Вводный урок по математике в 8 классе «Квадратные уравнения»
Тема урока: Квадратные уравнения.
Вводный урок по указанной теме.
Цель урока:
Изучить основные понятия в теме « Квадратные уравнения»
Сформировать умение решать неполные квадратные уравнения
Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память, и внимание
Развивать математическую культуру.
Повышать интерес к предмету.
План урока:
Организационный момент (2 мин.)
Формулирование цели урока ( 1 мин.)
Актуализация знаний (8 мин.)
Изучение нового материала (15 мин.)
Первичное закрепление нового материала (7 мин.)
Подведение итогов, рефлексия (3 мин.)
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению (2 мин.)
Выставление оценок ( 2 мин.)
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие, проверка присутствующих.
Формулирование цели урока.
С квадратными уравнениями мы встречались не раз, теперь настало время изучить их более детально, что мы и сделаем в этой главе. Мы познакомимся с такими основными понятиями, как квадратное уравнение, его коэффициенты, полные и неполные квадратные уравнения, приведенные и неприведенные квадратные уравнения, корни квадратного уравнения, дискриминант. Научимся решать неполные квадратные уравнения, полные квадратные уравнения по формулам дискриминанта и по теореме Виета, рациональные и иррациональные уравнения, будем составлять математические модели по задачам и решать их.
Актуализация знаний.
Но прежде вспомним, как мы решаем квадратные уравнения графически. Решите уравнение х²-2х-3=0 графически (рассмотрим три способа). Три человека к доске.
1 способ: построим параболу у= х²-2х-3 и найдем абсциссы точек пересечения параболы с осью ОХ.
2 способ: построим параболу у= х² и прямую у=2х+3 и найдем абсциссы точек пересечения графиков.
3 способ: построим параболу у= х²-2х и прямую у=3 и найдем абсциссы точек пересечения графиков.
Изучение нового материала.
Квадратным уравнением называется уравнение вида ах²+bх+c=0, где x - переменная, а, b, с- некоторые числа, причем а≠0. Числа а, b, с называются коэффициентами квадратного уравнения. Число a называют первым коэффициентом, число b- вторым коэффициентом, число с- свободным членом.
Квадратное уравнение называют приведенным, если его старший коэффициент равен 1; Квадратное уравнение называют неприведённым, если старший коэффициент отличен от 1.
Например, х²-3х+4=0- приведенное квадратное уравнение, а 2х²-5х+3=0- неприведенное квадратное уравнение.
Уравнения называются неполными квадратными уравнениями если b = 0 или с = 0, т. е. в уравнении присутствуют не все три слагаемых.
Например, х²-2х=0 (с=0), х²-9=0 (b=0), х²=0 (b=0 и с=0).
Корнем квадратного уравнения называют всякое значение переменной х, при котором квадратный трёхчлен ах²+bх+c обращается в нуль. Такое значение переменной х называют также корнем квадратного трёхчлена.
Решить квадратное уравнение - значит найти все его корни или установить, что корней нет.
Сейчас немного истории, а затем мы научимся решать неполные квадратные уравнения.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в 449 году. В древней Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. Часто они были составлены в стихотворной форме.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XII века Бхаскара:
Обезьянок резвых стая
Всласть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая…
Сколько ж было обезьянок,
Ты скажи мне в этой стае?
(Уравнение: (x/8)²+12=x)
Квадратные уравнения умели решать вавилоняне около 2000 лет до н. э. Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, кроме неполных, и такие, например, полные квадратные уравнения x²+x=3/4 x²-х=14.1/2.
Необходимость решать уравнения не только первой но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи связанные с нахождением площадей земельных участков и земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Но решения были только в виде рецептов, и отсутствовало отрицательное число и общие методы решения квадратных уравнений.
И лишь в XVII веке благодаря трудам Жиррара, Декарта, Ньютона и других ученых, способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Переходим к способам решения неполных квадратных уравнений.
Таблица по способам решения в сохраненном файле MS WORD.
Рассмотрим примеры:
5х²+25=0
5х²=-25
х²=-5
корней нет.
х²-25=0
х²=25
х=±5
4х²-9х=0
х(4х-9)=0
х₁=0, х₂=9/4
6х²=0
х²=0
х=0
Первичное закрепление нового материала.
1.Задание на определение вида уравнения.
Ребята, здесь вы видите уравнения определенные по какому-то признаку. Как вы думаете, какое из уравнений каждой группы лишнее.
Ответ:
А: 3- лишнее, т.к. это полное квадратное уравнение, а 1;2;3-неполные квадратные уравнения.
Б: 2-лишнее, т.к. это уравнение общего вида, а 1;2;3- приведенные квадратные уравнения.
2. Решите неполные квадратные уравнения:
а). 15х2 – х = 0; х1 =1/15 , х2 = 0
б). х2 – 121 = 0; х1 =-11, х2 =11
в). 2х + 8х² = 0; х1 = - 0,25, х2 = 0
г). 3х² – 18 = 0; х1 = -3, х2 = 3
Подведение итогов, рефлексия.
Давайте подведем итоги и еще раз расскажем, что нового мы узнали на уроке и чему мы сегодня научились.
Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.
Выставление оценок за активное участие и правильные решения.
Литература: Мордкович А.Г., Алгебра 8 класс, Ч. 1/ Мнемозина, 2015