12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петренко Лидия Николаевна35

Сценарий внеклассного мероприятия «Прощание с Азбукой»

Цель:

- закреплять знания об изученных звуках и буквах, алфавите;

- совершенствовать навык правильного выразительного чтения;

- формировать вдумчивого читателя, любящего книгу и умеющего работать с ней;

- пробуждать и постоянно поддерживать у детей интерес к книге, желание читать самостоятельно.

 Оборудование: письмо от Азбуки, конверты с заданиями, буквы от А до Я, костюмы Двойки, Пятёрки, Азбуки; компьютер, экран, проектор, рисунки любимых героев «Мы из сказки».

Ход мероприятия:

учитель:
Здравствуйте гости, родители, дети.
День необычный сегодня на свете.
Сегодня праздник состоится у нас,
С Азбукой прощается наш первый класс!
Праздник начинается, гости улыбаются,

А дети постараются сегодня показать

Всё, чему учились, всё к чему стремились,

Потому что в мире надо много знать.

Выходят ребята, читают стихи.
Родители ладошки не жалейте свои.


Ученики:

Самый сложный – первый класс!

Всех труднее – первый класс!

Потому что, потому что,

Потому что в первый раз!

 2. Всех знакомых, незнакомых -

 И серьезных, и веселых.

 Первый класс, первый класс,

 Пригласил на праздник вас.

 3. Март месяц за окном стоит,

 Весна в окно стучится.

 А нам сегодня предстоит

 С Азбукой проститься!

 4. Букв сначала мы не знали,

 Мамы сказки нам читали.

 А теперь читаем сами,

 Подружились сказки с нами.

 5. Тому, кто хочет много знать,

 Кто хочет книги прочитать.

 Про горы и долины,

 Про водные глубины,

 Про звезды, ивы вдоль реки,

 Не обойтись без Азбуки!

 6. Я с этой книжкой первый раз

 Пришел в свой первый светлый класс.

 Я эту книжку полюбил,

 Я в ней все буквы изучил,

 И как мне радостно сказать:

 «Умею я теперь читать!»

7. Нас научила Азбука читать,

Слова на слоги разделять,

Открыла тайны многих книг,

К ней любой из нас привык.

Мы знаем буквы, знаем слоги,

Умеем говорить, считать,

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

Учитель: Ой! Ребята, смотрите, к нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

«Дорогие Ребята! У вас сегодня большой праздник. Еще недавно прозвенел ваш первый звонок, а сегодня вы уверенно сидите за партами. Я очень рада за вас – вы многому научились. Теперь вы настоящие первоклассники и можете смело открывать дверь в страну Знаний. Поздравляю вас, ребята. Приеду в гости. Азбука».

Представляете, сама Азбука придет к нам в гости! Пока мы ждем Азбуку, предлагаю поиграть.
Игра «Собрались на празднике все мои друзья!»

Собрались на празднике все мои друзья,

А скучать на празднике никому нельзя.

Ну-ка, улыбнулись все,

Ну-ка, улыбнулись все, ну-ка, улыбнулись все.

На счет семь - идем ко мне. 1,2,3,4,5,6,7.

И обратно 7,6,5,4,3,2,1 (2 раза).

Хлопнули в ладоши -  1,2,3.

Топнули ногой - 3,2,1.

Повернулись все налево - 1,2,3.

Повернулись все направо - 3,2,1.

Собрались на празднике все мои друзья,

А скучать на празднике никому нельзя.

Ну-ка, засмеялись все,

Ну-ка, засмеялись все, ну-ка, засмеялись все,

На счет семь - идем ко мне.

1,2,3,4,5,6,7 и обратно 7,6,5,4,3,2,1 (2 раза).

Высоко попрыгали 1,2,3.

Ножками подрыгали 3,2,1.

А теперь все вместе сядем 1,2,3.

И обратно дружно сядем 3,2,1.

Собрались на празднике все мои друзья,

А скучать на празднике никому нельзя.

Стук в дверь.

Учитель: Ура! Уже идет.


В класс медленно заходит двойка

Двойка.
Я прелестна всем на диво!
Так изогнута красиво.
Украшаю я дневник
Коль плохой ты ученик.
Никому не верьте, детки,
Лучше двойки нет отметки!
Без меня вам нельзя.
Все лентяи мне друзья.
Лежебок, нерях люблю я.
А прилежных не терплю я.
Если хотите со мною дружить,
Как можно больше двоек нужно получить.
Здравствуйте, ребята! Случайно узнала, что у вас сегодня праздник. А меня пригласить вы, конечно, забыли.

У. Вот так дела? Ребята, Двойка нам нужна?
Дети –Нет.
У. (Двойке). Поняла? Отправляйся в обратный путь, а сюда дорогу забудь.
Двойка. Ах, вот вы как! Хорошо, я уйду, но не одна. Надеюсь, среди вас, милые детки, найдутся лентяи, неряхи, забияки и драчуны?
У. Нет среди нас таких. У нас дети любят учиться. Послушай…

Игра «Да», «Нет»
Друга выручим всегда? Да.
Врать не будем никогда? Да.
В классе списывать ответ? Нет.
Кинуть камень кошки вслед? Нет.
Брать в автобусе билет? Нет.
Ай-ай-ай! Как это нет?
Надо брать билет всегда? Да.
Не робеть, когда беда? Да.
Не жалеть для дел труда? Да..
Рук не мыть когда обед? Нет.
Как же это не мыть? Мыть обязательно.
Грязь смывать без следа? Да.
Солнце, воздух и вода? Да.
Мы лентяем шлем привет? Нет.
А тем, кто трудиться всегда? Да.

Двойка . Ладно ухожу, но я еще вернусь и тогдаааа.

Двойка уходит.

У. Молодцы! А сейчас ребята нам споют школьные частушки.

Приготовьте свои ушки,
Мы споём сейчас частушки.
Весёлые, задорные,
Плясовые, школьные!

Все: Ёлочки-ёлочки
ёлочки, зеленые,

Все ребята – первоклашки
В Азбуку влюбленные!

Тыщу слов в минуту нынче, 
Как машинка, я строчу. 
Я любую вашу книжку 
Одним махом “проглочу”!

Говорят, что каждый год 
Разные учебники. 
Как же все их изучить? 
Мы же не волшебники?

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!

Разбудите меня ночью
В самой серединочке
Расскажу я алфавит
Без одной запиночки!

Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем – 
Эти буквы мы поем!

Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных.

Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички.

Ох, не помню я опять,
Слово «ЧАЩА» как писать!
С буквой «Я»? А, может, без?
Напишу-ка лучше «ЛЕС»!

Очень я люблю учиться 
И пятёрки получать,
Ну, а больше – веселиться,
Бегать, прыгать и кричать!

Прозвенел сейчас звонок
Это кончился урок!
Мы бежим скорей играть,
Для уроков сил набрать.

Мы частушки долго пели, 
А теперь хотим сказать: «ПОСКОРЕЙ БЕРИТЕ РУЧКУ 
И В ДНЕВНИК НАМ СТАВЬТЕ ПЯТЬ!!

Двойка( из- за угла) – Хи-хи-хи, хо-хо-хо. Не поздравит вас никто.
У. – Двойка, ну ты чего? Это нечестно. Мы учились, мы старались. Правда, Ребята?

Двойка: А вы выполните мои задания. Тогда Азбука к вам вернется.
У. – Подожди, ведь, если мы с ребятами покажем, чему научились, то никакая двойка не устоит перед силой знания. (во время выполнения заданий дети получают буквы)
Есть конверты в этом зале,

Где написаны заданья.

Первый близко здесь лежит

Там, где музыка звучит.

Дети находят конверт возле компьютера.

Задание 1: Угадай букву

1. Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)  

2. В этой букве нет угла - до того она кругла.

    До того она кругла - укатиться бы могла. (О)  

3. С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)  

4. На эту букву посмотри - она совсем как цифра 3. (З)  

5. Палочка и палочка, между ними галочка.

   И понятно сразу всем: получилась буква ... (М)  

Получают буквы М,Ы,У.

У.Ребята, продолжаем искать конверты.    

  «А теперь второй ищите,

             Там откуда свет, тепло,

             Если шторы отодвинуть,

             Вмиг найдёте вы его.»

Задание №2: Ребята, а хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим.

(Дети отгадывают и герой на слайде)

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё,

Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)

С букварём шагает в школу

Деревянный мальчуган.

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовётся эта книжка?

Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)

Кто работать не хотел,

а играл и песни пел?

К братцу третьему потом

прибежали в новый дом.

От волка хитрого спаслись,

но долго хвостики тряслись.

Сказка известна любому ребёнку

и называется…. («Три поросёнка»)

Подарит новое корыто, и новый дом,

и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

с ней вместе уплывёт удача!

Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)

Удивляется народ: едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи ест большие калачи!

Чай сам наливается по его хотению,

А сказка называется… («По щучьему велению»)

Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несёт её домой.

Ну, отгадал загадку? Тогда ответь!

Названье этой книжки… («Маша и медведь»)

Было яичко у нас золотое,

а осталось лукошко пустое…

Плачет дед, плачет баба,

но их утешает… («Курочка Ряба»)

Их приглашают с другом Геной

На день рожденья непременно.

И любит каждую букашку

Забавный добрый ….. (Чебурашка)

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный, говорливый, простодушный

И румяный… (Колобок)

Многим долго неизвестный,

Стал он каждому знаком.

Всем по сказке интересной

Мальчик луковка знаком.

Очень просто и не длинно

Он зовётся … (Чипполино)

 

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор … (Айболит)

Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла.

Когда же случилось попасть мне на бал

То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто это такая? Кто тут подскажет? (Золушка)

   

Работать умела красиво и ловко

                                      В деле любом проявляла сноровку.

Хлеба пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла..

Кто мастерица эта была?

                      (Василиса Премудрая)

Получают буквы М,Е,Е.

У.: Ищите третий конверт.

Следующий найти несложно,

                  Он под стулом закреплён.

                  Если мы туда заглянем,

                  Его обязательно найдём.

Задание №3

Игра «Верни вещи в сказку» (яблоко, игла, ключик, золотая рыбка, яичко)

Задание №4. Игра «Сколько слогов?»

 На столе лежат цифры. Учитель называет слова: Бабушка, пол, велосипед, зонтик, баранка, библиотека. Дети подбегают, берут цифру, соответствующую количеству слогов в слове.  Если верно , хлопаем в ладоши, если нет молчим.

Получают буквы М,Ч,И.

У. Следующий конверт найти несложно,

                  Он на стенде закреплён.

                  Если мы туда заглянем,

                  Его обязательно найдём.

Задание № 5 Игра «Буква потерялась»
1. На глазах у детворы крысу красят маляры!
2. Полюбуйтесь-ка, ребятки,раки выросли на грядке!
3. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, но зато ему потом на крючок попался дом! 
4. Тает снег, течет ручей, на ветвях полно врачей! 
5. Старый дедушка Пахом на козе скакал верхом! 
6. По дороге вдоль села мама с бочками пошла! 
7. Сели в ложку и айда! По реке туда – сюда!
8. На болоте нет дорог, я по кошкам скок да скок!

Получают буквы Т,А,Т.

У.Пятый конверт найти обязательно сможем.

Где мы руки моем, конверт наш закреплен.

Вот и прекрасно, учиться – всегда пригодиться. Это даже очень интересно. А теперь еще поиграем. Нужно выделить букву, которая повторяется в данном стихотворении. (На доске крепим буквы: р, ж, д, у, б,а).

 1. Утром на траве росою

 Эта буква заблестит,

 А под вечер на крылечке,

 Рядом громко зарычит. /Р/

 2. Эта буква на морозе,

 Как оса ужалить может.

 Ну, а в мае на березе

 Жук её узнать поможет. /Ж/

 3. С этой буквой, добрым утром,

 Долгою дорогой в дом.

 День за днем назло недугам,

 Даже под дождем идем. /Д/

 4. Эту букву паровоз

 На своей трубе привез

 Губы вытяни в трубу

 И получишь букву /У/

 5. Эта буква бодрым шагом

 В бой идет под барабан.

 И бодает буква букву

 Будто баловник баран. /Б/

 6. Эта буква знаменита -

 Стоит в начале алфавита. /А/

Учитель

 Вот все буквы перед вами

 Каждый может их назвать.

 А теперь нам надо с вами,

 В слово буквы все собрать.

 ДРУЖБА.

У:  Можно вас назвать дружными ребятами? Сейчас проверим!  Дружно отремонтируйте скороговорки, пословицы.

(озорница единицу ученица получила) . Ученица озорница получила единицу.

 (сегодня был зол осёл он ослик узнал что он). Ослик был сегодня зол –

он узнал, что он – осёл.

(книга людей тысячу одна учит). Одна книга тысячу людей учит. Что это значит?

-Какие другие пословицы вы знаете?

- Молодцы. За всё это нужно сказать спасибо АЗБУКЕ.

- умеете ли вы разгадывать ребусы?

 Пробуем разгадать.(бабочка. Мороз. Булка). МОЛОДЦЫ!

Получают буквы Ь. . Дети держат в руках буквы. Получается слово, «МЫ УМЕЕМ ЧИТАТЬ».


У – Ребята, прочитайте, что у нас получилось. Ой, посмотрите! Случилось чудо! Наша двойка…. Превратилась в пятерку. (двойка меняет шапочку и превращается в пятерку)

Как красива цифра пять!
Будем мы ее писать.
Полукруг мы нарисуем,
Палку, хвостик подрисуем.


Пятерка-Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну, конечно, цифрой… (пять)

 

Звучит музыка, входит Азбука.

Азбука -
Только в школу вы пришли –
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!


8 Ученик:  Азбука, а почему тебя так назвали?

Азбука: Всё очень просто. Сейчас мы называем буквы а, бэ, вэ, гэ. А раньше

 Букву А называли аз, Б – буки, В – веди. Так и получилось моё

 Название от двух первых букв алфавита Аз и Буки – Азбука

Я пришла сегодня к вам в последний раз, чтобы проводить в мир новых интересных наук, в волшебный мир знаний. А помогут мне в этом мои верные помощники - буквы. Эй! Буквы! Сюда, ко мне!

Азбука: Гласные!

Гласные: Здесь!

Азбука: Согласные!

Согласные: Здесь!

Азбука: Буквы, которые не обозначают звуков!

(Вперед выходят “Ь” и “Ъ”)

Азбука. Мы станем с буквами играть,

В слова их собирая,

И мы научимся читать.

Мы из букв слова составим, и вас прочесть заставим.

Азбука. Сели на странички

Тридцать три сестрички.

Сели рядом - не молчат,

Нам загадки говорят. Буквы.

Азбука. Слаще меда, мягче пуха.

- Отдохни! - все шепчет в ухо.

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет... очень плохо жить. Лень (собирается с ошибкой ЛЕН.)

У. Ребята! Правильно ли буквы встали? Исправьте ошибку.

Азбука: Ребята, я рада, что вы повзрослели, поумнели. И знаете весь алфавит наизусть. И сейчас мы это проверим.

9 ученик . Алфавит всем знать нам нужно, 
Мы его расскажем дружно. 

Учитель:За ребят я очень рада! 
Вижу: учатся всему – 
Счету, грамоте, письму. 
Хоть малы еще на вид, 
Знают русский алфавит. 
Сколько букв в нем? 


Дети. Тридцать три! (Читают алфавит в стихотворной форме.) 
10 ученик А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – знайте место вы свое, 
11 ученик Ж, З, И, Й, К, Л, М – вспоминайте, кто за кем, 
12 ученик Н, О, П, Р, С, Т, У – стойте дружно на посту, 
13 ученик Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ – собирайтесь не спеша, 
14 ученик Ъ, Ы, Ь – стойте рядышком, вот так! 
15 ученик Торопитесь: Э, Ю, Я – вот и в сборе букв семья 

16 ученик . В азбуке, как на параде, 
Гласные, согласные — 
Стояли буквы разные, 
Но не вместе в строчке, а поодиночке. 


17 Ученик: 
Буквы-значки. Как бойцы на парад,, 
В чётком равненье построились в ряд. 
Каждый в условленном месте стоит 
И называется он - АЛФАВИТ. 

У. Учебник закрывается.
Пора с ним распроститься!
Он верным другом был для вас,
Прощаясь с ним, грустит наш класс. 
Но долго нам грустить нельзя,
Ведь есть у Азбуки друзья!

18 Ученик.Прощай, родная Азбука,
Учебник первый мой.
Три четверти дружили,
Играли мы с тобой.

19 Уч. Учили раньше буквы,
Слагали их в слога
И складывали лесенкой
Весёлые слова.
С тобою пели песни,

20 Уч. Водили хоровод.
И от тебя узнали
Про сказочный народ.
О колобке и репке,
О курочке и дедке,
Про шалунишку Мишку,
Капризную мартышку.

21 Уч. Спасибо чудо, Азбука,
Наставник первый мой!
Пусть правила ученые
Останутся со мной.

22 Уч. Теперь могу читать
Любые книги я.
И этому так рады:
Соседи и семья.

(За сценой организуют громкий плач) Выходит ученица 

У: Что такое? Что случилось? 
Почему так огорчилась? 


23 Ученица: Жалко с азбукой прощаться. 
На второй год хочу остаться 
С ней было так чудесно! 
С ней очень интересно! 


Азбука: Но дальше будет ещё интереснее! 
Вы познакомитесь с баснями и песнями. 
Меня вам заменит “Литературное чтение” 
И библиотека откроет вам двери, 
И самые лучшие книги доверит 
Гляди веселее и слезы утри, 
Вас столько чудесного ждет впереди. 

Входит девочка в костюме книги «Литературное чтение».

Книга «Литературное чтение»

Очень рада встрече с вами!
Мне солнце подарило
капельки свои,
Чтоб я их превратила
в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И помчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых?
Все края тебе открыты
На страницах книг.
Как, друзья, вам всем я рада!
Встреча с вами –
мне награда.

Литературное  чтение.    Я очень рада, что пришла к вам. Но,  дорогая азбука, здесь так много людей, я боюсь, не обидят ли они меня.

 Азбука.    Что ты, нет. Со мной первоклассники обращались очень бережно. Дети знают, как обращаться с книгами. Мы им напомним ещё раз об этом. (Повторяют правила обращения с книгой.)   Правила на экране:

1.Перед тем, как взять книгу, посмотри, чистые ли у тебя руки. 

2. Чтобы учебники дольше служили тебе, оберни их.

 3. Нельзя писать и рисовать на книге.

 4. Не загибай уголков и страниц, пользуйся закладками.

 5. Соблюдая эти правила, ты сохранишь свои учебники в образцовом состоянии.

У. Сегодня в нашей стране прибавилось много читающих детей потому, что в  школах в это время учащиеся закончили читать азбуку. Мы поздравляем, Вас, дорогие ребята, с первой школьной победой – окончанием букваря.

Мы веселые ребята,
Мы нигде не пропадем.
Если надо – мы станцуем!
Если надо – мы споем!

Дети исполняют танец.

У: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время  мы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором «Спасибо».

24 уч. Спасибо, мамочка, тебе

  За все заботы обо мне.

 За то что в школу я хожу,

  За книгу, что в руках держу.

  Я эту книгу полюбил,

  Я в ней все буквы изучил.

  И как мне радостно сказать:

 Умею я теперь читать! (хором)

У. Вам, родители, с любовью, уваженьем,

Говорим «спасибо» за стремленье

Рядом быть и помогать во всём,

Создавать уютный школьный дом!

С искренним учительским теплом

Это – первый шаг, он – бесподобный!

Впереди – одиннадцать подобных!

Так что, нам ведь позволяют сроки,

Делайте и дальше вы уроки!

Учитель. Вот настал момент прощанья,
Праздник Азбуки прошел.
Говорим мы: «До свиданья!»,
И до новых встреч, друзья!

Азбука: Вот и пришла пора проститься

И я хочу вам пожелать:

Всегда старательно учиться,

Всегда с охотою трудиться

И Азбуку не забывать!

24 Уч. Позади нелёгкий труд

Слогового чтения:

Нам сегодня выдают

У-до-сто-ве-ре-ни-я!

У. Выдача удостоверений.

Азбука: А мы с вами посмотрим, что же за подарки у меня в сундучке. Вот коробочки, а в них сюрприз. На память об этом празднике я хочу вручить вам всем книги.

Сегодня я прощаюсь с вами, но мои буквы останутся в каждой книге, на каждой странице, в ваших тетрадях, письмах и открытках.

У. – Исполнение песни "Прощай, букварь" 
Слова и музыка Людмилы Мельниковой 

Мой букварь, мой друг надёжный, 
Расстаёмся мы теперь. 
В новый мир большой и сложный 
Для меня открыл ты дверь. 
Расстаёмся с букварём, 
Песню мы о нём поём! (2 раза) 
Много радостных событий 
Ты мне щедро подарил. 
К миру радостных открытий 
Ты ступенькой послужил. 
Расстаёмся с букварём, 
Песню мы о нём поём! (2 раза) 
Раскрывал тебя как чудо, 
Наступил прощанья срок. 
Никогда я не забуду 
Первый твой большой урок. 
Расстаёмся с букварём, 
Песню мы о нём поём! (2 раза) 

 

                                                               

Учитель: На прощание споём песенку «Первоклашка»

1. Пусть бегут неуклюже

Первоклашки по лужам,

Дети в школу спешат на урок.

Даже дождь не пугает,

Если в класс приглашает,

Лучший друг наш, веселый звонок.

Припев:

Мы чуть-чуть уж повзрослели,

Научились мы читать.

Подросли и поумнели,

Нас теперь уж не узнать.

2. Наши книжки, тетрадки

В идеальном порядке

В выходные устали отдыхать!

Дома скучно ужасно,

Ну, а в школе прекрасно:

Снова будем писать и читать!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Лисицкая Ирина, 09.03.18 в 14:14 1Ответить Пожаловаться
Понравилось Ваше мероприятие. Но хотелось бы узнать, в оборудовании Вы указываете проектор, экран. А зачем? В мероприятии я не встретила место, где Вы ими воспользовались.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.