12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Александровна Яшина53

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района

 

 

«Утверждаю»

 

Директор школы

 

 

_______________ Л. И. Филимонцева

 

 

Приказ № 166 от 01.09.2017 г.

 

«Согласовано»

«Рассмотрено»

Заместитель директора по ОП

Руководитель методического совета

 

_______________ Т. В. Люшина

 

_______________ Л.В. Завьялова

31.08.2017 г.

 

Протокол № 1 от 31.08.2017  г.

 

 

 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности Литературное краеведение

направление духовно - нравственное

для 3б класса

на 2017-2018 учебный год

 

Учитель Яшина Светлана Александровна

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Литературное краеведение» составлена на основе следующих документов и материалов:

·            Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ и науки от 06.10.2009 № 373);

·           Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района;

·             учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» п. Пурпе Пуровского района на 2017-2018 учебный год;

·         авторской программы учебного курса для начальной школы «Литературное краеведение» Л. В. Федоровой (Программа «Наша родина- Ямал»

·         учебного курса для начальной школы.  Под общей редакцией кандидата философских наук Деревянченко А. А. - Салехард, 2004 г.).

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебного пособия:

·        Учебное пособие по литературному краеведению 3 класс. «Край Ямальский». Автор-составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Изд-во ООО «Миралл», 2007г.

3 класс (34 часа)

            «Северный фольклор». (12ч.)

            Устное народное творчество. Народные сказки. Персонажи сказки. Характеристика сказочных персонажей. Умение воспроизводить последовательно события. Знать отличительные особенности сказок, уметь выделять главную мысль, делить на части, составлять план. Уметь пересказывать по плану, отличать северный фольклор от русского.

            «Подвижники Севера». (9ч.) 

            Иринарх Шемановский, писатель переводчик Пырерка, заслуженный учитель Хантазеев П.Е. Знать фамилии родоначальников Обдорской  духовной смиссии, первого ненецкого ученого, писателя и переводчика, заслуженного учителя школы России. Какую лепту внесли в образование народов Севера, основные вехи жизни и творчество местных писателей. Знать названия, понимать содержание изученных литературных произведений; знать их авторов.

«Эти даты сердцу святы». (5 ч.)

            Произведения поэтов и писателей Севера о войне. Стихотворения о войне поэтов Севера. Память о Великой Отечественной войне. Дети Ямала и война. Участие детей в труде во имя Победы.

            «Слово о матери. Слово о женщине. Роль матери в детской судьбе». (3 ч.)

            Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея). Декламация. Различение жанров произведений: стихотворение. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний.

            «Храним заветы дедов и отцов». (5 ч.)

            Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

  

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты изучения курса

У обучающихся будут сформированы следующие умения:

- осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);

- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций;

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений:

- размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметные результаты изучения курса

·         Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятии.

Обучающийся получит возможность научиться:

высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  работать по предложенному плану.

·         Познавательные УУД

Обучающийся научится:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях), в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Обучающийся получит возможность научиться:

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

·         Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ занятия

Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Основные виды деятельности учащихся

Вид контроля, инструментарий

Раздел 1: «Северный фольклор» (12 часов)

1

01.09

Камлание «У костра живущий бог мой».

 

1

Знакомство с самобытным северным фольклором. Знакомство с камланием «У костра…».Завести тетрадь-словарик.

Индивидуальный

2

08.09

Богатый мир северной сказки.

 

1

Различать народные и литературные сказки. Что такое народная мудрость, в чем её смысл. Знакомство с различными сказками и их анализ.

Индивидуальный

3

15.09

«Сказка про богатыря Вищ-Отыра» (мансийская).

1

Знакомство с мансийскими сказками. Определение их особенностей. Знакомство со «Сказкой про богатыря Вищ-Отыра».

Индивидуальный

4

22.09

Комполэн- болотный дух» (мансийская).

 

1

Знакомство со сказкой «Комполэн – болотный дух». Народные поговорки к сказке.

Индивидуальный

5

29.09

Комполэн- болотный дух» (мансийская).

 

1

Знакомство со сказкой «Комполэн – болотный дух». Народные поговорки к сказке.

Индивидуальный

6

06.10

Хилы и Аки Черное сердце» (хантыйская).

1

Знакомство с хантыйской сказкой «Хилы и Аки Черное Сердце». Народная мудрость в сказках. Инсценирование сказки.

Индивидуальный

7

13.10

Золотой город» (хантыйская).

 

1

Знакомство с особенностями хантыйских сказок. Знакомство со сказкой «Золотой город». Народная мудрость в сказках.

Индивидуальный

8

20.10

«Ича-муравей» (селькупская).

 

1

Знакомство с селькупскими сказками. Особенности селькупских сказок. Знакомство со сказкой «Ича-муравей».

Индивидуальный

9

27.10

П.Явтысый «Сказка о дядюшке лемминге и летнем песце».

1

Народные и литературные сказки, их сходство и различие. Знакомство со «Сказкой о дядюшке-леминге и летнем песце».

Индивидуальный

10

10.11

А. Тарханов «Сказка о Ерше Прыгунке и засоне Карасе».

 

1

Различия литературных сказок от народных. Знакомство со «Сказкой о Ерше Прыгунке и засоне Карасе». Загадки о животных.

Индивидуальный

11

17.11

В. Лебедев «Почему у глухаря брови красные».

 

1

Знакомство со сказкой В.Лебедева «Почему у глухаря брови красные». Народная мудрость.

Индивидуальный

12

24.11

Л. Лапцуй «Как собака стала другом человека».

1

Богатый мир литературной сказки. Знакомство со сказками «Как собака стала другом человека», «Как собака хозяина нашла».

Индивидуальный

Раздел 2: «Подвижники Севера»  (9 часов)

13

01.12

Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии.

1

Знакомство с поэмой «Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии».

Индивидуальный

14

08.12

Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии.

1

Знакомство с поэмой «Слово об отце Иринархе Шемановском и Обдорской духовной миссии».

Индивидуальный

15

15.12

Первый ненецкий ученый, писатель переводчик Н.Пырерка.

1

Знакомство с жизнью и творчеством первого ненецкого писателя, ученого, переводчика А.П.Пырерка.

Индивидуальный

16

22.12

Первый ненецкий ученый, писатель переводчик Н.Пырерка.

1

Знакомство с жизнью и творчеством первого ненецкого писателя, ученого, переводчика А.П.Пырерка.

Индивидуальный

17

19.01

Заслуженный учитель школы России П. Е.Хатанзеев.

1

Знакомство с деятельностью заслуженного учителя школ России П.Е.Хатанзеева.

Индивидуальный

18

26.01

Заслуженный учитель школы России П. Е.Хатанзеев.

1

Знакомство с деятельностью заслуженного учителя школ России П.Е.Хатанзеева.

Индивидуальный

19

02.02

Поэма Л. В. Лапцуя «Тундра шепчет».

1

Знакомство с жизнедеятельностью В.И.Костецкого; его вклад в развитие педагогики. Знакомство с поэмой «Тундра шепчет».

Индивидуальный

20

09.02

Викторина «Что я знаю о Ямале?»

1

Обобщение знаний о Ямале.

Коллективный

21

16.02

Экскурсия в Музейный ресурсный центр.

1

Посетить музей «Освоение севера» г. Губкинский

Коллективный

Раздел 3: «Эти даты сердцу святы»   (5 часов)

22

23.02

Дети Ямала и война.

 

1

Введение в тему ВОВ

Индивидуальный

23

02.03

П.Явтысый «У обелисков»,«Ненецкая баллада», «Вот хэкоры». Лапцуй «Помните», «Радуга».

1

Знакомить с творчеством П. Явтысый, со стихами о войне.

Знакомить с творчеством Л. Лапцуй.  Читать стихи о Великой Отечественной войне, анализировать прочитанное.

Индивидуальный

24

09.03

Р. Ругин Дети войны», «Земляки», «Память о войне», «Ветераны войны».

1

Знакомство с творчеством Р.П. Ругина, его стихами о войне. Портреты писателей родного края.

Индивидуальный

25

16.03

Экскурсии, конкурсы, встречи с интересными  людьми.

1

Знакомство с книгой «1000 загадок»,  рисунки.

Коллективный

26

23.03

Экскурсия в музей.

1

Выставка работ детей на тему «Моя тундра». Посещение музея.

Коллективный

Раздел 4: «Слово о матери. Слово о женщине. Роль матери в детской судьбе»  (3 часа)

27

06.04

Л.Лапцуй «Перед землянкой», «Твой путь», «Дочь тундры».

1

Знакомство с творчеством Л.Лапцуй, со стихами. Иллюстрации к произведениям.

Индивидуальный

28

13.04

Р.Ругин «На покосе», «Руки мамы», «Гордость родной земли», «Проводы сына в армию».

1

Знакомство с творчеством Р.Ругина, его произведениями «На покосе», «Руки мамы», «Гордость родной земли», «Проводы сына в армию».

Индивидуальный

29

20.04

Ю.Вэлла «Бабушка Ненги».

 

 

1

Знакомство с творчеством Ю.Вэллы, произведениями «Бабушка Ненги», «Песня ненецкого мальчика»

Индивидуальный

Раздел 5: «Храним заветы дедов и отцов»  (5 часов)

30

27.04

Л.Лапцуй «Первые шаги», «Дедовский мотив».

 

1

Знакомство с творчеством Л.Лапцуя. Знакомство  с книгой «Край земли, устремленный в будущее.

Индивидуальный

31

04.05

Л.Лапцуй «По заветам деда», «Мудрые черты».

 

1

Знакомство с творчеством Л.Лапцуя. Знакомство  с книгой «Край земли, устремленный в будущее.

Индивидуальный

32

11.05

Р.Ругин «В куропаткином чуме», «Отцу», «Заветы отца».

1

Знакомство с творчеством Р.Ругина и его произведениями.

Индивидуальный

33

18.05

Экскурсия в Музейный ресурсный центр. 

1

Выставка работ детей на тему «Моя тундра». Посещение музея.

Коллективный

34

25.05

Экскурсия в Музейный ресурсный центр. 

1

Выставка работ детей на тему «Моя тундра». Посещение музея.

Коллективный

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.