Программа воспитательной работы
Рабочая программа
воспитательной работы
1. Пояснительная записка
1.1 Данная рабочая программа разработана с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, посещающих группу продлённого дня, на формирование универсальных учебных действий. Нормативной базой для разработки программы по организации внеурочной деятельности являются следующие законодательные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06. 10. 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания к обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08»);
Письмо «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального Государственного стандарта общего образования» от 12. 05. 2011 № 03 – 296;
Конвенция ООН о правах ребенка - Резолюция 44/ 25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продлённого дня. Микроклимат группы продленного дня даёт возможность всем детям реализоваться как личности: проявить себя творчески, показать свою индивидуальность. Ведь каждый ребенок талантлив по-своему, и именно здесь могут проявиться особенности каждого.
Воспитательная деятельность организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, интеллектуальное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное. Для детей, посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования, творческие работы, общественно-полезные практики и т.п.
1.2 В современных условиях работы школы основной целью группы продленного дня является: формирование инициативной личности, владеющей системой знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь принять полученные знания в жизненной ситуации. Освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
воспитывать духовное единство между детьми и воспитателем, устанавливать взаимное доверие, развитие взаимодействия школы с семьей;
социально-педагогическая поддержка успешной социализации младших школьников, формирование у обучающихся школы готовности к совместному решению социально значимых проблем;
бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений; выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
воспитание коллективно-групповой деятельности: основы общения и взаимоотношений в группе, самоуправление и самоорганизация;
реализация интересов и прав каждого воспитанника на социально-значимую и разнообразную деятельность.
1.3 В соответствии с требованиями стандарта воспитательная деятельность в ГПД организуется через модули: «Моя безопасность», «Хочу все знать», «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!», «Язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им», «Я патриот и гражданин», «Мир моих увлечений», «Я умею сострадать», «Новый год у ворот, веселись честной народ», «Я выбираю спорт», «Я учусь творить добро», «России верные сыны», «Моя семья - моя крепость», «Человек и природа - одно целое», «Популярные науки для ума, а не для скуки», «Родной язык - душа народа», «Помним, знаем, гордимся!», «Мое здоровье - мое достояние».
Формы работы.
- викторины, познавательные игры и беседы;
- детские исследовательские проекты;
- внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.д.);
- праздники, конкурсы;
- экскурсии;
- презентация проектов;
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия;
- организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе;
- тематические беседы, встречи со школьной медсестрой;
- спортивные игры;
- концерты, инсценировки, праздники;
- выставки художественного творчества
Исходя из задач, форм и содержания воспитательной деятельности для её реализации была выбрана модель организации внеурочной деятельности – на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Данная модель предполагает, что в её реализации принимают участие все педагогические работники школы (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель и другие).
Координирующую роль выполняет воспитатель ГПД, который в соответствии со своими функциями и задачами:
• взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
• организует в ГПД воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности детей в рамках деятельности коллектива;
• организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива, в том числе через органы самоуправления;
• организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
1.4 Участники программы
Программа предлагается для обучающихся 3 класса и реализуется в ходе воспитательной работы. В реализации программы участвуют: учащиеся, педагоги, родители, социальный педагог, психолог.
1.5 Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 учебный год.
1.6 Предполагаемыми результатами данной воспитательной программы является:
- постоянное участие родителей в воспитательном процессе; развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив;
- утверждение в детской среде позитивных моделей воспитания; укрепление и развитие преемственных связей дошкольного, начального общего и основного общего звеньев образования;
- формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления;
- развитие интереса обучающихся к историческому и культурному наследию Татарстана.
2.Содержание программы
Дата | Воспитательные модули | Направления воспитательной работы | ||||
Спортивно-оздоровительное | Интеллектуальное | Обще- культурное | Духовно – нравственное | Социальное | ||
Сентябрь | Моя безопасность | Спортивно-оздоровительная программа «Молод! Здоров! Успешен!»»
Тематическая эстафета «Поехали!» | Проведение мероприятий по антитеррористической безопасности Развлекательно – познавательная программа «Твоя безопасность — в твоих руках» | Час общения «Огонь — друг, огонь – враг» Лекторий для родителей и детей «Красота, здоровье, гармония» | 4 сентября единый урок здоровья «Вместе за здоровый образ жизни» Конкурс Социальных реклам | Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе. 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом Единый республиканский урок «Экстремизму – нет!» |
Хочу все знать! | Соревнования, посвященные Дню физической культуры и спорта | Праздник «День книги» Комплектование и начало работы кружков «Говорим на родном языке», «Белая ладья», Клуб «Умники и умницы», Студия «Умелые ручки» | Мероприятие, совместно с представителями «Бугульма – лес» в рамках Международного дня охраны озонового слоя, Дню работников леса Международный день мира | Клуб семейного выходного дня «Здравствуй, осень золотая» Посещение циркового представления | Брейн – ринг «Красота родного края»» Тематические выставки – ярмарки работ учащихся и проведение совместных мероприятий с центром реабилитации, интернатом слабослышащих, приютом | |
Октябрь | Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей! | Посещение занятий кружков художественной гимнастикой в спортивных школах города (Всемирный день гимнастики) | Международная неделя письменности Участие во всероссийском уроке «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения | Мероприятие «От чистого сердца, простыми словами…» к Дню Пожилого человека Конкурс фото и селфи «Школьные годы – счастливые дни» | «С любовью к вам, учителя!» концертная программа ко Дню учителя. Лекторий «Начала космической эры человечества» | Акция «Дерево добрых пожеланий учителям школы» «Мы в ответе за тех, кого приручили…» встреча, посвященная Всемирному дню защиты животных |
Язык тоже инструмент, и надобно учиться легко и красиво владеть им. | Фольклорный фестиваль «Обряды старинных праздников» | Предметные недели: татарского языка, русского языка Конкурс-олимпиада «Русский язык: Тайны звука» Открытый урок родные истоки «Диалог культур» | Урок безопасности школьников в сети интернет Игра – путешествие «Как бывало в старину» Фестиваль народов Поволжья | Проблемная беседа-диалог «У воспитанных ребят все дела идут на лад» Конкурс детских презентаций, посвященных родному городу | Неделя детской книги (посещение детских библиотек) | |
Ноябрь | Я патриот и гражданин | Спортивная Олимпиада «Мы – будущее России!»
| Турнир знатоков «Гордые символы нашей державы» (День народного единства) Круглый стол «Имею право знать!» посвященное Всемирному Дню ребенка | Читательская конференция по книгам С.Я Маршака Судьба и Родина едины | Акция «Энергия жизни» Конкурс видеороликов «Их именами названы улицы» | Классные часы «Твои права и обязанности» (о выполнении Устава школы и правил поведения учащихся) Тематический урок, посвященный Дню толерантности |
Мир моих увлечений | Веселые старты «Папа, мама, я – спортивная семья!» | Предметная неделя «Английский язык» (Сказка на английском языке) Мероприятие «Экологический десант» | Участие в выставке творческих работ, выполненных совместно с родителями Поэтический конкурс «Рифмами о маме» Конкурс на лучшее поздравление Деда Мороза с Днем Рождения | Акция «Подари улыбку детям» (20 ноября – Всемирный день ребёнка)
Праздник белых журавлей, посвященный памяти павших на полях сражений во всех войнах | Шоу программа, посвящённая Дню матери «Моя мама лучшая на свете» Акция к Международному Дню улыбки 26 ноября –Всемирный день информации | |
Декабрь | Я умею сострадать | Эстафеты, совместно с учащимися школы, посвященные Дню спасателя | Турнир вежливости «Доброта в нас и вокруг нас» 12 декабря – День Конституции РФ | Культурный транзит «Музыка детских сердец» 3 декабря – день неизвестного солдата Литературная гостиная «В гостях у Э.Успенского(80-летие) | Тематическая концертная программа, посвященная Международному Дню инвалидов
| Благотворительная ярмарка «Наши добрые дела делают нас добрее» Операция «Протяни руку помощи!» реализация социальных проектов: «Добрый поступок украшает человека» |
Новый год у ворот – веселись, честной народ | Малые зимние олимпийские игры ( лыжный, санный спорт) | Брейн - ринг «Какой он Новый год в разных концах света?» | Конкурсы декоративно – прикладного творчества «Новогодние фантазии» Новогодние представления «Здравствуй Новый год - к нам Зимушка идет!» | Творческий конкурс « Символ года», парад елочных игрушек, новогодних сказок | Всероссийский урок в рамках Международного года экологии Конкурс на создание Новогоднего ролика – поздравления другим класса, малышам, родителям к Дню кино | |
Январь | | Оформление выставки детского технического творчества | Викторина, посвященная Неделе науки и техники для детей и юношества | 115 лет со дня рождения поэта, писателя Шайхи Маннура | Творческая мастерская «День детских изобретений» | Акция «Дети – детям» (совместно с дошкольниками) |
Я выбираю спорт | «Зимние забавы» спартакиада совместно с родителями | Турнир знатоков «Спорт и творчество» Экологический праздник, посвященный Дню заповедников и национальных парков | Фестиваль спортивных песен
Беседа «Здоровый образ жизни – путь к долголетию» | Конкурс театров здоровья 1-4 классы Родительская конференция «Здоровая семья – здоровый ребенок» | Выставка детских рисунков и коллажей «Здоровый я - здоровая страна» Тренинги «Простые правила здорового образа жизни» | |
Февраль | Я учусь творить добро | Калейдоскоп «Твори добро на всей земле»
| Викторина “Вокруг света с Жюлем Врном” Литературная гостиная, посвященная 145 –летию М.М. Пришвина | Вечер бесед и споров о том, что такое хорошо и как можно сделать окружающим тебя людям –хорошо. Экологическая операция «Каждой пичужке – наша кормушка» | Ситуативный практикум «Все начинается с меня» Ток -шоу « Летопись добрых дел по сохранению природы» | День «Милосердия» Акция добрых дел «Доброта души» |
России верные сыны | Рыцарский турнир среди мальчиков прогимназии и родителей | Викторина «Наша Российская армия» 21 февраля Международный День Родного языка | День дарения книг 195 лет со дня рождения писателя Каюма Насыри | Уроки мужества «Я горжусь своей страной» Мероприятие «Широкая Масленица » | Экскурсия в Музей Боевой Славы Фотопроект «Моя малая Родина!» | |
Март | Моя семья – моя крепость | Спортивно –развлекательная программа для девочек «Супер girl» | Литературная викторина «Мама, папа, я - читающая семья» Исследовательский форум для учащихся «Человек. Земля. Космос» | Концертно –развлекательная программа «Для милых мам» Семейная мастерская «Моя семья - моя крепость» | Час общения «Традиции семьи – история России» День воссоединения Крыма с Россией Клуб Память «Подвиг женщины во все времена…» | Игровой калейдоскоп «Природа родная и близкая - дикая и далекая» Всемирный день кошек. Выставка поделок «Мой пушистый друг» |
Человек и природа – одно целое | Спортивный праздник «В здоровом теле - здоровый дух» Игра – эстафета «Дорожный этикет» (с привлечением инспектора ГИБДД) | Неделя ПДД «Территория познания дорожных наук» (профилактика и предупреждение детского ДТТ) Экологический брей-ринг «Всемирный день Земли» | Конкурс рисунков «Внимание, дорога!» Творческий конкурс, посвященный Дню защиты животных «Братья наши меньшие» | Участие в акции «Цвети - Земля», посвященной Всемирному Дню водных ресурсов Викторина «Сохраним Зеленую планету» | «День птиц!» экологический праздник | |
Апрель | Популярные науки для ума, а не от скуки | Всемирный день здоровья | Турнир весельчаков «Нельзя не улыбнуться!» Игровая программа «Путешествие на планету Знаний» Фестиваль «Моя будущая профессия» | Мероприятие «Приглашает космодром или долгая дорога в космос», посвященное Дню космонавтики Конкурс рисунков «Мы рисуем космос» Конкурс листовок, буклетов «Здорово жить!» | Конкурс волонтерских отрядов «Дорога, которую мы выбираем» Встреча с выдающимися людьми города | Международный день птиц День Экологических знаний Всемирный день детской книги |
Апрель | Родной язык – душа народа | Фестиваль татарских национальных игр | Литературные игры «Цветные уголки», «Крестики – нолики» Декада национальных языков | Конкурс детского творчества (рисунков, стихов) – «Сказки народов мира» Конкурс рисунков, посвященных 100-летию образования Татарской АССР | Музыкально-литературная гостиная «Русская поэзия» | Тематический день пожарной безопасности, тематические инструктажи «Осторожно, огонь!» Международный день солидарности молодежи |
Май | Помним, знаем, гордимся! | Военно-патриоти-ческая игра – соревнование совместно с родителями, посвященная Международному Дню семьи | Презентации проектов «Чтим и помним дни былые» Тематический урок, посвященный Дню победы в Великой отечественной войне | Урок мужества «Долгие версты Победы» 90 лет поэтессе, детскому писателю Резеде Валиевой | Конкурс рассказов и сочинений «Пусть не будет войны никогда!» Конкурс «Открытка ветерану» | Акция «Обелиск» Встречи с ветеранами ВОВ и труда Акция «Георгиевская ленточка |
| Мое здоровье – мое достояние | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» спортивный досуг | Парад интеллектуалов | Культурный транзит «У нас направление верное: здоровье – самое ценное!» Турпоход всей семьей | Тематический день «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» КТД Разработка памятки о личной гигиене | Месячник «Внимание! Дети!» Агитпробег «Безопасный велосипед» |
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Воспитание младшего школьника/Сост. Л.В. Ковинько. - М, 2000
2. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева. -Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001.-26с.
3. Воспитательное пространство продленного дня/Голованова Н.Ф. СПБ.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002. - 160 с.
4. Содержание и методика воспитательной работы в группах продленного дня / Болховитин С.М., Огородников А.А. "Начальная школа", 2008, №2
5.Группа продленного дня/ Л.И.Гайдина. – М. 2010
6.Организация воспитательного процесса в школе.
М.2001: Рожков М.И.
7. Внеклассные мероприятия: 1 класс/Авт.-сост.О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая. М:2006
8. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1 класс. /Авт.сост. Н.И.Дереклеева. М:2007 г.
9. Веселые каникулы/ Авт.сост.И.О.Братчук Э.А.Праскурина. М.:2005
10.Васильков В.А. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся: Практико-ориентировочная монография - Ханты-Мансийск: ГУИПП "Полиграфист", 2003 г.
11.Зайцева Г.К. Школьная валеология: научное обоснование и программное обеспечение. СПб: Издательство "Акцидент", 1997 г
12.Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе: Практическое пособие. - 2 - е изд. - м.: Айрис пресс, 2004 г.
13.Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практ. пособие / С.А. Исаева. - 3 - е изд. - М.: Айрис - пресс, 2006
14.Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно - методическое пособие. М.: Линка - пресс, 2000 г.
15.Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников: метод. Пособие / [С.Д. Поляков, С.В. Хрущев, И.Т. Корнеева и др.] - М.: Айрис - пресс, 2006 г.
16.Попова И.Н. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа / И.Н. Попова, С.А. Исаева, Е.И. Ромашкова. - 2 изд. - М.: Айрис - пресс, 2006 г.
17.Синявский Н.И., Власов В.В, Фынтынэ О.А. Программа по физическому воспитанию учащихся 1 - 4 классов на основе традиций коренного населения Ханты - Мансийского округа. - Ханты - Мансийск: Издательство "Институт повышения квалификации и развития регионального образования", 2003 г.