Программа внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем»

3
0
Материал опубликован 21 March 2023

Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности  для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности  для 1-4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и  и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.

Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.

Объём часов, отпущенных на занятия:

1 класс - 33 часа

2 класс- 34 часа,

3 класс - 34 часа,

4 класс - 34 часа,

Продолжительность одного занятия 40 минут.

Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.  

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

           Целью изучения блока «Финансовая грамотность»  является развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

         Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.  

 Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Формы и методы работы

Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы,  ребусы и т.д.

        На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по естествознанию.

        Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное исполнение.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения курса является  формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;
  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему;
  • репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Обучающиеся, овладевшие читательской грамотностью, способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.

Обучающиеся, овладевшие естественно - научной грамотностью, способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.

Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения.

Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских услугах;уметь проводить элементарных финансовых расчётов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1класс

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение

Тематическое планирование 1 класс

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1

Виталий Бианки. Хвосты

Содержание сказки.

Качество: осто­рожность, предусмотри­тельность.

Определять жанр произведения;

называть героев сказки;

дополнять предложения, пользуясь информацией из тек­ста;

давать характеристику героям;

определять последовательность событий и рассказывать сказку;

составлять из частей пословицы и определять их соответ­ствие произведению;

различать научно-познавательный текст и художествен­ный;

определять, чему учит сказка.

2

Русская народная сказка.  Тремок

Содержание сказки. Качество: вы­носливость, упорство

Определять национальную принадлежность сказки по ин­формации в заголовке занятия;

отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;

давать характеристику героям сказки;

наблюдать над синонимами как близкими по значению

словами (без введения понятия);

делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

объяснять значение устойчивых выражений (фразеоло­гизмов);

сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста;

устанавливать истинность и ложность высказываний;

подбирать из текста слова на заданную тему;

определять, чему можно научиться у героя сказки;

Строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

3

Владимир

Сутеев. Умелые руки

 

Содержание сказки. Качество: тру­долюбие.

Давать характеристику героям;

дополнять предложения на основе сведений из текста;

определять последовательность событий и рассказывать сказку;

составлять вопросы по содержанию сказки;

на основе сведений из научно-познавательного текста вы­бирать верные высказывания.

4

Геннадий Цыферов.

Петушок и солнышко

Содержание сказки. Качество: веж­ливость, умение признавать свои ошибки

Определять вид сказки;

называть героев сказки, находить среди них главного ге­роя;

определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

определять последовательность событий сказки;

находить необходимую информацию в тексте;

определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;

соотносить события и поступки, описанные в сказке, с со­бытиями собственной жизни, давать им оценку;

объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с про­читанной сказкой;

строить связное речевое устное или письменное высказы­вание в соответствии с учебной задачей;

определять, чему учит сказка.

 

5

   Русская сказка. Петушок и бобовое зернышко

Содержание сказки. Дружба, жад­ность.

Определять лексическое значение слова;

анализировать содержание текста и составлять план;

определять по рисунку содержание отрывка из текста;

давать характеристику героям;

понимать, чему учит сказка;

составлять из частей пословицы и определять их соответ­ствие произведению;

фантазировать и придумывать продолжение сказки.

6

Русская сказка. Каша из топора  

Содержание сказки. Качество: сме­калка, находчи­вость, хитрость, глупость

 

Определять жанр произведения;

называть героев сказки;

выбирать изображение, подходящее для иллюстрации ге­роя сказки;

давать характеристику персонажам сказки;

наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;

соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;

отвечать на вопросы по содержанию сказки;

определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;

строить связное речевое устное или письменное высказы­вание в соответствии с учебной задачей.

объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с про­читанной сказкой.

 

7

Русская народная сказка.

Лиса и журавль

Содержание сказки. Качество: сме­калка, находчи­вость, хитрость, глупость.

Давать характеристику героям;

определять по рисунку содержание отрывка из текста;

располагать в правильной последовательности предложе­ния для составления отзыва на прочитанное произведение;

соединять части предложений;

задавать вопросы к тексту сказки;

объяснять главную мысль сказки;

дополнять отзыв на прочитанное произведение.

8

Евгений Пермяк. Торопливый ножик

Содержание сказки. Семейные цен­ности.

определять жанр произведения;

называть героев;

находить в тексте образные сравнения;

отвечать на вопросы по содержанию сказки;

определять, на какие вопросы можно получить ответы из

Блок «Математическая грамотность»

9

Русская народная сказка.

Курочка Ряба

Счёт предметов, составление и решение выра­жений, задачи.

 

определять количество предметов при счёте;

составлять и решать выражения с ответом 3;

решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

соединять с помощью линейки точки и называть много­угольники;

 

10

Русская народная сказка.

Колобок

Счёт предметов, составление и решение выра­жений, задачи. Многоугольни­ки

определять количество предметов при счёте;

составлять и решать выражения с ответом 5;

решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;

соединять с помощью линейки точки и называть много­угольники;

решать задачу в два действия.

определят порядковый номер предметов

11

Русская народная сказка.

Репка

Состав числа 6, анализ данных и ответы на во­просы.

раскладывать число 6 на два слагаемых;

отвечать на вопросы на основе условия задачи;

анализировать данные и отвечать на вопросы;

анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

работать в группе.

12

Русская народная сказка.

Волк и семеро козлят

Счёт предметов, составление и решение выра­жений, задачи. Ломаная.

определять количество предметов при счёте;

образовывать число 7,8;

составлять и решать выражения с ответом 7 и 8;

решать задачу в два действия;

находить остаток числа;

соединять с помощью линейки точки и называть геомет­рическую фигуру - ломаную.

13

Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка

 

Состав числа 9, анализ данных и ответы на во­просы.

раскладывать число 9 на два слагаемых;

отвечать на вопросы на основе условия задачи;

анализировать данные и отвечать на вопросы;

анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;

работать в группе.

 

 

 

14

Русская народная сказка. Три медведя.

Разложение числа 10 на два и три слагае­мых.

 

 

раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;

раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;

раскладывать число 10 на три слагаемых;

раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.

15

Русская народная сказка. Лиса и волк

Задачи на нахождение ча­сти.

Состав числа 12.

раскладывать число 12 на несколько слагаемых;

решать задачи на нахождение части числа:

читать таблицы; заполнять недостающие данные в табли­це по самостоятельно выполненным подсчётам;

практически работать с круговыми диаграммами, сравни­вать сектора круговой диаграммы;

сравнивать числовые выражения, составленные по рисун­кам;

находить прямоугольники на рисунке.

16

Русская народная сказка. Два жадных медвежонка

Задачи на нахождение суммы.

Состав чисел второго десятка.

решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц;

читать таблицы, заполнять недостающие данные в табли­це по самостоятельно выполненным подсчётам;

раскладывать числа первого и второго десятка на несколь­ко слагаемых;

читать простейшие чертежи.

Блок «Финансовая грамотность»

17

К. Чуковский. Муха Цокртуха.

Деньги, цена, услуги, товар.

 

 

- понятия цена, товар, стоимость, спрос;

 

 

 

18

К. Чуковский. Муха Цокртуха.

Деньги, цена, услуги, товар.

наблюдать над понятиями: товар и услуга;

определять необходимые продукты и их цены;

строить речевое высказывание в соответствии с постав­ленной задачей;

работать в группе.

19

А. Толской. Приключение Буратино

Цена, стои­мость, сдача, сбережения.

наблюдать над различием цены и стоимости;

определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;

определять стоимость покупки;

анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

объяснять смысл пословиц.

20

А. Толской. Приключение Буратино

Карманные деньги, необхо­димая покупка, желаемая по­купка.

наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходи­мая покупка, желаемая покупка;

выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;

анализировать информацию и делать соответствующие выводы;

рассуждать о правильности принятого решения;

проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.

21

С. Михалков.

Как мужик корову продавал

Реклама.

Наблюдать над понятием «реклама»;

строить речевое высказывание в соответствии с постав­ленной задачей;

анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;

делать выбор на основе предложенной информации;

называть различные виды рекламы.

22

Лесной банк

Банк, финансы, банковские услуги, работ­ники банка.

Наблюдать над понятием «банк»;

объяснять значение понятий на доступном для первоклас­сника уровне;

анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

23

Русская народная сказка. Вершки и корешки

Мошенник, сделка, доход, выручка, при­быль, продажа оптом.

Наблюдать над понятием «сделка»;

объяснять, что такое доход, затраты и как получают при­быль;

понимать, почему оптом можно купить дешевле;

выбирать товары для покупки на определенную сумму;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

24

Русская народная сказка. Лисичка со скалочкой

 Услуга, равно­ценный обмен, бартер.

 

 

 

 

различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;

объяснять, что такое бартер;

формулировать правила обмена;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

 

Блок «Естественно-научная грамотность»

25

Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Вода, свойства воды.

наблюдать над свойством воды - прозрачность;

определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;

определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;

объяснять, как плотность воды влияет на способность яй­ца плавать;

определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;

использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

26

Пятачок, Винни- Пух и воз­душный шарик

Воздушный ша­рик, воздух.

доказывать, что внутри шарика находится воздух, кото­рый легче воды;

показывать, что шарик можно наполнять водой;

объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонно­го сока и соды;

рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности

воды;

объяснять, почему шарик не тонет в воде;

рассказывать, в каком случае шарик может летать;

делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

27

Про репку и другие корнепло­ды

Корнеплоды.

Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, назы­вать их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;

осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;

планировать совместно с учителем свои действия в соот­ветствии с поставленной задачей и условиями ее реализа­ции;

контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

28

Плывёт, плывёт кораблик

Плавучесть предметов.

определять плавучесть металлических предметов;

объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;

понимать, что внутри плавучих предметов находится воз­дух;

объяснять, почему случаются кораблекрушения;

объяснять, что такое ватерлиния;

определять направление ветра.

29

 

Снегурочка

 

 

 

 

 

 

 

 

Три состояния воды.

 

 

 

 

 

Объяснять, что такое снег и лёд;

объяснять, почему в морозный день снег под ногами

скрипит;

наблюдать за переходом воды из одного состояния в дру­гое;

наблюдать над формой и строением снежинок;

составлять кластер;

проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяс­нять полученные результаты опытов;

высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.

30

Как дели­ли апель­син

Апельсин, пла­вучесть, эфир­ные масла из апельсина.

объяснять, почему лопается воздушный шарик при воз­действии на него сока из цедры апельсина;

объяснять, почему не тонет кожура апельсина;

объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;

определять в каком из апельсинов больше сока;

познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;

проводить несложные опыты и объяснять полученные ре­зультаты опытов.

31

Крошка

Енот и

Тот, кто сидит в пруду

 

 

 

 

Зеркало, отра­жение, калейдо­скоп.

объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;

определять, в каких предметах можно увидеть свое отра­жение,

наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах;

наблюдать многократность отражений;

проводить несложные опыты и объяснять полученные ре­зультаты опытов;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

32

Иванова соль

Соль, свойства соли.

наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;

составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;

представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, допол­ненное письменное высказывание;

анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;

проводить несложные опыты с солью и объяснять полу­ченные результаты опытов;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

2класс

Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность:  деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

Тематическое планирование 2 класс

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

1

Михаил Пришвин.

Беличья па­

мять

Различия научно ­познавательного и художественного текстов.

  • Определять жанр, тему, героев произведения;
  • объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
  • озаглавливать прочитанный текст;
  • находить необходимую информацию в прочитан­ном тексте;
  • задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них;
  • давать характеристику герою произведения;
  • различать научно-познавательный текст и худо­жественный; находить их сходство и различия.

2

Про беличьи запасы

Сложение одинако­вых слагаемых, ре­шение задач.

  • Работать с таблицами: интерпретировать и допол­нять данные;
  • выполнять сложение и сравнение чисел в преде­лах 100;
  • объяснять графические модели при решении за­дач;
  • анализировать представленные данные, устанав­ливать закономерности;

3

Беличьи деньги

Бумажные и метал­лические деньги, рубль, копейка.

  • Объяснять значение понятий «покупка», «прода­жа», «сделка», «деньги»;
  • понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;
  • находить у монеты аверс и реверс;
  • выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение;
  • готовить небольшое сообщение на заданную тему.

4

Про белочку и погоду

Наблюдения за погодой.

  • Объяснять, что такое «погода», «хорошая и пло­хая погода», «облачность»;
  • объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
  • работать с таблицами наблюдений за погодой;
  • высказывать предположения и гипотезы о причи­нах наблюдаемых явлений;
  • работать в парах.

5

И. Соколов- Микитов.

В берлоге

Содержание рассказа. Отличия художе­ственного, научно ­познавательного и газетного стилей.

 

 

 

Определять жанр, тему, героев произведения;

  • объяснять значения выражений, встретившихся в тексте;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста цита­тами из него;
  • составлять вопросы по содержанию текста для

готовых ответов;

  • определять отрывок, к которому подобрана иллю­страция;
  • разгадывать ребусы;
  • устанавливать логические связи.

6

Медвежье потомство

Столбчатая диаграм­ма, таблицы, логиче­ские задачи.

  • Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде;
  • дополнять недостающие на диаграмме данные;
  • отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме;
  • анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность;
  • выполнять вычисления на увеличение и умень­шение числа на несколько единиц;
  • решать логические задачи на практическое деление;
  • находить периметр треугольника;
  • строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

7

Повреждён­ные и фаль­шивые деньги

Наличные деньги, средства защиты бу­мажных денег, по­вреждённые деньги.

  • Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги;
  • знать правила использования поврежденных денег;
  • находить и показывать средства защиты на рос-

сийских банкнотах;

  • находить необходимую информацию в тексте;
  • отвечать на вопросы на основе полученной ин­формации.

8

Лесные слад­коежки

Медонос, настоящий и искусственный мёд

  • Проводить несложные опыты с мёдом;
  • определять последовательность действий при проведении опытов;
  • делать выводы по результатам опытов;
  • различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда;
  • анализировать данные таблицы;
  • строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи;
  • иметь представление о лечебных свойствах мёда.

9

Лев Толстой. Зайцы

Содержание рассказа. Сравнение научно ­познавательного и художественного текстов.

  • Заполнять кластер на основе полученных сведе­ний из текста;
  • определение лексического значения слова;
  • находить необходимую информацию в тексте;
  • определять объект на рисунке с помощью под­сказки;
  • определять последовательность действий, опи­санных в рассказе;

различать художественный и научно- познавательный текст;

  • сравнивать авторский текст и текст из энциклопе­дии, находить общие сведения;
  • определять по высказываниям информацию, по­лученную из текста;
  • строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

10

Про зайчат и зайчиху

Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100.

Логические задачи. Диаграмма.

  • Определять количество часов в сутках;
  • находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
  • подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правиль­ность выбранных чисел;
  • решать логические задачи по данному условию;
  • составлять элементарную диаграмму.

11

Банковская карта

Банковская карта.

  • Давать характеристику наличным деньгам;
  • рассказывать о дебетовой банковской карте;
  • объяснять, что обозначают надписи на карте;
  • объяснять, как производить покупку в магазине;
  • объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты;
  • рассказывать о кредитной банковской карте.

12

Про Зайчиш­ку и овощи

 

 

 

Морковь, огурец, по­мидор, свёкла, капуста

 

 

- Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи;

  • выделять среди овощей корнеплоды;
  • проводить опыт по проращиванию моркови;
  • определять цвет сока овощей опытным путём;

сравнивать свойства сырой и варёной моркови.

13

Николай Сладков. Ве­сёлая игра

Содержание рассказа

  • Определять тип и тему текста, называть его пер­сонажей;
  • понимать, что такое «цитата», использовать цита­ты в качестве ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста;
  • объяснять лексическое значение слов и выражений;
  • устанавливать истинность и ложность утвержде­ний, подтверждая или опровергая их с помощью цитат;
  • составлять на доступном для второклассника язы­ке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме.

14

Лисьи забавы

Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж.

  • Определять дату по календарю;
  • находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления;
  • записывать краткую запись и решение задач;
  • решать логические задачи с помощью таблицы;
  • анализировать данные, представленные в столб­чатой диаграмме, дополнять недостающие в диа-

грамме данные;

  • составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы;
  • читать простейшие чертежи, выполнять построе­ния на чертеже в соответствии с данными задачи.

15

Безопасность денег на банковской карте

Правила безопасно­сти при использова­нии банковских карт.

  • Иметь представление об элементах, расположен­ных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение;
  • находить необходимую информацию в тексте за­дания;
  • формулировать правила безопасности при ис­пользовании банковских карт.

16

Лисьи норы

Устройство лисьей норы, свойства лес­ной земли, песка и глины, состав почвы.

  • Иметь представление об устройстве лисьих нор;
  • проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;
  • делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
  • понимать и объяснять, от чего зависит плодоро­дие почвы.

17

Обыкновен­ные кроты

Содержание научно­познавательного текста.

  • Определять тип текста;
  • составлять описание крота на основе прочитанно­го текста;
  • разгадывать ребусы и соотносить слова

ассоциации;

  • соединять линиями части предложений и опреде­лять их последовательность в тексте;
  • объяснять значение слова;
  • составлять вопросы по предложенным предложе­ниям;
  • находить синонимы к предложенному слову;
  • писать сочинение-рассуждение по заданной теме;
  • определять название раздела, в котором может быть размещён текст.

18

Про крота

Сложение в пределах 100.

Логические задачи.

Диаграмма.

  • Решать задачи логического характера;
  • решать задачи с использованием данных таблицы;
  • решать задачи на основе данных диаграммы;
  • решать примеры на основе предложенной цепоч­ки примеров;
  • определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний.

19

Про кредиты

Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными.

  • Объяснять, что такое «кредит»;
  • определять виды кредитов;
  • понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов;
  • определять сумму переплаты по кредиту;
  • определять, какой кредит наиболее выгоден банку

по срокам его оплаты;

  • - определять, какой кредит наиболее выгоден кли­енту банка по срокам его оплаты

20

Корень - часть расте­ния

Корень. Виды корне­вых систем. Видоиз­менённые корни.

  • Называть части цветочных растений;
  • объяснять, для чего растению корень;
  • доказывать, что рост растения начинается с корня;
  • называть виды корневых систем;
  • называть видоизменённые корни.

21

Эдуард Шим.

Тяжкий труд

Содержание художе­ственного текста.

  • Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст;
  • определение лексического значения слова;
  • находить необходимую информацию в тексте;
  • находить в тексте предложение по заданному во­просу;
  • разгадывать ребусы и соотносить полученные от­веты со словами;
  • определять главную мысль текста;
  • определять, чему учит текст;
  • строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.

22

Про ежа

Решение выражений, столбчатая и круго­вая диаграмма,

названия месяцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Находить значение выражений, соотносить полу­ченные результаты с буквами и читать название насекомого;

  • определять время с помощью скорости и расстояния;
  • определять данные столбчатой диаграммы, нахо­дить часть от числа и записывать результаты в таб­лицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму;
  • отвечать на вопросы на основе полученных данных;
  • определять последовательность маршрута на ос­нове схемы;
  • записывать слова с помощью кода;

называть месяцы, сравнивать количество месяцев.

23

Про вклады

Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования.

  • Давать определение вклада;
  • называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования;
  • объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
  • объяснять, как считают банковский процент по вкладам;
  • объяснять, почему банки выплачивают проценты.

24

Заниматель­ные особен­ности яблока

Яблоко, свойства яб­лока.

  • Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;
  • объяснять, почему яблоко плавает;
  • объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
  • объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
  • находить на срезе яблока рисунок звезды.

25

Полевой хомяк

Содержание научно ­познавательного текста.

  • Определять вид текста;
  • составлять описание хомяка на основе прочитан­ного текста;
  • дополнять описание хомяка на основе рисунка;
  • придумывать сравнения;
  • составлять вопросы по данным предложениям;
  • отвечать на вопросы на основе полученных све­дений;
  • разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
  • определять сведения, которые удивили;
  • составлять план при подготовке к сообщению.

26

Про полевого хомяка

Решение выражений, столбчатая и круго­вая диаграммы, име­нованные числа, че­тырёхугольники.

  • Находить значение выражений, соотносить полу­ченные результаты с буквами и читать название животного;
  • строить столбчатую диаграмму на основе имею­щихся данных;
  • отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
  • находить путь хомяка на основе заданного усло­вия, доказывать, что путь выбран правильно;
  • записывать именованные числа в порядке возрас­тания;
  • строить четырёхугольники по заданному условию.

27

Ловушки для денег

Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит.

  • Определять доходы, расходы и прибыль;
  • отличать желаемые покупки от необходимых;
  • рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара;
  • объяснять, что такое дефицит и профицит;
  • рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

28

Про хомяка и его запасы

Горох, свойства про­растания гороха.

  • Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка;
  • объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян;
  • объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, за­пасённые в самих семенах;
  • объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян;
  • объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян;
  • объяснять и доказывать, как влияет глубина посе­ва на прорастание семян;
  • определять правильную последовательность про­растания семян гороха.

29

Про бобров

Содержание текста, текст-описание.

  • Определять тип текста, его тему;
  • находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение;
  • находить среди предложенных вариантов вопро­сы, на которые можно/нельзя найти ответы в про­читанном тексте;
  • задавать вопросы по содержанию прочитанного;
  • сравнивать тексты;
  • определять сведения, которые удивили;
  • составлять речевое высказывание в письменной форме.

30

Бобры- строители

Диаметр, длина окружности, решение практических задач.

  • Иметь представление о диаметре окружности;
  • анализировать данные таблицы, устанавливая за­кономерности её заполнения;
  • находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности;
  • заменять умножение сложением одинаковых сла­гаемых;
  • выбирать нужные для проведения измерений ин­струменты;
  • работать с чертежом;
  • решать логические задачи.

31

Такие разные деньги

Валюта, курс для об­мена валюты, деньги разных стран.

  • Иметь представление о валюте как национальной денежной единице;
  • находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям;
  • устанавливать принадлежность денежной едини­цы стране;
  • иметь представление о банковской операции «об­мен валюты».

32

Материал для плотин

Строение древесины дерева, определение возраста дерева.

  • Иметь представление о составе древесины
  • проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев;
  • делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов;
  • понимать и объяснять, что такое твёрдые и мяг­кие породы деревьев.

33

Позвоночные животные

Рыбы, птицы, репти­лии, амфибии, мле­копитающие.

  • Называть группы позвоночных животных;
  • называть признаки пяти групп позвоночных жи­вотных;
  • определять название животного по описанию;
  • выбирать признаки земноводного животного;
  • выбирать утверждения, которые описывают при-

знаки животного;

  • выбирать вопросы, на которые нельзя найти отве­ты в тексте;
  • составить описание внешнего вида рыбы с указа­нием признаков этого животного;
  • рассуждать об открытии, сделанном на занятии.

34

Встреча дру­зей

 

  • Находить необходимую информацию в тексте задания;
  • понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кре­дит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;
  • анализировать и дополнять недостающие в табли­це данные;
  • выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000.

3 класс

Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

Тематическое планирование 3 класс

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Бок «Читательская грамотность»

1

Про дождевого червяка

Тип текста. Содержание научно-познавательного текста.

  • Определять тип текста;
  • дополнять предложение словами из тек­ста;
  • определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
  • объяснять, почему дождевые черви - это настоящие сокровища, живущие под зем­лёй;
  • определять на основе теста способ пита­ния дождевых червей;
  • находить предложение, соответствующее рисунку;
  • выбирать утверждения, соответствующие тексту;
  • составлять вопрос по содержанию текста;
  • называть дополнительные вопросы, отве­тов на которые нет в тексте.

2

Кальций

Содержание научно­познавательного текста.

  • Работать с кластером;
  • Дополнять предложение словами из тек­ста;
  • определять, что такое минерал;
  • называть стройматериалы, содержащие кальций;
  • объяснять значение слова;
  • выбирать утверждения, которые соответ­ствуют прочитанному тексту;
  • составлять предложения по рисунку;
  • составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный во­прос.

3

Сколько весит облако?

Тип текста. Главная мысль текста. Содержа­ние текста

  • Определять тип текста;
  • определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;
  • находить ответ на вопрос в тексте;
  • объяснять значение слова;
  • дополнять предложения;
  • выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
  • дополнять план текста;
  • рассказывать о прочитанном произведе­нии;
  • составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный во­прос;
  • определять название книг с достоверны­ми сведениями.

4

Хлеб - всему го­

лова

Тип текста. Главная мысль текста. Содержа­ние текста

  • Определять тип текста;
  • определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль;
  • записывать пословицы о хлебе;

5

Про мел

Главная мысль текста. Содержание текста.

  • Заполнять кластер о происхождении ме­ла;
  • составлять вопрос по готовому ответу;
  • давать определение слова;
  • работать с толковым словарём;
  • работать с толкованием слова;
  • соединять части предложений и опреде­лять их порядок;
  • составлять план текста в виде вопросов;
  • составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный во­прос.

6

Про мыло

Содержание научно­познавательного текста.

  • Дополнять предложение;
  • давать определение слова;
  • работать с толковым словарём;
  • соединять части предложений и опреде­лять их порядок;
  • находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;
  • находить в тексте предложение по задан­ному условию;
  • дополнять текст по заданному условию;
  • определять даты принятия гербов.

7

История свечи

Содержание научно­познавательного текста.

  • Давать определение слова;
  • записывать ответ на поставленный во­прос;
  • определять слово по его лексическому значению;
  • называть вещества, которые используют при изготовлении свечей;
  • выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
  • составлять вопросы и находить ответы в тексте;
  • соединять части предложений и опреде­лять их порядок;
  • заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;
  • называть правила безопасности при ис­пользовании свечей;
  • рассказывать о прочитанном произведе-
  •  

8

Магнит

Содержание научно­познавательного текста.

  • Давать определение слова;
  • дополнять предложение;
  • находить ответ на поставленный вопрос;
  • объяснять значение словосочетания;
  • с помощью текста находить отличия между предметами;
  • называть предметы, о которых говорится в тексте;
  • рассказывать о прочитанном произведе­нии.

Блок «Естественно-научная грамотность»

9

Дождевые черви

Дождевые черви

  • Называть части тела дождевого червя;
  • объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
  • рассказывать, чем питается дождевой червь;
  • объяснять, почему во время дождя дож­девые черви выползают на поверхность земли;
  • наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
  • заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.

10

Полезный каль­ций

Кальций

  • Заполнять таблицу;
  • дополнять предложение;
  • определять с помощью опытов, что про­исходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
  • составлять суточное меню с молочными продуктами;
  • дописывать вывод о необходимости кальция для организма.

11

Про облака

Облака

  • С помощью опыта показывать образова­ние облаков;
  • объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
  • называть явления природы;
  • называть виды облаков;
  • определять погоду по облакам.

12

Про хлеб и дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

  • Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;
  • описывать внешний вид ржаного и пше­ничного хлеба;
  • определять наличие дырочек в хлебобу­лочных изделиях;
  • давать определение слову «дрожжи»;
  • проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения;
  • проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения;
  • проводить опыт, доказывающий образо­вание углекислого газа при брожении;
  • проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.

13

Мел

Мел

  • Доказывать, что мел не растворяется в воде;
  • называть, из чего состоит мел;
  • доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
  • определять состав мела;
  • называть области применения мела.

14

Чем интересно мыло и как оно «работает»

Мыло

  • Называть виды мыла;
  • исследовать мыло в сухом виде;
  • показывать, что при намокании мыла по­является пена;
  • проводить опыт, доказывающий, что мы­ло очищает воду от масла;
  • проводить опыт, доказывающий, что мы­ло уменьшает поверхностное натяжение воды;
  • исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
  • доказывать, что мыльные пузыри обра­зуются из жидкого мыла.

15

Про свечи

Свеча

  • Рассказывать о строении свечи;
  • рассказывать о зонах пламени свечи;
  • объяснять, почему гаснет свеча;
  • объяснять, почему внутри ёмкости под­нимается вода;
  • объяснять, почему происходит возгора­ние дыма.

17

Волшебный маг­нит

Магнит

  • Называть виды магнитов;
  • определять опытным путём, какие пред­меты притягивает магнит;
  • доказывать с помощью опыта, что маг­нитная сила действует через стекло и дру­гие предметы;
  • показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические пред­меты;
  • рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
  • показывать с помощью опыта, как можно создать компас.

18

Проверь себя Материал, изученный в первом полугодии.

Ориентироваться в понятиях, изученных в первом полугодии;

применять полученные знания в повсе­дневной жизни;

работать самостоятельно;

планировать и корректировать свои дей­ствия в соответствии с поставленной учеб­ной задачей.

Проверь себя

Блок «Финансовая грамотность»

19

Что такое «бюд­жет»?

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральный бюджет, уровни бюджета, 

 

 

 

 

 

 

 

- Понимать и правильно использовать фи­нансовые термины: «бюджет», «налоги»;

«дефицит», «профицит»;

  • понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;
  • объяснять, откуда берутся деньги в гос­бюджете и куда они расходуются;
  • выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ;

уметь слушать и слышать собеседника.

20

Семейный бюд­жет

Семейный бюджет, до­ходы и расходы.

  • Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
  • понимать, как в семье появляются доходы;
  • делить расходы на «обязательные», «же­лаемые и «непредвиденные»;
  • заполнять кластер;
  • формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему.

21

Откуда в семье берутся деньги?

Зарплата

Понятие заработной платы, виды зарплаты.

  • Понимать и правильно использовать фи­нансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «пре­мия» и «гонорар»;
  • анализировать данные, представленные в виде графика;
  • приводить примеры различных профес­сий;
  • объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.

22

Откуда в семье берутся деньги?

Пенсия и соци­альные пособия

Пенсия, досрочная пен­сия, пособия для разных категорий граждан.

  • Понимать и правильно использовать фи­нансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
  • на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения до­срочной пенсии;
  • называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
  • определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие - к эпизодическим.

23

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш

Наследство, вклад, вы­игрыш.

-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «дви­жимое и недвижимое имущество»;

  • понимать, что выигрыш облагается нало­гом;
  • иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, по­лученных в виде выигрыша;
  • понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
  • называть предметы, которые человек мо­жет получить в наследство.

24

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов

Классификация расхо­дов по различным осно­ваниям.

-- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные рас­ходы», «желаемые расходы», «непредви­денные расходы»,

«текущие расходы», «капитальные расхо­ды», «чрезвычайные расходы», «ежемесяч­ные расходы», «ежегодные расходы», «се­зонные расходы», «разовые расходы»

25

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи

Виды обязательных платежей.

  • Понимать и правильно использовать фи­нансовые термины: «коммунальные плате­жи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
  • объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
  • на примере различных ситуаций опреде­лять вид обязательного платежа.

26

Как сэкономить семейные деньги?

Экономия семейного бюджета.

  • Понимать и правильно использовать фи­нансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;
  • формулировать простые правила эконо­мии семейного бюджета;
  • на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет.

Блок «Математическая грамотность»

27

Расходы и доходы бюджета

Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит.

  • Определять дефицитный и профицитный бюджет;
  • анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу;
  • выполнять вычисления по таблице;
  • выполнять сложение и вычитание много­значных чисел;
  • составлять задачу по предложенному ре­шению;
  • формулировать вопрос задачи.

28

Планируем се­мейный бюджет

Доходы и расходы в семейном бюджете.

  • анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять не­обходимые вычисления;
  • выполнять сложение и вычитание много­значных чисел, деление круглого числа на однозначное;
  • анализировать данные столбчатой диа­граммы;
  • выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинако­вых слагаемых;
  • выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.

29

Подсчитываем семейный доход

Семейный доход в таб­лице, на диаграмме.

  • Анализировать график и по данным гра­фика заполнять таблицу;
  • выполнять сложение круглых многознач­ных чисел;
  • находить с помощью калькулятора сред­нее арифметическое;
  • сопоставлять таблицу и круговую диа­грамму;
  • анализировать данные таблицы и на ос­нове этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;
  • самостоятельно составлять круговую диа­грамму.

30

Пенсии и пособия

 

 

 

 

 

 

 

 

Прожиточный минимум

 

 

 

 

 

 

 

 

- Анализировать данные, представленные в

таблице;

  • выполнять сложение и вычитание много­значных чисел;
  • анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
  • вычислять, на сколько увеличилась пен­сия за определённый период;
  • заполнять таблицу на основе текстового материала;

подсчитывать доход семьи от детских пособий.

31

Подсчитываем случайные (нере­гулярные) доходы

Налог на выигрыш, до­ход от выигрыша в ло­терею.

  • Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша;
  • подсчитывать, чему равен реальный до­ход от выигрыша в лотерею;
  • под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.

32

Подсчитываем расходы

Обязательные и непредвиденные расхо­ды.

  • Анализировать данные инфографики;
  • находить в таблице информацию, необ­ходимую для выполнения задания;
  • подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного до­хода они составляют;
  • подсчитывать, какую часть семья откла­дывает на непредвиденные расходы.

33

Расходы на обяза­тельные платежи

Обязательные платежи

  • Определять, какие налоги должна платить семья;
  • анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу;
  • подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
  • пользоваться калькулятором;
  • объяснять причину уменьшения или уве­личения обязательных платежей;
  • выполнять сложение и вычитание много­значных чисел.

34

Проверь себя

Материал, изученный во втором полугодии.

  • Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии;
  • применять полученные знания в повсе­дневной жизни;
  • работать самостоятельно;
  • планировать и корректировать свои дей­ствия в соответствии с поставленной учеб­ной задачей.

 

4 класс

Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

Тематическое планирование 4 класс

Тема

Предмет

изучения

Формируемые умения

Бок «Читательская грамотность»

 

1

 

 Старинная жен­ская одежда  

Содержание науч­но-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова;
  • озаглавливать текст;
  • определять тему;
  • определять главную мысль;
  • составлять план в виде вопросов;
  • с помощью текста определять название женской одежды;
  • с помощью рисунка вписывать в текст название ста­ринной женской одежды;
  • объяснять значение слова;
  • приводить примеры современной женской одежды.

2

Старинные жен­ские головные уборы

Содержание науч­но-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова;
  • составлять план, используя слова из текста;
  • объяснять значения слов;
  • определять по описанию названия головных уборов;
  • приводить примеры современных головных уборов.

3

Старинная муж­ская одежда и головные уборы

Содержание науч­но-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
  • отвечать на вопросы по тексту;
  • вписывать пропущенные слова в текст;
  • находить ответ на вопрос в тексте;
  • объяснять значение слова;
  • оформлять план текста;
  • определять с помощью описания название предмета.

4

Жилище кре­стьянской семьи на Руси

Содержание науч­но-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
  • рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;
  • отвечать на вопросы по тексту;
  • рассуждать, давать определение слова;
  • называть элементы оформления избы.

5-6

Внутреннее убранство и предметы оби­хода русской избы

Содержание науч­но-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
  • письменно отвечать на вопросы;
  • называть предметы печной утвари;
  • работать с толковым словарём;
  • работать с толкованием слова;
  • рассуждать и записывать своё мнение о предложен­ном выражении;
  • соотносить описание предметов с их рисунками;
  • описывать назначение предметов;
  • составлять обобщающий план.

 7

История посуды на Руси

Содержание науч­но-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
  • соотносить рисунок и его название;
  • работать с толковым словарём;
  • рассуждать и записывать ответ на вопрос;
  • записывать ответ на вопрос по его началу;
  • определять части предмета, называть их;

8

Какие деньги были раньше в России

Содержание науч­но-познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;
  • называть опорные фразы, с помощью которых мож­но дать ответ на вопрос;
  • определять тему текста;
  • составлять план текста;
  • находить информацию в Интернете;
  • записывать названия монет в порядке их возраста­ния;
  • указывать названия современных денег.
  • Блок «Естественно-научная грамотность»

9

Томат

Томат.

  • Называть части растения;
  • объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
  • определять горизонтальный и вертикальный срез;
  • указывать количество гнёзд;
  • объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;
  • называть части плода помидора;
  • объяснять, что такое пасынок у помидора;
  • работать с таблицей.

10

Болгарский пе­рец

Болгарский перец.

  • Объяснять, что такое паприка;
  • называть части растения;
  • рассказывать о строении плода перца;
  • определять форму плода перца;
  • рассказывать о строении семени перца;
  • делать выводы на основе полученной информации.

11

Картофель

Картофель.

  • Называть части растения;
  • объяснять, чем отличаются плоды картофеля от пло­дов томата;
  • объяснять, какой вывод сделали и почему;
  • объяснять, почему после нарезки картофеля на раз­делочной доске остаются белые следы;
  • объяснять, почему нужно сажать разные сорта кар­тофеля;
  • объяснять, что такое крахмалистость;
  • определять срок созревания картофеля;
  • объяснять, почему нельзя использовать в пищу по­зеленевший картофель;
  • называть способы размножения картофеля.

12

Баклажан. Се­мейство Паслё­новые

Баклажан.

  • Называть представителей семейства Паслёновые;
  • объяснять, что такое соланин;
  • называть благоприятные условия для прорастания семян;
  • определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;
  • определять глубину посева семян;
  • заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

13

Лук

Лук.

  • Называть части лука;
  • называть способы выращивания лука зимой на под­оконнике;
  • называть этапы выращивания лука;
  • наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.

14

Капуста

Капуста.

  • Называть виды капусты;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста;
  • называть части капусты;
  • исследовать капусту в разрезе;
  • рассказывать о размножении капусты;
  • проводить опыты с цветной капустой.

15

Горох

Горох.

  • Рассказывать о строении гороха;
  • рассказывать о строении семени гороха;
  • объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
  • определять, что горох является холодостойким рас­тением;
  • проводить опыт по проращиванию гороха, сравни­вать результаты двух опытов.

16

Грибы

Грибы.

  • Называть части гриба;
  • называть виды грибов;
  • рассказывать о плесневых грибах;
  • называть грибы-невидимки;
  • проводить опыт по выращиванию плесени;
  • называть грибы-паразиты.

17

Творческая ра­бота

По выбору.

  • Выбрать тему для творческой работы;
  • выполнять творческую работу;
  • представлять классу творческую работу.

Блок «Финансовая грамотность»

18-19

Потребитель­ская корзина

Состав потреби­тельской корзины.

  • Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»;
  • понимать, почему подсчитывается прожиточная кор­зина для трёх категорий населения;
  • объяснять, почему различается стоимость потреби­тельской корзины в разных регионах нашей страны;
  • объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

 20

Прожиточный

минимум

Назначение прожи­точного минимума.

  • Понимать значение и правильно использовать тер­мины «прожиточный минимум», «минимальный раз­мер оплаты труда»;
  • объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
  • объяснять, почему различается размер прожиточно­го минимума в разных регионах нашей страны;
  • объяснять, почему различается размер прожиточно­го минимума для разных категорий населения нашей страны.

21

Инфляция

Инфляция.

  • Понимать значение и правильно использовать тер­мины «прожиточный минимум», «инфляция»;
  • анализировать данные, представленные в виде ги­стограммы;
  • называть уровни инфляции;
  • понимать значение инфляции для экономики.

22-23

Распродажи, скидки, бонусы

Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.

  • Понимать значение и правильно использовать тер­мины: «распродажа», «скидка», «бонусная програм­ма», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
  • понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов ма­газинов и привлечения покупателя;
  • понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;
  • формировать навыки грамотного покупателя.

24

Благотвори­тельность

Благотворитель­ность.

  • - Понимать значение и правильно использовать тер­мины «благотворительность», «благотворительный фонд»;
  • называть группы населения, которые могут нуж­даться в благотворительной помощи;
  • объяснять необходимость оказания благотворитель­ной помощи тем, кто в ней нуждается.

25

Страхование

Виды страхования.

  • Понимать значение и правильно использовать тер­мины «страхование», «страховка», «полис»;
  • называть виды страхования;
  • называть различные страховые риски.

Блок «Математическая грамотность»

26

В бассейне

Расписание занятий, выгодная покупка.

  • Анализировать расписание занятий с целью опреде­ления свой занятости;
  • решать задачи на определение стоимости покупки;
  • определять, какая из двух покупок является более выгодной;
  • решать задачи на определение скорости плавания;
  • решать логические задачи.

27-28

Делаем ремонт

Смета ремонта, рас­чёт стоимости стро­ительных материа­лов.

  • Понимать, что такое «смета»;
  • решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;
  • решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;
  • читать простые чертежи и наносить на них извест­ные размеры.

29

Праздничный торт

Рецепт торта, зада­чи на тройку вели­чин «цена, количе­ство, стоимость».

  • Работать с таблицами;
  • подсчитывать стоимость продуктов для торта;
  • определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготов­ление торта;
  • сравнивать цену различных товаров, выполняя необ­ходимые преобразования;
  • использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

30

Обустраиваем участок

Расходы на обу­стройство участка, площадь и периметр

  • Читать простой чертеж и определять его масштаб;
  • находить площадь и периметр участка и построек на нём;
  • решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
  • использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

31-32

Поход в кино

Расходы на поход в кино.

  • Находить заданные временные промежутки с помо­щью календаря;
  • решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
  • использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

33

Отправляемся в путешествие

Расходы на путеше­ствие.

  • Находить заданные временные промежутки с помо­щью календаря;
  • решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
  • использовать полученные умения и навыки в прак­тической жизни.

34

Составляем сло­варик по финан­совой грамотно­сти

Понятия по финан­совой грамотности, изученные в 1-4 классах.

 

 

 

 

  • Понимать значение и правильно использовать фи­нансовые термины;
  • иллюстрировать изученные понятия;
  • составлять математические задачи с изученными
  • финансовыми терминами;
  • работать самостоятельно и в парах;
  • планировать и корректировать свои действия в соот­ветствии с поставленной учебной задачей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

4. Функциональная грамотность.  4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:

https://fg http://skiv.ins

http://skiv.instrao.ru

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn

http://skiv.instrao

https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/

https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%202-4%20класс%20ЭП.pdf

https://sckola-prokina.edu-penza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функциональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf

 

 

 

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.