«Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Авторская позиция на примере повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: Матюк Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №25 г. Озерска
2. Класс: 5
Дата: 17.03.2025 г.
Предмет: Литература
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
3. Тема урока: «Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Авторская позиция на примере повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
4. Место и роль урока в изучаемой теме: способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора», рассмотреть, как отображают тему детства писатели: осознать и осмыслить идейное содержание повести; способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать у учащихся интерес и любовь к литературе.
5. Цель урока: содействовать развитию устной речи, эмоционально-образного и аналитического мышления обучающихся; формированию нравственных основ жизни, воспитанию доброты, искренности, пониманию на примере авторской позиции.
6. Планируемые результаты:
обеспечить условия для формирования предметных результатов: определение в произведении авторской позиции; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный облик литературного героя; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:
регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,
умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.
познавательных УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
обеспечить условия для формирования личностных УУД: создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД и личностные результаты | ||||
Мотивация учебной деятельности | Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе. | Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | |||
Актуализация знаний | Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе». Восстановите последовательность эпизодов. Давайте вспомним какое произведение мы с вами изучаем? Какие его особенности мы изучили на прошлом уроке? | Работаем в парах. Самостоятельно формулируют тему и цели урока | Самостоятельная работа с самопроверкой | Формируем умение определять цель деятельности на уроке. | |
Работа по основной теме урока | Словарная работа. | Значения слов, которые будут нужны нам на уроке. | Сочувствие Сострадание Милосердие Нравственность | Умение работать с понятиями, объяснение значения слов | Формируем умение на основе анализа дать определение словам |
Практическая работа | 1. Каким увидел Вася Валека в первый раз? 2. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю? Почему Валек проникся доверием к Васе? 3.Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор? 4.О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова уменьшительно-ласкательные? Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней? Найдите в IV главе описание внешности Сони Подведем итог нашим наблюдениям. 1.Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними? 2.Что сделало их такими? 3.Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь?» 4. Когда раскрылась мальчику эта загадка? 5.Обратим внимание на описание подземелья. Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье. 6.Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья? 7. Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки? 8. Как вы думаете испытывает Вася потрясение, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию? Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы. Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры? Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. 9 Какие чувства борются в душе героя? Стала ли его любовь к друзьям меньше? Что к ней примешалось? 10.Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора? 11.Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». (В. Г. Короленко.) 12.Работа с кроссвордом | Запишите в тетрадь характеристику Маруси Запишите в тетрадь характеристику Сони Запишите таблицу в тетрадь. Серый камень и человеческое сердце (В таблице записаны слова, ученики записывают другие, которые являются синонимами.) Записывают определение слова: Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие. Планируемые ответы обучающихся: Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами». Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека». Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...» Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек. | Работа с текстом. Составление характеристики героев. Аналитическая работа по подбору синонимов. Размышление и ответы на вопросы о произведении и ходе событий в нем. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный облик литературного героя; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; | Развиваем устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развиваем умения обобщать изученное; воспитываем чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким; создаем условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся. |
Итог урока | Чтобы понять авторскую позицию давайте поймем определим проблематику произведения. Вам в этом поможет Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей. Добродетель всякая есть свет душевный. Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Без любви добра не бывает. …возлюби ближнего своего, как самого себя. Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Милосердие - готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия. Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем. Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный. Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла. Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других. В заключение я хочу процитировать замечательные слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в не осуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству». Авторская позиция в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» заключается в том, что нищета представляет собой целый социальный пласт проблем, которые затрагивают духовную сторону каждого человека. Главная мысль произведения — любой человек, независимо от финансового достатка и своего социального статуса, имеет право на справедливость. Выставление оценок за работу на уроке | Планируемые ответы обучающихся: Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям. История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям. Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других. Также повесть напоминает читателю о важности доброты и взаимопонимания между людьми, и особенно внутри семьи. | Рефлексия. - Что вызвало затруднения? - Что помогло их преодолеть? - Какие знания нам необходимы и требуют постоянной тренировки на уроках литературы? - Что понравилось, а что нет? - Какое настроение у класса? - Какие эмоции, чувства вызвало прочтение повести у вас? Домашнее задание: Составьте характеристику главным героям произведения Васе, Валек используя материалы сегодняшнего урока. | Определение в произведении авторской позиции; | Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |