Урок информатики в 7 классе на тему «Алгоритмы с ветвлением»
Пояснительная записка к презентации
Раздел: «Начала программирования». Тема урока: «Алгоритмы с ветвлением». 7 класс.
Подготовила: учитель информатики МБОУ «СШ им.Д.И.Коротчаева» Галутва Наталья Владимировна
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты Предметные |
Планируемые результаты |
Организационный момент. Словестное приветсвие |
Высказывание своих предположений. Отгадка ребусов, в результате мы узнаем тему урока «Алгоритмы с ветвлением» |
Здравствуйте ребята! Прозвенел звонок и мы начинаем наш урок. А тема нашего урока зашифрована. Нам необходимо расшифровать ребусы, чтобы узнать тему нашего урока. Целевая установка урока. |
Обсуждение высказываемых предположений |
Умение высказать свою точку зрения |
1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: смыслообразование самостоятельное выдвижение своих предположений 3) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
Постановка цели занятия перед учащимися |
|||||
Проверка домашнего задания |
Индивидуальное заполнение карточек (по теме предыдущего урока и тем разных уроков) Работа с учителем |
Давайте вспомним, с чем мы познакомились на прошлом уроке, я приготовила карточки, где вам необходимо ответить на некоторые вопросы прошлой темы 1. Организация индивидуальных карточек. 2. Проговорить еще раз, основные термины, знание которых, необходимо на данном уроке (слайд на доске): 1.Что такое алгоритм 2.Способы записи алгоритмов 3.Элементы блок схем. |
Индивидуальное заполнение карточек; ответ по желанию определений на слайде |
Умение структурировать знания, формулировать знания своими словами; развитие логического мышления, интуиции. |
1) Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний |
1. Предлагают свои варианты решения проблемы: отгадывают пословицы. (ответ на первую: «За двумя зайцами погонишься никого не поймаешь.» Ответ на вторую: «Тише едешь – дальше будешь». Ответ на третью: «Без труда не вынешь рыбку из пруда») 2. Ищут общее между всеми пословицами. Связка ЕСЛИ-ТО 3. Вспоминают способы записи алгоритмов 4. Знакомятся с формой организации действий ветвление (полная, сокращенная, вложенная). Анализируют и предлагают вопрос (условие) для записи программы. Ответ на первую блок-схему =0, на вторую блок-схему=36 |
А сейчас я прочитаю вам зашифрованные пословицы и вы должны их отгадать: По заданным предложениям сформировать свою пословицу. 1.Если два дела делать одновременно, то ничего не получится. 2.Если делать дело, не торопясь – то быстрее его закончишь. 3.Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи. А теперь ответьте на вопрос: «Что общего во всех произносимых мной пословицах? 2. Создание условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. Подскажите ребята, способы записи алгоритмов? Вот сегодня мы рассмотрим, как записывается ветвление в словестной форме. Посмотрите на слайд, нам необходимо подобрать вопрос (условие), и если ответ на вопрос утвердительный, то подобрать истинный ответ, иначе выбрать ложный ответ 3. Организует реализацию решения проблемы в соответствии с планом. 4. Обсуждение возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа. Давайте рассмотрим графический способ записи. Помогите решить данные задачи (блок-схему) |
1. Анализирую заданные вопросы и ищут синонимы-пословицы. 2. Ищут и формулируют вопрос (условие) для заполнения блок-схемы, вставляют необходимые слова в программы. 3. Знакомятся с основными формами ветвления |
Анализируют проблемную ситуацию, ищут поиск решения, получают необходимую информацию для решения проблемы и применяют теоретические знания на практике; знакомятся с понятием «ветвление» |
1) Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить структуру программы. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Первичная проверка понимания |
Составляют программу из предложенных слов: словестный способ записи, графический способ записи. Ответ: 1. Болен? Ответ: Да-Лечись, Нет-Берегись. 2.Пойман? Да-вор, нет не вор. 3.Баба на возу? Да-кобыле тяжелее, нет-кобыле легче. |
5. Организовать усвоение учащимися новой темы урока Ребята давайте преобразуем пословицы в блок-схему. Сформулируйте вопрос в первой пословице: Болен? Ответ: 1.Да-Лечись, Нет-Берегись. 2.Пойман? Да-вор, нет не вор. 3.Баба на возу? Да-кобыле тяжелее, нет-кобыле легче. Ответы могут чуть отличаться в зависимости от условия. |
Перемещают отдельно разбросанные фрагменты программы в одну правильную в словестном способе, и подбирают слова в графическом способе. |
Приобретают навыки составления структуры программы Приобретают опыт деятельности при индивидуальном составлении программы. |
1) Регулятивные: - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить программу. |
Физкультминутка |
|||||
Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений |
Записать программу по предложенной картинке: «Если прямо пойдешь к Бабе Яге попадешь. Направо пойдешь к Лешему попадешь. Если налево пойдешь, то к Кощею попадешь» словестно, в виде блок-схемы и на языке программирования |
1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий по данной теме. Ребята подумайте над следующей задачей, как можно записать ее при помощи ветвления: словестно, в виде блок-схемы, на языке программирования. Можно выбрать любой способ записи алгоритмов, а можно и все три если успеете. 2. Организовать сопоставление работы с эталоном для самопроверки. |
Самостоятельное составление и запись программы на языке програм-мирования, сопоставление с подсказкой для самопроверки. |
Развивают: умение структурировать свои знания при составлении программы; логическое мышление |
1)Коммуникативные Планирование учебного времени 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - построение структуры программы |
Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений |
Ребятам демонстрируется мультфильм В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» Найти ветвления, перечислить вопрос (условие), действия и форму ветвления. Сформулировать определение понятия что такое «Ветвление» |
А теперь поиграем в игру, вам необходимо определить ветвление, условие и действия. Включаем учащимся мультфильм «Что такое хорошо…» Организовываем самостоятельное формулирование учащимися условия, действий, форм ветвления. Ну, вот мы познакомились с ветвлением, давайте сформулируем определение «Ветвления». Ветвление – это такая форма организации действий… |
Самостоятельное нахождение условия и действий программы. Самостоятельный выбор форм ветвлений. Формулировка определения. |
Умение мотивированно выражать свои мысли Умение структурировать знания Умение составлять программу
|
1) Познавательные: - умение структурировать знания - оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Рефлексия |
Ответ на вопросы: 1. Каковы мои главные результаты сегодня? 2. Какие трудности встретились во время выполнения задания? |
Ответьте, пожалуйста на вопросы: 1. Каковы мои главные результаты сегодня? 2. Какие трудности встретились во время выполнения задания? Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с преподавателем и одноклассниками. Я предлагаю оценить сегодняшний урок выполнив алгоритм по блок-схеме: Понравился урок? Да-прикрепи зеленый лист. Нет-урок был полезен? Да-прикрепи желтый лист. Нет-прикрепи красный лист |
Умение аргументировать свои действия. Украсить дерево листиками относительно своих успехов. |
Приобретение опыта в выражении своих мыслей |
1)Коммуникативные - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Домашнее задание к следующему уроку |
Придумывают называют сказки и т.п. |
1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. Приведите примеры, где в жизни, в быту мы сталкиваемся с ветвлением. Или приведите примеры в мультфильмах, сказках притчах, где используется ветвление |
Самостоятельный поиск проблемы Самостоятельный поиск вопроса (условия) и действий в ветвлении |
Умение структурировать знания. |
2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Подведение итогов урока |
Перечисляют новые понятия. Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. |
Умение аргументировать свои действия. |
Умение выражать свои мыслей Умение структурировать знания. |
1)Коммуникативные - умение выражать свои мысли - оценивание качества своей и общей учебной деятельности |
Слайды к уроку с заданиями ниже