Занятие развития речи «Звук, Буква, Слог, Слово»

5
2
Материал опубликован 3 May 2018 в группе

Тема: «Звук», «Буква», «Слог», «Слово»

Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по пройденным гласным и согласным звукам и буквам.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить знания о гласных и согласных звуках, воспроизводить на слух звуковую цепочку

Закреплять представление о понятиях «Звуки» и «Буквы», «Слог» и «Слово»

Развивающие:

Развивать мыслительную деятельность при отгадывании загадок и уметь выделять заданный звук в словах и определять его место в слове

Развивать зрительное восприятие и узнавание на основе гласных букв

Развивать логическое мышление

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, взаимовыручку, отзывчивость

Воспитывать умение работать самостоятельно

Оборудование:

Демонстрационный материал: картинки – отгадки, карточки с нарисованными гласными буквами, проектор, ноутбук

Раздаточный материал: на каждого ребёнка красный карандаш, подставки под карандаш, слоги для чтения и составления слов, карточки для игры «Зачеркни лишнюю букву». Клей карандаш

Ход занятия

I.Здравствуйте мои хорошие! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте дружно поздороваемся.

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы все учимся!

Всё у нас получится!

Пусть это занятие принесёт нам и нашим гостям радость общения

Вы спокойно сядьте на коврик. Внимательно слушайте и запоминайте сказку о звуках и буквах (слушают часть сказки)

II. Вы прослушали сказку о звуках и буквах. Сейчас мы будем путешествовать по стране звуков и букв.

Ой! Что это такое! Ветер поднимается, смотрите нас куда-то ветром заносит (кружатся) Мы летим высоко – высоко над облаками. Ветер стих, и мы приземлились на свои места.

(сели все прямо, спинки распрямили)

Мы очутились в славном городе, который называется (дети читают)

1.Первый город на нашем пути называется ЗВУКОГРАД

Какой огромный замок висит на воротах этого города и много маленьких замочков. Попробуем их открыть

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери виси замок (ритмичные соединения пальцев рук в замок)

Кто открыть его бы смог? Потянули (руки тянутся в стороны)

Покрутили (круговые движения пальцев от себя) Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы)

Как вы думаете, кто живёт в этом городе? (звуки)

Какие бывают звуки? (звуки бывают разные: звуки природы, музыки и звуки речи: гласные и согласные

Много звуков есть на свете

Шелест листьев, плеск волны.

Но бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Какие звуки называются гласными? (звуки , которые не встречают во рту преграды, поются, тянутся)

Давайте поиграем в игру со звуками:

Игра с мячом «Верни мне гласный звук»

Мяч лови и мяч бросай

Гласный в слове называй (лук, сыр, дом, шар, мир, кот, дым, кит, мышь, сук, сон, рис, , слон)мак, рак, сок, прут

Какие звуки называются согласными? (звуки, которые во рту встречают преграды, их петь нельзя, они не поются)

Чтобы попасть в другой город, надо выполнить несколько заданий: отгадать загадки, а отгадками будут картинки, разложенные на столе. Определите, на какой звук начинается слово, и выберите нужную букву (дети отгадывают загадку, определяют звук и находят карточку с определённой буквой)

Задание выполняется стоя у стола и доски.

Загадки:

Круглый, полосатый, с огорода взятый,

Алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.(арбуз)

Сидят рыбаки, стерегут поплавки

Рыбак Корней поймал трёх (окуней)

Бежит свинка, стальная спинка, льняной хвостик,

Всех одевает, а себя никогда (иголка)

Папа как положено нам купил мороженое

В летнем баре у кино продавалось (эскимо)

Что это у Галочки? Ниточка на палочке.

Палочка в руке. Ниточка в реке.

Обменяет ей река окунька на червяка (удочка)

Картинки и буквы выставляются на доску.

А,О,У,Э,Ы,И – какие это звуки? Почему они называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем?

Посмотрите внимательно на меня: узнайте звук, который я произнесла без голоса (дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его)

Поиграем в игру: «Слушай внимательно»

Надо повторить звуковую цепочку:

АОУИ ОУЫА ИЭУЫ ЫАОУ

Определите «Какой звук стоит первым в словах?»

«А» - автобус «Л» - лодка

«О» - окно «М» - машина

«И» - Ира « Р» - рука

«Э» - эхо «К» - кот

«У» - утка « Н» - носорог

Все задания о звуках мы с вами выполнили.

Физкультминутка: «Белый снег пушистый»

III. Зимняя метель перенесла нас с вами в город (дети читают- БУКВОГРАД

Кто же здесь живёт? (буквы)

Чем отличаются звуки от букв (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем)

Следующее задание для « внимательных глазок»

1.«Зачеркни лишнюю букву» (возьмите карточку, на которой нарисованы знакомые гласные и согласные буквы и зачеркните лишнюю)

2. «Найди каждой букве пару и соедините их линией» (работают у доски)

А Ы Б Д

О У В Г

У Э Д М

И О Г В

Э И Р Б

Ы А М Р

С этими заданиями все справились хорошо. Молодцы!

Мы с вами знаем, что гласные дружат с согласными, согласные с гласными, Когда они дружат, получается, что? (слог) Прочитайте слоги на ваших карточках (дети читают)

IV. Сами не заметили, как оказались в городе (дети читают)

СЛОВОГРАД

Кто здесь живёт? (слова) Из чего состоят слова? (из слогов) Можно ли слово измерить? Чем? (хлопками, слогами)

Игра «Составь слово»

Составьте слово из слогов и прочитайте его.

РУ- КА ВА- ЗА КУ – РЫ КИ – НО МЫ – ЛО СИ – ТО РА – МА СА – ЛО ДО – МА

Придумайте слово из одного слога: мак, кот, сон, дым

Слово из двух слогов: МЫЛО, МАМА, ПАПА, РОГА, НОГА

Слово из трёх слогов: МАШИНА, МАЛИНА, КАРТИНА

Игра «Собери слово»

Буквы рассыпались. Вам нужно собрать их так, чтобы получилось слово ЙМКАА

3 1 4 2 5

Превратите слово МАЙКА в слово ГАЙКА, ЛАЙКА, ЗАЙКА.

Весёлые загадки:

С буквой Н – он детям ночью снится

С буквой К – в жару даёт напиться (сон – сок)

С буквой У – на мне сидят

С буквой О – за мной едят (стул – стол)

С буквой Г – я по небу лечу

С буквой В – детишек я лечу (грач – врач)

V. Рефлексия

Сегодня мы с вами побывали в трёх городах: Звукоград, Буквоград и Словоград. Если вам было интересно, вы справились со всеми заданиями, тогда нарисуйте на снежинке «улыбочку». Ели было трудно, не интересно, Тогда нарисуйте «грусть». Покажите, пожалуйста, снежинки. Они все улыбаются. Я очень рада. Вы молодцы. Отгадайте загадку:

Зимой и летом одним цветом (ёлка)

Все весёлые снежинки мы повесим на ёлочку, пусть и ей будет весело.

Литература

1. Прокошева О.В. "Система занятий по подготовке к обучению грамоте" часть 1 "Хочу читать"; часть 2 "Могу читать" Мурманск, 1998г.

2.Ткаченко Т.А. "Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте" Москва "ЭГСИ" 1999г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Молодцы!!! Интересно. Спасибо.

3 May 2018

Спасибо Вам Алла Ивановна, что обратили внимание на мою работу.

4 May 2018