Программа воспитательной работы (1–11 классы)

1
0
Материал опубликован 2 October 2022


ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ


 

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

К наиболее важным из них относятся следующие:  

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);  

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом  людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.  

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический, социально значимый опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание. 

Достижению поставленной цели воспитания школьников  способствует решение следующих основных задач:

реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;

инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;

поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

организовывать профориентационную работу со школьниками;

организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;

развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;

организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

профилактика правонарушений.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в следующих направлениях воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Инвариантные модули :

3.4 «Школьный урок»,

3.2 «Классное руководство»,

3.3 «Курсы внеурочной деятельности»,

3.11 «Работа с родителями»,

3.5 «Самоуправление»

3.8 «Профориентация»

Вариативные модули :

3.6 «Детские общественные объединения»,

3.1 «Ключевые общешкольные дела»,

3.9 «Школьные медиа»,

3.10 «Организация предметно-эстетической среды».

 3.12 «Профилактика»,

3.1 Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Воспитательное пространство МБОУ «Макуловская СОШ им.А.П.Исаева» представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились дети, внуки. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей не только в школе, но в микрорайоне в целом.

Процесс воспитания и социализации юных граждан во многом обусловлен краеведческим, культурологическим контекстом территории, определенным укладом жизни семей, в которых воспитываются дети. В селе много лет в дружбе и согласии проживают русские и татары. Сама среда обуславливает акценты на те ценности, которые формируются у подрастающего поколения: чувство любви к родному краю, уважительное отношение к своей истории, символам Отечества, народным традициям, природе. Это стимулирует социально-полезную деятельность учащихся во благо родного края и его жителей.

В связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является создание системы ключевых общешкольных дел, обеспечивающих включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, активность и ответственность за происходящее в школе и окружающем мире.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:

Проект «От сердца к сердцу» – участие обучающихся в различных  социальных проектах, благотворительных  акциях:

-эколого-благотворительная акция «Осенняя неделя добра»; «Весенняя неделя добра»

- «Елка желаний»;

-«Удивительные елки»;

-благотворительная акция «Подари ребенку книгу».

Обучающиеся получают опыт дел, направленных на заботу о близких, семье, понимают ценность жизни в семье, поддержки родственников, получают опыт дел, направленных на пользу другим, опыт деятельностного выражения своей позиции, помощи окружающим, заботы о малышах, волонтерский опыт, получают опыт организаторской деятельности и проектного управления. Учатся продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения.

Масленица. Сельский праздник народной культуры где активное участие принимают учащихся, учителя, родители. Каждый класс совместно с родителями готовят поделки для ярмарки, на празднике их продают. Часть вырученных средств идет на благотворительность, а оставшаяся часть на классные нужды. Активисты школы принимают участие в праздничной программе, исполняют роли сказочных персонажей. Все учащиеся школы, по параллелям исполняют массовые хороводные песни, флешмобы. Создаются благоприятные условия для социальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к народной культуре, народным традициям и их общее духовно-нравственное развитие.


На школьном уровне.

Общешкольные дела, связанные с развитием воспитательной составляющей учебной деятельности.

День Знаний – традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии тематических классных часов, экспериментальных площадок. Особое значение этот день имеет для учащиеся 1-х и 11-х классов, закрепляя идею наставничества, передачи традиций, разновозрастных межличностных отношений в школьном коллективе.

Метапредметные недели - циклы тематических мероприятий (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом.


Общешкольные дела, направленные на усвоение социально-значимых знаний, ценностных отношений к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции


День солидарности в борьбе с терроризмом – цикл мероприятий (общешкольная линейка, классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества), направленный на формирование толерантности, профилактику межнациональной розни и нетерпимости; доверия, чувства милосердия к жертвам терактов, а также ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения.

«Выборная кампания» - традиционная общешкольная площадка для формирования основ школьного самоуправления для учащихся 5-11 классов. В игровой форме учащиеся осваивают все этапы предвыборной кампании (дебаты, агитационная кампания, выборы). По итогам игры формируются органы школьного самоуправления. Включение в дело учащихся всей школы способствуют развитию инициативности, самоопределения, коммуникативных навыков, формированию межличностных отношений внутри школьных коллективов.

Проект «Наследники Великой Победы» – проект проходит ежегодно с сентября по май и включает в себя акции, встречи с ветеранами, митинги, благоустройство памятника погибшим землякам в годы Великой Отечественной войны и территории около мемориальной плиты Герою Советского Союза Исаеву А.П., чьё имя носит школа , концерт в сельском Доме культуры. В проекте принимают участие ученики 1–11-х классов, родители, учителя школы. Основные мероприятия проекта:

Вахта Памяти

акция «Подарки для ветеранов»;

Митинг, посвященный Подвигу Героя Советского Союза Исаева А.П.

субботник по благоустройству памятника и мемориальной плиты;

митинг у памятника;

акция «Бессмертный полк»;

концерт, посвященный Дню Победы;

экскурсии в музеи по теме Великой Отечественной войны.


Митинг, посвященный Подвигу Героя Советского Союза Исаева А.П., чьё имя носит школа. В ночь с 21 на 22 января был последний бой для Исаева А.П, поэтому традиционно, 22 января вся школа собирается на митинг. К этому дню во всех классах проходят классные часы, где учащиеся знакомятся или повторяют биографию Героя, изучают боевой путь, просматривают видеоролик о его подвиге. Все учащиеся знают наизусть стихотворение Р.Маннана об Исаеве А.П.

На митинг приглашаются гости: Глава Макуловского сельского поселения, Военный комиссар Верхнеуслонского муниципального района, Председатель Совета ветеранов, сельские библиотекари.

Мероприятие проходит торжественно, в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания.

У обучающихся формируется отношение к миру как главному принципу человеческого общежития, к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать, к самим себе как к личностям, отвечающим за свое собственное будущее, осознающим свои гражданские права и обязанности, получают опыт дел, направленных на пользу своему родному краю, опыт изучения, защиты и восстановления исторического наследия страны, будет способствовать формированию российской гражданской идентичности школьников, развитию ценностных отношений подростков к вкладу советского народа в Победу над фашизмом, к исторической памяти о событиях тех трагических лет.


Общешкольные дела, направленные на создание условий для накопления опыта самореализации в различных видах творческой, спортивной, художественной деятельности, позитивной коммуникации

«Новогоднее сумасшествие» – общешкольное коллективное творческое дело, состоящее из серии отдельных дел (мастерская «Деда Мороза, конкурс «Новогодняя игрушка», новогодние праздники для учащихся разных классов), в котором принимают участие все учащиеся, педагогики и родители. Это КТД способствует развитию сценических навыков, проявлению инициативы, формированию навыков и опыта самостоятельности, ответственности, коллективного поведения; чувства доверия и уважения друг к другу, улучшения взаимосвязи родителя и ребёнка, педагогов и учащихся.

«Цветок к цветку – к сердцу сердце».» – конкурс проектов, проводится ежегодно в мае и направлен на взаимодействие учащихся, родителей и педагогов. Ученики совместно с родителями и педагогами разрабатывают, презентуют и реализуют проекты по озеленению пришкольной территории и созданию арт-объектов. Данное мероприятие позволяет детям получить навыки проектной деятельности, озеленения школьной территории, ответственного поведения в природе, трудолюбия.

«Школьная спортивная лига» – комплекс соревнований (Кросс Нации, Золотая осень, Веселые старты; шашки,шахматы, хоккей, Лыжня России, волейбол, баскетбол, мини-футбол, лёгкая атлетика), направленный на формирование социально значимого отношения учащихся к здоровью, опыта ведения здорового образа жизни, популяризацию спорта, поддержку спортивных достижений.

«День учителя»- общешкольный праздник, организаторами которого выступают ученики 11-го класса и школьное самоуправление. Идея – сделать нематериальный подарок учителям. Организаторы выбирают тему для праздника, идеи оформления, распределяют задания, проверяют готовность. Традиционным для нашей школы становится День самоуправления. В завершение дня проводится праздничный  концерт. 

«День рождения школы - общешкольный праздник проходит ежегодно 10 декабря, а через пять лет организуется в этот день Встреча выпускников. Вся школа готовится к этому мероприятию. В День рождения школы проходит праздничный концерт, подготовленный силами учащихся. Оформляется школа, в течение дня на переменах звучит музыка, проводятся конкурсы.

На уровне классов:

I. Актуализация общешкольной жизни на уровне классов осуществляется путем формирования чувства сопричастности каждого к жизнедеятельности школы путем организации само- и соуправления

На уровне начального общего образования совместная направленная деятельность педагога и школьников начального уровня заключается в развитии познавательной, творческой, социально-активной видах деятельности путем стимулирования детей к участию в общешкольных делах, опираясь на систему выбираемых ответственных лиц. На уровне основного и среднего образования – через создаваемый совет класса, который отвечает за участие в общешкольных делах, информирование о делах школьной жизни путем делегирования ответственности отдельным представителям классного самоуправления.

II. Система традиционных дел в классах, составляющих ядро воспитательной работы, имеющих общешкольное значение:

Издание стенгазеты о жизни класса, сотрудничество со школьной газетой;

«Посвящение в первоклассники и пятиклассники» – торжественная церемония, символизирующая приобретение ребенком своего нового социального статуса – школьника;

«Прощание с Букварём» – традиционная церемония в первых классах;

День именинника – дело, направленное на сплочение классного коллектива, на уважительное отношение друг к другу через проведение различных конкурсов.

Классный час «День матери» – развитие нравственно-моральных качеств ребенка через восприятие литературных произведений; развитие в детях чувства сопереживания, доброго сочувственного отношения к матери, воспитание уважения к материнскому труду, любви к матери.

Классный семейный праздник, посвящённый 8 марта и 23 февраля – ежегодное дело, проходит совместно с родителями в процессе создания и реализации детско-взрослых проектов.

На индивидуальном уровне.

Вовлечение каждого ребенка в ключевые дела школы и класса в одной из возможных для него ролей осуществляется через советы соуправления, где распределяются зоны ответственности, даются разовые посильные поручения.

Оказание индивидуальной помощи и коррекция поведения ребенка осуществляется через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать примером, предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы; организацию разновозрастного наставничества.

Создание условий для реализации индивидуального участия детей в конкурсах различного уровня: помощь в подготовке конкурсных материалов, создания портфолио, оформления проекта (конкурс на предоставление бесплатных путевок во Всероссийские детские оздоровительные центры.

3.2. Модуль «Классное руководство»

Профессиональную деятельность педагога, направленную на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе и работу с классом осуществляет классный руководитель.

Классный руководитель организует работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, библиотекарем.

Классный руководитель организует:

- работу по формированию и развитию классного коллектива;

-индивидуальную работу с обучающимися класса;

- работу с учителями, преподающими в данном классе;

-работу со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам, контроль за успеваемостью учащихся класса;

- работу с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, контроль за занятостью ученика во внеурочное время;

-работу с родителями учащихся или их законными представителями;

-интересные и полезные для личностного развития ребенка совместные дела с обучающимися класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности);

- профилактическую работу, направленную на формирования осознанного отношения к собственной жизни и безопасного поведения;

- ведет документацию классного руководителя, принятую в образовательном учреждении.

В реализации видов и форм деятельности классный руководитель ориентируется на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями воспитанников, позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.

Работа с классным коллективом:

- организация классного самоуправления;

- выработка совместно со школьниками законов класса, норм и правил общения в классном и школьном коллективах;

- проведение классных часов плодотворного и доверительного общения, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.

- сплочение коллектива класса через: игры,тренинги на сплочение и командообразование;

- вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность в классе и школе;

- инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи ученикам в их подготовке, проведении и анализ мероприятий;

- проведение инструктажей по ТБ, правилам поведения, соблюдению ПДД, соблюдению правил поведения на Железнодорожных объектах, на водных объектах;

- проведение родительских собраний;

- проведение творческих мероприятие в классе;

-празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;

- регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса, праздник мам, День семейных традиций, театрализованный тематический праздник в классе

- проведение профориентационных мероприятий;

- выезды в театры, музеи, кино.

- однодневные походы и экскурсии, организуемые родителями класса.

Индивидуальная работа с учащимися:

Формы и виды деятельности:

- заполнение с учащимися «Портфолио», как «источника успеха» обучающихся класса, фиксация учебных, творческих, спортивных, личностных достижений обучающегося;

- работа классного руководителя с обучающимися, находящимся в состоянии стресса и дискомфорта;

- изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, при необходимости – с психологом.

- предложение (делегирование) ответственности за то или иное поручение в классе;

- вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность класса и школы.

-поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.

- коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе:

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;

организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы

На индивидуальном уровне:

Решение острых конфликтных ситуаций;

Обсуждение и решение острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося;

Консультации и мероприятия специалистов по запросу родителей.

3.3 Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т. п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках выбранных обучающимися направлений.

Общеинтеллектуальное направление

Название курса

Содержание

Классы

Кол-во часов /нед.

Финансовая грамотность. Цифровой мир

Отличительной особенностью курса является погружение в цифровой мир финансовых взаимоотношений человека и общества, человека и государства. В курсе рассматриваются наиболее значимые явления в цифровом мире, с которыми школьники встретятся или уже встречаются в повседневной жизни. Наряду с теоретическими знаниями законов финансового мира школьники не только получают практический навык построения своего финансового бюджета и плана, но и узнают о тех подводных камнях, которые могут встречаться на их пути. Каждая тема курса сопровождается практическими заданиями в виде дебатов или выступлений, что развивает у школьников критическое мышление и умение аргументировать свою позицию, а также помогает им освоить навык публичных выступлений

7–9

1

Проектная мастерская

Курс предназначен для изучения теоретического материала. Модульный подход к представлению материала позволит учащимся освоить все этапы исследовательской деятельности и проектной работы: от выбора темы и обоснования ее актуальности до представления выполненной работы на конференции, конкурсе или выставке. В процессе освоения данного курса школьники научатся правильно планировать свою деятельность, самостоятельно оценивать эффективность и результативность работы, использовать собственные умения для решения практических задач и достижения желаемого результата.

2–9

1

Занимательный английский

В рамках курса начинается изучение иностранного языка в 1 классе. Учащиеся постигают азы английского языка, учатся овладевать устной речью. Занятия проходят в игровой форме.



Общекультурное направление

Название курса

Содержание

Классы

Кол-во часов /нед.

Хоровое пение

Основное содержание курса – формирование хоровой исполнительской культуры как части общей и музыкальной культуры обучающихся, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного исполнительства, навыков сценического поведения, заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе; развитие потребности обучающихся в хоровом и сольном пении, развитие навыков эмоционального, выразительного пения, эмоционального интеллекта

5–9

2

Наследники Землян

В курсе рассматриваются экологические проблемы современного мира, проблемы сохранения биоразнообразия, сбережения почвы, воды и воздуха, энергосбережения. Ученики знакомятся с целями устойчивого развития и деятельностью ЮНЕСКО. У учащихся формируется ценностное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее, ответственным за проблемы всего человечества

5–6

1

Истоки

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность школьников, сочетая теоретические занятия и исследования. Ее основные задачи – содействовать формированию у обучающихся представлений об историческом прошлом и настоящем своего села, района, школы, о личностях, оставивших заметный след в истории школы и родного края; искать и систематизировать информацию; формировать самостоятельность и деловые качества, уважения к физическому труду; содействовать развитию способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности; воспитывать гуманное отношение к окружающей среде; способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям

7–9

1

Социальное направление

Название курса

Содержание

Классы

Кол-во часов /нед.

Социальное проектирование

Основное содержание курса – приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятия ответственности за принятое решение, создание условий для приобретения необходимых компетенций в области социального проектирования

5–11

1

Школа примирения

Программа ориентирована на учащихся, интересующихся вопросами восстановительной медиации и готовыми быть членами Школьной службы примирения. Предусмотрено овладение методиками улаживания конфликтов, знакомство с законами межличностного общения. В рамках курса происходит воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента с обоснованием высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке различных ситуаций, уважительного отношения друг к друг, формируются ценностные ориентиры для самоидентификации в обществе; занятия способствуют формированию высокого уровня личной ответственности, воспитанию уважения к участникам образовательного процесса, развитию коммуникативных навыков, нравственных качеств воспитанников, развитию логического мышления и навыков работы с людьми; развитию коммуникативных, рефлективных навыков у участников, необходимых для работы медиатора

6–9

1

Школа волонтера

Основное содержание курса – формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Курс направлен на освоение старшеклассниками форм социально-преобразовательной деятельности, на формирование у них активной жизненной позиции. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере

5–8

1

Школьный огород

Основное содержание курса – знакомство с агротехникой выращивания декоративных и овощных культур, формирование практических умений и навыков по выращиванию декоративных и овощных культур в комнатных условиях и в открытом грунте. В процессе занятий формируются практические умения и навыки ухода за овощными растениями, навыки проведения опытов и наблюдений. Создаются условия для формирования у школьников экологической компетентности, экологической культуры как составляющих гражданского становления личности. Ученики приобретают общественно-организаторские умения, чувствуют ответственность не только за свою, но и за общую работу; участвуют в создании привлекательного пришкольного участка; осуществляется реализация общественно-значимых инициатив, формирование трудовых умений и навыков, овладение техникой безопасности при выполнении различных видов работ, привитие любви к физическому труду, творческого отношения к нему, готовность трудиться в коллективе, развитие творческих способностей

5–11

1

Спортивно-оздоровительное направление

Название курса

Содержание

Классы

Кол-во часов /нед.

Хоккей

Основное содержание курса – изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите. Занятия хоккеем развивают основные физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость, силу; воспитывают спортивное трудолюбие и волевые качества; воспитывают ответственность за результат команды. Ученики приобретают начальный опыт участия в соревнованиях. Занятия воспитывают личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в физкультурно-оздоровительной деятельности

5–10

2

Баскетбол

Занятия баскетболом развивают основные физические качества: быстроту, ловкость, гибкость; воспитывают спортивное трудолюбие и волевые качества; воспитывают ответственность за результат команды. Ученики приобретают начальный опыт участия в соревнованиях. Занятия воспитывают личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в физкультурно-оздоровительной деятельности

5–7

2

Духовно-нравственное направление

Название курса

Содержание

Классы

Кол-во часов /нед.

Уроки нравственности

Основное содержание курса – изучение моральных норм и правил нравственного поведения, этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп. Курс способствует усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе; раскрывает сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки. Обучающиеся научатся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументированно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника

5–9

1


3.4 Модуль «Школьный урок»

Реализация воспитательного потенциала урока ориентирована на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся и предполагает следующее:

повышение функциональной читательской компетенции обучающихся;

установление доверительных отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности, использование занимательных элементов, историй из жизни современников;

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

включение в урок игровых моментов;

организация социально значимого опыта сотрудничества и взаимной помощи в виде шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;

инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

создание гибкой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления, что позволит получать образование «всегда, везде и в любое время».

развитие навыков сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности, способности критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы;

Формы деятельности для реализации воспитательного потенциала урока:

- предметные образовательные события на уровне школьных , районных и республиканских НПК ;

- декады предметных знаний ;

- конкурс предметных стенгазет;

- видеолекции, видеоуроки, мультимедийные презентации, тесты с использование ИКТ, обеспечивающих современные обучающие активности;

- интерактивные формы работы на уроке ;

деловые игры, работа в группах, предметные дискуссии конструктивного диалога, интеллектуальные игры, дидактический театр.

3.5 Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность детское самоуправление курирует в школе педагог-организатор.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

через деятельность выборного Совета старшеклассников, создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;

В Совет старшеклассников избираются учащиеся с 8-го по 11-й класс включительно путем голосования. Руководит Советом избранный Президент ученического самоуправления.

На пост президента могут быть выдвинуты кандидаты с 8 по 11 классы. Могут быть и самовыдвиженцы.

В течение предвыборной кампании кандидаты проводят рекламную кампанию (листовки, видеоролики и др.), общаются с избирателями, презентуют свои проекты, которые хотели бы воплотить в жизнь, когда станут Президентом школы..

В голосовании принимают участие учащиеся с 2-го по 11-й класс и учителя школы. Подсчет голосов проходит с участием независимой комиссии и доверенных лиц кандидатов. Результаты голосования объявляются на торжественной инаугурации.

Проведение школьных выборов содействует повышению уровня правового образования и воспитанию гражданственности учащихся, выработке активной жизненной позиции, устойчивости к разного рода политическим спекуляциям и некорректным избирательным технологиям. В ходе подготовки к выборам у учащихся формируются умения, необходимые для успешной социализации в современном обществе. Прежде всего умение создать готовый продукт, работать в команде, быть лидером, вести агитационную работу, выступать перед аудиторией и отстаивать собственное мнение. Ребята познают основы риторики и журналистики, знакомятся с азами политтехнологий и учатся организовывать пиар-кампанию и т. д.

Школьное детско-взрослое самоуправление

Наименование органа школьного самоуправле-ния

Классы

Функционал

Заседания

Совет старшеклассников

8–11

Совет старшеклассников – представительский орган ученического самоуправления, созданный по инициативе учащихся, объединившихся на основе общности интересов с целью защиты прав и законных интересов детей и подростков, решения их проблем, а также содействия и организации деятельности. Осуществляет представление интересов обучающихся в процессе управления школой; поддержку и развитие общественно-ценностных инициатив учащихся в жизни школы и общественной жизни; координацию деятельности членов ученического соуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив; защиту прав и законных интересов обучающихся в школе.

Деятельность Совета старшеклассников содействует гармонизация взаимоотношений педагогов, обучающихся и родителей, вовлечение их в работу школы

1 раз в неделю


Министерство СМИ, Министерство Юстиции, Министерство Образования, Министерство Культуры, Министерство Спорта.

5–11

Разновозрастная группа, объединяющая представителей от каждого класса с 5-го по 11-й. Участники министерств взаимодействуют с руководством школы, содействуют учету мнения обучающихся по вопросам управления школой и принятию административных решений, затрагивающих права и законные интересы учащихся; содействуют распространению значимой для обучающихся информации и получению обратной связи от классных коллективов.

1 раз в месяц

Спортивный клуб «Ягуар»

5–11

Разновозрастная группа школьного актива, участвующая в планировании, организации и проведении спортивных мероприятий, мероприятий по системе «Старшие для младших» в школе, организующая просветительскую деятельность в части спорта, ЗОЖ,, участвующая в организации и проведении тестирования ГТО

1 раз в месяц

Школьная служба примирения

8–11

Разновозрастная группа по урегулированию конфликтных ситуаций в школе, изучающая методики урегулирования конфликтов, законы межличностного общения. Участвует в организации просветительских мероприятий в части межличностного общения. В ее состав входят наиболее авторитетные старшеклассники.

1 раз в неделю

Через различные виды совместной деятельности у обучающихся вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, отстаивать свои права, нести ответственность за порученное дело, соотносить личные интересы с общественными, понимать значение избирательных процедур, анализировать предвыборные программы кандидатов. В деятельности учащиеся получают возможность проявить организаторские способности, навыки планирования, анализа.

На уровне классов:

через деятельность выборных по инициативе и предложениям обучающихся класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

Члены классного самоуправления являются представителями класса в соответствующих министерствах и клубах школьного самоуправления. В открытых заседаниях, советах дела для планирования общешкольных ключевых дел участие обязательно. В остальных случаях ученик выбирает – будет ли он принимать участие в работе школьного актива.

На индивидуальном уровне:

через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т. п.

3.6  Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5).

В целях создания условий для самовоспитания, самореализации личности учащихся через активную творческую деятельность, развитие коммуникативных способностей каждого ребенка в течение учебного года в школе функционирует добровольческие объединения:

Название отряда

Направления деятельности

Участники

ЮИД «Светофорики»

Работа с обучающимися по активизации деятельности по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и несчастных случаев, по созданию условий для широкого привлечения обучающихся школы к пропаганде безопасного поведения на улицах и дорогах, по профессиональной ориентации учащихся на службу в органах ГИБДД и т.п.

4-6 классы

Отряд дружины юных пожарных

Основные задачами ДЮП являются: обучение основам пожарной безопасности; обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи; обучение умениям правильно действовать в экстремальной ситуации; ознакомление с особенностями применения специальных средств пожаротушения..


7-9 классы

Отряд "Юнармия».

С целью повышения в обществе авторитета престижа военной службы, сохранения и приумножения патриотических традиций, формирования у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите, в целях всестороннего развития и совершенствования детей и подростков, удовлетворения их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании создан школьный Отряд Всероссийского детско – юношеского военно-патриотического общественного движения "Юнармия».


5-9 классы

«SаMоSтоятельные дети» - «БЭМС»

Участники антинаркотического проекта. Отряд создан с целью антинаркотической профилактики в школе, профилактики вредных привычек, предупреждения пробы психоактивных веществ детьми школьного возраста.


10 класс

Отряд профилактики правонарушений.

Форпост «Бригада»

Профилактика безопасности и правонарушений среди обучающихся, правовое, патриотическое и гражданское воспитание подростков. Отряд профилактики правонарушений несовершеннолетних осуществляет свою работу путем патрулирования и выставления постов в школе; беседы с правонарушителями; проведения индивидуальной и коллективной воспитательной работы (организация профилактических лекций, и других мероприятий) с несовершеннолетними школы.


9-11 классы

«Добровольцы и волонтеры»

Деятельность объединения осуществляется как в школе, так и за ее пределами в содружестве с сотрудниками школы и родителями. Обучающиеся получают важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развивают в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Работа в детском общественном объединении «Добровольцы и волонтеры» способствует воспитанию у обучающихся активной гражданской позиции, формированию лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма, осознанию участниками личностной и социальной значимости их деятельности, ответственного отношения к любой деятельности, получают опыт организаторской деятельности, умения работать в команде, распределять обязанности, контролировать сроки выполнения, чувствовать ответственность за результат.

1-11 классы


3.8 Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «Профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школь­ников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, ор­ганизацию профессиональных проб школьников.

Задача совместной дея­тельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному вы­бору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориен­тационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное само­определение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охва­тывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную со­ставляющие такой деятельности, включающей в себя построение персо­нального образовательно-профессионального маршрута.

На региональном и всероссийском уровне:

участие в работе всероссийских профориентационных проектов, со­здан­ных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков (ПРОектория);

На муниципальном и региональном уровнях:

участие в реализации муниципальной программы «Профориентация школьников: увлечение, профессия, успех»;

экскурсии на предприятия района, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии

посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах («Ярмарки профессий», «Дни открытых дверей средних специальных учебных заведениях и ВУЗАХ:

На школьном уровне:

освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках дополнительных образовательных программ;

циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации ребенком своего профессионального будущего;

участие в проекте «Классные встречи» в рамках деятельности пер­вичной ячейки Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;

организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха мероприя­тий, в работе которых принимают участие эксперты в области профориента­ции и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными про­фессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить в себе соответствующие навыки. 

На уровне классов:

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности:

создание организационных условий и проведение деловых игр, предполагающих профиспытания: «Журналисты», «Модельеры», «Визажисты», «Банкиры»;

совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования.

На индивидуальном уровне:

индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

участие в проектной деятельности, участия в научно-практических конференциях;

составление учащимися профессиограмм будущей профессии (работа с Матрицей выбора профессии (Г.В. Резапкина));

проведение профессиональных проб по пяти профессиональным сферам – «Человек – Человек», «Человек – Техника», «Человек-Природа», «Человек – Знаковая система», «Человек – Художественный образ».

рейтинговая система самоопределения и самоорганизации учащихся в сфере образования, воспитания и определения будущей профессии.

3.9 Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых обучающимися и педагогическими работниками средств распространения текстовой, аудио- и видеоинформации) – развитие коммуникативной культуры обучающихся, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации обучающихся.

Школьная интернет-группа – разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram» с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ее ценностей и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;

Школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, конкурсов, вечеров, дискотек.

Участие обучающихся в системе школьных медиа развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить учащимися свои возможности в избранной области деятельности, влияет на профессиональное самоопределение.

Свои навыки обучающиеся могут продемонстрировать, участвуя в конкурсах школьных медиа.

3.10 Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Воспитывающее влияние на обучающегося осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы, как:

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися, проявляющее фантазию и творческие способности учащихся, создающее повод для длительного общения педагогов с детьми.

размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг, фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

Цикл дел «Персональная выставка». Предполагает организацию в течение года персональных выставок творческих работ учащихся и родителей. Это выставки фотографий, рисунков, картин, поделок из природного материала.

Такого рода выставки помогут ребенку преодолевать застенчивость, проявлять инициативу, научат правильно отвечать на похвалы и принимать благодарности, разумно реагировать на критику и пожелания, со вниманием относиться к работам других детей и корректно высказывать свое мнение о них, гордиться членами своей семьи, совершенствовать навыки ораторского мастерства.

Книжный стенд «Книгообмен». Каждый представитель ученического и педагогического сообщества может стать школьным буккроссером, принеся любимую, уже прочитанную книгу в школу и оставив ее на полках шкафов в рекреации второго этажа

В результате участия детей в книгообмене происходит овладение необходимыми навыками самообслуживания, социально приемлемого поведения. Участие ребенка в таком проекте позволит ему приобрести навыки бережного отношения к книге, поможет приобрести вкус к чтению, научит возвращать чужие вещи и делиться своими собственными.

Конкурс «Лучшее оформление школьного кабинета». Ежегодный конкурс проектов оформления кабинета к Новому году. Ученики класса, желающие создать уникальный кабинет, оформляют его в праздничном варианте, разрабатывают проект.

Дизайн-бюро. Разновозрастная группа школьного актива. Участвует в планировании и организации оформления школьных мероприятий. Участвует в планировании и организации художественных выставок, фотозон, инсталляций. Участвует в рабочих группах по оформлению школы к благотворительным ярмаркам, Новому году. Деятельность способствует формированию у учащихся представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей, навыков работы в коллективе, приобретается опыт социально значимой деятельности.

«Цветок к цветку – к сердцу сердце» – конкурс проектов, проводится ежегодно в мае и направлен на взаимодействие учащихся, родителей и педагогов. Ученики совместно с родителями и педагогами разрабатывают, презентуют и реализуют проекты по озеленению пришкольной территории и созданию арт-объектов. Данное мероприятие позволяет детям получить навыки проектной деятельности, озеленения школьной территории, ответственного поведения в природе, трудолюбия

3.11 Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников проводится с целью привлечения их к совместной работе в свете требований ФГОС и обеспечивается установлением партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника. Формы участия родителей или законных представителей школьников в управлении образовательным учреждением: социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг; эксперты качества образования; защитники прав и интересов ребёнка.

Работа с родителями или законными представителями школьников обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

На групповом уровне:

Участие родителей в управлении школой:

Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей.

Вовлечение родителей или законных представителей школьников в образовательный процесс:

Классные родительские собрания (1-11 классы), в тематике которых учитываются возрастные особенности детей, раскрывается накопленный опыт семейного воспитания: «Показатели нормативного и ненормативного поведения детей младшего школьного возраста», «Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети», «Им уже 13. Будем вместе с ними, а не над ними», «Роль традиции семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии старшеклассника»;

Семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения, позволяющего развивать детско-взрослые общности, участвуя в совместном художественном творчестве, труде, добротворческих делах на благо себе и другому

Родительские дни, когда возможно посещение родителями школьных учебных и внеурочных занятий для получения представления о ходе образовательного процесса в школе и самочувствии ребенка в группе (коллективе) среди сверстников.

3. Повышение психолого–педагогической компетентности родителей или законных представителей школьников:

Общешкольные родительские собрания – 4 раза в год в режиме обсуждения наиболее острых проблем нравственно-смыслового отношения школьников к собственному образованию и «образовыванию» как личности, качества школьной жизни, учебных достижений и успехов детей в предпочитаемых ими видах деятельности;

Родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации специалистов и педагогов .

На индивидуальном уровне:

Работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

Помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

Индивидуальные консультации родителей или законных представителей школьников со школьными специалистами, педагогами, администрацией c целью координации совместных усилий педагогов и родителей по вопросам реализации ФГОС ОО.

Диагностические методы работы с родителями или законными представителями, служащие развитию родительской зрелости: наблюдение, индивидуальная беседа, тестирование, анкетирование, анализ детских рисунков и рассказов воспитанников о семье, метод ранжирования.

Приоритетная форма организации работы с родителями – вовлечение родителей в событийное пространство школьной жизни через совместную деятельность родителей и обучающихся.

3.12 Модуль «Профилактика»

Профилактика (от греческого - prophu1aktlkos - предохранительный) – это совокупность мероприятии, направленных на охрану здоровья, предупреждение возникновения и распространения болезней человека, на улучшение физического развития населения, сохранение трудоспособности и обеспечение долголетия.

Под профилактикой правонарушений несовершеннолетних понимается

целенаправленная социально-педагогическая деятельность семьи и образовательных заведений, государственных и общественных учреждений и организаций, направленные на предупредительное устранение риска возникновения отклоняющегося поведения несовершеннолетних посредством формирования у них правовых знаний, социально полезных навыков и интересов.

Данный модуль реализуется через следующие направления:

Детский дорожно-транспортный травматизм;

Профилактика употребления ПАВ, алкоголя, табакокурения;

Ранняя профилактика семейного неблагополучия;

Профилактическая работа по предупреждению жестокого обращения с детьми;

Профилактика самовольного ухода детей из школы, дома;

Профилактика безнадзорности и правонарушений;

Профилактика суицидального поведения;

Интернет-безопасность;

Профилактика экстремизма

На основании закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в компетенции образовательной организации входят:

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

Работа в этом направлении предполагает:

постановку на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении; детей «группы риска»

проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

разработку индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу обучающегося.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в ОО, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.


Работа в этом направлении предусматривает:

- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

- обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;

- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч –правовой, психологический и т.д.»).

3. Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей:

- посещение семей обучающихся, с целью обследования жилищно-бытовых условий проживания;

- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;

- привлечение органов родительских комитетов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;

- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;

- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально-опасном положении;

- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное

время), организация бесплатного питания.

4. Обеспечение организации в образовательных организациях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:

- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;

- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.

5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, через:

- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания;

тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;

организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций республиканского и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

использование информационных материалов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

проведение опросов, анкетирования обучающихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА

                                               ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ воспитательной работы проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие показатели:


Показатели качества реализации Программы воспитания по модулям:

модуля п/п

Показатели

Метод мониторинга

Ответственный

3.6.

Качество проводимой работы детских общественных объединений

Анализ динамики результатов анкетирования участников

Заместитель директора, педагог - организатор

3.1.

Качество проводимых общешкольных ключевых дел

Анализ динамики результатов анкетирования участников

Заместитель директора, педагог - организатор


3.2.


Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов

Анализ динамики отзывов родителей (письменных)

Классный руководитель

3.3.

Качество организуемой в школе внеурочной деятельности

Анализ динамики результатов внеурочной деятельности (творческие отчеты)

Заместитель директора, педагог - организатор

3.4.

Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков

Анализ динамики результатов поведения и активности учащихся на уроках, ВШК

Заместитель директора

3.5.

Качество существующего в школе детского самоуправления

Анализ динамики продуктивной активности обучающихся в жизнедеятельности класса (школы)

Педагог-организатор


Классный руководитель

3.8.

Качество работы по профориентации обучающихся

Анализ динамики результатов анкетирования участников

Классный руководитель

3.9.

Качество работы школьных медиа

Отчет о наличии содержательной информации о трансляции воспитательной практики

Заместитель директора,

педагог-организатор

3.10.

Качество организации предметно-эстетической среды школы.

Информация о наличии и выполнении паспорта развития

Заместитель директора,

педагог-организатор

3.11

Качество взаимодействия школы и семей школьников.

Анкетирование родителей

Заместитель директора

3.12.

Организация работы по профилактике

безнадзорности, правонарушений и

антиобщественных действий

несовершеннолетних

Доля учащихся в возрасте от 7 до 18 лет, совершивших

правонарушения и (или) иные антиобщественные

действия.

Количество обучающихся,

состоящих на различных видах учета, охваченных

дополнительным образованием и внеурочной

деятельностью.

Заместитель директора


28


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.