Программа внеурочной деятельности «Литературные прогулки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературные прогулки» в 7б классе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Закона «Об образовании» (ФЗ РФ от 29.12.12г. № 273-ФЗ, п.6 ст.9);
-Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Литература (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004г. № 1089);
-Примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/);
-Основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», утверждена решением Совета Школы от 14.05.2014г. Протокол № 4
-Учебного плана МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», утверждённый решением Педагогического совета от 23.04. 2014 г.Протокол № 5
-Перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерстваобразования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от г. "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год";
-Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта(приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области литературоведения ; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи обучающихся, формирование коммуникативных умений и навыков. Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной и культуроведческой компетенции. В программе реализован коммуникативно- деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины и др. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека, краеведческий музей, актовый зал, выставки Программа внеурочной деятельности «Литературные прогулки» для обучающихся 7б класса реализуется через занятия кружка,. Программа рассчитана на 35часов
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: прививать интерес к литературе, способствовать развитию речи обучающихся, совершенствовать навыки анализа художественного произведения, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету, способствовать сплочению коллектива. Задачи: обогащение словаря, развитие устной и письменной речи; работа над содержательной стороной слова; активизация познавательных интересов ;развитие творческих способностей и мышления.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
понимание литературы как основной национально-культурной ценности русского народа; уважительное отношение к литературному наследию; стремление к речевому самосовершенствованию достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. |
адекватное восприятие и понимание информации; способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов; умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст; способность правильно излагать свои мысли; способность участвовать в речевом общении; |
представление о роли литературы; освоение базовых понятий литературоведения; проведение литературного анализа слова; |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п.п. |
Тема |
Кол-во часов |
1 |
Устное народное творчество. Фольклор ненцев и народов ханты |
3 |
2 |
« Как архангельский мужик…» Ломоносовские открытия в области литературы |
2 |
3 |
« Царское Село времен А.С. Пушкина-город Пушкин в наши дни (заочная экскурсия). Михайловское |
4 |
4 |
Лермонтовские места: Тарханы, Петербург, Пятигорск. |
3 |
5 |
Топонимы в произведения Н.В.Гоголя (сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки») |
2 |
6 |
Гоголевский Петербург-город «униженных и оскорбленных» (заочная экскурсия) |
2 |
7 |
Спасское –Лутовиново-родина И.С.Тургенева |
2 |
8 |
Конкурс стихотворений и рисунков к 195-летию Н.А.Некрасова |
2 |
9 |
Лев Николаевич Толстой-граф, учитель, писатель. Имение Ясная Поляна (заочная экскурсия) |
2 |
10 |
Лев Николаевич Толстой на Кавказской войне |
1 |
11 |
А.П.Чехов в Таганроге, Москве, на о.Сахалин, в Ялте |
3 |
12 |
Викторина по разделу «Русская литература 19 века» |
1 |
13 |
Сергей Есенин. Село Константиново. (заочная экскурсия) |
1 |
14 |
Советские писатели-участники Великой Отечественной войны |
1 |
15. |
Маргарита Чебышева. Стихотворение «Мальчик из Ленинграда» Презентация |
1 |
16 |
Викторина по разделу «Русская литература 20 века» |
1 |
17 |
Презентация мини-проектов учащихся, повторение материала |
3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата |
№ п.п. |
Тема |
Кол-во часов |
УУД |
1-3 |
Устное народное творчество. Фольклор ненцев и народов ханты |
2 ауд.-1 внеауд. (музей) |
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. |
|
4-6 |
« Как архангельский мужик…» Ломоносовские открытия в области литературы |
2ауд. |
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. |
|
7-11 |
« Царское Село времен А.С. Пушкина-город Пушкин в наши дни (заочная экскурсия). Михайловское |
4ауд. |
Личностные: осознает себя как гражданина и представителя определенного народа, его культуры, испытывает интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально- этические нормы. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу и познавательную цель; четко выполняет требование познавательной задачи; определяет последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; при выполнении действий ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
|
12-15 |
Лермонтовские места: Тарханы, Петербург, Пятигорск |
3 ауд. |
Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные:способен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в учебных материалах Коммуникативные: строит монологические высказывания, умеет задавать вопросы, слушать собеседника, планировать общие способы работы. |
|
16-18 |
Топонимы в произведения Н.В.Гоголя (сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки») |
1ауд. |
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные:способен актуализировать и восстанавливать известные знания и усвоенные навыки, принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач; использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные:способен строить понятные для собеседника высказывания, умеет получать с помощью вопросов необходимые сведения от партнера по деятельности с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
|
19-20 |
Гоголевский Петербург-город «униженных и оскорбленных» (заочная экскурсия) |
1аудит. |
Личностные: имеет желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: актуализирует и восстанавливает знания о правописании гласных в приставках, приставок и предлогов; принимает и сохраняет учебную задачу. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
|
21-22 |
Спасское –Лутовиново-родина И.С.Тургенева |
1ауд. |
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: актуализирует и восстанавливает известные знания и усвоенные навыки; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные:взаимодействие– владеет коммуникативно-речевыми действиями, направленными на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект); кооперация– осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; интериоризация– умеет с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя или партнера по деятельности |
|
23-24 |
Конкурс стихотворений и рисунков к 195-летию Н.А.Некрасова |
1ауд. |
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные:способен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит монологические высказывания, понятные для партнера, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебнопознавательных задач |
|
25-26 |
. Лев Николаевич Толстой-граф, учитель, писатель. Имение Ясная Поляна (заочная экскурсия) |
1ауд. |
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные:способен принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции; действовать по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Коммуникативные: строит монологические высказывания, понятные для партнера, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
|
27 |
Лев Николаевич Толстой на Кавказской войне |
1ауд. |
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, понятные для партнера; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
|
28-30 |
А.П.Чехов в Таганроге, Москве, на о.Сахалин, в Ялте |
1ауд. |
Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осуществляет самоопределение уровня изученного материала; осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: умеет обосновывать и доказывать свою точку зрения, задавать вопросы и с их помощью получать необходимые сведения |
|
31 |
Викторина по разделу «Русская литература 19 века» |
1внеауд. |
Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
|
32 |
Сергей Есенин. Село Константиново. (заочная экскурсия) |
1ауд. |
Личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: умеет задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения |
|
33 |
Советские писатели-участники Великой Отечественной войны |
1внеауд. |
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
|
34 |
Маргарита Чебышева. Стихотворение «Мальчик из Ленинграда» Презентация |
1внеауд. |
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает и интегрирует информацию в имеющийся запас знаний, преобразует, структурирует, воспроизводит и применяет с учетом решаемых задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
|
35 |
Итоговое занятие. Повторение. Презентация мини-проектов учащихся |
1 ауд. |
Личностные: желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления. Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Коровина В.Я . Занимательные упражнения по литературе: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2012..
2. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Просвещение, 1990.
3. В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе: 6 класс. М.: Просвещение, 2006
4.В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе: 8 класс. М.: Просвещение, 2006
5.В.П.Полухина «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы по литературе: 69класс. М.: Просвещение, 2006
6. Игровые технологии на уроках литературы . 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2011.
7. Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся . 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова. М.: Планета, 2012.
Материально-техническое обеспечение
КАБИНЕТА № 312
Интерактивная доска + мульт. проектор
Компьютер для ученика
Моноблок msi AE2210 (компьютер)
Принтер 1200 (лазерный)