Проведение звукового анализа слов с буквами И, и. Звук [и]. Буквы И, и, их функция в слоге-слиянии
Буква "И"PPTX / 4.81 Мб
УрокDOCX / 19.71 Кб
Гласные буквы И, и, обозначающие гласный звук [и]
Целеполагание урока:
Познакомить с буквами И, и, обозначающими гласный звук [и], наблюдать за позиционным изменением согласных звуков: твердые-мягкие согласные.
Развивать фонематический слух, зрительную и тактильную память; познакомить с понятием «противоречие», прививать терпимость к чужому мнению. Продолжить учить грамотному слого-звуковому анализу слов.
Ход урока I. Организационный моментКакие буквы вы уже знаете?
Какие звуки они обозначают? Эти звуки гласные или согласные?
II. Актуализация знаний учащихся1. Чем похожи и чем отличаются пары слов:
сом – сам, дом – дам, том – там
2. В чем особенность этой пары слов?
,Какую роль в слове играет ударение?
Сколько ударных слогов может быть в слове?
III. Постановка темы и цели урокаПроизнесите звуки [т] и [т'].
Что заметили?
«Так, тик» – произнесите. Чем похожи, чем отличаются эти два слова?
Сегодня мы будем говорить о добром звуке, который многие согласные звуки делает мягкими. А еще познакомимся с новыми буквами.
IV. Работа над новым материалом1. Повторение изученных звуков.
Я назову слово на звук [а], а вы подберите к нему слово, которое указывает, какой это предмет. Но ваш ответ должен начинаться на звук [а].
арбуз – алый
ананас – аппетитный
астра – ароматная
аптекарь – авторитетный
2. Диалог учителя с учеником.
На любой мой вопрос отвечайте словом, которое начинается со звука [а]. Как тебя зовут? (Алеша.)
А фамилия? (Александров.)
Откуда ты приехал на урок? (Из Астрахани или Армавира.)
А что там растет? (Арбузы.)
А еще что? (Абрикосы, айва.)
Какие птицы там водятся? (Аисты.)
Какой подарок привез маме? (Астры, альбом.)
3. Диалог со звуком [о].
Какое время года ты любишь? (Осень.)
Какие вывески на О встречали в городе? («Обувь»; «Оптика» и др.)
Какие знаешь города на букву О? (Омск.)
А какую реку? (Обь.)
4. Отгадайте слово:
В конце предложения ставится… (точка).
Со звуком [д] растет у мамы… (дочка).
«Б» – в начале слова … (бочка).
С «К» я – на болоте … (кочка).
«О» на «А» заменим – … (качка).
Слева «Т» и слово – … (тачка).
5. Знакомство со звуком [и].
А сейчас познакомимся с новым звуком.
Какой одинаковый звук слышится в словах: «липа», «ива», «иглы», «аист», «ирис», «иволга», «сито».
Повторите еще раз звук [и].
Какой это звук: гласный или согласный?
6. Артикуляция при произношении звука [и]
7. Слово-звуковой анализ слова «иголка»
Человек может шить, рубить, пилить, резать. В его работе ему помогают инструменты. Иголка – инструмент для работы, с нею нужно обращаться аккуратно.
Сколько слогов в слове «и-го;´л-ка»? (Три слога.)
Какой первый слог?
В нем один звук, какой он? Охарактеризуйте его.
Назовите второй слог. Что вы можете о нем сказать? (Ударный, состоит их трех звуков.)
Во втором слоге слияние и еще примыкает согласный звук.
Назовите третий слог. Назовите в нем звуки.
Чем он является? (Слиянием.)
Так с какого же звука начинается слово «иголка»?
Многозначность слова «иголки»
У какого дерева есть иголки? У какого животного есть иголки?
Проанализируем слова: «кони», «тигр».
Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими. Звук [и] обозначает мягкость согласных звуков.
8. Знакомство с буквами И, и.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
– Сколько здесь дощечек?
– Три!
– А какая буква?
– И!
Е. Тарлапан
Буква И наискосок
Примеряла поясок.
Сверху вниз его тянула –
К правой ножке пристегнула.
Г. Ванюхина
9. Сравнить печатные и письменные буквы И, и. По рассмотренному образцу в «Прописи» написать элементы буквы и, а затем строчную букву и.
(Буква и пишется без отрыва пера.)
От верхней линии ведем вниз прямую, чуть не доводя до нижней линии, закругляем вправо и ведем вверх для соединения со вторым элементом буквы. Затем без отрыва руки начинаем писать вниз по написанному, оставляем уголочек и, не доводя до нижней линии, закругляем вправо. Но не ведем до верхней линии, а только до середины строки.
На нижней свободной строке пишется диктант:
о О а А и а о и О А
Как звучат согласные звуки в слогах ли, ми, пи, ти, ни, ки?
Что одинаково у слов «Иван», «Илья», «Ира»
Это имена собственные или нарицательные?
Как мы их будем писать, когда познакомимся со многими буквами?
Для чего нужна заглавная буква И?
Написание заглавной буквы И. При написании обратить внимание на одинаковый наклон элементов буквы, высоту и параллельность этих элементов.
V. Работа по учебнику1. Составление рассказа по иллюстрации на с. 28.
Кого вы видите на рисунке? (Мы видим Ивана-царевича.)
Опишите, как он одет.
С кем беседует Иван-царевич?
Кто обычно в сказках живет в избушке на курьих ножках?
Кого ищет Иван-царевич?
Анализ предложения «Иван-царевич ищет невесту».
2. Пословицы на с. 28.
Чему нас учат эти пословицы?
3. Чтение стихотворения «Ива» на с. 29.
Найдите и подчеркните простым карандашом все встретившиеся
буквы И.
4. В названиях каких инструментов есть звук [и] (с. 30)?
VI. Обобщение знаний о школьных принадлежностяхКакие школьные принадлежности вы знаете?
Как с ними нужно обращаться?
Когда начнете новую тетрадь,
Как снег, белеет первая страница.
Тетрадь с волнением торопится узнать:
Какая ей досталась ученица?
Ты для нее – беда или подарок?
Захочется ей плакать или петь?
Из-за твоих ошибок и помарок
Не часто ли придется ей краснеть?
Что делает мама на иллюстрации (с. 30)?
Что она пожелает сыну при расставании в школе? (В добрый путь! Удачи!)
Какое по интонации это будет предложение?
А что спросит мама после школы?
Какие загадки вы знаете о школьных принадлежностях?
Дети должны быть подготовлены заранее.
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?
(Карандаш)
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями,
В строчках, на листочках,
Кое-где на точках.
(Книга)
Дашь попить –
Станет говорить.
Такая вещица
Только для грамоты годится.
(Чернила)
Грамоты не знаем,
А весь век пишем.
(Ручки)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Ластик)
В каких ответах встретился звук [и]?
Представьте, к нам в окно залетел космический кораблик, из него вышли инопланетяне и назвали вам свои имена: Ио, Иа, Оа, Ао.
Как бы вы их записали? (С заглавной буквы.)
Давайте напишем имена инопланетян на нижней свободной строке.
18. Кто больше запомнит слов со звуком [и].
Игрушечная история.
Игрушечная ива искрится изумрудом. Идет игрушечный игуанодон. Изголодался. Исхудал. Изгрыз иву. Истоптал ирисы, иван-чай, иван-да-марью.
Издали идет игрушечный индюк. Изумился игрушечный игуанодон, испугался игрушечного индюка и исчез.
(Л. Яхнин)
Какие инструменты изображены внизу на странице 30 учебника? (Грабли, клещи, пила, рубанок.)
Какое слово можно считать лишним? (Слово «рубанок» – в нем нет звука [и].)
Обозначьте твердые и мягкие согласные звуки синим и зеленым цветом соответственно.
Какой гласный звук в этих словах обозначает мягкость согласных? (Звук [и].)
Провести звуковой анализ слов.
VII. Итоги урокаС какими новыми звуками познакомились?
Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]? (Мягко.)
Какие новые соединения букв научились читать?
Какую букву больше понравилось писать?
Кто доволен своими успехами на уроке?
Подчеркните в «Прописи» те буквы, которые у вас получились самыми красивыми.
Прочитать с родителями сказку «Лиса и журавль».