12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубинина Татьяна Анатольевна26

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

« Шергинская средняя общеобразовательная школа»







Авторская программа

Внеурочной деятельности

«Устное народное творчество»

1-4 класс













Составила: Дубинина Т.А., учитель начальных классов







                                                                   2017г



Пояснительная записка

Во все времена у представителей любого народа всегда почитались за добродетель милосердие, порядочность, образованность, любовь к родине. Школа является одним из таких мест, где дети должны получать нравственный потенциал, необходимый в дальнейшей жизни. Использование идей народной педагогики в практике обучения и воспитания тесно связано с необходимостью обращения к культурной памяти русского народа. Соприкосновение с народным искусством и традициями духовно обогащает ребёнка , воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Важнейшим средством воспитания в народной педагогике является фольклор. В устном народном творчестве отражаются нравственные идеалы народа: трудолюбие, уважение, вежливость, дружба. Простые и образные произведения русского фольклора легко воспринимаются детьми, способствуют у них развитию фантазии, творческого начала, нравственных понятий.

Русский фольклор очень разнообразен и немалое место в нем занимает устное народное творчество для детей. сказки –один из самых популярных жанров устного народного творчества. они являются важным воспитательным средством. проверенным народом в течение столетий. Сказки заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Многие народные сказки внушают, что добро всегда побеждает зло. они всегда поучительны и назидательны. «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

Пословица- самый малый жанр устного народного творчества, ей свойственны краткость и простота. В ней содержится жизненный опыт народа. Мир да лад- большой клад. Что посеешь, тои пожнёшь. Пословицы служат воспитанию смелости, честности, чувства дружбы, пониманию добра и зла.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать явления и предметы из различных областей действительности. Загадки умны, поэтичны, несут в себе нравственный смысл. « Чего дороже на свете нет?» ответ должен являться убеждением ребёнка : друга искреннего. « Загадка- разгадка на семь вёрст правды»- так отзывался народ об этом малом жанре.

Русская народная песня- хоровод- это и танец и игра. Водить хоровод – это не просто «ходить кругами», а ещё и петь, и танцевать и исполнять интересные роли.

Прибаутки и небылицы вмещают в себя и разговор, и характер и мудрое поучение. Они кратки, слово подобрано к слову, но как точны, смешны и речисты.:

Ежу кукушка говорит:

- Как ты колюч брат и небрит.

- Давно б я сбрил иголки,

Да бегают по лесу волки.

Целью моей программы является ознакомление детей с разнообразными видами устного народного творчества; объяснить, какую роль играет русский фольклор в жизни самого народа и в мировой культуре, пробудить интерес к самостоятельному сочинительству, творчеству.

Задачи программы:

Формирование национального самосознания;

формирование навыка внимательного читателя; умение сравнивать сходства и различие жанров устного народного творчества;

развитие творческих способностей ребёнка;

развитие устной и письменной речи учащихся, обогащение словарного запаса.

Программа включает в себя :

Народный календарь.

Народный быт.

Устное народное творчество

Детский фольклор

Музыкальный фольклор

Традиционные промыслы

Пути реализации программы:

Уроки русского языка, литературного чтения, природоведения, трудового обучения, ИЗО, музыки физкультуры.

Внеклассная работа.

Исследовательская работа учащихся.


Основное содержание программы делится на 3 этапа, которые взаимосвязаны между собой.

1 класс

Детский фольклор

Задача: знакомство с различными жанрами устного народного творчества,

их отличительными особенностями. Это колыбельные, потешки, пестушки, игры, заклички, считалки , скороговорки , русские народные сказки.

2 класс- 3 класс

Народный календарь, пословицы, загадки, русские народные сказки.

Задача: знать пословицы и поговорки, понимать их смысл, уметь применять их. Уметь вести наблюдения за природой и пользоваться народным календарём.

Посредством сказок, пословиц, поговорок осуществлять эмоционально- нравственное развитие ребёнка.

4 класс

Разнообразные произведения устного народного творчества.

Исследовательская работа «Русская народная сказка»

Задача: развивать речь учащихся, активизировать словарный запас, формировать навыки самостоятельного читателя, различать жанры сказок. Пробуждать интерес к исследованию, сочинительству.

Готовить учащихся к курсу литературы в среднем звене.



                                                     Кружок «Теремок»

Цель:

Создание условий для реализации творческих возможностей детей младшего школьного возраста;

Расширение кругозора в области искусства;

Знакомство с театральной терминологией;

Воспитание звуковой культуры речи, совершенствование речевого общения ребят, раскрепощенности; повышение их внутренней культуры;

развитие фантазии, эстетического вкуса, индивидуальных способностей детей.

Количество часов- 34

Возраст- 7-8 лет

Формы занятий:

сказка;

сценическая миниатюра;

конкурс;

экскурсия;

утренник.

Техническое оснащение:

аудио- и видеозаписи;

магнитофон;

декорации;

Костюмы;

реквизит.



                                   Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

1

Час общения. Особенности театрального искусства, его отличие от других видов искусства. Беседа «Устное народное творчество»

1

2

Устройство зрительного зала и сцены. Игра «Мы- зрители», Скороговорка.

1

3

Правильное звукопроизношение (внятность речи).

Чистоговорки, скороговорки, артикуляционная разминка, игры- инсценировки, прибаутки.

Театральный словарь: актер, театр, аншлаг, декорации, реквизит.

2

4

Выразительность речи, речевое общение, разучивание стихотворений о природе, чтение сказок по ролям.

2

5

Разучивание загадок об овощах, знакомство с поговорками и пословицами о природе осенью

1

6

Подготовка к празднику «Осенины». Разучивание песен, потешек.

2

7

Праздник для учащихся 1-4 классов «Осенины»

1

8

«Сказки- это чудеса»- викторина по русским народным сказкам.

Пластические импровизации: волк, лиса, заяц, медведь

2

9

Инсценирование сказки «Заюшкина избушка» декорации, костюмы, реквизит.

3

10

Колыбельные песни.

1

11

Русские народные праздники : « Рождество» - Русские народные игры

1

12

Работа над сказкой « Гуси- лебеди» : чтение, Анализ прочитанного. Игра «Гуси! Гуси!

1

13

Подготовка к инсценированию сказки, знакомство со сценарием, распределение ролей и обязанностей, репетиции

3

14

Показ сказки для учащихся 1-4 классов

1

15

Русские народные праздники, обряды, обычаи. Хороводные песни. Подготовка к празднику «Масленица пришла!». Разучивание песен, пословиц, поговорок о весне.

3

16

Праздник «Масленица пришла!»

1

17

конкурс «Самый лучший скороговорщик»

1

18

. Разучивание закличек, игр. Чтение стихов о весенней природе.

2

19

Впечатления о работе кружка. Творческие посиделки.

1



Литература:

1..Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки. 1968г.

2.Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр.1982г.

3.Коница О.И. Детский фольклор 1982г

4. Любинский И.Л. Театр для детей.1965г.

.5. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки. 1973

6. журнал «Читаем, учимся, играем.»

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

Пословица- самый малый жанр устного народного творчества, ей свойственны краткость и простота. В ней содержится жизненный опыт народа. Мир да лад- большой клад. Что посеешь, тои пожнёшь.

Пословицы служат воспитанию смелости, честности, чувства дружбы, пониманию добра и зла.

Памятка при работе с пословицей и поговоркой:

прочитай пословицу, подумай, что она означает.

Объясни значение пословицы.

В каких случаях её уместно применить.

Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.

Устно составь предложение . употреби пословицу.

Русский язык.

Словарные слова:

Кто в субботу смеётся, в воскресенье плакать будет.

Каково начало, таков и конец.

На одной неделе семь пятниц

Видом сокол, а голосом ворона.

Сапоги смазаны и дыры замазаны.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Не спеши языком, торопись делом.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Плотника не шуба греет, а топор.

Мороз да метели, под февраль налетели.



Безударные гласные.

.Как оса, лезет в глаза.

Всякая сосна в своем бору шумит.

На родной сторонке и камешек знаком.

Умен на словах. да глуп на делах.

Золото познается в огне, человек в беде.

Держи голову в холоде, а ноги в тепле.

Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.

Не та собака кусает, что лает, а та , что молчит да хвостом виляет.

Конец- делу венец.

Кончил дело, гуляй смело.

Март с водой, апрель с травой.

Парные звонкие и глухие согласные.

Береги нос в большой мороз.

В дороге хлеб не помеха.

Ешь пироги, а хлеб береги.

Лицом хорош, да душой не пригож.

Молод с игрушками, стар- с подушками.

С него взятки гладки.

Одному вершки, другому корешки.

Кошке игрушки, мышке слёзки.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Кривая яблоня. Яблоки сладки.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Не в бровь, а в глаз.

Нет родней дружка, чем родная матушка.

Труд человека кормит, а лень портит.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Старый друг лучше новых двух.

Не шуба греет, а хлеб.

Много снега, много хлеба.


Непроизносимые согласные в корне слова.

Худо лето. Когда солнца нету.

Работаешь добросовестно, в глаза смотреть не совестно.

Рукам работа- душе праздник.

Заглянуло солнце в наше оконце.

Около болотца. Да в задние воротца.

Родила молодца, такого как отца.

Правописание ЧК, ЧН

Лисичка всегда сытей волка бывает.

Клюёт птичка. Да и сыто живёт.

Привычку, не рукавичку. Не повесишь на спичку.

Не обещай бычка, а дай чашку молочка.

Невеличка синичка, да та же птичка.

Не петь бы рано пташечке, не съела б кошечка.

Буква Ь

Мороз не велик. Да стоять не велит.

Не красна книга письмом, а красна умом.

Утром не встал- потерял день. В детстве не учился- потерял жизнь.

Не учись разрушать, учись строить.

Мало хотеть, надо уметь.

Не с глаголами.

Скажешь – не воротишь, отрубишь- не приставишь.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Не зная броду- не суйся в воду.

Не зарься на чужое, своё береги.

Вперёд не суйся, позади не оставайся!

Не продавай шкуры. Не убив медведя.

За одного битого двух небитых дают.

Не выучит школа. Выучит охота.

Не учась и лаптя не сплетёшь.

Разделительный Ь

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Терпенье и труд всё перетрут.

Ученье- путь к уменью.

Ученье требует терпенья.

Шуба овечья, да душа человечья.

Ученье -свет, а неученье- тьма.

Жи- ши

Век живи- век учись.

Жизнь дана на добрые дела.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Ешь пирог с грибами, держи язык за зубами.


Литературное чтение.

О Родине.

Родная земля- матушка. Чужая- мачеха.

Всякому мила родная сторона.

Жить – Родина служить.

Родина –мать, умей за неё постоять.

С родной земли- умри, не сходи.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Человек без Родины, что соловей без песни.

О дружбе.

Друг за друга держаться- ничего не бояться.

Глуп совсем. Кто не знается ни с кем.

Дружно не грузно, врозь хоть брось.

Старый друг лучше новых двух.

Сам погибай. А товарища выручай.

О смелости и трусости.

У страха глаза велики.

На смелого собака лает. А трусливого кусает.

Трус собственной тени боится Трус бежит, под ним земля горит.

Скороговорки.

Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков детей, осознанию ими речевой ответственности друг перед другом и перед собой. Дарит эмоциональный настрой.

Для развития речи младших школьников можно придумать разные методики скороговорения.

Памятка.

Прочитай медленно по слогам.

Прочитай и осмысли непонятные слова.

Прочитай быстрее

Прочитай несколько раз в быстром темпе.

Проговори в разном темпе с разной интонацией.

Инсценирование скороговорок.

Формы работы со скороговоркой:

Скороговорные разминки в начале урока.

Скороговорные пятиминутки

Скороговорные конкурсы

Скороговорные диктанты

Скороговорные игры.

Игры:

1.Кто кого переговорит.

2.Скороговорный круг (дети , стоя в кругу и передавая друг другу эстафетную палочку по очереди произносят скороговорки. По правилам нельзя повторять ранее сказанные и допускать ошибки.)

3.Скороговорная лента. ( два игрока по сигналу сматывают ленту и одновременно произносят скороговорки. Побеждает тот участник. Который ни разу не ошибся.)

4.рассмеши с помощью скороговорки. (Две команды встают друг против друга и по команде начинают смешно произносить скороговорки и при этом не сбиться.

5. скороговорный снежный ком.

Первый игрок произносит первое слово из скороговорки. Второй – первое и второе, третий –первое, второе, третье.и т.д. игра проходит в быстром темпе.

6.Продолжи начатое.

Играющие становятся в круг, ведущий в центре. Он произносит начало скороговорки и бросает мяч одному из игроков, который должен договорить конец скороговорки. Победителем становится тот игрок, который продержался дольше всех.

7.Скороговорки с продолжением.

Проще простого простаку Прохору…

- просыпать просо просто так.

-пройти по проволоке

- приобрести расческу и сделать прическу.

Крокодил и крокодилиха

- кормили крошечных крокодилят

-варили варенье из крыжовника

Стряпали крендельки да пряники

-(л)-

Соня салат солила, солила,да пересолила.

Баламутные баламуты, баламутихи и баламутята баламутно взбаламутили всю Баламутию

-(з)

Зинин зелёный зонтик зимовал зиму в корзине.

-(р)

Федора раззадорила Егора, Егор раззадорил Федору.

Виктор придумал викторину и провёл её вечером в у Виктории.

Крепко-крепко-крепко прикрепилась скрепка.



Потревоженная вертишейка шипела на ерша.

Крошечной кошечке крошили крошечки.

-(ш)-

Малашка с Дуняшкой ели кашку - малашку, а Марфушка с Прошкой –варёную картошку-


                                                    Внеклассное занятие

Скороговорки

Цели: познакомить со скороговорками; показать, для чего они служат; учить их произносить.

Ход занятия

Проверка домашнего задания.

Чтение потешек. Составление сборника потешек.

Сообщение темы.

Что такое скороговорка? К какому жанру она относится?

Кто знает скороговорки и умеет их произносить?

Давайте поучимся говорить скороговорки: «дождик, дождик, пуще, наварю я гущи…»,

«Дождик, дождик, поскорей, я прибавлю сухарей!» и т. д.

Рассказ учителя.

Учитель. Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Трудно определить точное время появления, но содержание некоторых говорит об их древности: «Семь-те стрел каленых, страшилище» могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит местоимение «те». В некоторых текстах встречается древняя форма счета: «Полчетверта четверика гороху без червоточинки». В скороговорке « Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу» слышится намек на древние верования и обряды, связанные с кругом.

Скороговорки отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и т. д.

Русские люди в древности верили в счастливые и несчастливые числа – три,

На семеры сани, по семеры в сани.

Летят три пичужки через три пустых избушки.

В скороговорках мы найдем указания на средства передвижения («От топота копыт пыль по полю летит»), о домашних животных («Бык тупогуб, у быка губа тупа», «Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла», «Курочка пестра, уточка с носка плоски»), о распространенной пище, о церковных чинах, о религии и т. д.

Некоторые скороговорки касаются вопросов торговли, высмеивают простофиль и т. д. Скороговорки, записанные в середине ХIХ века, как правило, содержанием своим не рассчитаны на детское восприятие.

Впервые опубликовал собрание скороговорок В. И. Даль в «Пословицах русского народа».

В детской среде удержались только те скороговорки, которые отвечали требованиям детской эстетики. Широко бытуют они и сейчас на уроках литературного чтения. Особой популярностью пользуются произведения со сложным богатым звуковым оформлением

1. Ехал грека через реку, Видит грека в реке рак,

Сунул грека руку в реку, Рак за руку греку цап!

2.Сосед спросил соседа: Сколько стоит стог сена?

Сосед сказал соседу: Стог сена стоит сто сот.

Дети не только пользуются наследованными от родителей скороговорками, но и придумывают сами:

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

А вот заумная скороговорка на основе считалки:

Жили-были три японки:

Ципа, Ципа-Дрипа, Цица-Дрипа – Лимпопони и т. д.

Скороговорка не может быть объяснена ничем другим, кроме стремления к развитию артикуляции речевого аппарата. Поэтому с первого класса на уроках развития речи скороговорки включены в программный материал. Скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в детских садах, в работе логопедов.

Рефлексия.

Когда на Руси появились скороговорки?

Что говорит о том, что скороговорки возникли в древности?

Каких вопросов касаются скороговорки?

Кто опубликовал первый сборник скороговорок?

Что указывает на « школьное» содержание скороговорок?

Что развивает скороговорка?

А сейчас давайте попробуем заучить несколько скороговорок и научимся их говорить.

Практическая работа по заучиванию скороговорок.

Дети вместе с учителем учатся произносить скороговорки.

Домашнее задание. Найдите в литературе заклички и приговорки. Выясните самостоятельно, что это такое, когда и где они возникли?

Викторина «Русские народные сказки»

1.В какой сказке лиса воровала у деда рыбу, а волка заставляла хвостом ловить из проруби рыбу?

2.Где мышка помогла вытянуть овощ из земли?

3. В какой сказке мачеха выгнала падчерицу зимой в лес?

4.Одноглазка, Двуглазка, Триглазка- из какой они сказки?

5. В какой сказке птицы унесли мальчика7

6.в какой сказке стрела Ивана- Царевича попала в болото?

7. Где находится смерть Кощея Бессмертного?

8.В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом?

Игры на старый лад.

«Кузовок»

-Вот тебе кузовок, положи в него всё на ОК, обмолвишься- отдашь залог.

ребята по очереди называют слова на ОК

« Я положу в кузовок потолок, а я платок, а я замок, голосок и тд.»

Кто неправильно назвал слово, кладет залог: любую свою вещь.

По окончании разыгрываются залоги: корзинка закрывается и один из детей говорит: «Этому залогу что делать?»

назначается выкуп (загадать загадку, стих прочитать, прыгнуть на одной ножке и т.д.)

игра «Путаница»

Это игра на внимание. В карточке допущена ошибка, нужно её найти.

«Машенька говорит:

- Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик?

Только волк вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в ящик, а сверху поставила корзину с ягодами. Вернулся волк, видит- ящик готов. Взвалил его себе на спину и пошёл в деревню.»

Не один народный праздник не обходится без подвижных игр. Таких игр очень много . Некоторые из них мы используем и в праздники, и на уроках физкультуры и на прогулках. Это и «ручеёк» , и «Гори, гори ясно», «чехарда».

Вот например , игра « в мурашки»:

нужны деревянные лопатки ( теннисные ракетки и деревянный шарик, шишка. мячик-мурашка).Нарисуйте кружок и отойдите от него на 6-8 шагов. Каждый участник по очереди должен бежать в круг, на бегу подбрасывая лопаткой «мурашку», причем подбрасывать её можно только 3 раза. Кто сумеет добежать с «мурашкой» в круг с одного или двух бросков, тот победит.

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.