Занятие «Звук», «Буква», «Слог», «Слово» (1 класс)
Тема: «Звук» «Буква» Слог», «Слово»
педагог Чулкова Н.А.
Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по пройденным гласным и согласным звукам и буквам.
Задачи:
Обучающие:
1.Закреплять знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку
2.Закреплять представление о понятиях «Звуки» и Буквы» «Слово»
Развивающие:
1. Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок и уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в словах.
2. Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв.
3. Развивать логическое мышление, выполняя задания.
Воспитательные
1.Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, отзывчивость.
2. Воспитывать умение работать самостоятельно
Оборудование:
- Демонстрационный материал - картинки отгадки, карточки с нарисованными гласными буквами, проектор, ноутбук
- Раздаточный материал - на каждого ребёнка простой и красный карандаш, подставки под карандаши, слоги для чтения и составления слова, карточки для игры «Зачеркни лишнюю букву», клей карандаш,
Ход занятия
I.Здравствуйте мои хорошие! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте дружно поздороваемся.
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы все учимся!
Всё у нас получится!
Пусть это занятие принесёт нам и нашим гостям радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Сейчас Вы спокойно сядьте на коврик. Внимательно слушайте и запоминайте сказку о звуках (Слушают сказку о звуках)
II. Ребята, вы прослушали сказку о звуках. Сейчас мы будем путешествовать по стране звуков и букв. Ой! Что это такое -буря поднимается ( в записи вой ветра) Нас буря подняла и куда – то понесла (кружимся) Мы летим высоко-высоко над облаками. Буря стихла мы сели на свои места. Мы очутились в славном городе, который называется – дети читают - ЗВУКОГРАД
1.Первый город на нашем пути Звукоград.
Какой огромный замок висит на воротах этого города. Попробуем открыть его.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
На двери висит замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок)
Кто открыть его бы смог? Потянули (руки тянутся в стороны)
Покрутили ( круговые движения пальцев от себя)
Постучали (Основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы)
Как вы думаете, кто живёт в этом городе? (звуки)
Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные)
Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны.
А бывают звуки речи,
Мы их точно знать должны.
Какие звуки называются гласными (Звуки, которые не встречают во рту преграды, поются, тянутся)
Давайте поиграем со звуками:
Игра с мячом «Верни мне гласный звук»
Мяч лови и мяч бросай
Гласный в слове называй (лук, сыр, дом, шар, мир, кот, дым, кит, мышь, сон, сук, рис, мак, рак, слон, прут, сок)
Какие звуки называются согласными? (Звуки, которые во рту встречают преграды, их петь нельзя, они не поются)
Чтобы попасть в другой город, надо выполнить несколько заданий: отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите нужную букву. (Дети отгадывают загадку, определяют звук и находят карточку с определённой буквой). Задание может выполняться стоя у доски.
1.Загадки:
Круглый, полосатый,
Сидят рыбаки Стерегут поплавки Рыбак Корней Поймал трёх (окуней ) Что это у Галочки? |
Бежит свинка,
Папа как положено Нам купил мороженое В летнем баре у кино Продавалось (эскимо) Мы слыхали от совы, |
Картинки и буквы выставляются на доску.
А, О, У, Э, И, Ы - Какие это звуки? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?
2. А сейчас посмотрите на меня. "Узнайте звук, который я произнесла без голоса". (дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его).
3. Поиграем в игру "Слушай внимательно" - надо повторить звуковую цепочку.
АОУИ |
ИАОЭ |
ОУИА |
ЫУАО |
ИУОА |
АОУИ |
3. Ребята определите "Какой звук стоит первым в словах?"
|
|
Все задания о звуках мы с вами выполнили. Физминутка: Белый снег пушистый» III. Зимняя метель привела нас с вами в Город (дети читают) Буквоград Кто же здесь живёт? (буквы) Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем) 1. Следующее задание для "внимательных глазок". "Зачеркните лишние буквы" - (возьмите карточки, на которых нарисованы знакомые гласные и согласные буквы и зачеркните лишние). 2.Найдите каждой букве пару и соедините их линией" (можно работать у доски и индивидуаль- но) - задание на внимание. А Ы О У У Э И О Э И Ы А Б Д В Г Д М Г В Р Б М Р Мы также с вами знаем, что гласные дружат с согласными, согласные с гласными. Когда они дружат, получается, что? (слог) Прочитайте слоги на ваших карточках. (ра, ко, ма, зи…) Прочитайте слоги на ваших карточках (ра, ко, за, ну) IV. Сами не заметили, как оказались вы славном городе (читают) Называется этот город - Словоград Кто же здесь живёт? (слова) Из чего состоят слова? (из слогов) А можно ли слово измерить? Чем? (хлопками, -слогами) |
|
1. Игра Собери Слово» Составьте слово и прочитайте его (можно работать у доски и индивидуаль- но) - задание на внимание.
РУ КА ВА ЗА
КУ РЫ ДО МА
КИ НО СА ЛО
НО ГА МЫ ЛО
СИ ТО РА МА
2. Придумай слово из одного слога, из двух, из трёх..
3. Игра « Собери Слово»
Буквы рассыпались. Вам нужно собрать их так, чтобы получилось слово ЙМКАА
3 1 3 2 4
– превратите слово майка в слово лайка; Райка. Гайка, Зайка.
4. Весёлые загадки:
С буквой Н – он детям ночью снится
С буквой К – в жару даёт напиться (сон – сок)
С буквой Г – вас громом напугает
А без Г – на клумбе расцветает ( гроза – роза)
С буквой У – на мне сидят,
С буквой О - за мной едят (стул – стол)
С буквой Г я по небу лечу,
С буквой В – детишек я лечу (грач – врач)
С буквой К – плюёт на червяка,
А без К на кончике крючка (рыбак – рыба)
Где всегда прячется ЛЕВ: справа или слева от вас? ( Слева)
V. Рефлексия.
Сегодня мы с вами побывали в трёх городах: ЗВУКОГРАД, БУКВОГРАД и СЛОВОГРАД. Если вам было интересно, вы справились со всеми заданиями, тогда нарисуйте на снежинке «Улыбочку». Если было не интересно, трудно, тогда нарисуйте «Грусть». Покажите, пожалуйста, ваши снежинки. Они у всех весёлые. Я очень рада, довольна всеми вами. Отгадайте загадку : Зимой и летом – одним цветом (ёлка).
Все весёлые снежинки мы повесим на ёлочку, пусть и ей будет весело. Ведь Новый год только начался.
Оценка занятия.
Литература:
1. Прокошева О.В. "Система занятий по подготовке к обучению грамоте" часть 1 "Хочу читать"; часть 2 "Могу читать" Мурманск, 1998г.
2.Ткаченко Т.А. "Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте" Москва "ЭГСИ" 1999г.