Программа внеурочной деятельности по литературе «Читоград» (3 класс)
Программа внеурочной деятельности
«Читоград»
Программа внеурочной деятельности «Читоград» - час чтения составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по литературному чтению, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы начального общего образования по литературному чтению.
Час чтения – время, отведённое в рамках внеурочной деятельности для совместного с учителем чтения произведений классической литературы. Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. «Кризис детского чтения» имеет под собой реальную основу. Дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время идёт процесс коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мотивы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России.
Новизна программы заключена в подходе к работе с книгой, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения. Программа является дополнением начального курса литературного чтения в школе во внеурочной деятельности. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.
Цель программы:
-организация самостоятельного чтения младших школьников «Читаем с «Читоградом»;
-организация совместного чтения учеников и учителя;
-развитие умения обсуждать прочитанное и делать выводы.
Задачи:
- развитие осознанного интереса к чтению художественной литературы;
- формирование основ читательской культуры;
- выработка привычки к вдумчивому чтению.
- развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся
Программа включает в себя умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые системы, применять информационные и библиотечно-библиографические средства в самообразовательной и профориентационной деятельности; формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками и видами информации.
Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Таким образом, вопрос формирования читательской самостоятельности школьников является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Формирование познавательного интереса на занятиях «Читоград» во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумным и полезным считается следующее:
- новизна;
- связь с жизненными ситуациями;
- практическое применение знаний;
- соревнование;
- работа в группе и в парах;
- занятия в нетрадиционной форме;
- создание ситуаций успеха;
- доверие к ученику и др.
Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самостоятельно:
- опираться на желания читать по выбору;
- учитывать интересы и склонности;
- поддерживать соперничество;
- обращаться к самолюбию;
- одобрять успех; хвалить;
- показывать достижения;
- признавать достоинства;
- критиковать, сопереживая.
Место курса во внеурочной деятельности.
Программа курса ориентирована на 34 учебных часа в 3 классе в рамках внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 35 минут.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ
Будут сформированы:
- чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины;
- представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
- ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
- понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
- эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
- познавательная мотивация;
- чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
- устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
- толерантное отношение к представителям разных народов и конфессий.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
- воспринимать на слух художественное произведение, определять произведенное им впечатление;
- читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;
- пересказывать произведение кратко, выборочно, используя соответствующую лексику;
- объяснять смысл названия произведения, связь его с содержанием;
- вычленять фрагменты текста, нужные для ответа на поставленные вопросы;
- объяснять действия персонажей;
- сравнивать героев разных произведений;
- ставить вопросы к тексту.
Учащиеся получат возможность научиться:
в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
- прогнозировать содержание книги до чтения;
- отбирать книги по теме, жанру;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать свое суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т.д.
Универсальные учебные действия:
— работать с книгой;
— сравнивать произведения по структуре и сюжету;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проектов;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Содержание программы
Введения – 1 ч
Василиса Премудрая – 1 ч
Госпожа метелица – 1 ч
Иван-царевич и серый волк – 1 ч
Перышко Финиста-Ясна сокола – 1 ч
Синдбад-мореход – 2 ч
Аладдин и волшебная лампа – 1 ч
Андерсен Г.Х. Новое платье короля – 1 ч
Вильгельм Гауф «Маленький мук» - 1 ч
Вильгельм Гауф «Калиф-Аист» - 1 ч
Проект «Создай свою сказку» - 2 ч
Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков» - 3 ч
Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» - 4 ч
Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком» - 3 ч
Эдуард Успенский «Гарантийные человечки» - 3 ч
П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» - 1 ч
П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка» - 2 ч
П.П. Бажов «Каменный цветок» - 1 ч
П.П. Бажов «Горный мастер» - 1 ч
П.П. Бажов «Хрупкая веточка» - 1 ч
Бианки «Рассказы о животных» - 1 ч
Подведение итогов – 1 ч
Календарно-тематическое планирование (34 ч)
№ п/п |
тема |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
Волшебный мир сказок |
1 |
|
|
|
Василиса Премудрая |
1 |
|
|
|
Госпожа метелица |
1 |
|
|
|
Иван-царевич и серый волк |
1 |
|
|
|
Перышко Финиста-Ясна сокола |
1 |
|
|
|
Синдбад-мореход |
1 |
|
|
|
Синдбад-мореход |
1 |
|
|
|
Аладдин и волшебная лампа |
1 |
|
|
|
Андерсен Г.Х. Новое платье короля |
1 |
|
|
|
Вильгельм Гауф «Маленький мук» |
1 |
|
|
|
Вильгельм Гауф «Калиф-Аист» |
1 |
||
|
Проект «Создай свою сказку» |
1 |
||
|
Проект «Создай свою сказку» |
1 |
||
|
Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков» |
1 |
||
|
Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков» |
1 |
||
|
Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков» |
1 |
||
|
Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» |
1 |
||
|
Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» |
1 |
||
|
Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» |
1 |
||
|
Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома» |
1 |
||
|
Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком» |
1 |
||
|
Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком» |
1 |
||
|
Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком» |
1 |
||
|
Эдуард Успенский «Гарантийные человечки» |
1 |
||
|
Эдуард Успенский «Гарантийные человечки» |
1 |
||
|
Эдуард Успенский «Гарантийные человечки» |
1 |
||
|
П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка» |
1 |
||
|
П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка» |
1 |
||
|
П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка» |
1 |
||
|
П.П. Бажов «Каменный цветок» |
1 |
||
|
П.П. Бажов «Горный мастер» |
1 |
||
|
П.П. Бажов «Хрупкая веточка» |
1 |
||
|
Бианки «Рассказы о животных» |
1 |
||
|
Подведение итогов |
1 |