Программа воспитательной работы «Шесть заветных сундучков»
«Шесть заветных сундучков»
Программа воспитательной работы
Составитель:
Попова Ольга Александровна,
классный руководитель 7а класса
Содержание
Актуальность программы …………………………………………..3 стр.
Цель и задачи программы ………………………………………......4 стр.
Ценностные установки ……………………………………………..6 стр.
Педагогические принципы и подходы …………………………….7 стр.
Методы и формы реализации программы …………………………8 стр.
Направления воспитательной работы представлены ……………..9 стр.
Планируемые результаты …………………………………………13 стр.
Критерии оценки ……………………………………………………16 стр.
Содержание программы ……………………………………………17 стр.
Структура ученического самоуправления ………………………...31 стр.
Результативность программы……………………………………….32 стр.
Библиографический список………………………………………….35 стр.
Приложения
Актуальность программы
духовно-нравственного воспитания обучающихся
Изменения, которые произошли в последние десятилетия в России, привели к дифференциации населения и потере духовных ценностей. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно и последовательно духовно – нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где оно обеспечивается всем укладом школьной жизни. Школа призвана посредством воспитания и обучения противодействовать негативным тенденциям, реализовать в ребёнке заложенные природой задатки, трансформировать их в социальнозначимые свойства человеческой личности при активном участии самого ребёнка.
Это отражается в федеральных государственных стандартах общего образования II поколения, а именно, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, которая является методологической основой разработки и реализации ФГОС. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. В Концепции сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». «Если гражданин лишен духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то законы исполняться не будут».
Из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, долга, милосердия, уважения к старшим поколениям. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Работа по созданию целостной системы духовно-нравственного воспитания была начата с анализа фактического состояния уровня общей осведомлённости учащихся по данному направлению. Цель диагностики по методике П.В. Степанова, Д.В. Григорьева – определение уровней нравственной воспитанности, патриотического сознания, гражданской позиции учащихся. Диагностика позволила выявить представления учащихся о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию, показала, что значительное число учащихся не имеет чёткого представления о том, в чём проявляется ценность другого человека и ценность своего собственного Я. Анкетирование показало, что в 5 классе ребёнку важнее ближнее окружение (дом, семья), чем интересы школы, Отечества. Всё это послужило условием становления воспитательной системы класса. (Приложение)
Данная воспитательная программа для учащихся среднего звена призвана изучать историю родного края, формировать патриотические чувства, любовь и уважение к своей малой Родине, проявлять заботу об окружающей природе и людях труда. Кроме этого немаловажно значение семейных и общечеловеческих ценностей, стремление к здоровому образу жизни, предоставление ребятам возможности реализоваться в соответствии со своими возможностями и склонностями.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования являются:
- Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 27.07.2010 года),
- Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции// Вестник образования России. – 2008 № 5 –
С. 71-74.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с. – (Стандарты второго поколения),
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Официальный интернет-портал правовой информации. – Режим доступа: http:www.pravo.gov.ru, 02.06.2015
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения)
- Методические рекомендации по программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
- Школьная комплексно-целевая программа по гражданско-патриотическому воспитанию «Я – гражданин» (утв. педсоветом МОКУ СОШ №2 г. Лузы от 10 января 2014 года протокол №4)
- Школьная комплексно-целевая программа «Одарённые дети» (утв. педсоветом МОКУ СОШ №2 г. Лузы от 17 февраля 2012 года протокол №5)
Цель и задачи программы
духовно-нравственного воспитания обучающихся
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России воспитательным идеалом и высшей целью образования является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основной педагогической целью воспитательной работы является развитие воспитательной системы, создающей максимально благоприятное учебно-воспитательное пространство для формирования ценностных ориентаций у обучающихся, необходимых для становления и развития высоконравственного, инициативного, ответственного гражданина России.
Задачи воспитательной работы:
- формировать социально-ценностные знания и отношения обучающихся к России, русскому народу, своему краю, закону и правопорядку;
- формировать социально-ценностные знания и отношения о справедливости, милосердии, уважении к родителям, заботливом отношении к старшим и младшим;
- формировать социально-ценностные знания и отношения о труде, творчестве, познании;
- формировать социально-ценностные знания и отношения к физическому и социально-психическому здоровью;
- формировать социально-ценностные знания и отношения к родной земле, природе, планете Земля.
В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:
•готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
•готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
•укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
•формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого
поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности
формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
• принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных
традиций;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию,
критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе
морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению
трудностей;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к
действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
•свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед
прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных
нравственных ценностей;
• готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации,
поддержание межэтнического мира и согласия;
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности
к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь,
взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
• бережное отношение к жизни человека, заботу о продолжении рода;
• законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;
• духовную, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:
• укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового
государства с республиканской формой правления;
• повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и
общественных организаций;
• повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию
страны;
• укреплению национальной безопасности.
3. Ценностные установки
духовно-нравственного развития и воспитания
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Принцип гуманистического воспитания
Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия между всеми участниками процесса воспитания.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
Принцип природосообразности
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Принцип коллективного воспитания
Проявляется во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации.
Деятельностный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Методы и формы реализации программы
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативный;
личностно-ориентированный;
метод креативного мышления;
репродуктивный;
метод критического мышления.
Формы:
Интересные встречи, классные часы
Поисковая деятельность
Экскурсии, походы, поездки
Мероприятия, праздники, представления, выступления
Беседы, обсуждения, презентации
Проектная деятельность
Наблюдения, экскурсии
Сотрудничество с краеведческим музеем, детской библиотекой, ДДТ, городским спортивным комплексом, ДШИ, ДЮСШ, РЦК и Д «Юность»
Выставки, конкурсы, творческая деятельность.
Направления воспитательной работы представлены в форме «заветных сундучков», содержащих определенные ценности человечества:
«Сундучок духовного богатства»
«Сундучок трудолюбия и мудрости»
«Сундучок здоровья»
«Сундучок семейных ценностей»
«Сундучок прекрасного»
«Сундучок истории»
Направления в форме «заветных сундучков» |
Задачи |
Базовые ценности |
Виды деятельности |
«Сундучок духовного богатства» |
-Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру; -приобщать к общечеловеческим ценностям; -воспитывать толерантность как норму осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; -воспитывать культуру организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения. -формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания, умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора; -воспитывать эстетический вкус, потребность в достойном поведении в повседневной жизни, формировать нормы поведения, необходимые учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе; -воспитывать высокие моральные качества и чувство долга; -воспитывать нравственную культуру школьника, умение сохранять свою индивидуальность и неповторимость. |
Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности |
-Тематические классные часы по нравственной тематике; -этические и познавательные беседы; -экскурсии с целью знакомства с историческим и культурным наследием края; -тренинги; -организация социально-значимых дел, поездки, изучение нравственного наследия своей страны; -поисковая работа; - встречи с известными людьми города, района, области
|
«Сундучок трудолюбия и мудрости» |
-Изучать и развивать интересы, любознательность и интеллектуальные способности учащихся; -создавать условия для формирования мотивации учения в урочной и внеклассной деятельности, коммуникативной культуры; -развивать учебные интересы и умения учащихся. -воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, достигшим высоких учебных результатов собственным трудом; -воспитывать стремление стать образованным и культурным человеком, способным в полной мере реализовать свой интеллектуальный потенциал; - готовить к сознательному выбору профессии; -развивать читательский интерес и читательские умения обучающихся. |
Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии |
-Участие в конкурсах «Русский медвежонок», «КИТ», «Гелиантус», «Британский бульдог» «Кенгуру», «Золотое руно» и др.; -проведение викторин, предметных олимпиад, интеллектуальных боёв, брейн-рингов; -исследовательская работа; - классные конкурсы по развитию внимания, памяти; -занятия в кружках: «Живое слово», «Школа библиотечного актива», «Мои первые исследования», «Меридиан»; - трудовые акции и дела; - работа в Зоне милосердия
|
«Сундучок здоровья» |
-Сотрудничать с медицинским персоналом школы, учителем физкультуры, психологической службой с целью изучения состояния физического и психического здоровья школьников; -создавать необходимые условия для полноценного физического и психического развития школьников на уроках и во внеурочной деятельности; -воспитывать ценностное отношение к сохранению собственного здоровья, здоровья родителей, педагогов, сверстников, стремление к выполнению режима дня, правильному питанию; -способствовать усвоению правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; -формировать основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; -воспитывать сознательное отношение к регулярным занятиям спортом, уважительное отношение к людям, занимающимся спортом, стремящимся к здоровому образу жизни, к одноклассникам, занимающимся спортом.
|
Жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой |
-Спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и школы; -школьные спартакиады, турниры; -дни здоровья; -туристические походы; -спортивные викторины; -совместные с родителями походы, спортивные соревнования; -тематические классные часы; -профилактические беседы, валеопаузы; -встречи со специалистами; -проведение инструктивных и тренировочных занятий по отработке навыков безопасного поведения.
|
«Сундучок семейных ценностей» |
-Осознавать важность семьи в жизни человека и обществе, принимать ценность семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; -просвещать родителей и детей в осознании ценности семьи как основополагающей ячейки общества, формирующей общепринятые ценности и нормы; -изучать семьи учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственные ценности и традиции семей, влияющих на нравственное и личностное развитие ребенка; -сотрудничать с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми; -поощрять родителей, участвующих в жизни класса и школы; -организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед; -организовать совместное проведение досуга детей и родителей. |
Уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших |
-Тематические классные часы; -индивидуальные беседы с родителями; -родительские собрания; -семейные праздники; - спортивные соревнования с участием родителей; -праздники, посвященные красным датам календаря; -походы, экскурсии, поездки с родителями; - семинары для родителей; -тематические беседы с детьми и родителями.
|
«Сундучок прекрасного» |
-Воспитывать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческую деятельность эстетического характера; -стремиться формировать социально-ценностный опыт создания красоты; -воспитывать чувственной сферы, чуткости, видения прекрасного; - формировать представление о душевной и физической красоте человека; -прививать интерес к чтению, произведениям искусства, концертам, выставкам, музыке |
Красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности |
-Посещение культурных центров города, области; -КВН, классные часы, праздники, выступления; -просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, концертов; -познавательные беседы; -дополнительное образование в ДШИ, ДДТ;
- встречи с народными умельцами |
«Сундучок истории» |
-Воспитывать российскую гражданскую идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; -дать представление о политическом устройстве Российского государства, о важнейших законах, о символах государства: флаге, гимне, гербе России, о флаге и гербе субъекта РФ, в котором находится образовательное учреждение; -формировать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; -познакомить с историческим прошлым Вятской земли; -развивать и углублять знания об истории и культуре родного края; -воспитывать чувство гордости за земляков, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны; -познакомить с обрядовыми праздниками, с местным фольклором; -расширить знания детей об истории родной школы; -воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений. |
Любовь к России, своему народу, своему краю; гражданское общество; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; социальная солидарность; мир во всём мире; многообразие и уважение культур и народов |
-Тематические классные часы, беседы; -обсуждение литературных произведений; -участие в акциях; -экскурсии по историческим и памятным местам города и края; -посещение музеев, библиотек;
-празднование памятных дат; - походы на родину героев-земляков
|
Связи, устанавливаемые для реализации программы:
Внутренние (администрация школы, педагоги, социальный педагог, педагог-организатор, психолог, медик, библиотекарь).
Внешние (родители, районная библиотека им. Меньшикова В.А., Покровская сельская библиотека им. Козлова В.Ф., Лальский районный историко-краеведческий музей, ДДТ, ДЮСШ, РЦК и Д «Юность», ДШИ, городской спортивный комплекс, МО МВД России «Лузский», КЦСОН, КОГБУЗ «Лузская ЦРБ»).
Сроки реализации программы:
Программа разработана для обучающихся основной школы и рассчитана на три года.
Участники программы:
Программа рассчитана на учеников 5-7 классов
Планируемые результаты
«Сундучок духовного богатства»
-Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-уважительное отношение к традиционным религиям;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения МОКУ СОШ №2 г. Лузы, бережное отношение к ним.
«Сундучок трудолюбия и мудрости»
-Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
-ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-элементарные представления о различных профессиях;
-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
-потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
«Сундучок истории»
-Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
-элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
-первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
-опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
-опыт социальной и межкультурной коммуникации;
-начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
«Сундучок семейных ценностей»
-Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, родителями, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-уважительное отношение к традиционным религиям, семейным традициям;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к близкому человеку и человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
«Сундучок здоровья»
-Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
-ценностное отношение к природе;
-первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
-личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
«Сундучок прекрасного»
-Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
-первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
-мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
8. Критерии оценки
Критериями оценки результатов воспитательной программы являются следующие:
Уровень сформированности классного коллектива.
Уровень воспитанности.
Результаты коллективных и индивидуальных психолого-педагогических диагностик.
Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность.
Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.
Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.
Диагностические средства.
9.Содержание программы
«Сундучок семейных ценностей» (5 класс)
Ребёнок учится тому,
что видит у себя в дому,
родители пример тому.
С. Брант
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
||
предметно-информационное |
ценностно-ориентированное |
||||
«Семья вместе – и душа на месте» |
Классный час |
Роль семьи в жизни человека, «единство семьи», «семья - содружество» «мир в семье» |
Уважительное отношение к членам семьи |
Семейные фотоальбомы. Рассказы детей о любимых семейных делах |
|
От всей души |
Концерт для родителей |
Особенности организации и проведения праздников |
Умение дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением и любовью |
||
Моя семья |
Конкурс рисунков |
Семья - очень важная часть общества, которая объединяет самых близких друг другу людей. Значимость каждого члена семьи |
Умение дорожить своими близкими: выражать им благодарность, относиться с уважением и любовью |
||
Положительные традиции и обычаи семейного воспитания |
Родительское собрание |
Семейные традиции. Режим жизнедеятельности семьи. Красота поступка, благодарность, дружелюбие, миролюбие |
Уважительное отношение к членам семьи, выполнение обязанностей по дому, забота о ближних |
«Круглый стол» |
|
«Всякий дом хозяином держится» |
Классный час
|
Роль семьи в жизни человека. Домашние обязанности, увлечения в семье. Обязанности и увлечения наших предков |
Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям. Развитие чувства гордости за свою принадлежность к семье |
Притчи |
|
День матери «Мама, мамочка, мамуля, больше всех тебя люблю я!» |
Праздник |
«Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение» (О. Бальзак) |
Уважительное отношение к матери, к старшим |
Сценарий праздника, оформление, чаепитие |
|
Мы Вас любим «Корми деда на печи, сам будешь там» |
Изготовление поделок, открыток ветеранам, пожилым людям |
Понятия: отзывчивость, забота |
Воспитание заботливого отношения к людям |
«Сундучок истории» (5 класс)
Счастливо то общество,
в котором дети не стесняются
быть патриотами.
Д.С. Лихачёв
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
Что мы знаем о своем городе. |
Классный час |
Город, в котором мы живем. Достопримечательности города. |
Чувство привязанности к тем местам, где человек родился, вырос |
Викторина |
|
Районный конкурс художественного слова «Моя любовь-моя Россия» |
Конкурс стихов о Родине |
Родина - страна, в которой человек родился и гражданином которой является; Отечество |
Воспитание любви к Родине |
Подбор стихов, музыки, костюмов |
|
С юбилеем, любимая школа! |
Классный час |
История школы, традиции, гордость школы (материалы школьного музея и книга Нечаева В.И. «Лузская средняя школа №2 (история, люди, факты)» |
Воспитание самоуважения и уважения к педагогам |
Оформление класса, в/ф о школе, викторина |
|
Традиции и обычаи школы |
Родительское собрание |
Устав школы. Традиции школы. Обычаи |
Соблюдение Устава школы, традиций |
||
Мой край родной. Выращивание и обработка льна. Русская северная изба. |
Экскурсия в краеведческий музей. Мастер-классы. |
Русская традиционная культура. Родной край в древности: занятия населения, быт. |
Воспитание любви к родному краю. Привлечение к изучению традиционной русской культуры |
Посещение Лальского историко-краеведческого музея |
|
«Посиделки у самовара» |
Праздник |
Фольклорные праздники. Народные игры, народные традиции |
Интерес к национальной культуре русского народа |
Выставка самоваров, игры, конкурсы, чаепитие |
|
Классный конкурс фоторабот «Пейзажи России» |
Конкурс |
Красота родной природы |
Любовь к Родине. Понимание значимости природы в жизни человека |
Фотографии |
|
Бой кораблей |
Ролевая игра |
Армия. Герои страны. |
Привитие уважения к Российской армии, воспитание гражданской ответственности, любви к Родине |
Знакомство со званиями на корабле и во флоте |
|
«Тихая моя родина Аникино» |
Беседа |
Краеведение |
Интерес к истории родного края |
Встреча с писателем-краеведом Зимиревой М.В. |
|
«20 лет Конституции-основному закону РФ» |
Классный час |
Основной закон нашей страны, Конституция. Права граждан |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
«Сундучок духовного богатства» (5 класс)
«Настоящий человек начинается там,
где есть святыня души»
В.А. Сухомлинский
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
Как воспитать у ребенка ответственность за свои поступки |
Родительское собрание |
Взаимопонимание, забота друг о друге, компромисс, искренность, уступчивость, дружелюбие, ответственность |
Совершенствование позитивных взаимоотношений, понимание ответственности за свои поступки |
Участие школьного психолога |
«Рука помощи» |
Акция |
Гражданская позиция, милосердие, доброта, сострадание |
Развитие социальной активности |
Сбор подарков для детей из Опаринского интерната, из неблагополучных семей |
«Подари радость» |
Акция |
Забота о младших |
Праздник для учащихся 1 класса |
|
Митинг в День Победы |
Выступление |
Подвиг защитников Родины |
Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества. |
|
Поход на родину героя-земляка Козлова В.Ф. |
Поход |
Земляки - защитники Родины |
Изучение истории родного края, равнение на героев |
Привлечение родителей |
Река жизни В.П. Астафьева (юбилей писателя) |
Классный час |
Нравственные основы в творчестве писателя |
Чтение рассказа «Бабушка с малиной» |
|
«Олимпиада в Сочи – 2014» |
Встреча |
Разговор со знаменитой лыжницей города З.П. Большаковой |
Пример в жизни, целеустремлённость |
«Сундучок прекрасного» (5 класс)
Если ты способен видеть прекрасное,
то только потому, что носишь
прекрасное внутри себя.
Пауло Коэльо
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
« Великий Устюг – родина Деда Мороза» |
Экскурсия |
Социально-ценностные знания о культурных памятниках, традициях |
Знакомство с храмовым ансамблем города, достопримечательностями |
Фотоотчёт об экскурсии |
|
«Сказ о глиняном горшке» |
Мастер-класс на гончарном круге |
Гончарное дело, первая посуда |
Повышение интереса к происхождению вещей |
Лальский историко-краеведческий музей |
|
Путешествие в мир моих увлечений |
Мастерская |
Интересы, увлечения, творческие способности |
Создание ситуации успеха для каждого ребёнка |
||
Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка |
Родительское собрание |
Культурные традиции семьи |
Съемка видеоролика «Моя семья – самая лучшая на свете!» |
«Сундучок трудолюбия и мудрости» (5 класс)
Твой завтрашний успех
начинается сегодня.
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
Твои права и обязанности в школе |
Классный час |
Знакомство с правами и обязанностями школьников. Понятия: свобода человека, неприкосновенность, достоинство |
Совершенствование гражданско-правового воспитания |
Презентация |
«Дары осени» |
Ярмарка |
Творческий потенциал, общая культура, трудолюбие |
Создание условий для проявления потенциальных возможностей всех участников ярмарки. |
Оформление столов, подготовка рекламных плакатов |
Операция «БУМ» |
Трудовой десант |
Экологическое воспитание и образование детей |
Привлечение к социально-значимой деятельности, направленной на сохранение лесов и очищение города. |
|
Уборка школьной территории |
Трудовой десант |
Трудовая и экологическая культура |
Воспитание социальной ответственности учащихся за чистоту в городе |
|
«Русский медвежонок», «Гелиантус», «Британский бульдог», «КИТ», «Кенгуру», «Золотое руно» и др. |
Интеллек- туальные игры |
Равенство предоставляемых возможностей для всех, творческий характер заданий |
Пропаганда научных знаний, поддержка одарённых детей |
|
«Хочу всё знать!» |
Брейн-ринг |
Логическое мышление, сообразительность, память, внимание |
Развитие познавательной активности, интеллекта, расширение кругозора |
С приглашением родителей |
«До свидания, 5 класс!» |
Праздник |
Социально-ценностные отношения учащихся к познанию |
Подведение итогов учебного года |
Газеты о жизни класса, подготовка праздничной программы, грамоты. |
«Сундучок здоровья» (5 класс)
Девять десятых нашего счастья
зависят от здоровья.
Артур Шопенгауэр
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
«Здоровому всё здорово!» |
Классный час |
Здоровье, ЗОЖ, помощь, формирование своего будущего |
Повышение интереса к спорту, соблюдение режима дня |
С приглашением медицинского работника |
|
«Рисуем жизнь!» |
Акция |
Пропаганда ЗОЖ, уверенность в себе, наркотики |
Снижение вероятности вовлечения учащихся в экспериментирование с наркотиками. |
||
«О простуде и гриппе» |
Беседа с врачом |
Грипп, разновидности, меры профилактики, методы лечения |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
||
Мама, папа, я - спортивная семья |
Районный спортивный праздник |
Семья - малый мир, малое общество |
Взаимопомощь, уважительное отношение к членам семьи |
Совместное участие родителей и детей |
|
Зимняя прогулка к роднику |
Поход |
Выносливость, коллектив |
Активное участие в жизни класса, умение сотрудничать, не создавать конфликтов |
||
День здоровья |
Школьный турслёт |
Туристская деятельность |
Достижение положительно-эмоционального настроя, сплочение класса |
||
«Весёлый муравейник» |
Экологичес- кая игра |
Бережное отношение к природе, умение работать в команде |
Активизация познавательной деятельности учащихся в области экологии и охраны природы |
Библиотекарь Лычакова Л.Н. |
«Сундучок семейных ценностей» (6 класс)
Когда родители умны
И добродетельно скромны,
То благонравны и сыны.
Брант С.
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
Экология души ребёнка. Ответственность родителей за нравственное и физическое здоровье детей |
Родительское собрание |
«Характер и нравственное поведение ребенка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение» Э. Фромм |
Понимание того, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества |
Привлечение школьного психолога |
|
Семейные весёлые старты |
Соревнования в спортзале |
Двигательная активность, совместное проведение досуга |
Укрепление коллектива в интересной и увлекательной деятельности |
Городской спортивный комплекс |
|
Историко-краеведческая конференция «Великая Отечественная война в истории моей семьи» |
Поисковая работа |
Жизнь родных в трудные военные годы |
Формирование гражданского патриотизма |
Оформление исследований, презентации |
|
День матери «25 признаний в любви» |
Праздник |
Бережное отношение к женщине – матери |
Укрепление устоев значимости семьи и роли матери : хозяйки, заступницы, хранительницы семейного очага. |
Письма мамам, выставка «Ах, сколько руки эти чудесного творят!» |
|
«Лица Победы» |
Акция |
Материалы о своих родственниках, прошедших войну |
Формирование гражданского патриотизма, изучение родословной |
«Сундучок духовного богатства» (6 класс)
Духовный багаж, в отличие от обычного багажа,
обладает удивительным свойством:
чем он больше, тем легче идти по дорогам жизни.
Д.Б. Кабалевский
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
«Учитель, перед именем твоим…» |
Районный конкурс |
Уважительное отношение к труду учителя, гордость за свою школу |
Воспитание уважения к профессии учителя, взаимопонимание учеников и учителей. |
|
«Дорогою добра» |
Агитбригада |
Нравственность и духовность - уважение к традициям и обычаям своего народа. |
Умение воспитывать в детях нравственные качества |
Выступление перед младшими ребятами |
Научи своё сердце добру |
Классный час |
Понятия: добро, доброта, доброжелательность, внимание, отзывчивость |
Доброе отношение к людям, привычка заботиться о них, видеть, где нужна помощь |
|
Весенняя неделя добра |
Операция |
Понятия: милосердие, забота, уважение |
Доброе отношение к людям, привычка заботиться о них, видеть, где им нужна помощь |
В/ф «Наши добрые дела» |
Защитник детства – Альберт Лиханов |
Беседа |
Понятия: добро, справедливость, милосердие, память прошлого |
Воспитание гуманизма, милосердия, общечеловеческих ценностей на примере жизни писателя-земляка. |
Презентация |
«Нива жизни В.И. Нечаева» |
Встреча |
Замечательный краевед, заслуженный учитель РСФСР, Почетный гражданин г. Луза В.И. Нечаев |
Пропаганда краеведческой литературы, воспитание подрастающего поколения |
«Сундучок истории» (6 класс)
Нет счастья вне родины,
каждый пускай корни
в родную землю.
Тургенев И. С.
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
«Успеть расспросить свидетелей…» |
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны |
Героические биографии ветеранов |
Уважение к защитникам Отечества |
Оформление рассказов очевидцев в альбом |
|
«Спасибо вам за преданность Отчизне» |
Праздничный вечер, посвящённый Дню защитника Отечества |
«Горячие точки» страны. Память. Долг |
Формирование патриотических чувств и сознания детей. Воспитание личности гражданина - патриота Родины |
||
70-летие великой Победы |
Концерт |
Героическая история, мужество и храбрость патриота |
Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества |
Различные номера |
|
«Моя любовь - моя Россия» |
Конкурс чтецов (стихи о войне) |
Мужество, героизм в годы Великой Отечественной войны |
Сохранение памяти о подвигах российских воинов - защитников своего Отечества |
Приглашение ветеранов |
|
«С юбилеем, город Луза!» (90-летие Лузского района, 70-летие г. Лузы) |
Классный час |
Представление об истории родного города |
Чувство гордости за свой город, его славные традиции |
Игра «Путешествие в мой город» |
|
«Точка на карте» |
Коллективный рисунок «Город, в котором я живу» |
Достопримечательности города |
Любовь к родному краю, городу |
||
«Родные красоты» |
Экскурсия по памятным местам города |
История города. Достопримечательности города. |
Гордость за социальные и культурные достижения своей страны |
«Сундучок трудолюбия и мудрости» (6 класс)
Успешный человек тот,
кто научился учиться и знает,
как изменить себя.
Название мероприятия |
Форма |
Составляющие качества образования |
Примечание |
|||
работы |
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
«Уважая себя, уважай других» |
Классный час |
«Если хочешь, чтобы с тобой обращались хорошо, обращайся с другими так же» |
Развитие толерантного отношения к другим людям |
Игра «Встреча» |
||
«Армейский калейдоскоп» |
Турнир для мальчиков к 23 Февраля |
Рода войск, вооружение армии. Значение Российской армии. Долг мужчин - защищать свою Родину |
Формирование уважения к военной истории России. Развитие интереса к истории создания и становления Российской армии и флота. |
В/ф «О смелости» |
||
«Через тернии – к звёздам» |
Олимпиады по разным предметам, игры |
«Прекрасное постигается путём изучения и больших усилий» Демокрит |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
|||
«Путешествие в мир умных предметов» |
Цикл бесед |
Компьютер, мультимедиа, приборы домашнего и профессионального пользования |
Эффективное и позитивное взаимодействие с миром |
|||
«Экватор школьной жизни позади» |
Праздник |
Достижения, гордость класса, школы, стремление, показатели, добиться своей цели, пьедестал успеха |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
Победители, портфолио класса |
«Сундучок прекрасного» (6класс)
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
|||||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
|||||||
Едем в столицу Вятского края |
Экскурсия |
Знаменитые земляки, Диорама, парк им. Кирова, музей «Пладарм» |
Знакомство с достопримечательностями Кирова, интерес к культурно-историческому прошлому края |
|||||
Архитектура края |
Поход |
Спасо-Преображенская церковь в д. Слобода |
Интерес к культурно-историческому прошлому края |
|||||
Вятская роспись |
Мастер-класс |
Возрождение вятской росписи |
Изучение традиций, развитие творческих способностей |
|||||
«Фейерверк сюрпризов» |
Новогодний вечер |
Информационная, коммуникативная компетентность. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному |
«Сундучок здоровья» (6 класс)
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие качества образования |
Примечание |
||||||||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||||||||
День здоровья |
Школьный турслёт |
Туристические навыки |
Повышение интереса к туризму, соблюдение правил соревнований |
||||||||
Катание с гор |
Прогулка |
Выносливость, ловкость - физические качества |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
Участие родителей |
|||||||
«Весёлый инспектор» |
Игра по ПДД |
Пешеход, безопасное поведение, участники дорожного движения |
Правила безопасности жизнедеятельности |
||||||||
«Умеем ли мы правильно питаться» |
Викторина |
Рациональное питание вредные и полезные продукты, витамины, минералы, питательные вещества |
Формирование ценностного отношения к здоровью. |
Составление кроссвордов «Продукты здоровья» |
|||||||
«Компьютер, телевизор и воспитание ребенка» |
Родительское собрание |
Компьютерная безопасность, наказание, поощрение, информированность, игровая зависимость |
Предупреждение игровой зависимости детей |
Памятки для детей |
«Сундучок семейных ценностей» (7 класс)
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
«Психологические особенности подросткового возраста» |
Родительское собрание |
Пример, положительные привычки, собственная работоспособность и блага, связанные с нею, традиции и обычаи, окрашенные положительными эмоциями и чувствами, исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка и т.д. |
Понимание того, что без определенных знаний невозможно воспитать подростка. |
||
«Отца завет на тысячу лет» |
Беседа |
Притча «Посвящение отцу» |
Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям. |
||
«Семейный горшок всегда кипит» |
Консультации |
Дети, родители, бабушки и дедушки. Взаимоотношения в семье. |
Формирование культурных традиций в общении взрослых и детей |
Рисунки «Окна моего дома» |
|
Я и моя история |
Классный час |
Исторические события страны, принесшие мировую славу, признание во всем мире. История семьи. Генеалогическое древо - родословная семьи в виде дерева |
Воспитание самоценного отношения к себе через историю своего рода |
«Моя летопись»-составление летописи (наиболее значимые события своей семьи). Составление герба семьи |
«Сундучок духовного богатства» (7 класс)
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
Подари свою улыбку |
Акция |
Добро, справедливость, милосердие, память прошлого |
Уважение человеческого достоинства, милосердие, способность к сопереживанию |
|
О честности и чести |
Тренинг |
Нравственные качества: честность, честь |
Знакомство с нравственными законами |
Анализ ситуаций повседневной жизни |
Что такое минута молчания? |
Классный час |
Священна память о народных героях всех войн. Бессмертен подвиг солдата. Минута молчания |
Сохранение памяти о подвигах российских воинов - защитников своего Отечества |
Метроном |
С благодарностью к героям |
Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны |
Славные страницы истории |
Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества |
Экскурсия |
Урок мужества |
Урок |
Подвиг российского солдата -защитника Отечества. Трудовой подвиг |
Сохранение памяти о подвигах российских воинов - защитников своего Отечества |
Просмотр отрывков в/ф о Великой Отечественной войне |
Научись жить в мире людей |
Круглый стол |
Этика поведения учащихся в школе и дома, толерантность |
Формирование понимания значимости данной проблемы для становления характера, взглядов |
«Сундучок прекрасного» (7 класс)
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
Семь чудес Лузского района |
Классный час |
Прекрасное, как общечеловеческая ценность |
Умение видеть прекрасное в окружающей жизни |
Презентация |
|
«Имя ангела – мама» |
Выставка фотографий |
Красота, гармония, духовный мир человека |
Умение видеть прекрасное в своих близких |
||
Умение видеть прекрасное в окружающей жизни |
«Сундучок истории» (7 класс)
Клянусь честью, ни за что на свете
я не хотел бы переменять Отечество
или иметь другую историю, кроме
истории наших предков.
А.С. Пушкин
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
«Велик белый свет, да теплей своего края нет» |
Праздник |
Духовное наследие русского народа - прекрасное, бесценное богатство. Обычаи, традиции |
Интерес к культурно-историческому прошлому края |
Библиотекарь |
|
Подосиновец- родина И.С. Конева |
Экскурсия в дом-музей героя |
Героическая история, мужество и храбрость |
Повышение интереса учащихся к военной истории Отечества |
||
«Святыми тропами» |
Поход |
Путешествие к святым местам, преподобный Леонид Устьнедумский |
|||
Символы родного города (Герб, Гимн) |
Классный час |
Герб и Гимн родного города |
Бережное отношение к историческому и культурному наследию, воспитывать чувство патриотизма |
||
Масленица |
Праздник |
Фольклорные праздники. Традиции в организации и проведении Масленицы |
Интерес к историческому прошлому родного края |
«Сундучок трудолюбия и мудрости» (7 класс)
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
Жемчужины русских промыслов |
Мастерская |
Ценности русской культуры, русские традиции, промыслы, ремёсла |
Бережное отношение к историческому и культурному наследию. Воспитание чувства патриотизма |
||
Наши истоки |
Круглый стол |
Особенности местного говора |
Интерес к живой народной речи |
Поисковая работа |
|
«О, терпеливый наш язык» |
Ролевая игра |
Культура общения, коммуникативные навыки, умение дискутировать, бесконфликтное общение |
Создание условий для формирования стойкой неприязни к сквернословию, воспитывать уважительное отношение друг к другу. |
||
Школа самоуважения |
Открытый микрофон |
Нравственная оценка поступков и характеров |
Обучение простейшим приёмам формирования адекватного поведения |
Карточки с вопросами |
|
«Письмо ветерану» |
Сочинение |
Понятия «ветеран труда», «ветеран войны» |
Чувство гордости и уважения к защитникам Родины, к ветеранам труда |
«Сундучок здоровья» (7 класс)
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
«Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека» |
Классный час |
Нравственное, психологическое здоровье |
Формировать способности управлять своим здоровьем |
||
«Всей семьей на старт» |
Лыжная прогулка |
Здоровьесберегающая деятельность |
Повышение интереса к спорту, соблюдение правил игры |
Совместно с родителями |
|
«Скажем: «НЕТ» вредным привычкам» |
Акция -флешмоб |
Флешмоб, акция, вредные привычки |
Формировать способности управлять своим здоровьем |
Раздать буклеты жителям города |
|
Чрезвычайные ситуации- что это? |
Беседа по предупрежде- нию ЧС |
ЧС, службы по предупреждению ЧС |
Формировать способности управлять своим здоровьем |
||
«Мои спортивные успехи и достижения» |
Круглый стол |
Грамоты, афоризмы |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. |
«Сундучок прекрасного» (7 класс)
Название мероприятия |
Форма работы |
Составляющие |
Примечание |
||
Предметно-информационное |
Ценностно-ориентированное |
||||
Милым одноклассницам в день 8 Марта! |
Праздник |
Уважение, приятный сюрприз |
Умение дарить радость, поздравлять |
||
Наша школа через 50 лет! |
Проект-мечта |
Разработка проекта, защита проекта, оценка |
Способность оценивать действительность и проецировать изменения во имя улучшения жизни |
Номинации: «Самый смелый проект», «Самый красивый» |
10. Структура ученического самоуправления
«Хранители сундучков»
В построении воспитательной системы и формировании классного коллектива важную роль играет самоуправление. Основа его – разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими индивидуальными особенностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества (родителями), направленную на создание благоприятных условий для общения, развития себя, одноклассников.
Такая работа помогает детям сдружиться, учит взаимодействию и сотрудничеству. Ведущей идеей является развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной и творческой личности младшего школьника.
Все дети поделены на группы и являются хранителями определенных человеческих ценностей, в соответствии с направлениями воспитательной программы. В каждой из групп есть главный хранитель, который выполняет функции лидера и непосредственно взаимодействует с классным руководителем.
«Хранители сундучка истории»
«Хранители сундучка семейных ценностей»
«Хранители сундучка духовного богатства»
«Совет Хранителей»
«Хранители сундучка трудолюбия и мудрости»
«Хранители сундучка здоровья»
«Хранители сундучка прекрасного»
Результативность программы «Шесть заветных сундучков»
Оценивая результативность воспитательной программы за прошедший период, остановимся на некоторых моментах классной жизни. У ребят постепенно происходит смена мотивов обучения, проявляется желание участвовать не только в урочной, но и во внеклассной и внеурочной деятельности.
Ребята класса вовлечены в подготовку и организацию мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Дети участвовали в спортивных мероприятиях, в интеллектуальных и творческих конкурсах, за что были награждены различными грамотами школьного, районного, областного уровня. В классе ведется фотолетопись школьных дел. У каждого ребенка есть свое портфолио, где он собирает грамоты, самые успешные работы и др.
Проведенное социометрическое исследование показало, что учащиеся в классе хорошо контактируют и сосуществуют.
Воспитательная деятельность с одаренными и слабоуспевающими детьми велась не только на уроках, но и во внеурочное время. Занятость детей в дополнительном образовании – 98%.
Работу с родителями считаю успешной. Родители легко идут на контакт и являются первыми помощниками классного руководителя.
В работе применяются инновационные технологии: используется мультимедийное оборудование, дети тоже учатся создавать и защищать учебные и воспитательные презентации, создавать свои проекты.
Ведется работа по профилактике вредных привычек, сохранению и укреплению физического здоровья.
Оценка общего уровня воспитанности в конце каждого учебного года проводилась по методике Н.Е. Щурковой «Диагностика уровня воспитанности»
Результаты диагностики показаны в графиках:
Можно сделать общий вывод о том, что в значительной степени удалось приблизиться к решению поставленных задач. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся развитием коллектива показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Поэтому основные направления должны остаться прежними.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью
(разработана доцентом А.А. Андреевым)
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1.Я иду утром в школу с радостью.
2.В школе у меня обычно хорошее настроение.
3.В нашем классе хороший классный руководитель.
4.К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5.У меня есть любимый учитель
6.В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8.У меня есть любимые школьные предметы
9.Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10.На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных: показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Стадии развития коллектива (по Лутошкину)
I. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).
II. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
III. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело
IV. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность(чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).
V. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.
Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.