Программа внеурочной деятельности "Волшебный лоскуток" для 5-9 классов ООО
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Алтайского края
Комитет по образованию Администрации Бурлинского района Алтайского края
филиал "Новосельская СОШ" МБОУ "Бурлинская СОШ" "
| | СОГЛАСОВАНО И.ф. руководителя филиала ________________________ Исакова Е.М. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Заплатникова И.К. Приказ № от «31» мая 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Волшебный лоскуток»
Составила :
Черепанова Ольга Николаевна
учитель технологии 1 категории
с. Новосельское 2023
Пояснительная записка
«Истоки способностей и Дарования Детей н а кончиках их пальцев »
В. А. Сухомлинский.
Программа адресована на обучающихся 5-9 класса средней общеобразовательной школы.
Концепция программы: обоснованность по отношению к ФГОС: программа составлена с учётом «фундаментального ядра» содержащее общее образование с требованиями по предмету «Технология» в рамках ФГОС и УУД.
Концепция программы — линейная.
Исходя из требований Стандарта внеурочная деятельность должна:
во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
во-вторых, способствовать их воспитанию;
в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное;
в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы, на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Планируя организацию внеурочной деятельности в основной школе, используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.
Приняты во внимание следующие требования стандарта к организации внеурочной деятельности (особенности):
1) часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся;
2) все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС наполнили ее новым содержанием.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка (последствие результата).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
1-й уровень — школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования.
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является лоскутная техника.
Программа внеурочной деятельности лоскутного шитья «Волшебный лоскуток» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Именно, данная внеурочная деятельность призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении.
Программа кружка рассчитана на обучающихся среднего возраста с 11до 15 лет. Этап занятия рассчитан на одно занятие по одному часу в неделю с общим объёмом 34 часа в год. Занятия проводятся по понедельникам с 16-00 — 16-40 в кабинете №10.
Цели и задачи программы
Цель: развивать творческие способности обучающегося посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.
Задачи:
осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у обучающихся, развивать эмоциональный отклик на красоту;
закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью;
закреплять навыки работы на швейной машине и с наиболее распространёнными инструментами;
развивать творческое воображение, художественный вкус;
помочь обучающимся осознать нравственные нормы и правила, формировать готовность работать на общую пользу.
Направления программы
раздел «Лоскуток за лоскутком»
На первом этапе обучающиеся узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Учащиеся под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматная доска, мозаика из полос, звезда, спираль, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительного времени, а самое главное, усидчивости. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.
раздел «Фантазии из лоскутков»
По мере усвоения обучающимися приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у обучающихся развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа учащиеся должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы обучающиеся освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
3 направление «Дизайн интерьера»
На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной: обучающиеся осваивают составление эскизов, находят дизайнерские решения. Деятельность учащихся приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить обучающимся себя мастерами и творцами.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
После изучения программы школьники должны уметь:
выполнять различные виды лоскутных сборок вручную и при помощи швейной машины; выполнять различные виды стежек вручную и на швейной машине;
проводить сборку и окончательную обработку лоскутного изделия.
Учащиеся должны знать:
основные этапы становления рукоделия;
типы лоскутной вышивки, особенности их сборки;
способы построения композиции лоскутного изделия;
различные виды стежек и особенности их исполнения вручную и при помощи швейной машины.
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, изделия, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один—два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн и т.д. Ребенок, сравнивая своё изделие с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей
(воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Работа с одаренными детьми
. Выполнение творческих проектов (в течение года).
2. Участие в выставках (в течение года).
3 Работа по профессиональной ориентации (в течение года).
4. Направленность на самообразование (в течение года).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | | Количество часов | |
теория | практика | |||
Раздел 1 «Лоскуток за лоскутком» (11 ч) | 2 | 9 | ||
1 | Введение. История лоскутного шитья. Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности при выполнении работ | | 1 | |
2 | Цвет. Цветовые сочетания. Техника лоскутной мозаики. Шаблоны. Раскрой лоскутков. | 0,5 | 0,5 | |
3 | Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. | 0,5 | 1,5 | |
4 | Узоры, собираемые по спирали. | | 2 | |
5 | Шитье из полос | | 2 | |
6 | Шитье из прямоугольных треугольников | | 2 | |
7 | Шитье из ромбов | | 1 | |
Раздел 2 «Фантазии из лоскутков» (8 ч) | 1,5 | 7,5 | ||
8 | Прихватка (технология - шахматка) | 0,5 | 2,5 | |
9 | Летняя сумка ( техника -пицца) | 1 | 5 | |
Раздел 3 «Дизайн интерьера» (16 ч) | 1,5 | 12,5 | ||
10 | Диванная подушка | 0,5 | 3,5 | |
11 | Чехол на табурет | 0,5 | 2,5 | |
12 | Одеяло из квадратных блоков | 0,5 | 6,5 | |
| итого | 5 | 29 |
Календарно - тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Лоскутное шитьё»
№ | Разделы и темы | Количество учебных часов | Дата проведения занятия | ||||
Раздел | Тема | ||||||
Теория | Практика | ||||||
по плану | по факту | ||||||
1 | Введение. История лоскутного шитья. Инструменты, материалы, приспособления. Техника безопасности при выполнении работ | 1 | 1 | 0 | | | |
2 | Цвет. Цветовые сочетания. Техника лоскутной мозаики. Шаблоны. Раскрой лоскутков. | 1 | 0, 5 | 0,5 | | | |
3 | Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. | 1 | | 1 | | | |
4 | Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. | 1 | 0, 5 | 0,5 | | | |
5 | Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника «Крейзи». | 1 | | 1 | | | |
6 | Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника «Крейзи». | 1 | | 1 | | | |
7 | Шитьё из полос. Изготовление изделия в технике «полоска». | 1 | | 1 | | | |
8 | Изготовление традиционного узора «Колодец» | 1 | | 1 | | | |
9 | Шитье из прямоугольных треугольников | 1 | | 1 | | | |
10 | Изготовление изделия в технике «Уголки» | 1 | | 1 | | | |
11 | Техника «ромбы» | 1 | | 1 | | | |
12 | Прихватка (технология - шахматка). Изучение технологической карты. | 2 | 0,5 | 0,5 | | | |
13 | Изготовление прихватки. | 2 | | 1 | | | |
14 | Изготовление прихватки. | 2 |
| 1 | | | |
15 | Летняя сумка ( техника -пицца). Выбор модели. Подбор ткани. Изготовление выкройки | 2 | 1 | | | | |
16 | Изготовление полотна пиццы | 2 |
| 1 | | | |
17 | Стёжка полотна пиццы | 2 | | 1 | | | |
18 | Перенос выкройки на полотно | 2 | | 1 | | | |
19 | Сшивание деталей сумки. Сборка изделия. | 2 | | 1 | | | |
20 | Декоративная отделка сумки. ВТО. | 2 | | 1 | | | |
21 | Диванная подушка. Подбор ткани. Изготовление выкройки | 3 | 0,5 | 0,5 | | | |
22 | Изготовление лоскутных блоков. | 3 | | 1 | | | |
23 | Изготовление лоскутных блоков. | 3 | | 1 | | | |
24 | Сборка изделия. ВТО | 3 | | 1 | | | |
25 | Чехол на табурет. Подбор ткани. Изготовление выкройки | 3 | 0,5 | 0,5 | | | |
26 | Аппликация. Способы выполнения. | 3 | | 1 | | | |
27 | Сборка изделия. ВТО | 3 | | 1 | | | |
28 | Одеяло из квадратных блоков. Цветовое решение композиции. Изготовление выкройки | 3 | 0,5 | 0,5 | | | |
29 | Технология сборки блока «Мельница» | 3 | | 1 | | | |
30 | Технология сборки блока «Квадрат в квадрате» | 3 | | 1 | | | |
31 | Технология сборки блока «Звезда» | 3 | | 1 | | | |
32 | | 3 | | 1 | | | |
33 | Окантовка изделия. Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки. | 3 | | 1 | | | |
34 | Оформление работ. Подготовка к выставке. Окончательное ВТО | 3 | | 1 | | | |
| Итого: | | 5 | 29 | | |
Методическое обеспечение программы
Кадры | Учитель Черепанова О.Н. |
Материально-техническое обеспечение | ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, раскройные линейки, утюг, гладильная доска, роликовый нож, английские и портновские булавки, сантиметровая лента |
Наглядные средства обучения | фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки в технике «пэчворк» |
Помещение | Кабинет технологии № 10 |
1 . Т.А.Мазурик Лоскутное шитьё Из-во Санкт-Петербург <<Паритет>> 2013 — 224с.цв.ил.