Программа воспитательной работы классного руководителя с классныс коллективом 5- классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Антоновка»
Расмотренно» Руководитель МО классных руководителей ______ «___»__________2016г | «Согласованно» Заместитель Руководителя по воспитательной работе МБОУ СОШ с. Антоновка __________ «____»________ 2016г. | «Утверждаю» директор школы МБОУ СОШ с. Антоновка _________ «____»_______ 2016г. |
Программа
воспитательной работы
классного руководителя
с классным коллективом
(учащихся 5 - 9 классов)
“Лестница жизни ”
Автор-составитель: ЛихачёваА.В.
Учитель 1 категории
2016 год.
Паспорт программы
Наименование программы | “Лестница жизни ” |
Основания для разработки | Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Закон РФ “Об образовании”; Устав ОУ |
Цель программы | воспитание успешного человека, занимающего активную социальную и гражданскую позиции. |
Задачи программы | Способствовать формированию гуманизма и толерантности по отношению к другим людям; создать условия для развития ценностного отношения личности к другим людям и к самому себе. создать условия для повышения социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума; Создать условия для самовоспитания и самосовершенствования личности |
Сроки реализации программы | 2016-2021 гг. |
Исполнители основных мероприятий программы | Классный руководитель, обучающиеся, родители обучающихся, педагоги школы (по согласованию), администрация школы. |
Ожидаемые результаты | Успешная и полная реализации программы позволит воспитать личность: социально активную, выбирающую здоровый образ жизни; умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность; имеющую потребность в творческой самореализации; умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее реализации. |
Пояснительная записка
В основе современной Концепции воспитания детей и обучающейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение.
Воспитание в современных условиях с гуманистической точки зрения – это управление развитием личности. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:
- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;
- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;
- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов.
Таким образом, в центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации.
Воспитательная работа в классе будет строиться на основе программы “Лестница жизни ”, которая разработана в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения.
Программа “Лестница жизни ”рассчитана наобучающихся 5 – 9 классов.
Целькоторой:
воспитание успешного человека, занимающего активную социальную и гражданскую позиции.
Задачи:
Способствовать формированию гуманизма и толерантности по отношению к другим людям;
создать условия для развития ценностного отношения личности к другим людям и к самому себе.
создать условия для повышения социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
Создать условия для самовоспитания и самосовершенствования личности
Сроки и этапы реализации программы
1 этап –2016-2017 уч.год (5 класс)
2 этап –2017-2018 уч.год (6 класс).
3 этап –2018-2019 уч.год (7 класс)
4 этап –2019-2020уч.год (8 класс)
5 этап –2020-2021 уч.год (9 класс)
Программа осуществляется:
• через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, тестирование, наблюдение, опросники);
• через систему дополнительного образования;
• через систему КТД и традиционных дел ОУ;
• в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
• через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения (библиотеки школы и села, спортивные секции школы, достопримечательности села и т.д.)
Формы реализации задач:
- изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися, анкетирование);
- дискуссии, диспуты;
- ролевые, деловые, образовательные игры;
- «круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;
- соревнования;
-конкурсы;
- викторины;
- интеллектуальные марафоны;
- проектные игры;
- КВН;
- работа с семьёй
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
В основе программы воспитания в классе лежат следующие педагогические теории:
• педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.);
• гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили);
• личностно-ориентированная педагогика;
• педагогика сотрудничества (И.П. Иванов, В.А. Караковский);
• педагогика педагогической поддержки (О.С. Газманов);
• технология коллективно-творческих дел;
• игровые технологии.
Механизм реализации программы
"Лестница жизни" является для меня и класса системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого мы должны немного вырасти и решить важные для всех задачи. Каждый учебный год несет определенную смысловую нагрузку.
5-й класс
Оказание помощи в процессе адаптации обучающихся в средней школе.
Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.
Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.
Развитие навыков взаимодействия.
Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.
Формирование ценностных представлений и отношений.
Организация досуговой деятельности.
6-й класс
Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Коллективное планирование .
Развитие чувства коллективизма.
Развитие ценностных представлений и отношений.
Содействие личностному развитию обучающихся.
Формирование навыка коллективного анализа.
Развитие навыков социального взаимодействия.
7-й класс
Развитие самоуправления обучающихся.
Коллективное планирование, коллективный анализ.
Содействие личностному развитию обучающихся.
Развитие навыков социального взаимодействия.
Развитие ценностных представлений и отношений.
8-й класс
Формирование потребности в творческой деятельности.
Самоуправление обучающихся.
Коллективный анализ, коллективное планирование.
Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.
Развитие ценностных представлений и отношений.
9-й класс
Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации обучающихся.
Самоуправление обучающихся.
Содействие в профессиональном самоопределении обучающихся.
Развитие ценностных представлений и отношений.
Реализация поставленных задач ведется через работу классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
«Я – Человек».
Данное направление в воспитательной работе соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры, изучение семейных традиций, воспитание у обучающихся уважения к семейным ценностям, отношениям, формирование толерантного отношения к людям другой национальности.
«Моя Родина».
Направление соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию. Предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этических культур, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, организацию трудовой деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда.
«Здоровый образ жизни».
Данное направление соответствует физическому и экологическому воспитанию обучающихся. Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, Сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья. Воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием. Организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ.
«Мир прекрасного»
Направление соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
«Мой выбор»
Направление направлено на воспитание культуры жизненного самоопределения, привитие обучающимся навыков планирования и управления временем для достижения поставленной цели; Формирования у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме выбора своей профессии.
Работа с обучающимися
месяц | Примерная тематика классных часов и мероприятий | Направление программы |
5 класс | ||
сентябрь | КТД «Классный уголок» | «Мир прекрасного» |
Участие в игре «Зарница» | «Моя Родина» | |
КТД подготовка к сбору дружины «Старт» | «Моя Родина» | |
Участие в соревнованиях по русской лапте | «Здоровый образ жизни | |
Утепление классного кабинета | «Моя Родина» | |
Час общения «Будем знакомы, будем друзьями» | «Я-Человек» | |
октябрь | Тренинг «Учись говорить «нет»» | «Здоровый образ жизни» |
Участие в ОПД «Школьный двор» | «Моя Родина» | |
Участие в дне Здоровья | «Здоровый образ жизни» | |
Час общения «ПДД, нужны ли они нам?» | «Я-Человек» | |
Участие в соревнованиях по настольному теннису | «Здоровый образ жизни» | |
Участие в президентских состязаниях | «Здоровый образ жизни» | |
Час общения «Правила нашей безопасности» | «Здоровый образ жизни» | |
ноябрь | Час общения «4 ноября - День народного единства» | «Моя Родина» |
Беседа по профилактики нарушений правил дорожного движения | «Я-Человек» | |
Составление плана работы на год отряда «Краевед» | «Моя Родина» | |
декабрь | КТД. Разработка сценария к новогоднему спектаклю, изготовление атрибутов. | «Мир прекрасного» |
Устный журнал «Ты Россия моя» | «Моя Родина» | |
Брей-ринг «Азбука вежливости, или Этикет на каждый день» | «Мой выбор» | |
Участие в президентских состязаниях | «Здоровый образ жизни» | |
январь | Час общения «Есть ли границы у свободы» | «Моя Родина» |
| Обсуждение плана работы на второе полугодие отряда «Краевед» | «Моя Родина» |
февраль | Урок мужества «Афганистан болит в моей душе» | «Моя Родина» |
| Участие в выпуске газеты «ШОК» | «Мир прекрасного» |
| Классное собрание «обсуждение проектной деятельности «Подарок ветерану»» | «Я-Человек» |
март | КТД «Подарок ветерану» | «Я-Человек» |
| Участие в соревнованиях по пионерболу | «Здоровый образ жизни» |
| Познавательный конкурс «Мы за чаем не скучаем» | «Мир прекрасного» |
апрель | Участие в ОПД «Школьный двор» | «Моя Родина» |
Диагностика уровня сплочённости и уровня воспитанности класса. | | |
Час общения «Правила нашей безопасности» | «Здоровый образ жизни» | |
Участие в ОПД «Чистое село» | «Моя Родина» | |
май | Классное собрание «Итоги успеваемости за четверть» | «Мой выбор» |
Участие в КТД «Вахта памяти» | «Моя Родина» | |
Посещение ветеранов, вручение подарков к 9 мая | «Я-Человек» | |
КТД «Уборка могил участников войны и учительницы Шайтановой Н.Г.» к 9 мая | «Я-Человек» | |
Час общения «Ответственность за нарушение ПДД». | | |
Июнь, июль, август | Работа на пришкольном участки | «Моя Родина» |
Работа в сводном отряде | «Моя Родина» | |
6 класс | ||
сентябрь | КТД «Классный уголок» | «Мир прекрасного» |
Участие в игре «Зарница» | «Моя Родина» | |
КТД подготовка к сбору дружины «Старт» | «Моя Родина» | |
Участие в соревнованиях по русской лапте | «Здоровый образ жизни | |
Утепление классного кабинета | «Моя Родина» | |
октябрь | Беседа с элементами тренинга «Курить или жить»» | «Здоровый образ жизни» |
Участие в ОПД «Школьный двор» | «Моя Родина» | |
Участие в дне Здоровья | «Здоровый образ жизни» | |
Час общения «ПДД и мы» | «Я-Человек» | |
Участие в соревнованиях по настольному теннису | «Здоровый образ жизни» | |
Участие в президентских состязаниях | «Здоровый образ жизни» | |
Час общения «Кушайте на здоровье» | «Здоровый образ жизни» | |
ноябрь | Час общения «4 ноября - День народного единства» | «Моя Родина» |
Беседа по профилактики нарушений правил дорожного движения | «Я-Человек» | |
Обсуждение плана работы на год отряда «Краевед» | «Моя Родина» | |
декабрь | КТД. Разработка сценария к новогоднему спектаклю, изготовление атрибутов. | «Мир прекрасного» |
Деловая игра «Путешествие в страну Законию» | «Моя Родина» | |
Классное собрание «Итоги успеваемости за четверть» | «Мой выбор» | |
Участие в президентских состязаниях | «Здоровый образ жизни» | |
январь | Час общения «Учимся предотвращать и разрешать конфликты» | «Моя Родина» |
Обсуждение плана работы на второе полугодие отряда «Краевед» | «Моя Родина» | |
февраль | Урок мужества «России верные сыны» | «Моя Родина» |
Участие в выпуске газеты «ШОК» | «Мир прекрасного» | |
Классное собрание «обсуждение проектной деятельности «Подарок ветерану»» | «Я-Человек» | |
март | КТД «Подарок ветерану» | «Я-Человек» |
Участие в соревнованиях по пионерболу | «Здоровый образ жизни» | |
КТД с элементами игры «Наши общие дела» | «Мир прекрасного» | |
апрель | Участие в ОПД «Школьный двор» | «Моя Родина» |
Диагностика уровня сплочённости и уровня воспитанности класса. | | |
Час общения «Правила нашей безопасности» | «Здоровый образ жизни» | |
Участие в ОПД «Чистое село» | «Моя Родина» | |
май | Классное собрание «Итоги успеваемости за четверть» | «Мой выбор» |
| Участие в КТД «Вахта памяти» | «Моя Родина» |
Посещение ветеранов, вручение подарков к 9 мая | «Я-Человек» | |
КТД «Уборка могил участников войны и учительницы Шайтановой Н.Г.» к 9 мая | «Я-Человек» | |
Час общения «Ответственность за нарушение ПДД». | «Здоровый образ жизни» | |
Июнь, июль, август | Работа на пришкольном участки | «Моя Родина» |
Работа в сводном отряде | «Моя Родина» | |
| 7 класс | |
сентябрь | КТД «Классный уголок» | «Мир прекрасного» |
Участие в игре «Зарница» | «Моя Родина» | |
КТД подготовка к сбору дружины «Старт» | «Моя Родина» | |
Участие в соревнованиях по русской лапте | «Здоровый образ жизни | |
Утепление классного кабинета | «Моя Родина» | |
октябрь | Ролевая игра «Суд над норкоманией»» | «Здоровый образ жизни» |
Участие в ОПД «Школьный двор» | «Моя Родина» | |
Участие в дне Здоровья | «Здоровый образ жизни» | |
Час общения «Хорошо ли мы знаем ПДД? » | «Я-Человек» | |
Участие в соревнованиях по настольному теннису | «Здоровый образ жизни» | |
Участие в президентских состязаниях | «Здоровый образ жизни» | |
ноябрь | Час общения «4 ноября - День народного единства» | «Моя Родина» |
Беседа по профилактики нарушений правил дорожного движения | «Я-Человек» | |
Обсуждение плана работы на год отряда «Краевед» | «Моя Родина» | |
декабрь | КТД. Разработка сценария к новогоднему спектаклю, изготовление атрибутов. | «Мир прекрасного» |
Час общения «Поговорим о дежурстве» | «Моя Родина» | |
Классное собрание «Итоги успеваемости за четверть» | «Мой выбор» | |
| Участие в президентских состязаниях | «Здоровый образ жизни» |
январь | Час общения «Я- гражданин России» | «Моя Родина» |
Обсуждение плана работы на второе полугодие отряда «Краевед» | «Моя Родина» | |
февраль | Урок мужества «Великая Отечественная война – что мы о ней знаем?» | «Моя Родина» |
Участие в выпуске газеты «ШОК» | «Мир прекрасного» | |
Классное собрание «обсуждение проектной деятельности «Подарок ветерану»» | «Я-Человек» | |
март | КТД «Подарок ветерану» | «Я-Человек» |
Участие в соревнованиях по пионерболу | «Здоровый образ жизни» | |
КТД с элементами игры «О нашем коллективе» | «Мир прекрасного» | |
апрель | Участие в ОПД «Школьный двор» | «Моя Родина» |
Диагностика уровня сплочённости и уровня воспитанности класса. | | |
Час общения «Правила нашей безопасности» | «Здоровый образ жизни» | |
Участие в ОПД «Чистое село» | «Моя Родина» | |
май | Классное собрание «Итоги успеваемости за четверть» | «Мой выбор» |
Участие в КТД «Вахта памяти» | «Моя Родина» | |
Посещение ветеранов, вручение подарков к 9 мая | «Я-Человек» | |
КТД «Уборка могил участников войны и учительницы Шайтановой Н.Г.» к 9 мая | «Я-Человек» | |
Час общения «Правила для велосепедиста». | «Здоровый образ жизни» | |
Июнь, июль, август | Работа на пришкольном участки | «Моя Родина» |
Работа в сводном отряде | «Моя Родина» | |
8 класс | ||
сентябрь | Классное собрание «Выбор органов самоуправления. Обсуждение проекта плана на новый учебный год и организации дежурства. | «Мой выбор» |
Устный журнал «Что такое личность» | «Мир прекрасного» | |
Час общения «Счастье - жить» | «Мой выбор» | |
Участие в соревнованиях по русской лапте | «Здоровый образ жизни | |
Утепление классного кабинета | «Моя Родина» | |
октябрь | Лекторий (мы против наркотиков) «Я говорю – нет!» | «Здоровый образ жизни» |
Участие в ОПД «Школьный двор» | «Моя Родина» | |
Участие в дне Здоровья | «Здоровый образ жизни» | |
Огонёк «Открытый разговор о нас самих» | «Я-Человек» | |
Участие в президентских состязаниях | «Здоровый образ жизни» | |
ноябрь | Час общения «4 ноября - День народного единства» | «Моя Родина» |
Диспут «Правила пешеходов. Всё ли мы знаем?» | «Я-Человек» | |
Участие в школьном турнире предметных олимпиад | «Мой выбор» | |
Участие в соревнованиях по настольному теннису | «Здоровый образ жизни» | |
декабрь | КТД. Разработка сценария к новогоднему спектаклю, изготовление атрибутов. | «Мир прекрасного» |
Устный журнал «Ты Россия моя» | «Моя Родина» | |
Классное собрание «Итоги успеваемости за четверть» | «Мой выбор» | |
Участие в президентских состязаниях | «Здоровый образ жизни» | |
январь | Час общения «Славься Отечество» | «Моя Родина» |
Встреча с представителями ОВД | «Я – человек» | |
Деловая игра «Мораль и закон» | «Мой выбор» | |
февраль | Урок мужества «Живая память» «Сыны Отечества – защитники земли русской» | «Моя Родина» |
Участие в выпуске газеты «ШОК» | «Мир прекрасного» | |
Час общения «Я – ученик. Нравственный мир старшеклассника» | «Я-Человек» | |
март | Конкурс «Ты женщина – и этим ты права!» (к 8 марта) | «Мир прекрасного» |
Участие в соревнованиях по волейболу | «Здоровый образ жизни» | |
Дискуссия «Что такое духовное богатство человека» | «Мир прекрасного» | |
апрель | Участие в ОПД «Школьный двор» | «Моя Родина» |
Диагностика уровня сплочённости и уровня воспитанности класса. | | |
Час общения «Спорт здоровье бережёт. Так ли это» | «Здоровый образ жизни» | |
Участие в ОПД «Чистое село» | «Моя Родина» | |
Творческий мини – прект «Пропоганда ПДД» | «Здоровый образ жизни» | |
май | Классное собрание «Итоги успеваемости за четверть» | «Мой выбор» |
Участие в КТД «Вахта памяти» | «Моя Родина» | |
Устный журнал «Подвигу жить в веках» | «Моя Родина» | |
Час общения «Ответственность за нарушение ПДД». | «Здоровый образ жизни» | |
Июнь, июль, август | Работа на пришкольном участки | «Моя Родина» |
Работа в сводном отряде | «Моя Родина» | |
9 класс | ||
сентябрь | Классное собрание «Выбор органов самоуправления. Обсуждение проекта плана на новый учебный год и организации дежурства. | «Мой выбор» |
Час информации «Любую ошибку можно исправить, кроме…» (10 сентября – всемирный день предотвращения убийств) | «Я-Человек» | |
КТД «Классный уголок» | «Мир прекрасного» | |
Участие в соревнованиях по русской лапте | «Здоровый образ жизни | |
Утепление классного кабинета | «Моя Родина» | |
октябрь | Лекторий (мы против наркотиков) «Я и норкотики» | «Здоровый образ жизни» |
Участие в ОПД «Школьный двор» | «Моя Родина» | |
Час общения «ПДД – нужны ли они нам?» | «Здоровый образ жизни» | |
Участие в дне Здоровья | «Здоровый образ жизни» | |
Участие в президентских состязаниях | «Здоровый образ жизни» | |
ноябрь | Беседа «Защита Отечества – долг каждого гражданина | «Моя Родина» |
Деловая игра «Я среди людей, люди вокруг меня» | «Я-Человек» | |
Участие в школьном турнире предметных олимпиад | «Мой выбор» | |
Участие в соревнованиях по настольному теннису | «Здоровый образ жизни» | |
декабрь | КТД. Разработка сценария к новогоднему спектаклю, изготовление атрибутов. | «Мир прекрасного» |
Классное собрание «Я и ГИА» | «Мой выбор» | |
Час общения «Знакомый незнакомец» (темперамент) | «Я – человек» | |
Участие в президентских состязаниях | «Здоровый образ жизни» | |
январь | Час общения «Славься Отечество» | «Моя Родина» |
Встреча с представителями ОВД | «Я – человек» | |
Дискуссия «Каким я вижу будущего своего села» | «Я – человек» | |
февраль | Урок мужества «Афганистан болит в моей душе» | «Моя Родина» |
Участие в выпуске газеты «ШОК» | «Мир прекрасного» | |
Час общения «Я – имею право на….» | «Я-Человек» | |
март | Экскурсия в мир профессий «Мой профессиональный выбор. Прав я или нет?» | «Мир прекрасного» |
Участие в соревнованиях по волейболу | «Здоровый образ жизни» | |
Час информации «Учебные заведения Амурской области» | «Мой выбор» | |
| Встреча с представителями центра занятости населения «Какие профессии востребованы на рынке труда» | |
Апрель | Участие в ОПД «Школьный двор» | «Моя Родина» |
Диагностика уровня сплочённости и уровня воспитанности класса. | | |
Этическая беседа «Будь слугой совести и хозяином воли» | «Я- человек» | |
Участие в ОПД «Чистое село» | «Моя Родина» | |
Час общения «Поговорим о ПДД» | «Здоровый образ жизни» | |
май | Классное собрание «Итоги успеваемости за четверть» | «Мой выбор» |
Участие в КТД «Вахта памяти» | «Моя Родина» | |
Час общения «ПДД и ответственность». | «Здоровый образ жизни» | |
Час информации « Что надо знать о ГИА» (знакомство с расписанием, с необходимыми документами, принадлежностями итд) | «Мой выбор» | |
Июнь, июль, август | Сдача ГИА | «Мой выбор» |
Индивидуальная работа с обучающимися
1Формы работы:
-Изучение индивидуальных особенностей обучающихся, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым ребенком.
- Создание условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей обучающихся.
- Оказание индивидуальной помощи обучающимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса и отношениях с учителями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.
- Взаимодействие с родителями, администрацией и другими службами с целью индивидуального развития обучающихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.
- Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.
- Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет их личностных достижений.
2. Форма отслеживания работы с обучающимися
- Основные личностные участия обучающихся, кто привлекался, результат,
Отслеживаются и фиксируется в воспитательном плане классного руководителя в форме в таблице «Результаты участия класса в мероприятиях класса, школы»
- Классным руководителям в плане «Воспитательной работы с коллективом класса» планируется и ведётся работа с одарёнными детьми класса, которая планируется на начало учебного года сучетам плана мероприятий школы.
- Классным руководителем ежемесячно по плану воспитательной работы, ведётся учёба актива класса.
-Ежегодно классным руководителем проводятся диагностики уровня воспитанности и уровня сплочённости класса с целью исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в классе.
Самоуправление класса.
Принципы жизнедеятельности классного коллектива:
Познай себя – это интересно!
Сотвори себя – это необходимо!
Утверди себя – это возможно!
Прояви себя – это реально!
Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитывается периодическая отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе, специфика, возможности и традиции каждого конкретного ученика, этапы его развития, взаимодействие разных органов.
Принципы деятельности органов самоуправления:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- самостоятельность.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Структура самоуправления класса.
Высшим органом классного ученического самоуправления является классное собрание.
Классное собрание проводится не реже одного раза в месяц при наличии не менее 2/3 классного ученического коллектива. В случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители.
На классном ученическом собрании решаются следующие вопросы:
• обсуждение и принятие решений о деятельности классного коллектива;
• рассмотрение и утверждение плана работы классного коллектива;
•выборы членов ученического актива;
• утверждает общественные поручения;
• заслушивание отчетов о выполнении решений отдельными учениками;
• решает вопросы поощрения и порицания обучающихся класса;
подведение итогов деятельности классного коллектива;
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является совет класса, возглавляемый командиром класса. В него входят руководители секторов ученического самоуправления.
Командир класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.
Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании обучающихся путем голосования. Каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения.
№ | сектор | обязанности |
1 | Командир класса | совместно с классным руководителем составляет план работы на полугодие (на основе предложений обучающихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. |
2 | Сектор «Учебный» | отвечает за посещаемость, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин. Отвечает за организацию интеллектуальных игр. |
3 | Сектор «Дисциплины и порядка» | отвечает за санитарно-гигиеническое состояние кабинетов (чистота, проветривание), дежурство по школе ,активное участие в проведении трудовых десантов, субботников, контролирует озеленение класса. |
4 | Сектор «Редакционный» | контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к школьным конкурсам, праздникам, оформление классного уголка, |
5 | Сектор «Спортивный» | формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе. |
Классный коллектив осуществляет свое представительство в органах школьного самоуправления. Два ученика входят в совет пионерской детской организации «Галактика дружбы» и принимает активное участие в организации школьных мероприятий.
«Контролирующим» органом классного самоуправления является родительский комитет.
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями обучающихся – ответственное и серьезное дело. Трудность в том, что семьи неоднородны: у них разный духовный потенциал, разное отношение к детям и школе, разный материальный достаток, социальное положение, степень благополучия отношений в семье, место проживания.
Все это влияет на психику ребенка, его отношение к учению, формирование его личностных качеств. Мною поставлены цели и задачи:
Цель: «Гармоничное воспитание личности обучающегося – это общее дело родителей и учителей».
Задачи:
формирование единого коллектива детей и родителей как условия обеспечения успешной воспитательной среды;
посещение семей обучающихся с целью проверки бытовых условий жизни, изучение воспитательных возможностей;
привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассных мероприятий;
предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
Формы работы с родителями:
родительские собрания;
индивидуальные беседы;
совместные мероприятия с детьми;
дни открытых дверей;
Работу с родителями предполагается продолжить по следующим направлениям:
№ | Направления работы | Мероприятия |
1 | Родительские собрания. | Групповые родительские собрания по отдельным проблемам. Беседы по проблемам успеваемости, межличностного общения, поведения, ребенка. Организация бесед родителей с учителями - предметниками. Посещение педагогами семей своих учеников. Работа с родительским комитетом. Анкетирования. |
2 | Работа по организации совместной деятельности и досуга родителей и обучающихся.
| Привлечение родителей в подготовке к классным и школьным мероприятиям; - новогодний вечер (оказание помощи в изготовление новогодних костюмов) - день открытых дверей (посещение уроков) - 8 марта, 23 февраля (посещение классных часов, и оказания помощи в подготовке) идругие. |
3 | Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении и организации учебно – воспитательного процесса | Помощь в организации деятельности общественных родительских формирований (совет школы, родительский комитет). Подведение итогов работы за год.
|
Правила, которые соблюдаются в работе с родителями:
О самом отчаянном нарушителе дисциплины всегда можно сказать что-нибудь позитивное.
Не предъявлять родителям претензии по поводу их ребенка, а вместе с ними искать подходы, пути воздействия на ребенка, проявляя свою заинтересованность.
Родители пойдут навстречу классному руководителю только тогда, когда увидят заинтересованность в успехах их детей, понимание и уважение к ребенку и к их родительским чувствам.
Опираться на реалистический оптимизм, не ставя диагноз о безнадежности ситуации. Есть ситуации, в которых пока не найден выход.
Примерная тематика родительских собраний
№ | Тематика собраний | месяц | |||||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | |||||
1 | «Возрастные особенности детей»; | «Стили воспитания ребенка»; | «Как помочь ребенку хорошо учиться»; | | Профессиональное самоопределение выпускника школы | октябрь | |||
2 | | | | | Правила и нормативное документы при сдаче ГИО. | январь | |||
3 | «Школа – до свидания! Школа – здравствуй!» - совместное планирование воспитательной деятельности на следующий учебный год; | | | | Ученик сдаёт ГИО. Эмоционо – психологический настрой в семье. | апрель |
Работа с учителями, преподающими в классе
Сущность взаимодействия классного руководителя с учителями-предметникамисостоит в объединении усилий педагогов, работающих в классе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.
№ | Направления взаимодействия классного руководителя и учителей – предметников | Цель |
1 | Экологичность образовательного процесса | сделать процесс образования обучающихся класса наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и прочие специфические черты коллектива и личности); |
2 | организованность | обеспечение дисциплины и самоорганизации класса |
3 | дифференциация и индивидуализация | учет особенностей школьников при определении ориентиров воспитания и обучения, педагогических вмешательств |
4 | последовательность и комплексность | влияния на развитие обучающихся |
Формы организации взаимодействия классных руководителей с учителями -предметниками:
- совещание классного руководителя с учителями – предметниками, работающими в классе;
- посещение классным руководителем уроков;
- приглашение учителей-предметников на родительские собрания,
- групповые встречи классного руководителя с родителями и учителями- предметниками;
- индивидуальные беседы классного руководителя с учителями - предметниками.
Годовая логика организации взаимодействия классного руководителя с учителями – предметниками должна учитывать:
- проблемы прошлого учебного года (вытекают из анализа
-деятельности классного руководителя за предыдущий год); адаптационные проблемы (сентябрь);
- завершение учебных четвертей
- индивидуальные проблемы отдельных обучающихся.
Работа с администрацией школы
№ | Мероприятия с учителями предметниками | Мероприятия с классным коллективом |
1 | Организация посещения открытых классных часов, работы творческих объединений, семинаров | Организация участия обучающихся в школьных, районных(областных) конкурсах, конференциях и т.п. |
2 | Обеспечить открытость информации на сайте школы | Организовать награждение обучающихся по итогам работы за учебный год |
3 | Создание группы контроля организации и подготовки обучающихся 9-го класса к освоению учебного материала. Подготовка к экзаменам. | Организация работы факультативов и элективных курсов. |
4 | Организация деятельности по охране жизни и здоровья обучающихся -Встреча с работниками ГИБДД -Противопожарные мероприятия - Мероприятия по охране здоровья обучающихся | Организация деятельности по охране жизни и здоровья обучающихся -Встреча с работниками ГИБДД -Противопожарные мероприятия - Мероприятия по охране здоровья обучающихся |
Прогнозируемые результаты:
Успешная и полная реализации программы позволит воспитать Личность:
социально активную, выбирающую здоровый образ жизни;
умеющую делать нравственный выбор и нести за него ответственность;
имеющую потребность в творческой самореализации;
умеющую видеть перспективу своей жизни и строить планы по ее реализации.
Список диагностических исследований в классном коллективе
Диагностика уровня воспитанности обучающихся класса.
Диагностика уровня сплочённости обучающихся класса.
Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
Литература
Булгакова О.М.Самоуправление в классном коллективе. // Справочник классного руководителя. – 2007. - № 4. – С. 31-36
Дубич С.А. Организация самоконтроля.// Завуч. – 2002. - № 1. – С. 10-12
Караковский В.А. Как быть с воспитанием? – М.: Открытая школа, 1997
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Классному руководителю о воспитательной системе класса/ Под.ред. Е.Н. Степанова. М., 2000
Коновалова О.Б., Культяпова Ж.В. Основы ученического самоуправления // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2006. - № 6. – С. 77–84.
Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002. – С. 37–45
Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Педагогический поиск, 2000.
Степанов Е.Н. 8-я Лекция. Самоуправление в классном коллективе// Классный руководитель. – 2006. - № 8. – С. 14–20.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя (Методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – С. 47–65
Потамошнева Наталья Алексеевна