Программа воспитательной работы классного руководителя (1 – 4 классы) «Наш класс – дружная семья»

1
0
Материал опубликован 16 October 2015 в группе

Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.  И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ. Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся. Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д. Программа “Наш класс – дружная семья” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Данная программа рассчитана на учащихся 1 – 4  классов. Она включает основные направления, цели и задачи воспитательной программы школы.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;формирование здорового образа жизни школьника; воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города; сотрудничество со школьными службами; создание условий для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса. 
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс успешная адаптация к школьной жизни;эмоциональная устойчивость обучающихся;создание предпосылок для формирования классного коллектива;активное участие родителей в жизни класса, школы.
2 класс устойчивые положительные результаты обучения;активное участие детей в жизни класса, школы, района;негативное отношение к вредным привычкам;создание органов классного самоуправления.
3 класс проявление интеллектуальных способностей на уровне школы, района, края;знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей села и города;умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;ощущение ответственности за совершаемые поступки.
4 класс овладение методами самовоспитания, самоконтроля;проявление самостоятельной творческой активности;умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Программа осуществляется:через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);через систему дополнительного образования;через систему КТД и традиционных дел ОУ;в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;в ходе взаимодействия со школьными службами (социальный педагог, педагог-психолог, библиотекарь, старшая вожатая);через систему взаимодействия, сотрудничества с учреждения села (библиотека, ДК и др.);
Технологии и методы: исследовательский;метод проектов;личностно-ориентированный подход;игровой;ИКТ.Формы работы: классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации, занятия;конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы, экскурсии, представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;встречи с интересными людьми, игры по интересам;
Приоритетные направления работыспортивно-оздоровительное направление духовно-нравственное направление социальное направление общеинтеллектуальное направление общекультурное направление работа с семьёй 
Содержание программы1. Спортивно-оздоровительное направление Цель работы – использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.Задачи: Формирование здорового образа жизни школьника; Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Виды деятельности:сотрудничество с сельской врачебной амбулаторией с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся;формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание физического воспитания:совершенствование организма человека, предполагающее развитие двигательной и костно-мышечной систем, нервной системы, пропорций тела при сохранении и укреплении здоровья. От физического состояния зависит успешность учебной деятельности, счастье всей жизни человека;просвещение учащихся в вопросах физической культуры и личной гигиены;формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;развитие физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия;индивидуальная работа с физически одаренными ребятами с учетом их интересов и склонностей.
2. Духовно-нравственное направление Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.Задачи:формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Виды деятельности:развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Содержание нравственного воспитания: моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа; формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;Каждое из этих направлений включает:формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения;воспитание чувства личной ответственности за свои поступки и деятельности;формирование не только взглядов и отношений, но и убеждений человека, требующих реализации в поведении и поступках.3. Социальное направлениеЦель - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду; способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности.4. Общеинтеллектуальное направлениеЦель работы – оказание помощи учащимся в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.Задачи:Помощь в развитии познавательных интересов обучающихся;Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования;
Виды деятельности:Изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;Сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся.
Содержание интеллектуального развития:развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;умственное просвещение учащихся в области наук, деятельности, общения;формирование механизма самоорганизации умственной деятельности;развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей учащихся;
5. Общекультурное направление Цель работы – гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.Задачи: Создание благоприятных условий для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;Организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности;Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию.
Виды деятельности:Изучение потребностей, интересов и желаний учащихся, в организации и проведении внеклассных мероприятий;Стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы;Изучение и способностей к общению каждого ученика;Эстетическое образование, теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;Художественное воспитание;Воспитание творческих потребностей и способностей.
Содержание эстетического воспитания:развитие эстетического восприятия окружающего мира и способности ценить и создавать прекрасное;развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;эстетическое просвещение учащихся в области искусства, культуры, объели” природы;индивидуальное эстетическое воспитание, направленное на развитие художественных задатков, способностей и склонностей учащихся;формирование механизма эстетического самообразования;формирование эстетических отношений, восприятия, чувств, вкуса и идеала.6. Работа с семьёй Цель работы – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.Задачи: организация и совместное проведение досуга детей и родителей;организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса - педагогов, детей и родителей;организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель - ученик - родитель”.
Виды деятельности в направлении “Семья”: сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы семейного воспитания:совместная творческая деятельность учащихся и их родителей;консультирование и решение проблем семейного воспитания детей младшего школьного возраста;родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом для решения насущных вопросов и проблем.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;систематичность в организации;личностно ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка;создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности: Добро, Истину, Красоту.Требования к выпускнику начальной школы   В ФГОС НОО второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.  В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.                      В Стандарте второго поколения определен «портрет» выпускника начальной школы: - любящий свой народ, свой край и свою Родину; - уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; - выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Ожидаемые результаты реализации программы «Наш класс – дружная семья»Активизация учебно-познавательной деятельности;Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Комментарии
Комментариев пока нет.