Программа «Язык родной, дружи со мной» по развитию творческих способностей у 1–4 классов на уроках русского языка
Программа «Язык родной, дружи со мной»
по развитию творческих способностей
у младших школьников
на уроках русского языка посредством
использования метода проектов
как формы контроля и оценки знаний
Составитель:
Молокова Ю.В.
Учитель начальных классов
Предмет «Русский язык» вводит обучающихся в большой мир изучения русского языка, знакомит их с прекрасным в языке и речи, формирует у учащихся потребность грамотного использования речи и ее совершенствование, способствует формированию орфографических и пунктуационных умений и навыков, знакомит учащихся с нормами литературного языка, а так же сопутствует развитию умения связно излагать свои мысли. Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное использование языка в собственной речи.
При изучении русского языка используется различные формы работы, которые способствуют развитию творческих способностей, так как ученик начинает выходить за пределы задач, поставленных учителем. Он старается искать новые области реализации своих способностей, по-новому осмысливать и оценивать результаты своей работы при помощи рефлексии и оценки контроля. Так же возрастает самостоятельность, формируются мыслительные процессы такие как анализ, обобщение и другие. Таким образом появляется мощный стимул для развития творческих способностей. Они в свою очередь сопутствуют осуществлению контроля деятельности ребенка и ее оценки. Контроль и оценку творческих способностей можно осуществлять через метод проектов.
Содержание направлено на анализ собственных возможностей учащихся и на их самостоятельную деятельность при использовании метода проекта, что способствует формированию у детей умения самостоятельно изучать материал, творчески воспринимать реальную действительность и соотносить ее с изучаемой темой. Выполнять не только базовые задания, но и повышенной сложности работы для усвоения и закрепления знаний.
Данная программа предназначена для учащихся 3 класса и разработана на основе тематического планирования по предмету «Русский язык» с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности класса.
При составлении программы были использованы авторские разработки
Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой и других.
Цель программы: развитие творческих способностей посредством применения метода проектов как формы организации контроля и оценки знаний младших школьников.
Задачи, реализуемые в программе:
1) формировать речевую грамотность;
2) формировать способность выражать словом свои чувства и мысли;
3) способствовать умению выполнять задания с использованием метода проектов;
4) формировать умение самостоятельно находить полезную информацию в различных источниках информации;
5) способствовать умению находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Режим деятельности:
Данная программа содержит в себе 8 уроков по русскому языку продолжительностью 40 минут.
На каждом из этих уроков использовались задания с применением метода проектов как формы контроля и оценки знаний, которые проводились на разных этапах урока: актуализации знаний, открытии новых знаний, закреплении полученного материала, систематизации и обобщении полученных знаний и т.д.
Сроки реализации программы:
Занятия рассчитаны на 3 недели и проводятся в период с 20.04.2021 г. по 17.05.2021 г. в соответствии с календарно-тематическим планом, предусмотренным МОУ СШ №1 р. п. Новоспасское и программой «Школа России».
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация «PowerPoint», раздаточный материал с использованием метода проектов.
Тематический план
№ п\п | Тема урока | Цель урока | Виды заданий, направленных на развитие творческих способностей младших школьников посредством применения метода проекта как формы контроля и оценки знаний |
1. 20.04.21. | Значение и употребление глаголов в речи. | Развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи. | Создание паспорта глагола. |
2. 22.04.21. | Неопределенная форма глагола. | Знакомство обучающихся с особенностями глаголов неопределённой формой. | Создание мини-сочинение «Я через 20 лет». |
3. 27.04.21. | Число глаголов. | Формирование умения определять число глаголов. | Создание памятки и физкультминутки для закрепления знаний. |
4. 29.04.21. | Число глаголов, 2-е лицо. | Формирование умения правильного написания глаголов 2-го лица единственного числа. | Создание стихотворения. |
5. 30.04.21. | Изменение глаголов по временам. | Формирование умения определять времена глаголов. | Создание схемы изменения глаголов по временам. |
6. 12.04.21. | Род глаголов в прошедшем времени. | Знакомство обучающихся с изменением глаголов в прошедшем времени по родам. | Создание памятки «Засели глаголы». |
7 13.04.21. | Правописание частицы «не» с глаголами. | Формирование умения правильного написания частицы «не» с глаголами. | Создание сказки. |
8 13.04.21. | Морфологический разбор глаголов. | Закрепление знаний у учащихся о глаголе. | Создание схемы. Обобщение изученного. |
Ожидаемые результаты реализации уроков
с активным применением метода проектов как
как формы контроля и оценки знаний:
1) сформированность речевой грамотности;
2) способность выражать словом свои чувства и мысли;
3) сформированность умения выполнять задания с использованием метода проектов;
4) сформированность умения самостоятельно находить полезную информацию в различных источниках информации;
5) способность находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Фрагмент урока № 1.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
6. Закрепление полученных знаний. | 6.1. Постановка проблемы. - Ребята, поднимите руку, кто считает, что он все изученное сегодня на уроке запомнил. - Так, вижу не у всех поднятые руки. - И у меня к вам, в таком случае, вопрос. А как мы можем сделать так, что все, что мы сегодня узнали осталось с нами на долгое время? - Можно сохранить, правильно, но как это сделать? - Памятку сделать? Неплохой вариант, а я вам предлагаю сделать целый паспорт глагола. Он же у нас самостоятельная часть речи, важная часть речи в русском языке. - Поднимите руку, кто согласен. 6.2. Планирование деятельности. - Итак, с чего мы можем начать заполнение паспорта? - У меня есть план-помощник, мы можем обратиться к нему. 1. Организовать свое пространство. 2. Ознакомиться с бланком. 3. По памяти или с помощью учебника заполнить паспорт. 4. Поделиться результатом с одноклассниками. 6.3. Поиск информации. - Итак, организовываем свое рабочее место. Кладем перед собой бланк. Достаем все необходимое для работы. - Самый главный вопрос. Если не запомнили мы информацию, то мы где ее будем искать? - Верно, в учебнике и тетради. - Ребята, на заполнение паспорта вам дается 5 минут. Будьте внимательны и проявите свое творчество. 6.4. Презентация результатов. - Время подошло к концу. У нас уже есть готовые работы. Желающие продемонстрировать свои паспорта глаголов могут поднять руку. Просмотр паспортов глаголов у доски. - Ребята, какие замечательные паспорта у вас получились. - Поднимите руку, кому памятка помогла все-все запомнить. - Значит мы сделали полезное дело. Я вами горжусь! Обучающиеся сдают работы учителю. Работы проверяются и выставляются отметки. | Выполняют просьбу учителя. Отвечают на вопрос учителя. - Сделать памятку! Подсказку! Выполняют просьбу учителя. Обучающие формулируют план. Отвечают на вопросы учителя. Работают с источником информации. Демонстрируют свои результаты. |
Раздаточный материал к фрагменту урока № 1.
Что без меня предметы? Задачи глагола в русском языке __________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ Отвечает на вопросы Это - __________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ Фото глагола П аспорт глагола |
Фрагмент урока № 2.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
6. Закрепление полученных знаний. | 6.1. Постановка проблемы. - Ребята, тема у нас сегодня интересная. - У меня к вам такой вопрос, а где мы можем применить глаголы в неопределенной форме? - Хорошие варианты. А сочинение помогут написать? - А какое? - Письмо о будущем, верно, ребята. - Я вам предлагаю написать мини-сочинение на тему «Я через 20 лет!», используя как можно больше глаголов в неопределённой форме. 6.2. Планирование деятельности. - Итак, нужно наметить план действий. 1. Подумать, о своем будущем. 2. Записать мини-сочинение в рабочий лист. 3. Выполнить задание в рабочем листе. 4. Поделиться своей работой. 6.3. Поиск информации. - Ребята, если у вас возникнут вопросы, вы можете обратиться ко мне и к учебнику для грамотного написания сочинения. На выполнение работы вам дается 7 минут. Работу можно оформить ярко и красочно, проявите творчество! 6.4. Презентация результатов. - Время подошло к концу. У нас уже есть готовые работы. Желающие продемонстрировать свои паспорта глаголов могут поднять руку. Прослушивание работ у доски. - Ребята, какие замечательные работы у вас получились. - Поднимите руку, кому памятка помогла все-все запомнить. - Значит мы сделали полезное дело. Я вами горжусь! Обучающиеся сдают работы учителю. Работы проверяются и выставляются отметки. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют совместно с учителем план работы. Обучающиеся выполняют задание, делятся своими работами. |
Раздаточный материал к фрагменту урока № 2.
Дорисуй кругу лицо, тем самым оцени свою работу и твое настроение! На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? _____________________ Сколько глаголов тебе удалось записать? _____________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ___________________________________ Мини-сочинение на тему «______________________________________________________» |
Фрагмент урока № 3.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
6. Закрепление полученных знаний. | 6.1. Постановка проблемы. - Ребята, поднимите руку, кто считает, что он все изученное сегодня на уроке запомнил. - Так, вижу не у всех поднятые руки. - И у меня к вам, в таком случае, вопрос. А как мы можем сделать так, что все, что мы сегодня узнали осталось с нами на долгое время? И как мы можем это проверить? - Можно сохранить, правильно, но как это сделать? - Памятку сделать? Хорошо, а как мы дальше это проверим? - Я согласна, памятка – хороший вариант. А проверить я вам предлагаю через физкультминутку, которую вы придумаете каждый сам! - Не переживайте, я буду вам помогать. - Поднимите руку, кто готов к работе. 6.2. Планирование деятельности. - Итак, с чего мы можем начать работу? - У меня есть план-помощник, мы можем обратиться к нему. 1. Организовать свое пространство. 2. Ознакомиться с бланком. 3. Придумать и нарисовать памятку. 4. При затруднении можно обратиться к учебнику. 5. Придумать и записать физкультминутку. 6. Поделиться результатом с одноклассниками. 6.3. Поиск информации. - Итак, организовываем свое рабочее место. Кладем перед собой бланк. Достаем все необходимое для работы. - Самый главный вопрос. Если не запомнили мы информацию, то мы где ее будем искать? - Верно, в учебнике и тетради. - Ребята, на работу вам дается 5 минут. Будьте внимательны и проявите свое творчество. 6.4. Презентация результатов. - Время подошло к концу. У нас уже есть готовые работы. Желающие продемонстрировать свои памятки и физкультминутки могут поднять руку. Просмотр памяток, закрепление знаний посредством физкультминуток. - Поднимите руку, кому памятка помогла все-все запомнить. - Значит мы сделали полезное дело. Я вами горжусь! Обучающиеся сдают работы учителю. Работы проверяются и выставляются отметки. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют план работы. Обучающиеся пользуются советами из презентации и работают с учебником. Выполняют задание. Ученики делятся своим результатом. |
Раздаточный материал к фрагменту урока № 3.
Цель: _____________________________________________________________________________________________________ Физкультминутка: _________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________ Результат: ________________________________________________________________________________________________ Памятка: |
Фрагмент урока № 4.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
5. Работа по теме урока. | 6.1. Постановка проблемы. - Ребята, мы с вами познакомились с правилом. Поднимите руку, у кого оно вызвало затруднение. - А теперь послушайте правило в форме стихотворения. Если видишь ты глагол с мягким знаком на конце, То запомни, дорогой, он стоит во 2-м лице! - Поднимите руку, кто с помощью стихотворения запомнил написание глаголов 2-го лица. - Уже больше рук, это здорово. Я вам предлагаю самим попробовать себя в роли поэтов. И написать стихотворение-запоминалочку. - Не переживайте, я буду вам помогать. - Поднимите руку, кто готов к работе. 6.2. Планирование деятельности. - Итак, с чего мы можем начать работу? - У меня есть план-помощник, мы можем обратиться к нему. 1. Организовать свое пространство. 2. Ознакомиться с бланком. 3. Придумать, записать и оформить стихотворение. 4. При затруднении можно обратиться к учебнику. 5. Поделиться результатом с одноклассниками. 6.3. Поиск информации. - Итак, организовываем свое рабочее место. Кладем перед собой бланк. Достаем все необходимое для работы. - Самый главный вопрос. Если не запомнили мы информацию, то мы где ее будем искать? - Верно, в учебнике и тетради. - Ребята, на работу вам дается 5 минут. Будьте внимательны и проявите свое творчество. 6.4. Презентация результатов. - Время подошло к концу. У нас уже есть готовые работы. Желающие продемонстрировать свои памятки и физкультминутки могут поднять руку. Просмотр памяток, закрепление знаний посредством физкультминуток. - Поднимите руку, кому памятка помогла все-все запомнить. Обучающиеся сдают работы учителю. Работы проверяются и выставляются отметки. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют план работы. Обучающиеся пользуются советами из презентации и работают с учебником. Выполняют задание. Ученики делятся своим результатом. |
Раздаточный материал к фрагменту урока № 4.
Фрагмент урока № 5.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
6. Закрепление полученных знаний. | 6.1. Постановка проблемы. - Ребята, поднимите руку, кто считает, что он все изученное сегодня на уроке запомнил. - Так, вижу не у всех поднятые руки. - И у меня к вам, в таком случае, вопрос. А как мы можем сделать так, что все, что мы сегодня узнали осталось с нами на долгое время? И как мы можем это проверить? - Можно сохранить, правильно, но как это сделать? - С помощью памятки. Чтобы узнать, какие они бывают обратите внимание на слайд. - Ребята, а вы заметили, что один из видов памятки выделяется? Какой? - Верно, схема была выделена. Поднимите руку, если считаете, что схема отлично подойдет для запоминания изученного материала. - Предлагаю нам каждому сделать такие памятки в виде схемы. - Поднимите руку, кто готов к работе. 6.2. Планирование деятельности. - Итак, с чего мы можем начать работу? - У меня есть план-помощник, мы можем обратиться к нему. 1. Организовать свое пространство. 2. Ознакомиться с моделью схемы. 3. Придумать и нарисовать схему. 4. При затруднении обратиться к учебнику. 5. Поделиться результатом с одноклассниками. 6.3. Поиск информации. - Итак, организовываем свое рабочее место. Кладем перед собой бланк. Достаем все необходимое для работы. - Самый главный вопрос. Если не запомнили мы информацию, то мы где ее будем искать? - Верно, в учебнике и слайде. - Ребята, на работу вам дается 5 минут. Будьте внимательны и проявите свое творчество. 6.4. Презентация результатов. - Время подошло к концу. У нас уже есть готовые работы. Желающие продемонстрировать свои схемы могут поднять руку. Просмотр памяток, закрепление знаний посредством физкультминуток. - Поднимите руку, кому памятка помогла все-все запомнить. Обучающиеся сдают работы учителю. Работы проверяются и выставляются отметки. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют план работы. Обучающиеся пользуются советами из презентации и работают с учебником. Выполняют задание. Ученики делятся своим результатом. |
Раздаточный материал к фрагменту урока № 5.
Памятка-схема
Фрагмент урока № 6.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
6. Закрепление полученных знаний. | 6.1. Постановка проблемы. - Ребята, мы с вами научились определять род глаголов и выделать родовые окончания. Как мы с вами можем проверить свои знания? - Можем выполнить задания, верно. Поднимите руку те, кто считает, что можно выполнить задание так, чтобы это было еще и полезно в будущем. - Не все подняли руки. - Ребята, мы с вами определили ранее, что глаголы можно разделить по роду. А мы можем их заселить в домики? - Можем, а как мы это сделаем? - Верно, в одном домики будут проживать глаголы мужского рода, в другом – женского, в следующем – среднего рода. - Мы сможем проверить свои знания, при заселении домиков? А нам домики в будущем помогут? - Тогда предлагаю начать работу. - Поднимите руку, кто готов к выполнению задания. 6.2. Планирование деятельности. - Итак, с чего мы можем начать работу? - У меня есть план-помощник, мы можем обратиться к нему. 1. Организовать свое пространство. 2. Ознакомиться с бланком. 3. Придумать и записать слова, украсить фон. 4. При затруднении обратиться к учебнику. 5. Поделиться результатом с одноклассниками. 6.3. Поиск информации. - Итак, организовываем свое рабочее место. Кладем перед собой бланк. Достаем все необходимое для работы. - Самый главный вопрос. Если не запомнили мы информацию, то мы где ее будем искать? - Верно, в учебнике и тетради. - Ребята, на работу вам дается 5 минут. Будьте внимательны и проявите свое творчество. 6.4. Презентация результатов. - Время подошло к концу. У нас уже есть готовые работы. Желающие продемонстрировать свои домики могут поднять руку. Просмотр памяток, закрепление знаний посредством физкультминуток. - Поднимите руку, кому памятка помогла все-все запомнить. Обучающиеся сдают работы учителю. Работы проверяются и выставляются отметки. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют план работы. Обучающиеся пользуются советами из презентации и работают с учебником. Выполняют задание. Ученики делятся своим результатом. |
Ср. р.
Р аздаточный материал к фрагменту урока № 6.
М. р.
Ж. р.
Выдели суффиксы и окончания глаголов
Фрагмент урока № 7.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
6. Закрепление полученных знаний. | 6.1. Постановка проблемы. - Ребята, представьте, что мы попали в сказочную страну русского языка. Как вы думаете, какие в этой стране отношения у частицы «не» с глаголами? - Какие разные ответы. Они и дружат, и враги для кого-то. - Предлагаю вам написать собственную сказку и сделать так, чтобы мы поверили в нее. Тем самым и узнали какие же отношения в сказочной стране русского языка между частицей «не» и глаголом. - Поднимите руку, кто готов к выполнению задания. 6.2. Планирование деятельности. - Итак, с чего мы можем начать работу? - У меня есть план-помощник, мы можем обратиться к нему. 1. Организовать свое пространство. 2. Ознакомиться с бланком. 3. Записать и оформить сказку. 4. При затруднении обратиться к учебнику или слайду. 5. Поделиться результатом с одноклассниками. 6.3. Поиск информации. - Итак, организовываем свое рабочее место. Кладем перед собой бланк. Достаем все необходимое для работы. - Самый главный вопрос. Если не запомнили мы информацию, то мы где ее будем искать? - Верно, в учебнике и тетради. Также, ребята, на слайде записаны фразы-помощницы, которые вы можете использовать при написании сказки. - Ребята, на работу вам дается 5 минут. Будьте внимательны и проявите свое творчество. 6.4. Презентация результатов. - Время подошло к концу. У нас уже есть готовые работы. Желающие продемонстрировать свои сказки могут поднять руку. Просмотр памяток, закрепление знаний посредством физкультминуток. - Поднимите руку, кому памятка помогла все-все запомнить. Обучающиеся сдают работы учителю. Работы проверяются и выставляются отметки. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют план работы. Обучающиеся пользуются советами из презентации и работают с учебником. Выполняют задание. Ученики делятся своим результатом. |
Раздаточный материал к фрагменту урока № 7.
|
Фрагмент урока № 8.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
3. Актуализация полученных знаний. | 6.1. Постановка проблемы. - Мы с вами уже многое узнали о глаголе. И сегодня все ранее полученные знания нам пригодятся. - Ребята, а как мы можем с вами повторить весь материал, но при этом зафиксировать его для помощи в дальнейшем? - Соглашусь, можно создать схему. - Поднимите, кто уже научился из прошлых уроков создавать схемы. - Какие молодцы. Давайте еще раз повторим, чем она отличается от других памяток. - Замечательно! Поднимите руку, кто готов к выполнению задания. 6.2. Планирование деятельности. - Итак, с чего мы можем начать работу? - У меня есть план-помощник, мы можем обратиться к нему. 1. Организовать свое пространство. 2. Ознакомиться с моделью схемы. 3. Придумать и нарисовать схему. 4. При затруднении обратиться к учебнику. 5. Поделиться результатом с одноклассниками. 6.3. Поиск информации. - Итак, организовываем свое рабочее место. Кладем перед собой бланк. Достаем все необходимое для работы. - Самый главный вопрос. Если не запомнили мы информацию, то мы где ее будем искать? - Верно, в учебнике и тетради. - Ребята, на работу вам дается 5 минут. Будьте внимательны и проявите свое творчество. - Заметьте, что это уже изученный материал. Те, кто будут работать самостоятельно и без подсказок получат дополнительный балл. 6.4. Презентация результатов. - Время подошло к концу. У нас уже есть готовые работы. Желающие продемонстрировать свои сказки могут поднять руку. Просмотр памяток, закрепление знаний посредством физкультминуток. - Поднимите руку, кто считает, что работа была полезной. Обучающиеся сдают работы учителю. Работы проверяются и выставляются отметки. | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируют план работы. Обучающиеся пользуются советами из презентации и работают с учебником. Выполняют задание. Ученики делятся своим результатом. |
Раздаточный материал к фрагменту урока № 8.