Итоговое занятие в подготовительной группе по математике «Читаем и считаем»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 3 «Хрусталик»
компенсирующего вида города Горно-Алтайска»
Итоговое занятие в подготовительной группе по математике
«Читаем и считаем»
Провела: воспитатель 3 спец.гр
Пологрудова Надежда Александровна
Образовательные задачи:
Совершенствование умения подбирать по образцу и называть предметы определённой формы, преобразовывать геометрические фигуры по заданным условиям. Совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги в клетку, умения определять время по часам. Закреплять умение составлять условие, ставить вопрос к задаче, решать задачу. Совершенствование умения измерять длину предметов с помощью линейки, раскладывание числа на два меньших.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного восприятия, внимания и памяти, конструктивного праксиса, графомоторных навыков, пальцевой моторики.
Воспитательные задачи:
Формирование положительного отношения к учебной деятельности, воспитание навыков сотрудничества на занятии, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование: магнитная доска, набор геометрических фигур – плоскостные, на каждого ребёнка, ножницы по числу детей, образец ковровой дорожки с узором, линейки по числу детей, модель механических часов, листы в клетку на каждого ребёнка, простые карандаши, ластик по количеству детей, плоскостные изображения пар калош (5шт.), изображение таракана с усами на каждого ребёнка. Состав чисел на доске (5,8,15). Портреты писателей.
Предварительная работа: Чтение произведений С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, С.Михалкова, А. Барто, заучивание отрывков из них.
Ход занятия
- Ребята, скажите с творчеством каких писателей мы с вами познакомились в течении этого месяца (С.Я. Маршака, Михалкова, Чуковского, Барто).
- Правильно. Сегодня на нашем занятии мы будем заниматься не только математикой, но и вспомним отрывки из произведений этих писателей и выполним задания, которые приготовили герои этих произведений. Вы согласны?
- Маша: А на лестнице ковёр – шитый золотом узор. П узорному ковру. Ходит кошка поутру.
(Это «Кошкин дом» автор С.Я.Маршак)
- Попробуем выложить узор на ковровой дорожке как показано на схеме.
(Дети проходят за столы, у каждого в контейнерах наборы геометрических фигур. Дети начинают выполнять задания и обнаруживают что среди фигур нет квадратов, полукругов и треугольников).
- Что же делать? Зато в наших контейнерах много прямоугольников, ромбов и кругов. Нельзя ли из них получить нужные вам фигуры?
- Можно. Нужно разрезать прямоугольники пополам и получаются квадраты. Также пополам можно разрезать круги, получается полукруги. А если разрезать пополам ромбы получатся треугольники. (Педагог раздаёт детям ножницы).
- Сосчитайте, сколько вам нужно квадратов и подумайте, сколько прямоугольников вам придётся разрезать…кругов…ромбов.
(Дети выкладывают узор. Педагог оценивает их работу).
- Молодцы ребята, какие красивые коврики у вас получились.
- Послушайте отрывок из другого произведения
Карина:
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, таракан,
Тараканище!
- Как называется это произведение (Тараканище)
Какой писатель его написал (К.И. Чуковский)
Давайте измерим длину усов таракана с помощью линейки. Правильно прикладывайте линейку нулевой отметкой к точке роста каждого из усов. (Дети выполняют измерения)
Длина правого уса – 7 см, длина левого уса – 10 см. сравните усы по длине и расскажите об этом. Левый ус длиннее правого уса, а правый ус короче левого уса. (Педагог оценивает)
- А теперь давайте попросим Ярослава и Матвея прочитать диалог из другого произведения.
1 ребёнок – А потом зазвонил крокодил
И со слезами просил:
2 ребёнок – Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
1 ребёнок - Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары, отличных калош?
2 ребёнок – Ах те, что ты выслал на прошлой неделе
Мы давно уже съели…
- Из какого произведения этот диалог. («Телефон»)
- Кто написал? (К.И. Чуковский)
- Давайте составим задачу о калошах
- Сколько пар калош выслали крокодилам на прошлой неделе (2 пары)
(Педагог размещает на доску плоскостные изображения 2х пар калош на доску)
- Сколько пар калош они просят выслать ещё? (три пары «и мне, и жене, и Тотоше») Педагог размещает изображения 3-х парю
- Какой вопрос можно поставить к задаче? (Сколько всего пар калош потребовалось крокодилам)
- Повторите условие задачи. Вопрос.
1 ребёнок – На прошлой неделе крокодилам выслали две пары калош. На этой неделе они просят выслать ещё 3 пары.
2 ребёнок – Сколько всего пар калош потребовалось крокодилам?
- Давайте запишем решение 2+3=5
Ответ: Крокодилам потребовалось пять пар калош.
- Молодцы. Вы решили задачу.
Подвижное упражнение «Неверующий Фома»
- А сейчас послушайте отрывок из другого произведения и выполняйте движения за мной.
Шагаем по кругу
Ни дома, нив школе
Нигде, никому
Не верил упрямый Фома ничему.
(в обратную сторону подскоками)
- На улице слякоть и дождик и град
Наденьте калоши ему говорят.
(меняем направление, идём с высоким подниманием колена)
- Не верит Фома -это ложь.. –
И прямо по лужам идёт без галош.
- Из какого произведения этот отрывок? (Фома)
- Какой писатель написал? (С.Михалков)
- Садитесь за столы.
Фома плывёт по реке. Вокруг Фомы аллигаторы. Мы должны спасти фому и проложить маршрут так, чтобы он не попался ни одному аллигатору.
Отсчитайте от красной точки 4 клетки вправо проведите линию 5 клеток вверх, 7 клеток вправо, 6 клеток вверх, 2 клетки вправо.
- Удалось ли Фоме спастись от аллигаторов? (удалось)
- Послушайте ещё один отрывок из произведения
Дима:
В это утро очень рано
Соскочил щенок с дивана
Стал по комнате ходить
Прыгать, лаять, всех будить.
- Как называется произведение? («Мой щенок»)
- Кто написал? (С.в. Михалков)
- Вы умеете определять время по часам?
(Педагог вывешивает действующую модель механических часов)
- Сколько было времени когда проснулся щенок? (педагог передвигает стрелки часов, было 6 часов утра)
- Сколько было времени, когда девочка перестала звать щенка? (10ч утра)
- Сколько было времени, когда щенок появился в доме? (12ч дня)
-Молодцы!
- Слушаем следующий отрывок из произведения и вспоминаем из какого он произведения и кто автор?
Лиза:
- Ждёт гостей высокий клён
Дом на ветке укреплён
Краской выкрашена крыша
Есть крылечко для певцов
В синем небе щебет слышен –
К нам летит семья скворцов.
- Как называется произведение? («Скворцы прилетели»)
- кто автор? (А.Барто)
- Скворцы принесли вам числа, у которых необходимо узнать из каких 2х меньших чисел они состоят