Урок по литературе в 5 классе «Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)»

3
0
Материал опубликован 8 November 2017

Пояснительная записка к презентации

Урок по литературе в 5 классе

«Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)»

.

Раздел – «Русская литература XX века».

Тип урока – закрепление и обобщение материала.

Цели урока:
- показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям: доброте, отзывчивости, милосердию;

- развивать творческие способности учащихся (построение ассоциативного ряда, составление синквейнов, написание сочинений);

- воспитывать нравственные качества;

- научить наблюдать за развитием сюжета и поведением героев;

-прививать любовь к языку, пристальное внимание к художественному слову.

Оборудование: тексты повести, рисунки учащихся, выставка книг писателей и поэтов о детях, песня « Несчастный случай из к/ф «Генералы песчаных карьеров»

ТСО: мультимедийный проектор, экран.

Эпиграф к уроку:

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света»

Цицерон

Ход урока.

I. Организационный момент (настрой на урок).

- Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок начнём со сценки, которую подготовили ребята. Итак, слово творческой группе.

На фоне песни « Несчастный случай» из к/ф «Генералы песчаных карьеров» разыгрывается сценка «Вася просит куклу у Сони для Маруси». (Творчество учащихся)

(слайд 1).

Слово учителя:

- Сейчас вы послушали песню, посмотрели сценку. Как вы думаете, и из какого произведения эта сценка и кто автор этого произведения?

- Как вы считаете, ребята, какие качества характера проявляет в этой сценке Вася? (сострадание, умение быть заботливым другом).

- Когда мы проявляем такие качества? ( ответы детей).

II. Сообщение темы и цели урока

-Тема нашего урока – « Дружба Васи с Валеком и Марусей» (слайд 2).

Наша задача – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями“ дурного общества”.

Давайте запишем в тетрадях тему сегодняшнего урока. ( Запись в тетрадях).

- А эпиграфом к нашему уроку являются слова древнеримского философа Цицерона: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света» (слайд 3).

III. Работа по теме урока.

-Дружба…Какие ассоциации у вас вызывает оно? Сейчас мы с вами попробуем построить ассоциативный ряд. На доске вы видите яркое солнышко по имени Дружба. Напишите, пожалуйста, на лучиках определение к слову дружба (ответы детей). Потом эти лучики прикрепим к солнышку и посмотрим, какой кластер у нас получится. ( Ответы учащихся). (слайд 4).

- Согласна с вами. Из всего вышесказанного могу обобщить, что дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, это общность интересов. (слайд 5).

IV. Работа в группах.

- Ребята, мы с вами заранее разделились на две творческие группы. Работая в группах, вы должны предугадать, как развивались бы события повести. Дома вы должны были изучить вопросы и подготовить ответы к ним. Предлагаю перейти к данному этапу нашего урока. (слайд 6).

1. Как развивались бы события, если бы Вася не пошёл в часовню?

2. Как развивались бы события, если бы Вася и Валек подрались?

3. Как развивались бы события, если бы Вася послушал отца и перестал ходить к ребятам?

 

- Сейчас я предоставлю возможность каждой группе высказаться. Какая группа желает начать?

- Молодцы! Все творческие группы сработали хорошо.

V. Актуализация ранее изученного. Работа по тексту произведения.

1. - А как вы понимаете слова Тыбурция : «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу?»

(Встреча с Тыбурцием, Валеком и Марусей помогла Васе из «негодного мальчишки» - бродяжки превратиться в доброго верного товарища).

Вывод учителя: Да, действительно, так. Познакомившись и подружившись с представителями «дурного общества», Вася стал смотреть на мир совсем другими глазами.

2. Чему, по-вашему, научило Васю общение с Валеком и Марусей?

( Ему в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих друзей.

- Вася по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца.

-В дружбу с Марусей Вася вкладывал то чувство старшего брата, ту заботу, которую дома ему мешали проявить по отношению к родной сестре.)

Вася не только постоянно дарит им лакомства, но он вносит оживление в их скучную, безрадостную жизнь. Он затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

- Для Валека и Маруси, чувствовавших себя отверженными, дружба была большой радостью в жизни.

Вася был единственным другом, с которым можно было поговорить. Валек дорожил его дружбой, не побоялся Тыбурцыя, запретившего посвящать кого — либо в тайну подземелья.

Вывод учителя: Вася ценил возникшую дружбу и дорожил ею. Дружба с нищими детьми помогла ему наладить отношения с отцом.

3.- Теперь я предлагаю вам посмотреть на экран (слайд 7). Перед нами стоит проблема, и решить ее смогут только те, кто хорошо знает текст повести. Слева от меня имена героев, а справа – их реплики или описание. Вам необходимо соотнести реплики с именами героев. Посмотрим, какая группа быстрее и точнее справится с поставленным заданием. Даю вам 1 минуту на размышление. Можете советоваться друг с другом в группе.

- Итак, что у вас получилось? Читайте реплики героев и их описание, интонационно подчеркивая слова. Ответы учащихся (слайд 8).

VI. Индивидуальное задание по повести.

( Выполнение теста по электронному учебнику Кирилла и Мефодия - 2 ученика).

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием. Сейчас мы с вами выполним следующий вид задания. Двум ученикам предстоит проверить свои знания на компьютере, который оценит ваши ответы. А все остальные эти же тестовые задания выполнят на местах. Всего 5 вопросов.

Вывод: Хорошо справились с заданием.

VII. Разгадывание кроссворда. ( слайд 9).

- А теперь разгадаем кроссворд по содержанию повести. Разгадав его, вы прочтёте по вертикали зашифрованное в нем ключевое слово, которое ярко характеризует отношение Васи к отверженным детям.

Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. (Грусть.)

Должность отца Васи. (Судья.)

Самое красивое здание в Княж-городке. (Тюрьма.)

Что скрасило последние дни умирающей Маруси? (Кукла.)

Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. (Часовня.)

Чувство, которое испытывает Вася в родном доме. (Одиночество.)

Место, где жили Валек и Маруся. (Подземелье.)

Дерево, которое росло перед входом в подземелье. (Черемуха.)

Учащиеся читают ключевое слово гуманизм.

- А давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение этого слова.

Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие. ( Слайд 10).

Слово учителя (вывод):

- Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма. Дружба Васи выдержала очень важное испытание.

VI. Выводы по уроку.

( Составление синквейна ).

- Итак, ключевое слово на нашем уроке – дружба. Чтобы подвести итог занятия, каждая творческая группа приготовит свой синквейн. Для написания синквейна я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить ассоциативный ряд к слову дружба. (слайд 11).

Предлагаю 1-ой группе написать синквейн к слову дружба, 2-ой – к слову добро.

Ответы учащихся:

Примерные синквейны:

Дружба.

настоящая, крепкая

помогает, поддерживает, выручает

может пройти через всю жизнь

любовь (доброта, помощь, …)

Добро.

безвозмездное, бескорыстное

выручает, помогает, поддерживает

помогает человеку жить

любовь (помощь, …)

Рефлексия.

Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: ответы

«Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…». (слайд 12).

VII. Домашнее задание.

- На мой взгляд, урок удался. И мне кажется, что вы все поняли, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями «дурного общества». Каждый из вас внес свою лепту в этот урок. Учитывая работу на предыдущих уроках и сегодня, ваше волнение, настрой, желание, вы все получаете оценки. Еще одну отметку вы получите, выполнив творческое домашнее задание (слайд 13):

напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба для меня?»

Предварительный просмотр презентации

Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)

Бесценный дар - дружба В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света. Цицерон

Дружба – это … взаимопонимание поддержка доверие радость счастье любовь помощь добро

Словарная работа Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, это общность интересов

Представьте возможный вариант развития событий: Как развивались бы события, если бы Вася и Валек подрались? Как развивались бы события, если бы Вася послушал отца и перестал ходить к ребятам? 3. Как развивались бы события, если бы Вася не пошел в часовню? Работа в группах

Вопрос для размышления «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу?»

Угадай героя -Плохо, молодой человек, - вы в дурном обществе!!! Жаль, очень жаль сына почтенных родителей Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась… Она падала, вновь приподымалась и наконец направилась нетвердыми шагами к мальчишке. Я виноват перед тобою, мальчик, и ты постараешься когда-нибудь забыть это, не правда ли? - А меня отец не любит. Он никогда не целовал меня. Он нехороший - Эге-ге! Пан судья, если меня не обманывают глаза… Зачем это вы изволили пожаловать? Я помню ее, когда она сидела больная перед открытым окном и грустно оглядывала чудную весеннюю картину. - Я знаю, ты хлопец хороший и никому не расскажешь, как мы живем. Пойдем к нам. Вася Валек Януш Соня Тыбурций Драб Отец Васи Мать Васи Маруся

Угадай героя -Плохо, молодой человек, - вы в дурном обществе!!! Жаль, очень жаль сына почтенных родителей Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась… Она падала, вновь приподымалась и наконец направилась нетвердыми шагами к мальчишке. Я виноват перед тобою, мальчик, и ты постараешься когда-нибудь забыть это, не правда ли? - А меня отец не любит. Он никогда не целовал меня. Он нехороший - Эге-ге! Пан судья, если меня не обманывают глаза… Зачем это вы изволили пожаловать? Я помню ее, когда она сидела больная перед открытым окном и грустно оглядывала чудную весеннюю картину. - Я знаю, ты хлопец хороший и никому не расскажешь, как мы живем. Пойдем к нам. Вася Валек Януш Соня Тыбурций Драб Отец Васи Мать Васи Маруся

Разгадывание кроссворда 1 2 3 4 5 6 7 8 1.Чувство, которое испытывает Вася, глядя на Марусю. 2.Должность отца Васи. 3.Самое красивое здание в Княж-городке. 4.Что скрасило последние дни умирающей Маруси? 5.Место, где состоялось знакомство Васи с Валеком и Марусей. 6.Чувство, которое испытывает Вася в родном доме . 7.Место, где жили Валек и Маруся. 8. Дерево, которое росло перед входом в подземелье.

1 р у я ь д с т ь у 2с м а ь ю р 3т с 4к у л к я а н о 5ч в а т е ч о н и д 6о с о в 8ч 7п о д з е м е л ь е а х у м е р е ПРОВЕРКА г

Словарная работа Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие

Синквейн Дружба Добро Крепкая, настоящая Поддерживает, помогает, выручает Никогда не оставляет друга в беде Доверие Бескорыстное, искреннее Помогает, побеждает, сближает Добро всегда побеждает зло Помощь

Рефлексия «Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…».  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации