Программа внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем»
Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Объём часов, отпущенных на занятия:
1 класс - 33 часа
2 класс- 34 часа,
3 класс - 34 часа,
4 класс - 34 часа,
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Формы и методы работы
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы и т.д.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по естествознанию.
Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное исполнение.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
- репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- знать особенности неподготовленной речи;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Обучающиеся, овладевшие читательской грамотностью, способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью, способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.
Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских услугах;уметь проводить элементарных финансовых расчётов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
Тематическое планирование 1 класс
№ |
Тема |
Предмет изучения |
Формируемые умения |
Блок «Читательская грамотность» |
|||
1 |
Виталий Бианки. Хвосты |
Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. |
Определять жанр произведения; называть героев сказки; дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; различать научно-познавательный текст и художественный; определять, чему учит сказка. |
2 |
Русская народная сказка. Тремок |
Содержание сказки. Качество: выносливость, упорство |
Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; давать характеристику героям сказки; наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); делить текст на части в соответствии с предложенным планом; объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста; устанавливать истинность и ложность высказываний; подбирать из текста слова на заданную тему; определять, чему можно научиться у героя сказки; Строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
3 |
Владимир Сутеев. Умелые руки
|
Содержание сказки. Качество: трудолюбие. |
Давать характеристику героям; дополнять предложения на основе сведений из текста; определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять вопросы по содержанию сказки; на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. |
4 |
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко |
Содержание сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки |
Определять вид сказки; называть героев сказки, находить среди них главного героя; определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); определять последовательность событий сказки; находить необходимую информацию в тексте; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей; определять, чему учит сказка.
|
5 |
Русская сказка. Петушок и бобовое зернышко |
Содержание сказки. Дружба, жадность. |
Определять лексическое значение слова; анализировать содержание текста и составлять план; определять по рисунку содержание отрывка из текста; давать характеристику героям; понимать, чему учит сказка; составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; фантазировать и придумывать продолжение сказки. |
6 |
Русская сказка. Каша из топора |
Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость
|
Определять жанр произведения; называть героев сказки; выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; давать характеристику персонажам сказки; наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу; соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.
|
7 |
Русская народная сказка. Лиса и журавль |
Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. |
Давать характеристику героям; определять по рисунку содержание отрывка из текста; располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; соединять части предложений; задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки; дополнять отзыв на прочитанное произведение. |
8 |
Евгений Пермяк. Торопливый ножик |
Содержание сказки. Семейные ценности. |
определять жанр произведения; называть героев; находить в тексте образные сравнения; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из |
Блок «Математическая грамотность» |
|||
9 |
Русская народная сказка. Курочка Ряба |
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи.
|
определять количество предметов при счёте; составлять и решать выражения с ответом 3; решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
|
10 |
Русская народная сказка. Колобок |
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники |
определять количество предметов при счёте; составлять и решать выражения с ответом 5; решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; решать задачу в два действия. определят порядковый номер предметов |
11 |
Русская народная сказка. Репка |
Состав числа 6, анализ данных и ответы на вопросы. |
раскладывать число 6 на два слагаемых; отвечать на вопросы на основе условия задачи; анализировать данные и отвечать на вопросы; анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; работать в группе. |
12 |
Русская народная сказка. Волк и семеро козлят |
Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. |
определять количество предметов при счёте; образовывать число 7,8; составлять и решать выражения с ответом 7 и 8; решать задачу в два действия; находить остаток числа; соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру - ломаную. |
13 |
Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка
|
Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. |
раскладывать число 9 на два слагаемых; отвечать на вопросы на основе условия задачи; анализировать данные и отвечать на вопросы; анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; работать в группе.
|
14 |
Русская народная сказка. Три медведя. |
Разложение числа 10 на два и три слагаемых.
|
раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; раскладывать число 10 на три слагаемых; раскладывать число 10 на три чётных слагаемых. |
15 |
Русская народная сказка. Лиса и волк |
Задачи на нахождение части. Состав числа 12. |
раскладывать число 12 на несколько слагаемых; решать задачи на нахождение части числа: читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; находить прямоугольники на рисунке. |
16 |
Русская народная сказка. Два жадных медвежонка |
Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. |
решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; читать простейшие чертежи. |
Блок «Финансовая грамотность» |
|||
17 |
К. Чуковский. Муха Цокртуха. |
Деньги, цена, услуги, товар.
|
- понятия цена, товар, стоимость, спрос;
|
18 |
К. Чуковский. Муха Цокртуха. |
Деньги, цена, услуги, товар. |
наблюдать над понятиями: товар и услуга; определять необходимые продукты и их цены; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; работать в группе. |
19 |
А. Толской. Приключение Буратино |
Цена, стоимость, сдача, сбережения. |
наблюдать над различием цены и стоимости; определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; определять стоимость покупки; анализировать информацию и делать соответствующие выводы; объяснять смысл пословиц. |
20 |
А. Толской. Приключение Буратино |
Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. |
наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; анализировать информацию и делать соответствующие выводы; рассуждать о правильности принятого решения; проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. |
21 |
С. Михалков. Как мужик корову продавал |
Реклама. |
Наблюдать над понятием «реклама»; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; делать выбор на основе предложенной информации; называть различные виды рекламы. |
22 |
Лесной банк |
Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. |
Наблюдать над понятием «банк»; объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне; анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы: строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
23 |
Русская народная сказка. Вершки и корешки |
Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. |
Наблюдать над понятием «сделка»; объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; понимать, почему оптом можно купить дешевле; выбирать товары для покупки на определенную сумму; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
24 |
Русская народная сказка. Лисичка со скалочкой |
Услуга, равноценный обмен, бартер.
|
различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; объяснять, что такое бартер; формулировать правила обмена; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
|
Блок «Естественно-научная грамотность» |
|||
25 |
Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка |
Вода, свойства воды. |
наблюдать над свойством воды - прозрачность; определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды; делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. |
26 |
Пятачок, Винни- Пух и воздушный шарик |
Воздушный шарик, воздух. |
доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; показывать, что шарик можно наполнять водой; объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; объяснять, почему шарик не тонет в воде; рассказывать, в каком случае шарик может летать; делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. |
27 |
Про репку и другие корнеплоды |
Корнеплоды. |
Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. |
28 |
Плывёт, плывёт кораблик |
Плавучесть предметов. |
определять плавучесть металлических предметов; объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; объяснять, почему случаются кораблекрушения; объяснять, что такое ватерлиния; определять направление ветра. |
29 |
Снегурочка
|
Три состояния воды.
|
Объяснять, что такое снег и лёд; объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; наблюдать над формой и строением снежинок; составлять кластер; проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. |
30 |
Как делили апельсин |
Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. |
объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; объяснять, почему не тонет кожура апельсина; объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; определять в каком из апельсинов больше сока; познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов. |
31 |
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
|
Зеркало, отражение, калейдоскоп. |
объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; наблюдать многократность отражений; проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
32 |
Иванова соль |
Соль, свойства соли. |
наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание; анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
2класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Тематическое планирование 2 класс
№ |
Тема |
Предмет изучения |
Формируемые умения |
1 |
Михаил Пришвин. Беличья па мять |
Различия научно познавательного и художественного текстов. |
|
2 |
Про беличьи запасы |
Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. |
|
3 |
Беличьи деньги |
Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. |
|
4 |
Про белочку и погоду |
Наблюдения за погодой. |
|
5 |
И. Соколов- Микитов. В берлоге |
Содержание рассказа. Отличия художественного, научно познавательного и газетного стилей.
|
Определять жанр, тему, героев произведения;
готовых ответов;
|
6 |
Медвежье потомство |
Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. |
|
7 |
Повреждённые и фальшивые деньги |
Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. |
сийских банкнотах;
|
8 |
Лесные сладкоежки |
Медонос, настоящий и искусственный мёд |
|
9 |
Лев Толстой. Зайцы |
Содержание рассказа. Сравнение научно познавательного и художественного текстов. |
различать художественный и научно- познавательный текст;
|
10 |
Про зайчат и зайчиху |
Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. |
|
11 |
Банковская карта |
Банковская карта. |
|
12 |
Про Зайчишку и овощи
|
Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста
|
- Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;
сравнивать свойства сырой и варёной моркови. |
13 |
Николай Сладков. Весёлая игра |
Содержание рассказа |
|
14 |
Лисьи забавы |
Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. |
грамме данные;
|
15 |
Безопасность денег на банковской карте |
Правила безопасности при использовании банковских карт. |
|
16 |
Лисьи норы |
Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. |
|
17 |
Обыкновенные кроты |
Содержание научнопознавательного текста. |
ассоциации;
|
18 |
Про крота |
Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. |
|
19 |
Про кредиты |
Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. |
по срокам его оплаты;
|
20 |
Корень - часть растения |
Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. |
|
21 |
Эдуард Шим. Тяжкий труд |
Содержание художественного текста. |
|
22 |
Про ежа |
Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев.
|
- Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого;
называть месяцы, сравнивать количество месяцев. |
23 |
Про вклады |
Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. |
|
24 |
Занимательные особенности яблока |
Яблоко, свойства яблока. |
|
25 |
Полевой хомяк |
Содержание научно познавательного текста. |
|
26 |
Про полевого хомяка |
Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. |
|
27 |
Ловушки для денег |
Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. |
|
28 |
Про хомяка и его запасы |
Горох, свойства прорастания гороха. |
|
29 |
Про бобров |
Содержание текста, текст-описание. |
|
30 |
Бобры- строители |
Диаметр, длина окружности, решение практических задач. |
|
31 |
Такие разные деньги |
Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. |
|
32 |
Материал для плотин |
Строение древесины дерева, определение возраста дерева. |
|
33 |
Позвоночные животные |
Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. |
знаки животного;
|
34 |
Встреча друзей |
|
|
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
Тематическое планирование 3 класс
№ |
Тема |
Предмет изучения |
Формируемые умения |
Бок «Читательская грамотность» |
|||
1 |
Про дождевого червяка |
Тип текста. Содержание научно-познавательного текста. |
|
2 |
Кальций |
Содержание научнопознавательного текста. |
|
3 |
Сколько весит облако? |
Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста |
|
4 |
Хлеб - всему го лова |
Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста |
|
5 |
Про мел |
Главная мысль текста. Содержание текста. |
|
6 |
Про мыло |
Содержание научнопознавательного текста. |
|
7 |
История свечи |
Содержание научнопознавательного текста. |
|
8 |
Магнит |
Содержание научнопознавательного текста. |
|
Блок «Естественно-научная грамотность» |
|||
9 |
Дождевые черви |
Дождевые черви |
|
10 |
Полезный кальций |
Кальций |
|
11 |
Про облака |
Облака |
|
12 |
Про хлеб и дрожжи |
Дрожжи. Хлеб. |
|
13 |
Мел |
Мел |
|
14 |
Чем интересно мыло и как оно «работает» |
Мыло |
|
15 |
Про свечи |
Свеча |
|
17 |
Волшебный магнит |
Магнит |
|
18 |
Проверь себя Материал, изученный в первом полугодии. |
Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии; применять полученные знания в повседневной жизни; работать самостоятельно; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. |
Проверь себя |
Блок «Финансовая грамотность» |
|||
19 |
Что такое «бюджет»?
|
Федеральный бюджет, уровни бюджета,
|
- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;
уметь слушать и слышать собеседника. |
20 |
Семейный бюджет |
Семейный бюджет, доходы и расходы. |
|
21 |
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата |
Понятие заработной платы, виды зарплаты. |
|
22 |
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия |
Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. |
|
23 |
Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш |
Наследство, вклад, выигрыш. |
-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;
|
24 |
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов |
Классификация расходов по различным основаниям. |
-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы» |
25 |
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи |
Виды обязательных платежей. |
|
26 |
Как сэкономить семейные деньги? |
Экономия семейного бюджета. |
|
Блок «Математическая грамотность» |
|||
27 |
Расходы и доходы бюджета |
Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. |
|
28 |
Планируем семейный бюджет |
Доходы и расходы в семейном бюджете. |
|
29 |
Подсчитываем семейный доход |
Семейный доход в таблице, на диаграмме. |
|
30 |
Пенсии и пособия
|
Прожиточный минимум
|
- Анализировать данные, представленные в таблице;
подсчитывать доход семьи от детских пособий. |
31 |
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы |
Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. |
|
32 |
Подсчитываем расходы |
Обязательные и непредвиденные расходы. |
|
33 |
Расходы на обязательные платежи |
Обязательные платежи |
|
34 |
Проверь себя |
Материал, изученный во втором полугодии. |
|
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Тематическое планирование 4 класс
№ |
Тема |
Предмет изучения |
Формируемые умения |
Бок «Читательская грамотность» |
1
Старинная женская одежда
Содержание научно-познавательного текста.
- Определять лексическое значение слова;
- озаглавливать текст;
- определять тему;
- определять главную мысль;
- составлять план в виде вопросов;
- с помощью текста определять название женской одежды;
- с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;
- объяснять значение слова;
- приводить примеры современной женской одежды.
2
Старинные женские головные уборы
Содержание научно-познавательного текста.
- Определять лексическое значение слова;
- составлять план, используя слова из текста;
- объяснять значения слов;
- определять по описанию названия головных уборов;
- приводить примеры современных головных уборов.
3
Старинная мужская одежда и головные уборы
Содержание научно-познавательного текста.
- Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
- отвечать на вопросы по тексту;
- вписывать пропущенные слова в текст;
- находить ответ на вопрос в тексте;
- объяснять значение слова;
- оформлять план текста;
- определять с помощью описания название предмета.
4
Жилище крестьянской семьи на Руси
Содержание научно-познавательного текста.
- Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
- рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;
- отвечать на вопросы по тексту;
- рассуждать, давать определение слова;
- называть элементы оформления избы.
5-6
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы
Содержание научно-познавательного текста.
- Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
- письменно отвечать на вопросы;
- называть предметы печной утвари;
- работать с толковым словарём;
- работать с толкованием слова;
- рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
- соотносить описание предметов с их рисунками;
- описывать назначение предметов;
- составлять обобщающий план.
7
История посуды на Руси
Содержание научно-познавательного текста.
- Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
- соотносить рисунок и его название;
- работать с толковым словарём;
- рассуждать и записывать ответ на вопрос;
- записывать ответ на вопрос по его началу;
- определять части предмета, называть их;
8
Какие деньги были раньше в России
Содержание научно-познавательного текста.
- Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;
- называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;
- определять тему текста;
- составлять план текста;
- находить информацию в Интернете;
- записывать названия монет в порядке их возрастания;
- указывать названия современных денег.
- Блок «Естественно-научная грамотность»
9
Томат
Томат.
- Называть части растения;
- объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
- определять горизонтальный и вертикальный срез;
- указывать количество гнёзд;
- объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;
- называть части плода помидора;
- объяснять, что такое пасынок у помидора;
- работать с таблицей.
10
Болгарский перец
Болгарский перец.
- Объяснять, что такое паприка;
- называть части растения;
- рассказывать о строении плода перца;
- определять форму плода перца;
- рассказывать о строении семени перца;
- делать выводы на основе полученной информации.
11
Картофель
Картофель.
- Называть части растения;
- объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
- объяснять, какой вывод сделали и почему;
- объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;
- объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
- объяснять, что такое крахмалистость;
- определять срок созревания картофеля;
- объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;
- называть способы размножения картофеля.
12
Баклажан. Семейство Паслёновые
Баклажан.
- Называть представителей семейства Паслёновые;
- объяснять, что такое соланин;
- называть благоприятные условия для прорастания семян;
- определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;
- определять глубину посева семян;
- заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
13
Лук
Лук.
- Называть части лука;
- называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
- называть этапы выращивания лука;
- наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.
14
Капуста
Капуста.
- Называть виды капусты;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- называть части капусты;
- исследовать капусту в разрезе;
- рассказывать о размножении капусты;
- проводить опыты с цветной капустой.
15
Горох
Горох.
- Рассказывать о строении гороха;
- рассказывать о строении семени гороха;
- объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
- определять, что горох является холодостойким растением;
- проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.
16
Грибы
Грибы.
- Называть части гриба;
- называть виды грибов;
- рассказывать о плесневых грибах;
- называть грибы-невидимки;
- проводить опыт по выращиванию плесени;
- называть грибы-паразиты.
17
Творческая работа
По выбору.
- Выбрать тему для творческой работы;
- выполнять творческую работу;
- представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
18-19
Потребительская корзина
Состав потребительской корзины.
- Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»;
- понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;
- объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;
- объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.
20
Прожиточный
минимум
Назначение прожиточного минимума.
- Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;
- объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
- объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;
- объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны.
21
Инфляция
Инфляция.
- Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
- анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
- называть уровни инфляции;
- понимать значение инфляции для экономики.
22-23
Распродажи, скидки, бонусы
Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.
- Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
- понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;
- понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;
- формировать навыки грамотного покупателя.
24
Благотворительность
Благотворительность.
- - Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»;
- называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;
- объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.
25
Страхование
Виды страхования.
- Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;
- называть виды страхования;
- называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
26
В бассейне
Расписание занятий, выгодная покупка.
- Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;
- решать задачи на определение стоимости покупки;
- определять, какая из двух покупок является более выгодной;
- решать задачи на определение скорости плавания;
- решать логические задачи.
27-28
Делаем ремонт
Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов.
- Понимать, что такое «смета»;
- решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;
- решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;
- читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.
29
Праздничный торт
Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость».
- Работать с таблицами;
- подсчитывать стоимость продуктов для торта;
- определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;
- сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;
- использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
30
Обустраиваем участок
Расходы на обустройство участка, площадь и периметр
- Читать простой чертеж и определять его масштаб;
- находить площадь и периметр участка и построек на нём;
- решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
- использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
31-32
Поход в кино
Расходы на поход в кино.
- Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
- решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
- использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
33
Отправляемся в путешествие
Расходы на путешествие.
- Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
- решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
- использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
34
Составляем словарик по финансовой грамотности
Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах.
- Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;
- иллюстрировать изученные понятия;
- составлять математические задачи с изученными
- финансовыми терминами;
- работать самостоятельно и в парах;
- планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%202-4%20класс%20ЭП.pdf