12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Щекланова Людмила Валерьевна17

«Программирование ветвлений на Паскале.»


Цели урока:

обучающая: закрепить определение видов ветвлений (полные, неполные); показать взаимосвязь математики и информатики; научить использовать знания, полученные на уроке математики, при решении задач информатики с помощью блок-схем, а также на языке программирования;

развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать память, речь, внимание, критичность мышления;

воспитательная: воспитывать интерес к изучению темы, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие, терпение.

Задачи урока:

- образовательная:

Научить решать задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль”.

Планируемые результаты:

предметные – умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие алгоритмическую конструкцию ветвление;

метапредметные – умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.


Формы работы учащихся:

Коллективная деятельность

Индивидуальная деятельность

Групповая деятельность


Педагогические технологии:

Групповое обучение

Разноуровневое обучение

Информационно-коммуникационные технологии




Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готовы к уроку? Садитесь.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка целей и задач урока.

Девизом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова первого программиста Чарльза Беббиджа: « Я услышал и забыл, увидел и запомнил, сделал и понял!»

О чем говорят эти слова?
О том, что бы понять смысл какого-то явления или процесса нужно его сделать самому, пропустить через себя. А иначе мы можем только, в лучшем случае запомнить, а понять мы это не в силах, нам может только казаться, что мы поняли, но скоро мы все это забудем.

Вы сейчас ещё в 9 классе, но скоро придёт то время, когда вам нужно будет сделать выбор, что делать дальше: продолжать учиться в школе или получать в каком-либо учебном заведении профессию. У вас возможно уже сейчас есть мечты, кем бы вы хотели стать в будущем. Из всех возможных и известных вам специальностей вы выберете одну. Таким образом, реализуете на практике составленный жизнью алгоритм ……. Чего? ( ветвления (выбора)). Встречаются и более сложные положения, когда нужно сделать тот или иной выбор в зависимости от того, выполняется или не выполняется некоторое условие. Как называется форма организации действий, которая позволяет нам сделать выбор?

Давайте сформулируем тему нашего урока. (Программирование ветвлений на Паскале)

Цель нашего урока? (научиться создавать программы с ветвлением)

Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Актуализация знаний учащихся.

Ответьте на следующие вопросы:

а) методом фронтального опроса:

1. На какие основные части разделяется программа, пишущаяся на языке программирования Pascal? (на три основные части: заголовок программы, раздел объявления величин, тело программы);

2. Каким служебным словом обозначается название программы? (Program);

3. Какие существуют правила записи названия программы? (название программы записывается при помощи букв английского алфавита, допустимо использование арабских цифр, но заголовок не должен начинаться с цифры, длина названия программы должна быть не более 256 символов и не должна содержать пробелов);

4. Какой оператор предваряет раздел объявления переменных? (оператор Var);



5. Как выглядит запись объявления раздела переменных ?

(Var < имена переменных>: < тип величины>;) ;

6. С какими типами числовых величин работает Паскаль? (integer, real, Boolean);

7. Каким служебным словом записывается начало тела программы? (Begin);

8. Каковы синтаксические правила, которые соблюдаются при составлении программ на языке программирования Pascal? (каждая строка в программе заканчивается знаком «;», а конец программы оператором End c « . »);

9. Как записывается оператор прсваивания? (:=);

10. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? ( read(readln), write(writeln));



б) методом решения задач:

Задание №1

Найти ошибки в программах:

а) Написать программу на Pascal, вычисляющую площадь круга.

Program Z1;

Var R,S: integer;

Begin;

Read (R);

S=3,14*SQR(R);

Write (S);

End



б) Написать программу, вычисляющую значение функции у=у1-у2, если у1= 2.5х, а у2=5+х;

Program Z2;

Var x,y,y1,y2: Real;

Begin;

Write (x);

y:= y1- у2;

y1:=2.5*x;

у2=5+х;

Read (y);

End.

Задание №2



Написать программу

a) вычисляющую сумму квадратов двух чисел а и b.

Program Z3;

Var a,b,s: Real;

Begin;

Read (a,b);

s:=SQR (a)+ SQR (b);

Write (s);

End.

б) найти скорость равномерного прямолинейного движения тела (значения S и t вводятся с клавиатуры)

Program Z4;

Var t,s: Real;

Begin;

Read (t,s);

v:=s/t;

Write (s);

End.

В) На каком рисунке изображена блок-схема ветвления?



t1585050090aa.gift1585050090aa.gift1585050090ab.gift1585050090ac.gif

Какие конструкции ветвления бывают? (Полные и неполные)

​​​​​​​Обобщение и систематизация знаний.

Как программируется на Паскале полное и неполное ветвление?

Для реализации на Паскале алгоритмов, содержащих структуру ветвления, используется команда If, которая выглядит следующим образом:

If логическое выражение Then оператор 1 Else оператор 2 ;

По этой команде сначала проверяется выполнение условия. Простые условия записываются в виде равенств или неравенств. Сложные условия составляют из простых с помощью логических операций. Если условие выполнено, то выполняется оператор 1, стоящий за служебным словом Then. После выполнения оператора 1 выполнение команды If завершается (оператор 2 не выполняется). Если условие не выполнено, то выполняется оператор 2, стоящий после слова Else.

Заметим, что перед ключевым словом Else недопустимо использование точки с запятой, означающее окончание оператора, так как это ключевое слово, так же как и If и Then, входит в его состав. Точка с запятой указывается только после полного завершения оператора, то есть после действия 2. Написание условного оператора If в одну или в несколько строк зависит от вкуса программиста и длины самого оператора – в Турбо-Паскале строки с командами не должны превышать 127 символов, включая и используемые в командах пробелы.

Задание 1. Составить блок- схему и написать программу вычисления функции у=5х, если х>0 , и у=х-2,5, если х <=0

t1585050090ar.gif

Полная форма оператора условия

Program Z6;

Var x,y: Real;

Begin;

Read (x);

If x<=0 then у:=х-2.5 ELSE у:=5*х;

Write (y);

End.



Пытаются решить задачу. Предлагают ответы.

Ученик, правильно составивший программу записывает ее на доске.

Учащиеся проверяют и корректируют свою работу.

Физминутка. (двигательная, учащиеся садятся за ПК)

Мы много писали, устали. Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители? Я буду давать команды, а вы их выполнять. Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п.

Работа в парах.

Решим еще несколько задач. Работа по карточкам. (Карточки раздаются каждой паре учеников). Составить блок-схему и программу к ней, затем проверить ее на компьютере.
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100.
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран.
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.

Задача №5: . Ввести два числа.  Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.

Задача №6: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 1,5 раза и вывести на экран.

Задача №7: Ввести рост человека. Вывести на экран “ВЫСОКИЙ”, если его рост превышает 180 см, и “НЕ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЙ” в противном случае.

Задача №8: Составить программу, которая спрашивает возраст человека и, если ему 18 лет и больше, сообщает “Замечательно. Вы уже можете водить автомобиль”, а в противном случае – “К сожалению, водить автомобиль Вам рановато”.


Ответы:   1. If x>0   then y: =x-50   else y: =x+100;
2. If a*b<0   then y:=a*b*(-2)   else y:=a*b*3;
                 3. If A>B   then C:=A-B;
                4. If x>8   then y:=x/4   else y:=x*5;

Итог урока.



Жизнь весьма разнообразна, и никто не может абсолютно все предусмотреть. Нам постоянно приходится принимать решения в зависимости от создавшейся ситуации.

Если идет дождь, то мы надеваем плащ.

Если на дороге ремонт, то едем в объезд.

Даже пословицы порой содержат ветвление.

Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет. Попробуйте сами привести несколько примеров?

Волков бояться – в лес не ходить”.

С ветвлением мы встречаемся и в приметах:

Много ягод рябины – к лютой зиме”.

Ласточки низко летают – быть к дождю”.

Домашнее задание. Пункт 13, составить программы к задачам

Задача №1: Составить программу, которая запрашивает ввод температуры тела человека и определяет, здоров он или болен (здоров при 36 < t < 37)?

Задача № 2: Ввести с клавиатуры два числа. Проверить, равно ли второе число нулю. Если да, то вывести на экран фразу: «На ноль делить нельзя!» Если нет, то найти их частное.

Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке:

если нет ошибок или сами ее исправили – «5»;

с одной ошибкой справился с помощью учителя – «4»;

исправили ошибку совместно с учителем – «3»;

не набрал программу –«2».

и ответьте на вопросы:









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.