Программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» (5 класс)
Программа «Художественное творчество»
5 класс. 34 часа.
Пояснительная записка
Актуальность. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Внеурочная деятельность развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Практическая значимость. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду — приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Программа «Художественное творчество» разработана для занятий с обучающимися 5х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Художественное творчество» уделяется художественно-эстетическому воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания: трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда); ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);· ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);· ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов). Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.
Связь с общешкольными программами. В программе «Художественное творчество» выделены приоритетные направления: интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; формирование информационной грамотности современного школьника; развитие коммуникативной компетентности;· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Интеграция предметных областей необходима для формирования целостной картины мира. Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам – с математикой, русским языком, литературой и изобразительным искусством.
Программа «Художественное творчество» рассчитана на 1 год. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся.
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. В программе уделено внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала. Передача учебной информации различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире. Значительное внимание уделяться повышению мотивации. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
Интеграция предметных областей необходима для формирования целостной картины мира. Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам – с математикой, русским языком, литературой и изобразительным искусством.
Цели и задачи курса
Цель: Развитие творческих способностей учащихся через использование различных видов деятельности
Данная программа позволяет решить ряд дидактических и развивающих задач:
Развивающие:
· Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.
· Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
· Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
· Развитие художественного вкуса и фантазии детей.
Обучающие:
· Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
· Обучение различным приемам работы с различными материаломи.
· Применение знаний, полученных на уроках изобразительного искусства и других, для создания композиций.
· Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.
· Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности школьников.
Воспитательные:
· Формирование художественного вкуса, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
· Прививать навыки работы в группе.
· Расширение коммуникативных способностей детей.
· Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; презентации проектов, конкурсы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)
Дети самостоятельно выбирают не только вариант работы, но и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке. Дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения.Все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно
Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
Ожидаемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успеха творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успеха творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
-устанавливать аналогии;
-проводить наблюдения и эксперименты.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность
· развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
· расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
· создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
· достичь оптимального для каждого уровня развития;· формировать систему универсальных учебных действий;
· формировать навыки работы с информацией.
Отслеживание и оценивание результатов обучения детей производится по итоговым работам - проектам учащихся. Так же производится пооперационный и межоперационный контроль качества выполненных операций. Работы учащихся представляются на школьной выставке художественного мастерства и на конкурсах различного уровней.
Теоретико-методологическое обоснование программы.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся.
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. В программе уделено внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала. Передача учебной информации различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире. Значительное внимание уделяться повышению мотивации. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
Программа «Художественное творчество» рассчитана на 1 год.
В год – 34 часа. В неделю – 1 академический час (40 мин.) для каждой из групп.
Число обучающихся в группе – не более 15 чел. Набор детей производится по заявлению родителей
Программа кружка 1 года обучения «Художественное творчество»
Вводная беседа (1 час).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Обзор готовых работ.
Секреты бумажного творчества (8 часов)
Папье–маше. Торсион. Квилинг. Моделирование из гофрированной бумаги. Проектная работа
Изделия из пата (4 часа)
Коллективная работа с соленым тестом.
Вышивка (5 часов)
Вышивка крестиком. Основные приемы и правила. Индивидуальный проект.
Вязание (5 часов)
Основы вязания крючком. Вязание образцов.
Секреты дизайна (10 часов)
Дизайн посуды (нитяной). Цветы из лент. Цветы из ткани. Проектная работа.
Итоговое занятие. Выставка (1 час)
Тематическое планирование курса
Тема |
Кол-во часов |
||
практических |
теоретических |
всего |
|
Вводная беседа. Правила ТБ |
1 |
1 |
|
Секреты бумажного творчества (8 часов) Папье–маше. |
2 |
2 |
|
Квилинг. Композиция из элементов |
2 |
2 |
|
Моделирование из салфетной бумаги. Цветы. Коллективная работа. |
2 |
2 |
|
Моделирование из креповой бумаги. Тюльпан с секретом |
2 |
1 |
|
Презентация проектов |
1 |
1 |
|
Изделия из пата (4 часа) Подготовка теста. Разработка эскиза. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Лепка элементов композиции |
1 |
1 |
|
Сборка изделия |
1 |
1 |
|
Окончательная отделка |
1 |
1 |
|
Вышивка (5 часов) Основные приемы и правила. Материалы. Выбор схемы. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Вышивание образцов |
1 |
1 |
|
Вышивка крестиком. Элементы. |
1 |
1 |
|
Индивидуальный проект. |
2 |
2 |
|
Вязание (5 часов) Основы вязания крючком. Подбор инструментов и материалов. Вязание цепочки. |
0,5 |
0,5 |
1 |
Вязание без накида |
1 |
1 |
|
Вязание с накидом |
1 |
1 |
|
Вязание по кругу |
1 |
1 |
|
Вывязывание образцов |
1 |
1 |
|
Секреты дизайна (10 часов) Дизайн посуды (нитяной). |
1 |
1 |
2 |
Цветы из лент. |
1 |
1 |
|
Цветы из ткани. |
3,5 |
0,5 |
4 |
Проектная работа. |
2,5 |
0,5 |
3 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
|
27,5 |
6,5 |
34 |
Характеристика ресурсов
Кол-во часов |
Тема |
Материалы |
1 |
Вводная беседа |
Образцы изделий. Правила техники безопасности. |
2 |
Секреты бумажного творчества (8 часов) Папье–маше. |
Бумага, клей |
2 |
Квилинг. Композиция из элементов |
Бумага, картон, клей. |
2 |
Моделирование из салфетной бумаги. Цветы. Коллективная работа. |
Салфетки, степлер, клей |
1 |
Моделирование из креповой бумаги. Тюльпан с секретом |
Креповая бумага, клей, скотч |
1 |
Проектная работа |
Сборка изделия из подготовленных элементов из бумаги |
1. |
Изделия из пата (4 часа) Подготовка теста. Разработка эскиза. |
Мука, соль, клей ПВА Копировальная бумага, картон |
1 |
Лепка элементов композиции |
Пат, эскиз |
1 |
Сборка изделия |
Клей, картон |
1 |
Окончательная отделка |
Акриловые краски, лак |
1 |
Вышивка (5 часов) Основные приемы и правила. Материалы. Выбор схемы. |
Бумага, копировальная бумага |
1 |
Вышивание образцов |
Нитки мулине, иголка, ножницы, канва, схемы |
1 |
Вышивка крестиком. Элементы. |
|
2 |
Индивидуальный проект. |
|
1 |
Вязание (5 часов) Основы вязания крючком. Подбор инструментов и материалов. Вязание цепочки. |
Нитки, крючок. Приемы выполнения цепочки |
1 |
Вязание без накида |
Нитки, крючок, ножницы |
1 |
Вязание с накидом |
|
1 |
Вязание по кругу |
|
1 |
Вывязывание образцов |
|
2 |
Секреты дизайна (10 часов) Дизайн посуды (нитяной). |
Бутылки, кувшины, нитки, клей ПВА, краски |
1 |
Цветы из лент. |
Ленты, нитки швейные, ножницы, иголки. |
4 |
Цветы из ткани. |
Ткань шелковая, ленты, шаблоны, нитки швейные, иголки, ножницы |
3 |
Проектная работа. |
|
1 |
Итоговое занятие |
Выставка работ учащихся |
34 |
УМК учителя и учащегося
1. «Умные руки», Н.А. Цирулик, Т.Н.Проснякова.
2. «Школа волшебников». Т.Н. Проснякова.
3. Методические рекомендации для учителя. 5 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина.
4. .С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5.. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
6.. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
7.. Сайт Страна Мастеров
http://stranamasterov.ru
8. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
Ольга Пародина
Кияйкина Наталья Федоровна