Программа воспитательной работы для учащихся начальных классов «Наш класс – дружная семья»
Программа воспитательной работы
«Наш класс – дружная семья».
Воспитатель: Шульга Екатерина Михайловна
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
Воспитание в счастье – украшение,
а в несчастье – прибежище.
Аристотель
Концепция программы
ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи воспитателя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Я долго шла к написанию данной программы, так как за плечами немалый опыт воспитателя, и каждый раз я сталкивалась с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?”.
Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться обучающимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если обучающийся будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности обучающихся может служить слово воспитателя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с обучающимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга детей. Воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.
Программа “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на учащихся 3 – 4 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
- помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;
- создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
- формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
- формирование классного коллектива как воспитательной системы;
- организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;
- вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
- диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
- воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
- формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
- формирование здорового образа жизни школьника;
- воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;
- гуманизация воспитательного процесса, создание условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
- поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию и развитию классного коллектива;
- совершенствование методического мастерства классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
- вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
- создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества;
- привлечение родительской общественности к участию в воспитательной работе класса и школы.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе.
3 класс
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления;
- проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей поселка;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- готовность к самоопределению в социуме.
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
- мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Программа осуществляется:
- через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
- через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
- через систему дополнительного образования;
- через систему традиционных дел школы;
- в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
- в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
- через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения поселка ( музей, библиотеки, ДК);
Методы:
- научно-исследовательский;
- коммуникативная методика;
- личностно-ориентированный метод;
- наглядно-иллюстративный метод;
- репродуктивный метод.
Формы работы:
- классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,тренинги, занятия;
- конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы, представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;игры по интересам;
Принципы построения воспитательной работы.
1. Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
Приоритетные направления работы:
- основы жизни обеспечения и ПДД;
- духовно-нравственная деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- экологическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- гражданско – патриотическое воспитание;
- общекультурное.
Взаимодействие воспитателя и классного коллектива с социальными службами
Содержание программы
Первоенаправление: основы жизни обеспечения и ПДД.
Цель: формирование и систематизация представлений детей младшего школьного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.
Задачи:
формировать зна
ния детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
закрепить у детей
знания о правилах поведения на улице: дороге, транспорте.Планируемые результаты:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
Осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии.
Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Второе направление:духовно-нравственное воспитание.
Тому, кто не постиг науки добра,
всякая иная наука приносит лишь вред.
Мишель де Монтень.
Высшая мудрость – различать добро и зло.
Сократ.
Духовно- нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно- нравственного воспитания обучающихся начальной школы и направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в мире.
Духовно- нравственное развитие гражданина России- это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Цель духовно- нравственного направления:
создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно- игровой, предметно- продуктивной, социально- ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции- «становиться лучше»;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Планируемые результаты:
приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых), формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения.
Третье направление: спортивно-оздоровительное воспитание.
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Спортивно-оздоровительная деятельность строится с опорой на Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся начального образования.
Ценностные основы: здоровье- физическое, нравственное и социально- психическое; стремление к здоровому образу жизни.
Цель спортивно-оздоровительного воспитания:
воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.
Задачи:
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на её основе самостоятельно поддерживать своё здоровье;
формировать представление:
1) о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
2) о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
3) о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
4) о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
5) о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
научить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации), составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
формировать:
навыки позитивного коммуникативного общения;
представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
потребность ребёнка заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения.
Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий: секции; проведение часов общения; проведение досуговых мероприятий: конкурсов, спортивных праздников, викторин, экскурсий; дни здоровья.
Планируемые результаты:
приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья;
практическое освоение методов и форм физической культуры, простейших элементов спортивной подготовки;
получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания;
формирование позитивного отношения обучающихся к своему здоровью, как к ценности, неотъемлемой составляющей хорошего самочувствия, успехов в учёбе и жизни вообще;
регулярные занятия спортом;
участие в спортивных и оздоровительных акциях в окружающем школу социуме.
Четвертое направление: экологическое воспитание.
“Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы”. Д. Рескина
«Все лучшее в природе принадлежит всем вместе». Петроний.
Цель:формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Задачи:
убедить учащихся на многочисленных примерах из жизни в том, что природа является основой жизни общества каждого человека в отдельности, что всё необходимое люди берут у природы;
развить и углубить мотивы охраны природы: экономические, эстетические, познавательные, гуманистические и санитарно - гигиенические:
выработать потребность в природоохранительной деятельности;
заложить основы экологической культуры;
воспитать нравственные качества: доброту, заботу, отзывчивость, ответственность, любовь к родному краю, готовность действовать в защиту окружающей среды.
Планируемые результаты:
эмоционально – ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
возрастание познавательного интереса воспитанников к общим законам природы;
активизация познавательной деятельности;
вовлечение воспитанников в практическую деятельность.
Пятое направление: трудовое воспитание.
«Труд - важнейшее средство воспитания, в процессе трудового воспитания формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов». Макаренко А.С.
Цель:через привычку к труду и развитие трудовых навыков социально реабилитировать детей и готовить к самостоятельной жизни.
Задачи:
воспитание в детях членов трудового общества с положительной ориентацией к труду;
через привычку к труду развивать духовные и нравственные качества личности;
уважение к представителям разных профессий;
бережное отношение к своему и чужому имуществу;
навыки работы в коллективе (ответственность, дисциплинированность, целеустремлённость, толерантность);
создать условия для максимального востребования и использования полученных навыков в жизни семьи.
Планируемые результаты:
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду;
знания о различных профессиях; навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми.
Шестое направление: гражданско – патриотическое воспитание.
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Джордж Гордон Байрон.
Цель:создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка в духе миротворчества через учебно-воспитательную деятельность.
Задачи:
формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине;
формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству;
воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.;
создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни;
развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Планируемые результаты:
элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях(гражданском обществе);
знания важнейших вех истории России, своего народа, представлений об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;
отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом),несоблюдение обязанностей, оскорбление людей другой национальности, религии, убеждений, расы, нарушение равноправия, терпимое отношение к гражданам другой национальности.
Седьмое направление: общекультурное.
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.
Цель общекультурного направления:
формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
формирование коммуникативной общекультурной компетенций;
овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
овладение навыками межличностного общения.
Планируемые результаты:
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры своего народа;
приобретение знаний об эстетических идеалах, традициях художественной культуры родного края;
умение видеть прекрасное в окружающем мире: природе родного края, в пространстве школы и дома;
получение опыта переживания и позитивного отношения к художественным ценностям культуры своего народа;
получение первоначального опыта самореализации в различных видах и формах художественного творчества;
участие в акциях художественно– эстетического направления в окружающем школу социуме.
Принципы организации воспитательной работы:
добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
систематичность в организации;
личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.
Содержание программы «Наш класс – дружная семья»
Взаимодействие воспитателя с воспитанниками
НАПРАВЛЕНИЕ |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ |
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ |
||||
4 класс "Жизнь дана на добрые дела" Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности; Основные задачи развития: развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; развитие воображения; развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения; формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека. |
|||||||
Основы жизнеобеспечения и ПДД |
|||||||
Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Март Апрель Май |
Пропаганда ПДД среди школьников. Через образные ассоциации формировать основы безопасности жизнедеятельности младших школьников при пожаре. Формировать представления о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам в зимнее время; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, а также познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при обморожении. Проверить и закрепить знания учащихся по правилам поведения в чрезвычайных ситуациях. Дать обобщенные теоретические знания, которые помогут детям в опасных и трудных жизненных ситуациях принять правильное решение. Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой. Актуализировать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улицах и дорогах, в лесу и на воде; способствовать формированию знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных ситуаций. |
«Азбука безопасности». «Правила противопожарной безопасности в быту.» «Безопасность на льдах. Внимание - зимние каникулы!». « Поведение в чрезвычайной ситуации». «Остров безопасности». «Правила поведения в природе». «Безопасное лето». |
Игра – путешествие. ( Тест:«Кто и что помогает в опасности»). Беседа - игра. Беседа + презентация. Беседа – игра. Праздник. Беседа + презентация. Беседа + презентация. |
||||
Духовно – нравственное воспитание. |
|||||||
Сентябрь Декабрь Январь Февраль Апрель |
Формировать у учащихся уважение к общечеловечес-ким нравственным ценностям. Познакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; помочь развить интерес к человеку, как к явлению природы вообще и к самому себе в частности; формировать умения различать истинные и мнимые ценности. Выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; воспитывать в детях доброжелатель-ность; развивать умения детей вести рассуждения; содействовать формированию дружного коллектива класса. Способствовать развитию у учащихся духовно – нравственные качества и гражданской позиции.
|
«Быть добрым надо по привычке…». «Чем я богат»? «Дружба – это…» «Ученье и труд всё перетрут». «Сквернословие убивает душу». |
Беседа + презентация. Беседа + презентация. Беседа – игра. Устный журнал. Беседа. |
||||
Спортивно – оздоровительное воспитание. |
|||||||
Сентябрь Ноябрь Февраль Апрель |
Создать условия для формирования одного из компонентов здорового образа жизни - навыка закаливания организма; воспитывать у учащихся чувство ответственности за свое здоровье и желание укреплять его; обучать школьников работе в группе. Содействовать сохранению здоровья каждого школьника; вовлекать детей в систематическое занятие спортом, физической культурой; привлекать детей к здоровому образу жизни. Способствовать развитию у учащихся потребности в здоровом образе жизни, формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; формировать представление о привычках, их значении в жизни человека; познакомить с правилами, помогающими сохранить здоровье. Формировать ЗОЖ. Воспитывать убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.Формировать у детей устойчивый интерес к занятиям физической культурой и спортом. |
«Здоровый образ жизни». «Спорт в нашей жизни». «Полезные и вредные привычки». «Азбука здоровья». |
Беседа. Беседа + презентация. Диспут. Викторина. |
||||
Экологическое воспитание. |
|||||||
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Март |
Развивать творческий интерес. Актуализировать знания учащихся о родном крае; удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты; развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию по охране природных богатств; активизировать познавательный интерес, познакомить с некоторыми животными и растениями Ростовской области, занесёнными в Красную книгу. Изучить полезных зимующих птиц своего края; организовать подкормку полезных зимующих птиц; привить учащимся практические навыки и умения по изготовлению кормушек для птиц. Учить видеть изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе. |
«Береги природу». «Экологическое ассорти». «Красная книга Ростовской области». «Помоги птицам зимой». «Весна пришла!» |
Конкурс рисунков. Игра – викторина. Беседа + презентация. Акция. Экскурсия. |
||||
Трудовое воспитание. |
|||||||
Октябрь Декабрь Февраль Май |
Развивать трудолюбие. Обобщить представления обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда. Развивать творческое воображение обучающихся. Сделать чистым, красивым и уютным школьный двор. |
«Чистый двор». «Без труда ничего не дается». «Моя будущая профессия». « Школа – мой дом». |
Акция. Беседа + презентация. Конкурс рисунков. Акция. |
||||
Гражданско – патриотическое воспитание. |
|||||||
Октябрь Ноябрь Февраль Май |
Расширить представление учащихся о родной стране, о государственных символах России. На основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка. Воспитывать у учащихся любовь к своей Родине, стремление стать ее достойным защитником. Способствовать развитию умения работать в коллективе. Воспитание патриотизма. |
« Мы – россияне». «Наши права и обязанности». «А ну – ка, мальчики». «По местам боевой славы». |
Беседа + презентация. ( Тест:«Знаешь ли ты Россию»). Беседа – игра. Презентация. Конкурс. Экскурсия. |
||||
Общекультурное воспитание. |
|||||||
Октябрь Декабрь Март |
Расширение знаний детей о дружбе. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Повторить с учащихся справила поведения в общественных местах; познакомить с правилами этикета. Познакомить детей с понятием «этикет». Воспитывать культуру поведения. |
«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями …». «Поведение в общественных местах и в семье». «О культуре поведения в школе и школьный этикет». |
Беседа - игра. (Тест:«Для дружбы важно…») Беседа. Беседа – практикум. (Тест:«Правила школьного этикета»). |
Индивидуальная работа с воспитанниками
1. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:
организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
организация индивидуальной творческой деятельности;
создание условий для самовыражения;
включение в общешкольное воспитательное пространство.
2 . Работа с детьми, имеющими проблемы в общении:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
наблюдение и особое внимание, коррекция;
организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.
4. Работа с детьми с занимающимися по индивидуальной программе:
собеседование с родителями;
собеседование с психологом;
контроль социального педагога;
контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
вовлечение в творческую деятельность;
собеседование с учителями, работающими в классе;
наблюдение и коррекция поведения.
Работа с семьёй.
Благоразумие отца есть самое действенное наставление для детей.
Демокрит.
Семья – один из шедевров природы.
Д. Сантаяна.
Цель работы – максимальное сближение интересов родителей, педагога и воспитателя по формированию развитой личности.
Задачи:
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе “учитель — ученик - родитель”.
Виды деятельности в направлении “Семья”:
сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы семейного воспитания:
совместная творческая деятельность обучающихся и их родителей;
консультирование и решение проблем семейного воспитания детей младшего школьного возраста;
родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом для решения насущных вопросов и проблем.
Взаимодействие воспитателя с родителями
НАПРАВЛЕНИЕ |
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
|
Психолого - педагогическое просвещение родителей. |
индивидуальные и тематические консультации, тренинги, конференции,родительские собрания. |
|
Вовлечение роди-телей в учебно-воспитательный процесс. |
дни творчества; открытые воспитательные мероприятия; помощь в организации и проведении воспитательных мероприятий и в укреплении материально - технической базы школы и класса; шефская помощь. |
|
Участие в управ-лении учебно-воспита-тельным процессом. |
участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета. |
|
Тематика родительских собраний |
||
3 класс |
4 класс |
|
1. Семейные праздники и их значение для ребёнка. 2. Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. 3. Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. 4. Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. |
1. Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. 2. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. 3. Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. 4. Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" |
Ожидаемые результаты реализации программы
«Наш класс – дружная семья»
Активизация учебно-познавательной деятельности;
Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Формирование личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.