Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Читаем, наблюдаем, всё повторяем»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по обучению грамоте
Класс: |
1 класс |
УМК: |
«Гармония», любой УМК |
Продолжительность урока: |
35 минут. |
Тема урока: |
«Читаем, наблюдаем, всё повторяем» |
Номер урока в данной теме: |
2 урок |
Тип урока: |
Обобщение и систематизация предметных знаний. |
Цель урока: |
Создание условий для формирования навыка правильного чтения; умение работать с текстом; закрепление знаний об изученных звуках, буквах. |
Задачи урока: |
Образовательная - совершенствовать навык смыслового чтения, систематизировать изученный материал об «опасностях письма». Развивающая - развивать связную речь учащихся, фонематический слух, память, мышление, навыки наблюдения, сравнения, анализа; умения делать выводы; - развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру. Воспитывающая -воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать друг друга, любовь к природе, стремление к истине и критичности мышления, к здоровому образу жизни. |
Формы: |
Фронтальная. Групповая. Парная. |
Методы: |
Технология личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая, развивающая, ИКТ – технологии, групповая. |
Оборудование: |
Учебник М.С.Соловейчик «Букварь, 1 класс» часть 2, презентация, ПК, проектор, Раздаточный материал: карточки с текстами для чтения, пословицы. Ленточки разного цвета для самооценки, изображение самолёта. |
Ожидаемый результат: |
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками планировать и давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные: ориентироваться в учебнике; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; проводить анализ учебного материала; проводить классификацию, указывая на основании классификации; уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение, позицию; уметь слушать и понимать речь других; уметь участвовать в коллективном обсуждении проблем; уметь продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Личностные: Самоопределение - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; Смыслообразование - оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей). Нравственно-этическое - оценивать успешность учебной деятельности на уроке. |
Структура урока
Технология проведения |
Деятельность учителя Номер слайда |
Деятельность учеников |
Формирование УУД |
||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин). |
-Пожелаем друг другу удачи… Слайд 1.
- желаю - успеха - большого - во всём - и везде -удачи! Чтобы хорошо учиться, Надо очень много знать, Каждый день копилку знаний Непременно пополнять. |
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят вместе с учителем: -соприкасаются большими пальцами - указательными -средними -безымянными -мизинцами -прикосновение всей ладонью |
Волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к мобилизации сил и энергии на урок. |
||||||||||
2.Аактуализация знаний (3 мин) |
Всему название дано- И зверю и предмету Вещей вокруг полным-полно, И безымянных нет И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами – И всё, что в памяти у нас – Означено словами. Слайд 2. - Ребята, скажите, а из чего состоят слова? - А слоги? - А буквы? - Звуки мы … Слайд 3. - А буквы … - А где же живут буквы? Буквы-значки, как бойцы на парад, - А давайте пропоём с вами алфавит. Слайд 5. |
- Из слогов. - Из букв. - Из звуков. - Слышим и произносим. - Видим и пишем. - Алфавит. Дети поют алфавит. |
Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
||||||||||
3. Постановка учебной задачи. Определение цели деятельности. (2мин.) |
- Прочитайте на слайде тему урока. Слайд 6. -Чем будем заниматься? - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну слов, где повторим изученные буквы, правила, почитаем, узнаем новые слова. Слайд 7. - А на чём отправимся в путешествие, вы сейчас отгадаете сами, послушав описание этого вида транспорта. Слайд 8. - Так на чем мы отправляемся в путь? - К какому виду транспорта относится? - К путешествию готовы? - Настроение? - Здоровье? - Удача? - Неудача? - Ваш мотор? - Ваши крылья? - Ваш бензин? - Ваш светофор? - Ваша дорога? - Пристегнули ремни. Полетели. - Закрыли глаза. - Открыли – прилетели. |
Читают название урока и самостоятельно формулируют цели урока. -Будем читать, думать, размышлять, повторим то, что изучили. Читает наизусть ученик: Он гудит и чертит мелом Он рисует белым-белым На бумаге голубой Над моею головой Сам рисует, сам поёт Кто же это ….? - На самолёте. - К воздушному виду транспорта. -Готовы! - Отличное! - С румянцем! - За плечами! - Прочь! - Голова! - Знания! - Терпение! - Учитель! - Книга! |
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
||||||||||
4. Этап закрепления, применения знаний и способов действий. (5 мин.) |
- Дорогие мои дети, мы переступили порог страны, жители которой носят почётное звание – Угадайте, какое? Слайд 9. - А мы кто с вами? - И так мы жители этой страны слов. А весной огород в этой стране садят не так как ваши бабушки и мамы. В грядки не сеют семена, а пишут то, что должно вырасти. Если все слова написаны правильно, то урожай будет отличным. Если будут ошибки, то посеянное не взойдёт. Вот как засеял свой огород один мальчик: лук, салат, тиква, арпузы, момидоры, укроп, редис, морковка, репка, капуса. Слайд 10. - Надо помочь собрать хороший урожай. - Что не взойдёт? - А кто хочет это съесть? - А чтобы съесть, надо правильно записать. Слайд 11.
- У этого мальчика был кот, Лакомка.Слайд 12. - Как вы понимаете это слово? - Когда мальчик принёс из магазина продукты, кот залез в сумку и лизнул несколько вкусных слов. - Давайте узнаем, чем полакомился кот. Справиться с этим заданием не очень просто. Вот что случилось с этими словами. Их нужно соединить стрелочкой, а какие слова не соединяются, значит, кот уже съел.
- Ребята, вы работаете в паре. - Назовите правила работы в паре. - Так успел ли кот Лакомка что-то съесть? Слайд 14. - Давайте составим предложение про кота по этой схеме. - Дайте характеристику этого предложения. |
Читает наизусть ученик: Должен он пораньше встать Чтоб за партой не зевать Чтоб проверить всё ль в порядке В ранце книжки и тетрадки А вопрос такой возник Кто же это…? - Ученики. - Тиква, арпузы, момидоры, капуса. Один ученик работает у доски, остальные ребята записывают самостоятельно в тетрадях. Проверяют. Учащиеся повторяют правила работы в паре. Выполняют задание в карточке. Проверка: молоко, сметана, сырок, конфета. |
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Уметь работать в паре Критически оценивать свои знания. |
||||||||||
5. Физминутка. (3 мин.) |
Слайд 15. - Как живешь? - Как идешь? - А бежишь? - А плывешь? - Ночью спишь? - Как берешь? - А даешь? - Как шалишь? - А грозишь? Игра «Угадай, кто я?» Учитель произносит фразы соответствующим тоном и предлагает угадать, кто (т. е обладатель какой профессии) это говорит. - Угадайте, кто это произносит: - Московское время 10 часов 5 минут. - Налить вам еще чаю? - Открой рот и скажи «А-а». - Раз, два, три, водишь ты! - Сегодня ночью и завтра днем переменная облачность, без осадков. - Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – Облучье. - Ты опять не убрал игрушки? - Тема сегодняшнего урока «Алфавит». |
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение. – Вот так! Показывают большой палец. – Вот так! Шагают. – Вот так! Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге. – Вот так! Плавательные движения руками. – Вот так! Кладут руки под щеку, а на них – голову. – Вот так! Делают руками хватательные движения. – Вот так! Делают руками движения. Как будто дают что-то. – Вот так! Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями. – Вот так! Грозят пальчиком. Дети повторяют и угадывают, кто так говорит. - диктор - повар в столовой - доктор - дети - диктор прогноза погоды - проводник поезда - мама - учитель |
Эмоциональная и физическая разгрузка. |
||||||||||
6. Этап закрепления, применения знаний и способов действий. (6мин.) |
- Ой, а сейчас, где мы оказались? Слайд 16. Страна Перевертундия, страна Перевертундия- Перевертундию – рурундию - тутундию - Друзья, в Перевертундию я вас позвать хочу. -Прочитайте слово наоборот: кинечу. Слайд 17. _ А теперь рассыпались буквы: Слайд 18. -Ашкло - Рапта - Традеть - Бенекуч Сначала столбик рассмотри, Слайд 19 во м ко гу ю
а мор ок ня ть
|
Дети слушают учителя. - Ученик. - Школа. - Парта. - Тетрадь. - Учебник Ребята работают в паре. Вписывают буквы. Проверяют. - Ворота, мухомор, колобок, гусыня, юность. |
Уметь ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов. Делать выводы в результате совместной работы. Умение работать в паре. |
||||||||||
7.Организация познавательной деятельности (10 мин.) |
- Рядом с домом этого мальчика кто-то поселился. Отгадайте: В серой шубке перовой Слайд 21. - Сейчас прочитаем текст про воробья писателя Георгия Скребицкого. Слайд 22. Кто не видел воробьев? Оказывается, воробьи по виду не совсем одинаковые. Выделяется самец. Он очень нарядный. На головке у него будто серая шапочка надета, под шейкой – чёрное пятнышко, словно галстучек повязан. А спина и крылышки коричневые. Вот какой франт! - Кто может объяснить значение слова франт. Франт – человек, который любит наряжаться. - Обидное ли это слово? - А кто из вас считает, что он франт? - Найдите предложение, в котором описывается, что воробей-франт, что он очень нарядный. - Какие слова понадобились автору, чтобы обозначить цвет. - Если ты подумаешь – название придумаешь. |
Читает со слада ученик. -Воробей. Текст на столе у каждого ученика. 1.Читают самостоятельно. 2.Читает ученик. 3.Читают цепочкой по предложение. - На головке у него будто серая шапочка надета, под шейкой – чёрное пятнышко, словно галстучек повязан. - Серое, чёрное, коричневые. 1. Нарядный воробей. 2.Вот какой франт. 3.Воробей-франт |
Умение оформлять свои мысли в устной форме Формирование умения объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос. |
||||||||||
8.Включение в систему знаний. (4 мин.) |
- А кто знает пословицу, в которой есть такие слова: воробей и слово. Слайд 23. Слово – не воробей, вылетит, не поймаешь. - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -А теперь ребята поработаем с вами в группе. Перед вами пословица. Как, вы думаете, какое задание надо выполнить. Слайд 23. |
- Сказанные, произнесённые слова не возьмёшь обратно. Повторяем правила работы в группе. - Найти «опасные при письме» места в пословице. Проверка самостоятельной работы. |
Умение анализировать материал в соответствии с предложенной формой Умение работать в группе. |
||||||||||
9.Рефлексия. (1 мин.) |
- Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться. Слайд 24. - А пока летим – подведём итоги. - Чем занимались на уроке? -Удалось ли выполнить то, что планировали?? - Для чего нужны нам эти знания? -Какие новые слова узнали? -Понравилось ли вам работать на уроке? - Какое у вас настроение? - Вот мы с вами и на месте. Но мне не хочется отпускать наш самолёт просто так. Давайте, прикрепим на хвост нашего самолёта ленточки согласно своему настроению. Слайд 24.
Зелёная – Я доволен своей работой.
Жёлтая – На уроке я работал неплохо.
Красная – На уроке мне было трудно.
Слайд 25. |
Учащиеся подходят к доске и прикрепляют ленточки. Читают хором с доски: Учат азбуку детишки, |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |