Технологическая карта урока физики в 7 классе «Простые механизмы. Рычаги. Условие равновесия рычага»
Технологическая карта урока
Предмет: физика Класс 7
Базовый учебник: Перышкин А. В.
Тема: «Работа и мощность. Энергия»
Тема урока: Простые механизмы. Рычаги. Условие равновесия рычага.
Цель урока: Введение понятия «простой механизм», выяснение условия равновесия рычага.
Задача урока: Развивать информационную компетентность учащихся, коммуникабельность, умение работать в группе, коллективе и индивидуально, расширять их кругозор и мыслительную активность
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Необходимое оборудование: технологическая карта ученика; ножницы для резки железа, бумаги; ключи гаечные, лабораторное оборудование (набор грузов, рычаги).
Структура и ход урока
№ |
Этап урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1 |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Многие полагают, чтобы найти что-нибудь необыкновенное, надо отправиться очень далеко, лучше всего в космос. В обыденной жизни вокруг нас всё хорошо известно, и ничего интересного нет. Какое заблуждение! Мы окружены загадочными явлениями, но не задумываемся над ними, потому что они привычны. Ну вот, например: -качели. На них взрослый человек может запросто уравновесить ребёнка. - смотрите – это ножницы для бумаги, а это по металлу. Обратите внимание – у них разная форма; Посмотрим, какие результаты эксперимента получились у ребят.
На некоторые из этих вопросов мы сможем ответить уже сегодня в конце урока. |
Слушают учителя. Двое учеников выполняют экспериментальное задание, данное в начало урока. Экспериментальное задание: гайку отвернуть, каким ключом легче - с длинной ручкой или с короткой? И как вы думаете почему?
|
П:умение устанавливать причинно-следственные связи Р:выдвигать версии; планировать деятельность. К: излагать свое мнение, организовывать работу в паре. |
|
Актуализация знаний.
|
Чтобы дать ответы на поставленные вопросы, мы должны воспользоваться ранее приобретёнными знаниями. А для этого должны повторить некоторые физические понятия, которые нам на уроке пригодятся. - Что такое сила? - Какие виды сил (взаимодействий) вы знаете? - От чего зависит результат действия силы? - Как определить кратчайшее расстояние между точкой и прямой?(обращает внимание рисунок) Дайте ответы на предложенные тестовые вопросы с использованием комплекта сигнальных карточек |
Ученики отвечают на вопрос
выполняют тест, используя сигнальные карточки
|
Р: обобщение, систематизация К: умение строить понятные для партнеров высказывания, умение использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать других |
|
Выявление места и причины затруднения |
Человек – существо разумное. Именно разум всегда давал ему возможность создавать приспособления, делавшие его сильнее или быстрее зверя, жить в условиях, в которых он без этих вещей не мог бы выжить. Эти приспособления служили для преобразования силы, то есть с их помощью можно было получить выигрыш в силе. Что это значит? Идёте вы по дороге. Впереди огромный камень. Обойти его нельзя. Надо сдвинуть с дороги. Что сделаете? Подводит итог по вопросу: используя палку, и прикладывая к ней силу, меньшую, чем вес камня, мы получаем силу в несколько раз больше приложенной. Ребята, чем является палка в нашем случае? Да, верно - это простой механизм. В данном случае – рычаг. |
Высказывают свое мнение на поставленный вопрос.
|
П: анализировать, делать выводы, с троить логически обоснованные рассуждения Р: выдвигать версии К: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого. |
|
Целеполагание И построение проекта выхода из затруднения
|
Ребята, сформулируйте каждый для себя тему и цели нашего урока. Озвучьте свой вариант. Спасибо, молодцы. Я расширю нашу цель: познакомиться с условием равновесия рычага.
У нас определена тема и цель урока. Как мы будем достигать цели урока? Для эффективной работы, я предлагаю вам разделиться на группы. Выполните в технологической карте пункт II, работая с учебником |
Тема урока: «Простые механизмы. Рычаг» Основная цель урока – выяснить, что такое простые механизмы и более подробно познакомиться с одним из них – рычагом.
Изучить параграф. Воспользоваться технологической картой урока.
|
Р:определять цель, выдвигать версии, планировать деятельность К:излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого, корректировать свое мнение |
|
Реализация построение проекта |
Координирует работу в группах. |
Работают с параграфом и заполняют технологическую карту. Работа в группах. |
П:находить достоверную информацию, владеть смысловым чтением, анализировать, обобщать Р:выдвигать версию, планировать деятельность, работать по плану. К:излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение, организовать работу в группе, преодолевать конфликты. |
|
Первичное закрепление с комментариями во внешней речи |
Ребята, вы поработали с учебником, обсудили свой решение в группах. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
|
Зачитывают свои ответы, комментируют и дополняют ответы.
|
П:анализировать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения Р: выдвигать версии. К:излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Какие цели мы с вами достигли на данный момент? Чтобы изучить условие равновесие рычага, проведем практическую работу.
Проведите вторую часть работы, заполните пропуски и сделайте вывод, используя учебник.
Давайте обсудим полученные результаты. |
цель урока – выяснить, что такое простые механизмы и более подробно познакомиться с одним из них – рычагом (работа в парах с рычагами и наборами грузов, по ходу выполнения задания заполняется таблица в технологической карте).
Работают в парах, обращая внимание на комментарии учителя.
Работают самостоятельно в парах.
Комментируют свои ответы. Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. F1/F2 = l2/l1 Вывод: с помощью меньшей силы можно уравновесить большую. Во сколько раз одна сила больше другой, во столько же раз плечо меньшей силы должно быть больше плеча большей. |
Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий П: находить в учебнике достоверную информацию, анализировать, делать выводы, стоить логические рассуждения, представлять информацию в разных формах (текст , таблица) К: умение формулировать собственное мнение, излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение. |
|
Включение в систему знаний и повторений |
Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока. - Куда должен на качелях сесть взрослый, чтобы уравновесить ребёнка? - Почему ножницы по металлу имеют длинные ручки? Исходя из условия равновесия рычага, объясните, почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удалённому от оси вращения двери? Ведь дверь – это рычаг. Давайте рассмотрим, где у двери ось вращения? Обратите внимание, в предложенной вам технологической карте есть шесть незаконченных предложений. Закончите, пожалуйста, предложенные фразы. Зачитываем и называем ответ. |
Ученики отвечают на вопросы.
Работа по цепочке, зачитывая ответы.
|
П: строить логические обоснованные рассуждения, анализировать, обобщать, делать выводы. Р:выдвигать версии К: излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение. |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Назовите тему урока и цели. Ответьте в технологической карте: достигнута ли вы цели на уроке?
Есть желающие высказать свой мнения?
Зачитайте в технологической карте последнее задание. Это вам будет домашнее задание. Спасибо за урок.
|
Повторяют цели урока.
Отвечают письменно в тех карте.
Отвечают по желанию.
Зачитывают задание. |
П: устанавливать причинно-следственные связи Р: оценивать степень достижения цели. К: излагать свое мнение. |
Технологическая карта урока
Тема «__________________________________________________»
Цели урока:________________________________________________________________
I. Тест.
- Как называется сила притяжения к Земле?
А. Сила тяжести. Б. Вес. В. Сила упругости. Г. Сила трения.
2. По какой формуле определяется сила тяжести?
А. m = ρV Б. S = Vt В. F = mg Г. V = abc
3. На столе лежит книга. Как называется сила, с которой книга действует на стол?
А. Сила тяжести. Б. Вес. В. Сила упругости. Г. Сила трения.
4. Какой буквой обозначается вес тела?
А. P Б. V В. m Г. S
5. В каких единицах измеряется сила?
А. м3 Б. кг В. Н Г. л
6. Какая из перечисленных физических величин является векторной?
А. масса Б. объём В. сила Г. температура
7. Чему приблизительно равна сила тяжести, действующая на тело массой 200 кг, находящееся на Земле?
А. 2000 H Б. 200 Н В. 20 Н Г. 10 Н
II.
- Простые механизмы - это_____________________________________________________
- Приведите примеры простых механизмов:_____________________________________
- Рычаг – это______________________________________________________________
Чем он характеризуется? 1)
2)
3)
4. Плечо силы- это_______________________________________________________________
Указать плечи сил, предложенных на рисунках.
Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4 Рис.5
5. Что может происходить с рычагом под действием сил?
А)
Б)
Поставьте себе оценку за выполнение II задание ____________________________
Поставьте взаимооценку_____________________________________________
III. Практическая работа.
Слева от оси |
Справа от оси |
||
Сила F1, Н |
Плечо силы l1,см |
Сила F2, Н |
Плечо силы l2,см |
2 |
10 |
1 |
|
2 |
10 |
4 |
|
Рычаг находится в равновесии тогда, когда _________________________________________
F1/F2 = _______________________
Вывод:____________________________________________________________________
Поставьте себе оценку за выполнение III задание ____________________________
Поставьте взаимооценку_____________________________________________
IV. Вывод:
1.Приспособления, служащие для преобразования силы называются_____________________
2. Виды простых механизмов:____________________________________________________________
3.Твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры, называется ________
4. Перпендикуляр, проведённый из точки опоры на линию действия силы – это___________
5. С помощью меньшей силы уравновесить большую – это значит получить_______________
6. Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил. Это утверждение называется _________________________
F1/F2 = l2/l1
V. Цель урока:
1) достиг_____
2) не совсем достиг, надо ещё поработать на вопросами: ____________________________________________________________________________________________
3) все не понятно ____________________________________________________________________________
VI. Материал для размышления:
Говорят, что Архимед, открыв условие равновесия рычага, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!». Преувеличил, конечно. А вот на вопрос, почему такой рычаг невозможен, попробуйте дать ответ самостоятельно.