Внеклассное мероприятие «Прощание с Азбукой»
Прощание с «Азбукой».
Цель: формирование у обучающихся стремления в активной интеллектуальной деятельности.
Задачи:
- воспитывать уважение к русскому языку чтению
- развивать творческие способности учащихся.
Реквизит: карточки с буквами, выставка книг, подарки для учащихся - книги, карточки с заданиями для конкурса.
Форма проведения: праздник
БУРАТИНО
Я – Буратино Длинный Нос!
Мальчишка непростой.
Сто приключений перенёс
И, наконец, сюда принёс…
Что?! Ключик золотой?
А вот и нет! На этот раз
Принёс я Азбуку для вас!
- Буквы построены на прощальную линейку, потому что сегодня «Прощание с Азбукой»!
Праздник такой – позабудешь покой: линейка, поздравления, шутки и смех,
а печали ни грамма – такая вот программа.
- Ой, что-то я заговорился с вами. Ведь праздник не может состояться без… кого бы вы думали? Клоунов? Нет! Без Бабы – Яги? Нет! Без подарков? Что же, может, чуть попозже!
- Праздник прощания с Азбукой не бывает без той, что всё знает, умеет – без доброй волшебницы Феи! Встречайте: Фея Азбука!
ФЕЯ АЗБУКА
- Дорогие первоклассники, добрый вечер!
- Поздравляю вас с чудесным праздником. Я благодарю за хорошие слова обо мне, фее Азбуке. Но ты, Буратино, преувеличиваешь мои возможности.
- Феи бывают разные: Математики и Музыки, Дождя и Цветов, Улыбки и Слёз. Даже есть Фея Хорошего Аппетита. Словом, у каждой из нас своя волшебная власть. Моя волшебная власть сильна в первом классе, когда школьники учатся читать и писать.
БУРАТИНО
Прощание с Азбукой у ребят,
А они совсем не грустят:
Азбуку прочли от корки и до корки,
Заработали четвёрки и пятёрки
И теперь без передышки
Прочитают все-все книжки!
ПЕСНЯ «С букварём уселись куклы»
СТИХИ (читают ученики)
1. В день осенний, в день чудесный
В класс несмело мы вошли.
Азбуки - для всех подарок,
На столах своих нашли.
2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам - строчкам шли.
Ах, как много мы узнали,
Ах, как много мы прочли!
3. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
И уже на книжной полке
Нас другие книги ждут.
4. Среди ярких толстых книжек
Неприметна и скромна,
Но зато читать – в полгода! –
Научила нас она.
ФЕЯ АЗБУКА
- Давайте сегодня ещё раз мысленно перелистаем свой первый учебник и вспомним, чему же вас научила Азбука.
- А ну-ка, буквы, встаньте в ряд!
Я- командир, вы- мой отряд!
- Гласные?
(шаг вперёд, хором: «Здесь!»)
- Согласные?
(шаг вперёд, хором: «Здесь!»)
- Буквы, которые не обозначают звуков?
(шаг вперёд, хором: «Здесь!»)
5 ученик
Ты на буквы посмотри.
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Родные такие!
Без них нельзя постичь науки!
Вы догадались? Это…звуки!
ФЕЯ АЗБУКА
- Сколько звуков в нашей речи?
- Чего больше – звуков или букв?
Дети
Гласных звуков -6, согласных звуков – 36. Всего 42 звука.
Их больше, чем букв.
ФЕЯ АЗБУКА
- Сколько букв в алфавите между А и Я?
Дети
31 буква.
ФЕЯ АЗБУКА
- Какими буквами можно обозначить мягкость согласных звуков при письме?
Дети Буквами е,ё,ю,я,и,ь
ФЕЯ АЗБУКА
- Какие буквы в алфавите не обозначают звуков?
- Зачем они нужны?
- А знаете ли вы, что когда был на Руси первый букварь?
- В 1574 году была составлена и напечатана «Азбука» - первый на Руси печатный букварь.
В этом году «Азбуке» исполняется 438 лет.
Название книга получила от названия двух первых букв: аз» и «буки».
Отсюда и пословица: «Аз да буки, а там и науки».
6 ученик
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля.
7 ученик
Про космонавтов,
Что выше всех летали много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
про свет, тепло и газ.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растениях, машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет
Путь от «А» до «Я».
Инсценирование стихотворения «Азбукинск»
ФЕЯ АЗБУКА
- Давайте познакомим и наших гостей с жителями необычной и волшебной страны – «Азбукинск».
- Есть на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный,
С незапамятных времён
«Азбукинск» зовётся он.
В этом городе живёт
Удивительный народ.
ДЕТИ
А – Аист с нами прожил лето.
А зимой гостил он где – то.
Б – Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
В – Воробей влетел в окно,
Воровать у нас пшено.
Г – Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на гармошке.
Д – Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Е и Ё – Ель на ёжика похожа,
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж – Жук упал и встать на может,
Ждёт он, кто ему поможет.
З – Зажглась зелёная звезда,
Запустим вертолёт туда.
И и Й – Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
К – Кот ловил мышей и крыс,
Кролик ест капустный лист.
Л – Лодки по морю плывут,
Люди вёслами гребут.
М – Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёда много пчёл.
Н – Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!
О – Ослик был сегодня:
Он узнал, что он осёл.
П – Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р – Роет землю старый крот,
Разрыхляет огород.
С – Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Т – Таракан живёт за печкой,
То-то тёплое местечко.
У – Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Ф – Форма новая у Феди,
И фуражка в самый раз.
Х – Ходит по лесу хорёк,
Хищный маленькиё зверёк.
Ц – Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц..
Ч – Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для вас.
Ш – Школьник, школьник.
Ты силач:
Шар земной несёшь, как мяч!
Щ – Щука в речке жила,
Щёткой воду мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
Ь – Это мягкий хитрый знак,
не назвать его никак!
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
ы – Мы слыхали от совы,
Что нет слов на букву «ы».
Ъ – Это молчаливый знак,
Не произносится никак!
Нужен многим он словам,
Хотя и очень скромный сам.
Э – Эхо! Эхо! Вот потеха!
Обезьянка это эхо!
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
Ю – Юнга – будущий матрос,
Юнга рыбок нам привёз.
Я – Ягод нет кислее клюквы…
ВСЕ Я на память знаю буквы!
8 ученик
Это русский алфавит,
Буква к букве в ряд стоит.
Хоть непросто это – пусть!
Все заучим наизусть!
К букве – буква,
К слову – слово –
Родилась родная речь!
ФЕЯ Азбука
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему –
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нём?
ДЕТИ (хором) - 33
Будем знать мы алфавит –
Всё вокруг заговорит!
9 ученик
Станем книжки мы читать,
Мир огромный узнавать.
Алфавитная семья
Вам представлена, друзья!
Кто захочет сам читать,
Станет буквы изучать.
А от этого порога
К знаниям ведёт дорога.
СЦЕНКА «Буква Р»
Ученик
- Зачем же в школу мне идти?
Ведь я читаю лет с пяти.
Нужен этот первый класс!
Ухожу домой сейчас.
Попрошу купить компьютер,
Буду целый день играть,
В Интернете пропадать.
Азбука.
- Подожди, не торопись,
Лучше к школе приглядись,
А уйти всегда успеешь
И включиться в Интернет.
Грамотою не владеешь –
Подключаться толку нет,
Насмешишь ты целый свет!
Ученик
- Как же так? Ведь я читаю,
Цифры знаю. Буквы знаю!
Азбука (показывает на букву р)
- Эту тоже?
Ученик
- Ну а как же!
Скажет каждый во дворе –
Перед нами буква «рэ»!
Буква Р.
- Я не «рэ», не «рэ», не «рэ»,
Хоть пишусь я во дворе!
Ты меня найдёшь в горах,
Тундре, речке, берегах.
Рокочу я громким громом
И реву звериным рёвом –
Вот тигриным, например.
Моё имя – буква «эр»!
Ученик
Извините, я не знал,
Но я правильно читал! …
Ученик
Понял много я сейчас
И пойду учиться в класс.
Многое узнаю,
Книги прочитаю.
ЧАСТУШКИ
1. За окном уж март стоит.
Снег в воздухе кружится,
А нам сегодня предстоит
С азбукой проститься!
2. Мы собрали пап и мам,
но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
о своих успехах.
3. Мы в нарядах нынче новых.
И у всех счастливый вид-
Ведь сегодня мы всем классом
Изучили алфавит.
4. Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём !
5. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
6. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машина, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом «проглочу»!
10 ученик
Нет, в школе, лучше, чем в саду!
Я в школу с радостью иду:
После уроков уходишь из класса,
И никакого «тихого часа!»
Почему на небе тучки?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает
До ладошки долетая?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!
УЧЕНИК
Сколько букв у Алфавита –
Мучайся тут с каждой.
33 родных сестрицы –
Закорючки важные.
Буквы я пишу, читаю,
Их запомнить нужно все.
А живут они, конечно,
На страничках в азбуке…
Зачем писать мне палочки,
Чёрточки и галочки?
Ставить по порядку
В противную тетрадку…
А буковки не слушают,
Стоят, ну как попало.
Закорюки, закорюки,
Опять за вас попало!
ФЕЯ АЗБУКА
- Кто умеет читать, тот умеет и писать. Как вы думаете, что труднее?
Трудно не только вам, переживают и ваши новенькие тетрадки.
11 ученик
Когда начнёте новую тетрадь,
Как снег белеет первая страница.
Тетрадь с волнением торопится узнать:
Какая ей досталась ученица?
Ты для неё беда или подарок?
Захочется ей плакать или петь?
Из-за твоих ошибок и помарок
Не часто ли придётся её краснеть?
12 ученик
Мы уже чуть-чуть устали.
Немножко можно поиграть?
Азбука
Согласна даже вам помочь:
Я поиграть сама не прочь.
КОНКУРСЫ:
1 испытание «Шифровальщики» (3 команды)
Надо расшифровать слова, для этого поставьте буквы в нужном порядке.
1. – шифровка: ВАЛИК
Здесь спрятался предмет, необходимый нам,
когда мы принимаем пищу. Это столовый прибор (ВИЛКА)
2. – шифровка ЛАПОТЬ.
Зашифровано название верхней одежды. (ПАЛЬТО)
3. – шифровка НАСОС
Зашифровано название дерева. (СОСНА)
ФЕЯ
- Да, уметь читать – это здорово! Любые книги можно прочитать – рассказы. Стихи, сказки. Но ведь вы уже сейчас знаете многие сказки, помните их героев. Давайте проверим ваши знания.
2 испытание «Герои сказок»
Досказать имя героя. Я начну, а вы договаривайте.
КОТ (в сапогах, Леопольд, Матроскин); Папа (Карло); Дед (Мороз, Мазай);
Домовёнок (Кузя); Баба (Яга); Старуха (Шапокляк); Дядя (Стёпа, Фёдор);
Почтальон (Печкин); Муха (Цокотуха); Кощей (Бессмертный);
Крокодил (Гена).
3 испытание «Собери портфель»
Вызываются 2 ученика, каждому даётся портфель. Среди разных предметов собрать нужные вещи в школу, как можно быстрее.
13 ученик
Нас научила Азбука читать.
Слова на слоги разделять,
Открыла тайны книги,
К ней мы все привыкли.
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем.
И спасибо много раз
Дружно хором скажем!
ДЕТИ. СПА-СИ-БО!
ФЕЯ АЗБУКА
- Наш родной язык – русский. На этом языке говорили Пушкин, Лермонтов, Толстой, Есенин. Любите и изучайте свой родной язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,
Выучи русский язык!
- Много интересного вы узнаете из книг: про нашу Родину, про наш народ, природу. Читайте внимательно, успехов вам!
- Поздравляю вас с первой школьной победой, и каждому вручается удостоверение читателя.
Вручение УДОСТОВЕРЕНИЙ ЧИТАТЕЛЯ.
Приветственное слово родителей. Вручение подарков – КНИГИ.
Песня «У моей России»
Предполагаемые результаты:
- воспитывать интерес к чтению;
- воспитывать умение общаться, совместно трудиться.
Литература:
1.Калашникова О.В. Праздники круглый год: В учебное время и летом. – Волгоград: Изд «Учитель», 2003.
2.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы – М.:»ВАКО», 2004.
Управление образования
Администрации Угличского муниципального района
Муниципальный конкурс
на лучшую методическую разработку
внеклассного мероприятия среди учащихся
начальных классов
Методическая разработка
праздника « Прощание с Азбукой»
Номинация сценарии календарных мероприятий и праздников
Е.И.Крылова, учитель начальных классов
МОУ сош №7
Углич, 2009