12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Викторовна Ткач39
Россия, Хабаровский край, Вяземский

Муниципальное БюДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№2 Г.Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Согласовано

Протокол заседания методического

совета от « 30 » августа 2017г. № 1

Утверждаю

Директор школы

__________________________ М.Н.Баранова

Приказ №237 от 01.09.2017 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультативного курса «Вдумчивый читатель»

2 класс

(2017-2018 учебный год)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

С.В.Самыкина. Литературное чтение: Рабочая тетрадь для 2 класса

Самара: Издательство «Учебная литература»:

 Издательский дом «Федоров», 2016г.

 

2017 г.

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса «Вдумчивый читатель» разработана на основе Примерной программы по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение», автор В.Ю. Свиридова (УМК «Система Л.В.Занкова»).

Факультативный курс «Вдумчивый читатель» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Формирование осмысленного чтения и интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и во внеурочное время. Факультативный курс «Вдумчивый читатель» позволит создать условия для формирования читательской компетенции младших школьников.

Цель данного курса: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности

Задачи курса:

воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний (устойчивый и осознанный интерес к чтению);

совершенствовать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников - смысловое чтение);

сформировать первоначальные навыки работы с художественными, учебными и научно-познавательными текстами (художественные книги, энциклопедии, словари, справочники, периодическая печать…) как различными источниками информации; умения извлекать  из  текстов  интересную  и  полезную  информацию; преобразовывать её;

обогащать нравственный опыт младших школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

способствовать освоению коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность;

развивать творческую читательскую деятельность учащихся через организацию праздников, литературных игр, творческих конкурсов, проектов, исследований, занятий с элементами театрализации и т.д.;

способствовать развитию традиций семейного чтения;

организовать подготовку к выполнению итоговых комплексных работ.

Курс «Вдумчивый читатель» позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС НОО. От достижения целей и задач данного курса зависит успешность обучения школьника как в начальной, так и в основной школе.

Программа предназначена для учащихся 2 класса и рассчитана на 1 года обучения. Курс «Вдумчивый читатель» рассчитан на 34 часа, с периодичностью занятий 1 раз в неделю. Каждое занятие направлено как на формирование читательских умений и расширение читательского кругозора ребенка, так и на формирование нравственных ценностей и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою родину и пр.

Программа  предусматривает проведение аудиторные и  внеаудиторные занятия.

Формы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии, – фронтальная, групповая, индивидуальная;

по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, презентация в форме защиты итогов работы, мини-конференция;

по дидактической цели: вводные занятия, занятия по открытию нового знания, практические занятия, рефлексивные занятия.

Программа курса отвечает возрастным особенностям учащихся: любознательности, активности, информированности, коммуникабельности, способности к творчеству и предрасположенности к коллективной деятельности.

Для повышения эмоционального воздействия занятий и снижения утомляемости обучающихся предусмотрены разнообразные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Данный курс направлен на поддержание традиций семейного чтения, так как предполагает широкое привлечение родителей.

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний;

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Круг чтения составляют художественные произведения и научно-популярные статьи. На занятиях учащиеся знакомятся с разными видами справочной литературы: детскими энциклопедиями («Почемучка», «Я познаю мир»…), детскими словарями (толковыми, орфографическими, словообразовательными), со словарями синонимов, антонимов и т.д. Делается акцент на освоение рациональных способов поиска, фиксации, преобразования и представления необходимой информации.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Учащимся  предлагаются литературные произведения разных стран и народов, бо́льшую часть которых составляют произведения русской литературы. Прежде всего, это фольклорные и литературные художественные произведения разных жанров, традиционно входящие в чтение учащихся младшего школьного возраста и познавательные тексты (очерки).В программу входят произведения о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о родине, о подвигах, о природе (о растениях и животных, о временах года). 

Содержание факультативного курса «Вдумчивое чтение» включает следующие разделы:

Раздел 1. Характер литературного героя (4 часа)

Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Понимание содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения нормы морали.

Раздел 2. В мире поэзии. Учимся понимать стихи (7 часов)

Способность поэзии выражать разнообразные чувства и эмоции, самые важные переживания: красоты окружающего мира, дружбы, взаимопонимания, любви. Практическое освоение художественных приемов: сравнения, эпитета, олицетворения, звукописи.

Раздел 3. Тема и идея произведения (4 часа)

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их оглавление.

Раздел 4. Читаем авторские и народные сказки (7 часов)

Сказки о животных. Традиционные характеры героев-животных. Волшебная сказка. Особенности сказочного жанра. Характерные герои сказок. Поиск средств выразительности в описании положительных и отрицательных персонажей: постоянные эпитеты, особенности описания внешности, речи. Волшебная авторская сказка, ее связь с народной сказкой. Использование сюжетов народной сказки.

Раздел 5. Текст научный или художественный (4 часа)

Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных. Их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их оглавление. Умение работать с разными видами информации. Привлечение иллюстративно-изобразительных материалов.

Раздел 6. Секреты юмористического рассказа (4 часа)

Жанровые особенности рассказа. Герои рассказов, их портреты (устное рисование с опорой на текст). Практическое освоение художественных приемов. Авторская позиция в рассказе.

Раздел 7. Сказка, рассказ, стихотворение. (4 часа)

Понимание заглавия произведения, его соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.

3. Характеристика основных видов деятельности учащихся

Аудирование (слушание)

Читать

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (жанр); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Объяснять выбор автором заглавия произведения.

Составлять план.

Пересказывать текст подробно и выборочно

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке

4. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса

Личностные результаты

оценивает (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

эмоционально «проживает» текст, выражать свои эмоции;

понимает эмоции других людей, сочувствует, сопереживает;

высказывает своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-    определяет и формулирует цель собственной деятельности с помощью учителя;

-    проговаривает последовательность действий на уроке;

-    учится высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

-    учится работать по предложенному учителем плану;

- учится совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса. 

Познавательные УУД

- ориентируется в книге (на  развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делает выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

преобразовывает информацию из одной формы в другую: подробно пересказывает небольшие тексты.

Коммуникативные УУД

- оформляет свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушает и понимает речь других;

выразительно читает и пересказывает текст (его отрывок);

договаривается с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учится работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметные результаты

осознанно, правильно, выразительно читает целыми словами;

понимает смысл заглавия произведения; самостоятельно озаглавливает текст;

выбирает наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывает текст;

составляет устный рассказ о герое произведения по плану;

размышляет о характере и поступках героя;

- различает народную и литературную (авторскую) сказку;

соотносит автора, название и героев прочитанных произведений

воспринимает на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читает вслух;

Материально-технический ресурс

фото-, видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера (по возможности),

компьютерная техника, программное обеспечение;

мультимедийное оборудование.

Учебные пособия, справочная литература:

Толковый, орфографический, орфоэпический словари школьника;

Детские энциклопедии. Серия «Я познаю мир» и др.;

Энциклопедии, художественная литература для детей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

факультатива «Вдумчивый читатель»

Тема

Кол-во часов

1

Характер литературного героя

4

2

В мире поэзии. Учимся понимать стихи

7

3

Тема и идея произведения

4

4

По дорогам сказок. Читаем авторские и народные сказки

7

5

Текст научный или художественный

4

6

Секреты юмористического рассказа

4

7

Сказка, рассказ, стихотворение

4

 

Итого

34

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.