Вводный урок по математике в 6 классе «Величины»
Технологическая карта урока №7 вводного повторения
Математика 6 класс
Подготовила учитель математики Харцызской общеобразовательной школы №1 Щербакова Надежда Анатольевна
Обучение математике в 5 классе осуществлялось по учебнику Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин;-15-е изд.- М.: Просвещение, 2016.
Тема : ВЕЛИЧИНЫ
Цель деятельности учителя |
Создать условия для повторения и систематизации знаний о величинах, единицах измерения величин, актуализации знаний геометрических объектов. |
||||
Термины и понятия |
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, периметр, площадь, объем, градус |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||||
Владеют базовым понятийным аппаратом: имеют представление об основных геометрических объектах. Умеют их распознавать, изображать, измерять. Знают единицы измерения величин. Умеют пользоваться изученными формулами, решать задачи, связанные с использованием зависимости между величинами. |
Познавательные : умеют ясно , точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи; проводят анализ текста; осмысливают ошибки и устраняют их. Регулятивные : понимают смысл поставленного задания. Коммуникативные :умеют оформить свои мысли в письменный текст, используя устное обоснование. Личностные : проявляют ответственное отношение к учению. |
||||
Организация образовательного пространства |
|||||
Формы работы |
Коллективная (К), индивидуальная (И), парная (П) |
||||
Образовательные ресурсы |
Задания для индивидуальной, парной и групповой работы для игры- путешествия. (ПК, проектор,экран) Сведения из истории математики |
||||
І этап. Организация учебной деятельности |
|||||
Цель деятельности |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Подготовить учащихся к проведению урока в форме игры-путешествия |
Сообщает учащимся тему и форму проведения урока. Обговариваются правила проведения и подведения итогов игры. На доске (экране) карта путешествия. Учащиеся объединяются в пять экипажей |
-Записывают в тетрадь тему. - Готовят чертежные принадлежности. - Выбирают Командира экипажа, - Распределяют обязанности на выполнение заданий - Готовятся к проверке домашнего задания. |
|||
ІІ этап урока. Актуализация знаний. |
|||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||
Проверить выполнение домашнего задания |
(К) Проверка готовности к путешествию. На доске записано решение домашнего задания : условие и действия без пояснений в неправильном порядке. Учащиеся расставляют правильный порядок и дают пояснения к каждому действию: 1); 2) ; 3); 4). Ответ. Правильно: 1)(ч) бака наполняет первая труба за 1мин. 2)(ч) бака наполняет вторая труба за 1 мин. 3)(ч) бака наполняют обе трубы за 1 мин. 4)(мин) нужно для заполнения бака двумя трубами. Ответ. За 6 мин. |
||||
ІІІ этап урока. Проведение игры – путешествия (Флеш-моб). |
|||||
Цель деятельности |
Совместная деятельность |
||||
Систематизи-ровать умения учащихся узнавать геометрические объекты. Закрепить умения учащихся изображать геометрические объекты по заданным значениям Закрепить знания видов углов. Прививать любовь к предмету. Повторить формулы для вычисления периметра треугольника, периметра и площади прямоугольника. Закрепить их применение при решении задач. |
1 станция «Узнавательная». (Г)Узнать геометрический объект, написать его название 1 2 3 4 5 6 7 8 Ответы: 1-угол; 2-прямоугольник; 3-треугольник; 4-круг; 5-куб; 6-пареллелепипед; 7-цилиндр; 8-овал. 2 станция «Рисовательная» (Г) С помощью чертежных инструментов выполнить задание №1-№4 на листке , задание №5 – на доске. №1 – Построить отрезок АВ длиной 11см4мм.Отметить на отрезке точку М так, чтобы АМ=4см5мм и МВ=6см9мм. №2 – Провести координатный луч. Отметить на луче точки А(3), В(5), С(8), К(13). №3 – Нарисовать прямоугольный треугольник АВС , тупоугольный треугольник MNK, равнобедренный треугольник DEF. №4 – Нарисовать прямоугольник ABCD. №5 – С помощью транспортира провести (1), (2), (3), (4), . (К) Определить вид каждого угла, изображенного на доске. Ответ. 1-острый, 2-прямой, 3-тупой, 4-острый, 5-тупой. Какого вида угла нет на рисунках (развернутого) 3 станция «Познавательная» (И) Тот, кто ответил на вопрос, сообщает «Историческую справку» (играет роль диктора) 1. Из чего состоят все геометрические фигуры? (Из точек) Из истории. Слово «точка» - основное понятие геометрии -есть переводом латинского слова «pungo», что означает «ткнуть», «коснуться». 2.Чем мы рисуем прямые линии? (Линейкой) Из истории. Слово «линия» происходит от латинского «linea», что означает «лён», «льняная нитка»; иногда это слово понимают как «прямая линия» и отсюда происходит название устройства для черчения прямых линий – «линейка». 3.Как обозначают вершины треугольника или прямоугольника? (точками) Из истории. Обозначение концов отрезка двумя буквами, а также обозначение вершин многоугольника буквами применили еще древние греки в IV веке. 4.Что такое сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр) Из истории. Слово «периметр» происходит от греческого «пери» - вокруг и «метрио» - измеряю. Буквально оно означает «длина замкнутой линии». 5.Какой буквой обозначается площадь прямоугольника? (S) Из истории. Знак S величины площади (или поверхности) фигуры есть первой буквой латинского слова superficies - поверхность. 4 станция. «Вычислительная» (Г) Решение задач .Каждый экипаж записывает на доске задачу своего номера. 1.Одна сторона треугольника равна 10см, она на 2см меньше второй стороны и на 3см меньше третьей. Вычислите периметр этого треугольника. Решение: 1) 10+2=12(см) – вторая сторона треугольника. 2)10+3=13(см)-третья сторона треугольника. 3) P=a+b+c. Р=10+12+13=35(см). Ответ. Р=35см. 2.Периметр равностороннего треугольника равен 27см. Вычислите сторону этого треугольника. Решение:1) P=3∙a; a=P:3. а=27:3=9(см) Ответ. а=9см. 3.Найдите периметр прямоугольника, если одна из его сторон равна 26см, а другая в 3 раза больше. Решение: 1)26∙3=78(см)-другая сторона. 2)P=(a+b)∙2. Р=(26+78)∙2=208(см) Ответ.Р=208см. 4.Площадь прямоугольника , а его ширина 7см. Найдите длину прямоугольника. Решение: 1)S=a∙b. a=S:b. а=91:7=13(см). Ответ. а=13см. 5.Периметр прямоугольника 56см, одна из его сторон равна 17см. Найдите другую сторону. Решение: 1)Р=(а+в)∙2, а+в=Р:2, в=Р:2-а. в=56:2-17=11(см). Ответ.11см. 5 станция. «Выразительная» (Г) Выполнить действия в тетрадях (самопроверка с ответами на обратной стороне доски) 1) 21м56см+3м7дм (24м26см) 2) 14час18мин-9час42мин (4час36мин) 3) 65кг300г:50 (1кг306г) 4) 21мин13сек∙5 (106мин05сек) 5) 45га72а+56га55а (102га27а) |
||||
IV этап урока. Итоги урока. Рефлексия |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Подвести итоги урока. Выставить отметки в дневник. Предупредить о контрольной работе на следующем уроке. |
-Подготовиться к контрольной работе. - Решить задачу. Площадь прямоугольника , его длина 9см. Найдите периметр прямоугольника. (34см) |
Литература
Математика. 5 класс: учебник для общеобразоват. организаций / С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин;-15-е изд.- М.: Просвещение, 2016.
Баран О.И. Математические миниатюры.- Харьков: Изд.гр. «Основа», 2003.
А.О.Гин Приемы педагогической техники. – Х.: Веста: Издательство «Ранок», 2007.
Геометрия. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику Л.С.Атанасяна и др./ авт.-сост. Г.Ю.Ковтун.- Волгоград: Учитель, 2016.