Программа внеурочной деятельности «Устное народное творчество»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Шергинская средняя общеобразовательная школа»
Авторская программа
Внеурочной деятельности
«Устное народное творчество»
1-4 класс
Составила: Дубинина Т.А., учитель начальных классов
2017г
Пояснительная записка
Во все времена у представителей любого народа всегда почитались за добродетель милосердие, порядочность, образованность, любовь к родине. Школа является одним из таких мест, где дети должны получать нравственный потенциал, необходимый в дальнейшей жизни. Использование идей народной педагогики в практике обучения и воспитания тесно связано с необходимостью обращения к культурной памяти русского народа. Соприкосновение с народным искусством и традициями духовно обогащает ребёнка , воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Важнейшим средством воспитания в народной педагогике является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение, вежливость, дружба. Простые и образные произведения русского фольклора легко воспринимаются детьми, способствуют у них развитию фантазии, творческого начала, нравственных понятий.
Русский фольклор очень разнообразен и немалое место в нем занимает устное народное творчество для детей. сказки –один из самых популярных жанров устного народного творчества. они являются важным воспитательным средством. проверенным народом в течение столетий. Сказки заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Многие народные сказки внушают, что добро всегда побеждает зло. они всегда поучительны и назидательны. «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Пословица- самый малый жанр устного народного творчества, ей свойственны краткость и простота. В ней содержится жизненный опыт народа. Мир да лад- большой клад. Что посеешь, тои пожнёшь. Пословицы служат воспитанию смелости, честности, чувства дружбы, пониманию добра и зла.
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать явления и предметы из различных областей действительности. Загадки умны, поэтичны, несут в себе нравственный смысл. « Чего дороже на свете нет?» ответ должен являться убеждением ребёнка : друга искреннего. « Загадка- разгадка на семь вёрст правды»- так отзывался народ об этом малом жанре.
Русская народная песня- хоровод- это и танец и игра. Водить хоровод – это не просто «ходить кругами», а ещё и петь, и танцевать и исполнять интересные роли.
Прибаутки и небылицы вмещают в себя и разговор, и характер и мудрое поучение. Они кратки, слово подобрано к слову, но как точны, смешны и речисты.:
Ежу кукушка говорит:
- Как ты колюч брат и небрит.
- Давно б я сбрил иголки,
Да бегают по лесу волки.
Целью моей программы является ознакомление детей с разнообразными видами устного народного творчества; объяснить, какую роль играет русский фольклор в жизни самого народа и в мировой культуре, пробудить интерес к самостоятельному сочинительству, творчеству.
Задачи программы:
Формирование национального самосознания;
формирование навыка внимательного читателя; умение сравнивать сходства и различие жанров устного народного творчества;
развитие творческих способностей ребёнка;
развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.
Программа включает в себя :
Народный календарь.
Народный быт.
Устное народное творчество
Детский фольклор
Музыкальный фольклор
Традиционные промыслы
Пути реализации программы:
Уроки русского языка, литературного чтения, природоведения, трудового обучения, ИЗО, музыки физкультуры.
Внеклассная работа.
Исследовательская работа учащихся.
Основное содержание программы делится на 3 этапа, которые взаимосвязаны между собой.
1 класс
Детский фольклор
Задача: знакомство с различными жанрами устного народного творчества,
их отличительными особенностями. Это колыбельные, потешки, пестушки, игры, заклички, считалки , скороговорки , русские народные сказки.
2 класс- 3 класс
Народный календарь, пословицы, загадки, русские народные сказки.
Задача: знать пословицы и поговорки, понимать их смысл, уметь применять их. Уметь вести наблюдения за природой и пользоваться народным календарём.
Посредством сказок, пословиц, поговорок осуществлять эмоционально- нравственное развитие ребёнка.
4 класс
Разнообразные произведения устного народного творчества.
Исследовательская работа «Русская народная сказка»
Задача: развивать речь учащихся, активизировать словарный запас, формировать навыки самостоятельного читателя, различать жанры сказок. Пробуждать интерес к исследованию, сочинительству.
Готовить учащихся к курсу литературы в среднем звене.
Кружок «Теремок»
Цель:
Создание условий для реализации творческих возможностей детей младшего школьного возраста;
Расширение кругозора в области искусства;
Знакомство с театральной терминологией;
Воспитание звуковой культуры речи, совершенствование речевого общения ребят, раскрепощенности; повышение их внутренней культуры;
развитие фантазии, эстетического вкуса, индивидуальных способностей детей.
Количество часов- 34
Возраст- 7-8 лет
Формы занятий:
сказка;
сценическая миниатюра;
конкурс;
экскурсия;
утренник.
Техническое оснащение:
аудио- и видеозаписи;
магнитофон;
декорации;
Костюмы;
реквизит.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Час общения. Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства. Беседа «Устное народное творчество» | 1 |
2 | Устройство зрительного зала и сцены. Игра «Мы- зрители», Скороговорка. | 1 |
3 | Правильное звукопроизношение (внятность речи). Чистоговорки, скороговорки, артикуляционная разминка, игры- инсценировки, прибаутки. Театральный словарь: актер, театр, аншлаг, декорации, реквизит. | 2 |
4 | Выразительность речи, речевое общение, разучивание стихотворений о природе, чтение сказок по ролям. | 2 |
5 | Разучивание загадок об овощах, знакомство с поговорками и пословицами о природе осенью | 1 |
6 | Подготовка к празднику «Осенины». Разучивание песен, потешек. | 2 |
7 | Праздник для учащихся 1-4 классов «Осенины» | 1 |
8 | «Сказки- это чудеса»- викторина по русским народным сказкам. Пластические импровизации: волк, лиса, заяц, медведь | 2 |
9 | Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» декорации, костюмы, реквизит. | 3 |
10 | Колыбельные песни. | 1 |
11 | Русские народные праздники : « Рождество» - Русские народные игры | 1 |
12 | Работа над сказкой « Гуси- лебеди» : чтение, Анализ прочитанного. Игра «Гуси! Гуси! | 1 |
13 | Подготовка к инсценированию сказки, знакомство со сценарием, распределение ролей и обязанностей, репетиции | 3 |
14 | Показ сказки для учащихся 1-4 классов | 1 |
15 | Русские народные праздники, обряды, обычаи. Хороводные песни. Подготовка к празднику «Масленица пришла!». Разучивание песен, пословиц, поговорок о весне. | 3 |
16 | Праздник «Масленица пришла!» | 1 |
17 | конкурс «Самый лучший скороговорщик» | 1 |
18 | . Разучивание закличек, игр. Чтение стихов о весенней природе. | 2 |
19 | Впечатления о работе кружка. Творческие посиделки. | 1 |
Литература:
1..Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. 1968г.
2.Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр.1982г.
3.Коница О.И. Детский фольклор 1982г
4. Любинский И.Л. Театр для детей.1965г.
.5. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки. 1973
6. журнал «Читаем, учимся, играем.»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Пословица- самый малый жанр устного народного творчества, ей свойственны краткость и простота. В ней содержится жизненный опыт народа. Мир да лад- большой клад. Что посеешь, тои пожнёшь.
Пословицы служат воспитанию смелости, честности, чувства дружбы, пониманию добра и зла.
Памятка при работе с пословицей и поговоркой:
прочитай пословицу, подумай, что она означает.
Объясни значение пословицы.
В каких случаях её уместно применить.
Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.
Устно составь предложение . употреби пословицу.
Русский язык.
Словарные слова:
Кто в субботу смеётся, в воскресенье плакать будет.
Каково начало, таков и конец.
На одной неделе семь пятниц
Видом сокол, а голосом ворона.
Сапоги смазаны и дыры замазаны.
Язык без костей, что хочет, то и лопочет.
Не спеши языком, торопись делом.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Плотника не шуба греет, а топор.
Мороз да метели, под февраль налетели.
Безударные гласные.
.Как оса, лезет в глаза.
Всякая сосна в своем бору шумит.
На родной сторонке и камешек знаком.
Умен на словах. да глуп на делах.
Золото познается в огне, человек в беде.
Держи голову в холоде, а ноги в тепле.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Не та собака кусает, что лает, а та , что молчит да хвостом виляет.
Конец- делу венец.
Кончил дело, гуляй смело.
Март с водой, апрель с травой.
Парные звонкие и глухие согласные.
Береги нос в большой мороз.
В дороге хлеб не помеха.
Ешь пироги, а хлеб береги.
Лицом хорош, да душой не пригож.
Молод с игрушками, стар- с подушками.
С него взятки гладки.
Одному вершки, другому корешки.
Кошке игрушки, мышке слёзки.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Кривая яблоня. Яблоки сладки.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
Не в бровь, а в глаз.
Нет родней дружка, чем родная матушка.
Труд человека кормит, а лень портит.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Старый друг лучше новых двух.
Не шуба греет, а хлеб.
Много снега, много хлеба.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Худо лето. Когда солнца нету.
Работаешь добросовестно, в глаза смотреть не совестно.
Рукам работа- душе праздник.
Заглянуло солнце в наше оконце.
Около болотца. Да в задние воротца.
Родила молодца, такого как отца.
Правописание ЧК, ЧН
Лисичка всегда сытей волка бывает.
Клюёт птичка. Да и сыто живёт.
Привычку, не рукавичку. Не повесишь на спичку.
Не обещай бычка, а дай чашку молочка.
Невеличка синичка, да та же птичка.
Не петь бы рано пташечке, не съела б кошечка.
Буква Ь
Мороз не велик. Да стоять не велит.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Утром не встал- потерял день. В детстве не учился- потерял жизнь.
Не учись разрушать, учись строить.
Мало хотеть, надо уметь.
Не с глаголами.
Скажешь – не воротишь, отрубишь- не приставишь.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Не зная броду- не суйся в воду.
Не зарься на чужое, своё береги.
Вперёд не суйся, позади не оставайся!
Не продавай шкуры. Не убив медведя.
За одного битого двух небитых дают.
Не выучит школа. Выучит охота.
Не учась и лаптя не сплетёшь.
Разделительный Ь
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Терпенье и труд всё перетрут.
Ученье- путь к уменью.
Ученье требует терпенья.
Шуба овечья, да душа человечья.
Ученье -свет, а неученье- тьма.
Жи- ши
Век живи- век учись.
Жизнь дана на добрые дела.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.
Литературное чтение.
О Родине.
Родная земля- матушка. Чужая- мачеха.
Всякому мила родная сторона.
Жить – Родина служить.
Родина –мать, умей за неё постоять.
С родной земли- умри, не сходи.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без Родины, что соловей без песни.
О дружбе.
Друг за друга держаться- ничего не бояться.
Глуп совсем. Кто не знается ни с кем.
Дружно не грузно, врозь хоть брось.
Старый друг лучше новых двух.
Сам погибай. А товарища выручай.
О смелости и трусости.
У страха глаза велики.
На смелого собака лает. А трусливого кусает.
Трус собственной тени боится Трус бежит, под ним земля горит.
Скороговорки.
Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков детей, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой. Дарит эмоциональный настрой.
Для развития речи младших школьников можно придумать разные методики скороговорения.
Памятка.
Прочитай медленно по слогам.
Прочитай и осмысли непонятные слова.
Прочитай быстрее
Прочитай несколько раз в быстром темпе.
Проговори в разном темпе с разной интонацией.
Инсценирование скороговорок.
Формы работы со скороговоркой:
Скороговорные разминки в начале урока.
Скороговорные пятиминутки
Скороговорные конкурсы
Скороговорные диктанты
Скороговорные игры.
Игры:
1.Кто кого переговорит.
2.Скороговорный круг (дети , стоя в кругу и передавая друг другу эстафетную палочку по очереди произносят скороговорки. По правилам нельзя повторять ранее сказанные и допускать ошибки.)
3.Скороговорная лента. ( два игрока по сигналу сматывают ленту и одновременно произносят скороговорки. Побеждает тот участник. Который ни разу не ошибся.)
4.рассмеши с помощью скороговорки. (Две команды встают друг против друга и по команде начинают смешно произносить скороговорки и при этом не сбиться.
5. скороговорный снежный ком.
Первый игрок произносит первое слово из скороговорки. Второй – первое и второе, третий –первое, второе, третье.и т.д. игра проходит в быстром темпе.
6.Продолжи начатое.
Играющие становятся в круг, ведущий в центре. Он произносит начало скороговорки и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец скороговорки. Победителем становится тот игрок, который продержался дольше всех.
7.Скороговорки с продолжением.
Проще простого простаку Прохору…
- просыпать просо просто так.
-пройти по проволоке
- приобрести расческу и сделать прическу.
Крокодил и крокодилиха
- кормили крошечных крокодилят
-варили варенье из крыжовника
Стряпали крендельки да пряники
-(л)-
Соня салат солила, солила,да пересолила.
Баламутные баламуты, баламутихи и баламутята баламутно взбаламутили всю Баламутию
-(з)
Зинин зелёный зонтик зимовал зиму в корзине.
-(р)
Федора раззадорила Егора, Егор раззадорил Федору.
Виктор придумал викторину и провёл её вечером в у Виктории.
Крепко-крепко-крепко прикрепилась скрепка.
Потревоженная вертишейка шипела на ерша.
Крошечной кошечке крошили крошечки.
-(ш)-
Малашка с Дуняшкой ели кашку - малашку, а Марфушка с Прошкой –варёную картошку-
Внеклассное занятие
Скороговорки
Цели: познакомить со скороговорками; показать, для чего они служат; учить их произносить.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
Чтение потешек. Составление сборника потешек.
Сообщение темы.
– Что такое скороговорка? К какому жанру она относится?
– Кто знает скороговорки и умеет их произносить?
– Давайте поучимся говорить скороговорки: «дождик, дождик, пуще, наварю я гущи…»,
«Дождик, дождик, поскорей, я прибавлю сухарей!» и т. д.
Рассказ учителя.
Учитель. Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Трудно определить точное время появления, но содержание некоторых говорит об их древности: «Семь-те стрел каленых, страшилище» могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит местоимение «те». В некоторых текстах встречается древняя форма счета: «Полчетверта четверика гороху без червоточинки». В скороговорке « Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу» слышится намек на древние верования и обряды, связанные с кругом.
Скороговорки отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и т. д.
Русские люди в древности верили в счастливые и несчастливые числа – три,
На семеры сани, по семеры в сани.
Летят три пичужки через три пустых избушки.
В скороговорках мы найдем указания на средства передвижения («От топота копыт пыль по полю летит»), о домашних животных («Бык тупогуб, у быка губа тупа», «Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла», «Курочка пестра, уточка с носка плоски»), о распространенной пище, о церковных чинах, о религии и т. д.
Некоторые скороговорки касаются вопросов торговли, высмеивают простофиль и т. д. Скороговорки, записанные в середине ХIХ века, как правило, содержанием своим не рассчитаны на детское восприятие.
Впервые опубликовал собрание скороговорок В. И. Даль в «Пословицах русского народа».
В детской среде удержались только те скороговорки, которые отвечали требованиям детской эстетики. Широко бытуют они и сейчас на уроках литературного чтения. Особой популярностью пользуются произведения со сложным богатым звуковым оформлением
1. Ехал грека через реку, Видит грека в реке рак,
Сунул грека руку в реку, Рак за руку греку цап!
2.Сосед спросил соседа: Сколько стоит стог сена?
Сосед сказал соседу: Стог сена стоит сто сот.
Дети не только пользуются наследованными от родителей скороговорками, но и придумывают сами:
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
А вот заумная скороговорка на основе считалки:
Жили-были три японки:
Ципа, Ципа-Дрипа, Цица-Дрипа – Лимпопони и т. д.
Скороговорка не может быть объяснена ничем другим, кроме стремления к развитию артикуляции речевого аппарата. Поэтому с первого класса на уроках развития речи скороговорки включены в программный материал. Скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в детских садах, в работе логопедов.
Рефлексия.
– Когда на Руси появились скороговорки?
– Что говорит о том, что скороговорки возникли в древности?
– Каких вопросов касаются скороговорки?
– Кто опубликовал первый сборник скороговорок?
– Что указывает на « школьное» содержание скороговорок?
– Что развивает скороговорка?
– А сейчас давайте попробуем заучить несколько скороговорок и научимся их говорить.
Практическая работа по заучиванию скороговорок.
Дети вместе с учителем учатся произносить скороговорки.
Домашнее задание. Найдите в литературе заклички и приговорки. Выясните самостоятельно, что это такое, когда и где они возникли?
Викторина «Русские народные сказки»
1.В какой сказке лиса воровала у деда рыбу, а волка заставляла хвостом ловить из проруби рыбу?
2.Где мышка помогла вытянуть овощ из земли?
3. В какой сказке мачеха выгнала падчерицу зимой в лес?
4.Одноглазка, Двуглазка, Триглазка- из какой они сказки?
5. В какой сказке птицы унесли мальчика7
6.в какой сказке стрела Ивана- Царевича попала в болото?
7. Где находится смерть Кощея Бессмертного?
8.В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом?
Игры на старый лад.
«Кузовок»
-Вот тебе кузовок, положи в него всё на ОК, обмолвишься- отдашь залог.
ребята по очереди называют слова на ОК
« Я положу в кузовок потолок, а я платок, а я замок, голосок и тд.»
Кто неправильно назвал слово, кладет залог: любую свою вещь.
По окончании разыгрываются залоги: корзинка закрывается и один из детей говорит: «Этому залогу что делать?»
назначается выкуп (загадать загадку, стих прочитать, прыгнуть на одной ножке и т.д.)
игра «Путаница»
Это игра на внимание. В карточке допущена ошибка, нужно её найти.
«Машенька говорит:
- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?
Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а сверху поставила корзину с ягодами. Вернулся волк, видит- ящик готов. Взвалил его себе на спину и пошёл в деревню.»
Не один народный праздник не обходится без подвижных игр. Таких игр очень много . Некоторые из них мы используем и в праздники, и на уроках физкультуры и на прогулках. Это и «ручеёк» , и «Гори, гори ясно», «чехарда».
Вот например , игра « в мурашки»:
нужны деревянные лопатки ( теннисные ракетки и деревянный шарик, шишка. мячик-мурашка).Нарисуйте кружок и отойдите от него на 6-8 шагов. Каждый участник по очереди должен бежать в круг, на бегу подбрасывая лопаткой «мурашку», причем подбрасывать её можно только 3 раза. Кто сумеет добежать с «мурашкой» в круг с одного или двух бросков, тот победит.