технике. Обучающиеся знакомятся с минимальными сведениями о понятии «олимпиадная задача», осознают значение задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачами. Кроме теоретических вопросов включены практические – решение количественных и экспериментальных задач по предложенным разделам физики.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники;
-формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами;
- овладение универсальными учебными действиями.
Предметные результаты предполагают.
- знания о важнейших физических явлениях и законах их описывающих.
- умения обрабатывать результаты, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул;
- умения обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов.
Информационная справка
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) |
1 |
Год обучения (первый, второй и т.д.) |
второй |
Возраст обучающихся |
13 - 14 лет |
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году |
20 -25 |
Количество часов в неделю |
1 |
Общее количество часов в год |
34 |
Ожидаемые результаты на текущий учебный год:
В курсе необходимо учащихся научить:
1. Работать с текстом задачи, находить скрытую информацию, транслировать полученную информацию из одного вида в другой.
2. Использовать физические и математические модели, понимать их роль в физических задачах.
3. Составлять планы решения конкретных задач и алгоритмы рассуждений для различных типов задач.
4. Находить общее в подходах к решению задач различных видов.
5. Использовать оценочные суждения при решении задач.
6. Использовать задачи для уточнения и углубления своих знаний.
7. Проверять физический смысл решений.
Материал для включения в программу курса отбирался по следующим принципам:
- доступность;
- научность;
- методическая и культурная традиции;
- интересность;
- завершенность;
Учащиеся научатся решать задачи повышенного уровня, осознают важность и значимость физической задачи и роль физических законов в развитии техники и науки. Освоят методы и алгоритмы решения олимпиадных задач. Методами оценки результатов изучения курса могут быть: решение экспериментальных задач, выполнение творческих работ, письменной работы, тестирование, проведение внутри школьной олимпиады по физике. Программа построена на сочетании нескольких традиционных принципах. В ней взаимно дополняют друг друга проблемно-тематический, теоретический, исторический, коммуникативный и деятельностный принципы.
Отражение результатов текущего учебного года:
Участие в школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, дистанционных олимпиадах и конкурсах.
4.1 Взаимодействие тел – 11ч.
Механическое движение. Относительность механического движения. Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: траектория, перемещение, путь. Физический смысл скорости. Графическое представление движения и решение задач. Графический и координатный способы решения задач. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости при неравномерном движении. Инерция и инертность. Измерение массы тела. Измерение объёма тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах. Сила упругости, Закон Гука. Виды деформаций. Вес тела. Невесомость. Сила трения. Виды сил трения. Динамометр.
Равнодействующая сил.
4.2 Давление твердых тел, жидкостей и газов – 12ч.
Давление твёрдых тел. Давление газа. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. Давление на дне морей и океанов. Исследование морских глубин. Сообщающиеся сосуды. Опыты, помогающие понять существование атмосферного давления. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр – анероид. Манометры. Гидравлический пресс. Насосы.
Архимедова сила. Легенда об Архимеде. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
4.3 Работа и мощность. Энергия – 9 ч.
Механическая работа и мощность. Простые механизмы. Рычаг. Момент силы. Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.
Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращение механической энергии. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел. Определение положения центра тяжести плоской фигуры.
5. Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач - 2 ч.
Учебно-тематический планна 2021 – 2022 учебный год
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
||
4.1 |
Взаимодействие тел |
2 |
9 |
11 |
4.2 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов |
3 |
9 |
12 |
4.3 |
Работа и мощность. Энергия. |
3 |
6 |
9 |
5 |
Обобщающее занятие по методам и приемам решения физических задач |
|
2 |
2 |
|
ИТОГО ЗА ГОД |
8 |
26 |
34 |
Календарно-тематический план
№ |
дата |
Тема
|
|
план |
факт |
||
Первоначальные сведения о строении вещества- |
|||
Взаимодействие тел – 11 ч. |
|||
1 |
14.10 |
|
Решение задач по теме «Основные характеристики механического движения» |
2 |
16.10 |
|
Физический смысл скорости. Скорость прямолинейного равномерного движения. Средняя скорость. |
3 |
16.10 |
|
Изучение физических величин, характеризующих механическое движение. 2ч. |
4 |
|
|
Плотность вещества. |
5 |
|
|
Решение задач по теме «Плотность вещества ». |
6 |
|
|
Решение задач по теме «Расчет массы и объема тела по его плотности». |
7 |
|
|
Определение плотности твердого тела. |
8 |
|
|
Сила тяжести |
9 |
|
|
Решение задач по теме «Сила упругости». |
10 |
|
|
Решение задач по теме «Сила трения». |
Давление твердых тел, жидкостей и газов - 12ч |
|||
1 |
|
|
Давление ( теория) |
2 |
|
|
Решение задач по теме «Давление твёрдых тел».2ч |
3 |
|
|
Решение задач по теме «Давление жидкостей». 2ч. |
4 |
|
|
Решение задач по теме «Давление газа». |
5 |
|
|
Гидравлический пресс |
7 |
|
|
Сила Архимеда 2 ч. |
8 |
|
|
Плавание тел |
9 |
|
|
Воздухоплавание |
№ п/п |
Работа и мощность |
Всего часов |
1 |
Энергия. Виды энергии. |
4 |
2 |
Мощность |
2 |
3 |
Работа |
2 |
4 |
Обобщающее занятие |
1 |
8 класс
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
1 |
Основы термодинамики |
10 |
2 |
Изменение агрегатных состояний вещества |
6 |
3 |
Электромагнитные явления |
10 |
4 |
Оптические явления |
5 |
5 |
Магнитные явления |
2 |
6 |
Физика вокруг нас |
1 |
9класс
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
1 |
Кинематика |
7 |
2 |
Динамика |
8 |
3 |
Импульс. Закон сохранения импульса |
3 |
4 |
Механическая работа. Механическая энергия. Закон сохранения механической энергии |
2 |
5 |
Статика |
2 |
6 |
Механические колебания и волны |
3 |
8 |
Электромагнитные колебания и волны |
2 |
9 |
Оптика |
4 |
10 |
Физика атома и атомного ядра |
3 |