«Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Авторская позиция на примере повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

0
0
Материал опубликован 28 March

Технологическая карта с дидактической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя: Матюк Любовь Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №25 г. Озерска

2. Класс:    5    

Дата:            17.03.2025 г.                         

Предмет: Литература

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

3. Тема урока: «Произведения отечественных писателей XIX–XXI веков на тему детства. Авторская позиция на примере повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

4. Место и роль урока в изучаемой теме: способствовать переосмыслению понятия «человек в ситуации нравственного выбора», рассмотреть, как отображают тему детства писатели: осознать и осмыслить идейное содержание повести; способствовать развитию речи учащихся на межпредметной основе, воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать у учащихся интерес и любовь к литературе.

5. Цель урока: содействовать развитию устной речи, эмоционально-образного и аналитического мышления обучающихся; формированию нравственных основ жизни, воспитанию доброты, искренности, пониманию на примере авторской позиции.

6. Планируемые результаты:

обеспечить условия для формирования предметных результатов: определение в произведении авторской позиции; умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный облик литературного героя; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию,

умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУДформировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтенияизлагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

обеспечить условия для формирования личностных УУД: создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД и личностные результаты

Мотивация учебной деятельности

Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.




Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Актуализация знаний

Дома вы дочитали повесть «В дурном обществе». Восстановите последовательность эпизодов.

Давайте вспомним какое произведение мы с вами изучаем?

Какие его особенности мы изучили на прошлом уроке?

Работаем в парах.




Самостоятельно формулируют тему и цели урока

Самостоятельная работа с самопроверкой



Формируем умение определять цель деятельности на уроке.


Работа по основной теме урока


Словарная работа.



Значения слов, которые будут нужны нам на уроке.


Сочувствие

Сострадание

Милосердие

Нравственность

Умение работать с понятиями, объяснение значения слов

Формируем умение на основе анализа дать определение словам

Практическая работа

1. Каким увидел Вася Валека в первый раз?

2. Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю? Почему Валек проникся доверием к Васе?

3.Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

4.О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова уменьшительно-ласкательные?

Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

Найдите в IV главе описание внешности Сони

Подведем итог нашим наблюдениям.

1.Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними?

2.Что сделало их такими?

3.Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из нее жизнь?»

4. Когда раскрылась мальчику эта загадка?

5.Обратим внимание на описание подземелья. Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье.

6.Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?

7. Как вы понимаете слова о «серых камнях», которые «высосали жизнь» из Маруси? Что «неумолимое, твердое и жестокое, как камень», «высасывало» румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

8. Как вы думаете испытывает Вася потрясение, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию?

Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы.

Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя.

9 Какие чувства борются в душе героя? Стала ли его любовь к друзьям меньше? Что к ней примешалось?

10.Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора?

11.Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: «…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня». (В. Г. Короленко.)

12.Работа с кроссвордом

Запишите в тетрадь характеристику Маруси

Запишите в тетрадь характеристику Сони

Запишите таблицу в тетрадь.  Серый камень и человеческое сердце (В таблице записаны слова, ученики записывают другие, которые являются синонимами.)

Записывают определение слова: Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие. 

Планируемые ответы обучающихся: Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, «худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами». Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение «своими манерами взрослого человека».


Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»

Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

Работа с текстом.

Составление характеристики героев.

Аналитическая работа по подбору синонимов. Размышление и ответы на вопросы о произведении и ходе событий в нем.

Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный облик литературного героя; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;


Развиваем устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развиваем умения обобщать изученное; воспитываем чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку, любовь к близким; создаем условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.


Итог урока

Чтобы понять авторскую позицию давайте поймем определим проблематику произведения. Вам в этом поможет Толковый словарь Ожегова, а также мысли русских философов, писателей, исследователей.

Добродетель всякая есть свет душевный.

Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.

Без любви добра не бывает.

…возлюби ближнего своего, как самого себя.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Милосердие - готовность помочь кому–н. или простить кого–н. из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим–н. несчастьем, горем.

Милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный.
 Совесть - чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Совесть есть голос Божий, отвращающий и удерживающий нас от зла.

Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.

В заключение я хочу процитировать замечательные слова великого русского писателя Л. Н. Толстого: «Милосердие состоит не столько в вещественной пользе, сколько в духовной поддержке. Духовная же поддержка состоит прежде всего в не осуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству».

Авторская позиция в повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» заключается в том, что нищета представляет собой целый социальный пласт проблем, которые затрагивают духовную сторону каждого человека.

Главная мысль произведения — любой человек, независимо от финансового достатка и своего социального статуса, имеет право на справедливость.

Выставление оценок за работу на уроке

Планируемые ответы обучающихся: Повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» учит каждого из нас ставить себя на место другого человека, видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как и они. Надо уметь сострадать человеку, сочувствовать ему, быть терпимым по отношению к другим людям. История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.


Автор предлагает начать менять мир к лучшему с себя, проявляя милосердие и сострадание, и не становиться глухим к проблемам других.

Также повесть напоминает читателю о важности доброты и взаимопонимания между людьми, и особенно внутри семьи.



Рефлексия.

- Что вызвало затруднения?

- Что помогло их преодолеть?

- Какие знания нам необходимы и требуют постоянной тренировки на уроках литературы?

- Что понравилось, а что нет?

- Какое настроение у класса?

- Какие эмоции, чувства вызвало прочтение повести у вас?

Домашнее задание: Составьте характеристику главным героям произведения Васе, Валек используя материалы сегодняшнего урока.

Определение в произведении авторской позиции;

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.