12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колядина Елена Александровна33

Программа внеурочной деятельности

«Читоград»

Программа внеурочной деятельности «Читоград» - час чтения составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению.

Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для совместного с учителем чтения произведений классической литературы. Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. «Кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу. Дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время идёт процесс коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.

Новизна программы заключена в подходе к работе с книгой, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является дополнением начального курса литературного чтения в школе во внеурочной деятельности. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.

Цель программы:

-организация самостоятельного чтения младших школьников «Читаем с «Читоградом»;

-организация совместного чтения учеников и учителя;

-развитие умения обсуждать прочитанное и делать выводы.

Задачи:

- развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;

- формирование основ читательской культуры;

- выработка привычки к вдумчивому чтению.

- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся

Программа включает в себя умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами информации.

Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Формирование познавательного интереса на занятиях «Читоград» во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумным и полезным считается следующее:

- новизна;

- связь с жизненными ситуациями;

- практическое применение знаний;

- соревнование;

- работа в группе и в парах;

- занятия в нетрадиционной форме;

- создание ситуаций успеха;

- доверие к ученику и др.

Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать  самостоятельно:

- опираться на желания читать по выбору;

- учитывать интересы и склонности;

- поддерживать соперничество;

- обращаться к самолюбию;

- одобрять успех; хвалить;

- показывать достижения;

- признавать достоинства;

- критиковать, сопереживая.

Место курса во внеурочной деятельности.

Программа курса ориентирована на 34 учебных часа в 3 классе в рамках внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 35 минут.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ

Будут сформированы:

- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;

- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;

- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;

- понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;

- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;

- познавательная мотивация;

- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;

- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;

- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

- пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;

- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;

- вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;

- объяснять действия персонажей;

- сравнивать героев разных произведений;

- ставить вопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные умения:

- уметь работать с книгой;

- уметь самостоятельно работать с новым произведением;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

- прогнозировать содержание книги до чтения;

- отбирать книги по теме, жанру;

- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);

- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;

- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.

Универсальные учебные действия:

— работать с книгой;

— сравнивать произведения по структуре и сюжету;

— собирать информацию для библиографической справки об авторе;

— выполнять поисковую работу по проекту;

— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;

— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;

— находить по каталогу нужную книгу;

— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;

— писать отзыв о книге или героях книги;

— пользоваться библиографическим справочником;

— рассматривать и читать детские газеты и журналы;

— находить нужную информацию в газетах и журналах;

— собирать информацию для проектов;

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.

Содержание программы

Введения – 1 ч

Василиса Премудрая – 1 ч

Госпожа метелица – 1 ч

Иван-царевич и серый волк – 1 ч

Перышко Финиста-Ясна сокола – 1 ч

Синдбад-мореход – 2 ч

Аладдин и волшебная лампа – 1 ч

Андерсен Г.Х. Новое платье короля – 1 ч

Вильгельм Гауф «Маленький мук» - 1 ч

Вильгельм Гауф «Калиф-Аист» - 1 ч

Проект «Создай свою сказку» - 2 ч

Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков» - 3 ч

Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» - 4 ч

Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком» - 3 ч

Эдуард Успенский «Гарантийные человечки» - 3 ч

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» - 1 ч

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка» - 2 ч

П.П. Бажов «Каменный цветок» - 1 ч

П.П. Бажов «Горный мастер» - 1 ч

П.П. Бажов «Хрупкая веточка» - 1 ч

Бианки «Рассказы о животных» - 1 ч

Подведение итогов – 1 ч

 

Календарно-тематическое планирование (34 ч)

№ п/п

тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

 

Волшебный мир сказок

1

 

 

 

Василиса Премудрая

1

 

 

 

Госпожа метелица

1

 

 

 

Иван-царевич и серый волк

1

 

 

 

Перышко Финиста-Ясна сокола

1

 

 

 

Синдбад-мореход

1

 

 

 

Синдбад-мореход

1

 

 

 

Аладдин и волшебная лампа

1

 

 

 

Андерсен Г.Х. Новое платье короля

1

 

 

 

Вильгельм Гауф «Маленький мук»

1

 

 

 

Вильгельм Гауф «Калиф-Аист»

1

   

 

Проект «Создай свою сказку»

1

   

 

Проект «Создай свою сказку»

1

   

 

Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков»

1

   

 

Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков»

1

   

 

Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков»

1

   

 

Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

   

 

Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

   

 

Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

   

 

Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома»

1

   

 

Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком»

1

   

 

Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком»

1

   

 

Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком»

1

   

 

Эдуард Успенский «Гарантийные человечки»

1

   

 

Эдуард Успенский «Гарантийные человечки»

1

   

 

Эдуард Успенский «Гарантийные человечки»

1

   

 

П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

1

   

 

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

1

   

 

П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка»

1

   

 

П.П. Бажов «Каменный цветок»

1

   

 

П.П. Бажов «Горный мастер»

1

   

 

П.П. Бажов «Хрупкая веточка»

1

   

 

Бианки «Рассказы о животных»

1

   

 

Подведение итогов

1

   
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.