Вводный урок математики в 1 классе
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 68
города Иркутска
Тема: предмет "Математика". Счёт предметов. Один, два, три...Порядковые числительные "Первый, второй, третий..."
Конспект вводного урока математики в 1 классе с презентацией. УМК «Школа России».
Составила Зажорова Е. В.
Тема: предмет «Математика». Счёт предметов. Один, два, три… Порядковые числительные «Первый, второй, третий…»
Педагогические цели |
Познакомить с учебным предметом, комплектом «Математика»; выявить умение вести счёт предметов; выяснить, на каком уровне сформированы порядковые представления, научить правильно называть порядковые числительные; создать условия для развития произвольного внимания и наблюдательности. Развивать навыки сотрудничества со сверстниками и учителем. Воспитывать положительное отношение к школе и учению, друг к другу. |
Тип урока |
Комбинированный |
Предметные планируемые результаты |
Учащиеся узнают: что изучает наука «Математика»; научатся: ориентироваться по учебнику и рабочей тетради; находить в учебнике и объяснять уловные обозначения учебника, считать предметы до 10; классифицировать предметы по признакам; сравнивать предметы и выделять общий и отличительный признаки; называть числа в порядке их следования при счёте; отсчитывать из множества предметов заданное количество (8-10 отдельных предметов) |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Личностные. Будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения в школе. Получат возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные. Научатся: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий. Получат возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом, одноклассниками; организовывать своё рабочее место под руководством учителя. Познавательные. Научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ; понимать знаки, символы. Получат возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; обобщать анализируемые объекты; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; ориентироваться в учебнике. Коммуникативные. Научатся: использовать в общении правила вежливости. Получат возможность научиться: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; строить понятные для окружающих высказывания. |
Формы и методы обучения |
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: наглядный, практический, словесный. |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. Счёт предметов (с использованием порядковых и количественных числительных) |
Основные источники информации |
1. Моро М. И. Математика, 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2014. 2. Моро М. И. Тетрадь по математике №1, 2. 1 класс/ М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. Просвещение, 2014 |
Образовательные ресурсы |
Учебник, тетради в клетку (12 листов), печатные тетради №1 и №2, экран, компьютер, презентация, магнитная доска, геометрические фигуры; "смайлики" и математические табло для каждого ученика, "лестница успеха", кукла "Незнайка" |
Перед уроком для создания положительного эмоционального настроя можно использовать видеозапись физкультурной минутки «Хорошее настроение». Автор видео Анастасия Михайлова, гимназия № 17, город Новосибирск, http://androidmafia.ru/video/vVFsXTmXlz4.
Сценарий урока.
I. Организационный момент
Вот звенит звонок,
И в классе снова вместе мы.
Веселее и дружнее
Класса в школе не найти.
- Здравствуйте. Проверьте, пожалуйста, лежат ли у вас на партах учебник, тетрадь в клетку, тетрадь на печатной основе, математические "вееры" (табло), цветные карандаши, геометрические фигуры.
II. Знакомство с предметом «Математика» и учебным комплектом для изучения математики в 1 классе. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы познакомимся c учебным предметом «Математика». Как вы думаете, что изучают на уроке математики?
- Мы будем решать задачи, узнаем, какие бывают геометрические фигуры, будем считать.
- Как вы думаете, для чего нужно изучать математику, как она пригодится вам в жизни?
- Изучать математику нам поможет верный товарищ – учебник. Он состоит из двух частей – книг. Авторы учебника М. И. Моро, С. И.Волкова, С. В. Степанова. Рассмотрите обложку, форзац (его можно увидеть, открыв первую страницу учебника), странички в начале учебника.
- Кто знает, как надо правильно обращаться учебником, чтобы он оставался таким же новым и красивым?
- Не забывайте, что учебник можно брать лишь чистыми руками; писать и рисовать на его страницах нельзя; надо помнить, что так же, как и людям, учебнику нужна одежда – это его обложка.
- На уроках математики нам понадобятся тетради в клетку, счётный материал, математический «веер» и рабочие тетради № 1 и № 2 на печатной основе для 1 класса (учитель показывает детям тетради). Авторы тетрадей на печатной основе – М. И.Моро и С. И. Волкова.
- Кто уже догадался, для чего нужны рабочие тетради на печатной основе?
- Да, мы будем писать в них, рисовать и раскрашивать в специально отведённых для этого местах.
IV. Актуализация опорных знаний. Составление рассказа по сюжетным картинкам. ( Используется презентация).
Слайд 2.
- Сегодня у нас в гостях смешарики. Вы уже стали учениками школы. А куда пойдут герои мультфильма «Смешарики»?
- Верно, они тоже будут учиться в школе. Как вы поняли это? Расскажите, что и кого вы видите на слайде. (Это школа, там есть учитель – Лосяш, классная доска, учительский стол). Давайте вспомним, как надо вести себя в школе? Что вы посоветуете Смешарикам?
Слайд 3.
- Смешарики идут в школу. Рассмотрите внимательно следующий слайд и расскажите, кого вы видите. В своём рассказе используйте слова «справа», «слева», «сзади», «впереди», «больше», «меньше», «ниже», «выше». (Ответы детей).
V. Упражнения в счёте предметов.
1. Дидактические упражнения в счёте предметов.
- Скажите, нужно ли людям уметь считать? Зачем? А вы умеете считать?
- Приглашаю к доске 10 учеников. Встаньте, пожалуйста, в шеренгу.
- Кто может посчитать детей, стоящих у доски? ( 3-4 ученика отвечают). Молодцы! Все, кто стояли возле доски, могут сесть на свои места. Спасибо.
2. Работа по учебнику.
- Возьмите учебник математики, его 1 часть. Найдите и откройте страницу 4. Помогите соседу, если ему трудно найти страничку. Возьмите математические «вееры».
- Вы уже были учениками на уроке, а сейчас вы побудете учителями. Используя слово «сколько», задавайте по картинке вопросы друг другу. Например: «Сколько морковок у зайчиков?» Помните, прежде чем спросить, надо поднять руку, дать сигнал учителю. Все, кто может, покажите ответ на вопрос с помощью математического «веера».
- Вы были хорошими учителями и учениками, но немного устали. Надо отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
VI. Физкультурная минутка. (Проводит учитель).
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – туда, повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
- Садитесь, ребята.
VII. Формирование порядковых представлений.
1. Подготовка к восприятию порядковых числительных.
- Ребята, пока мы работали на уроке, смешарики тоже что-то интересное изучали на уроке математики. Учитель Лосяш загадал своим ученикам загадку. «Прошло 7 дней – конец и ей». Смешарики не отгадали эту загадку. Поможем им?
- Верно, это неделя. Лосяш попросил смешариков по порядку назвать дни недели. Они назвали дни недели, но не по порядку. Кто из вас сможет правильно ответить?
- Повторим хором названия недели. Один из вас снова будет учителем: будет называть дни недели по порядку, а вы вместе, дружно будете повторять.
2. Формирование умения считать предметы по порядку.
- Сейчас вы внимательно послушаете стихотворение И. Счастневой и запомните, какие животные жили у бабушки, кто был первым, вторым, третьим и так далее – до десятого.
Как у бабушки моей
Во дворе полно зверей.
Первый зверь – корова Зорька,
Второй – козёл рогатый Борька,
Три – весёлый петушок,
На бок красный гребешок,
А четыре – это свинка,
Грязный пятачок и спинка.
Ну а куры – это пять.
Буду семьями считать:
Шесть – утята с мамой уткой,
Семь – щенки с собакой в будке,
Восемь – голуби на крыше,
Девять – это будут мыши.
Ну а 10 – это гусь,
Больше всех его боюсь.
- Кто запомнил, какое животное было в стихотворении первым, вторым, третьим и т. д.?
- Посмотрим презентацию и проверим, правильно ли вы ответили. В презентации животные и их семьи появятся в том же порядке, что и в стихотворении. (Фронтальная проверка, используется презентация, слайды 4 - 14, без текста - дети ещё не научились читать).
VIII. Работа с геометрическим материалом. Игровой момент.
На доске и у учеников на партах – геометрические фигуры. (Учебник, часть 1, страница 5 - на полях). У учителя – кукла «Незнайка».
- Незнайку попросили среди этих фигур найти все круги. Он оставил такие фигуры…(Учитель показывает, убирая все красные фигуры, но оставляя их в поле видимости детей).
- Незнайка справился с заданием?
- Объясните, почему он не справился? (Он объединил фигуры по цвету).
- Как правильно выполнить задание? Помогите Незнайке, правильно расположив фигуры на доске и у себя на партах. (Дети выполняют задание, один ученик работает на классной магнитной доске. Учитель помогает детям.)
- Назовите фигуры, которые мы убрали (квадрат, треугольник). Назовите фигуру, которую мы добавили (жёлтый круг).
- Откройте свои тетради в клетку и нарисуйте квадрат, круг, треугольник. Тетрадку положите правильно, сядьте ровно. Вспомните, как мы держим карандаш и ручку. (Так как не все дети хорошо ориентируются в тетрадях, учитель заранее отмечает, где надо рисовать и по мере надобности помогает тем, кому трудно).
- Проверьте работу друг друга, поменявшись тетрадями с соседом или соседкой (взаимопроверка в парах).
- Закройте тетради. Вспомните, где должна лежать ваша тетрадь. Молодцы!
X. Итог урока.
- Вспомните, какие задачи мы ставили для себя в начале урока, чему мы должны были научиться?
- Мы справились, выполнили задачи урока?
- На какие вопросы мы отвечали? (Сколько? На каком месте?)
- Какие фигуры мы рассматривали в учебнике?
XI. Рефлексия учебной деятельности.
- Понравилось ли вам работать на уроке?
- За что вы можете себя похвалить?
- Над чем ещё надо поработать?
На нашей доске - лестница успеха. У вас на партах - смайлики. С одной стороны они грустные, а с другой - весёлые. Подойдите, пожалуйста, по очереди к доске и прикрепите смайлик там, где считаете нужным. Чем выше смайлик, тем лучше вы работали на уроке. Если у вас на уроке всё получилось, смайлик будет радостным, если есть над чем поработать - грустным.
- Спасибо за урок.
Список литературы.
1. М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова, И. А. Игушева. Математика. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ - М.: Просвещение, 2012.
2. Моро, М. И. Математика. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - М. Просвещение, 2014.
3. Моро, М. И. Тетрадь по математике № 1, 2. 1 класс/ М. И. Моро, С. И. Волкова. - М. Просвещение, 2016.
4. С. В. Савинова (Автор - составитель). Математика. 1 класс. Система уроков по учебнику М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой. - Волгоград: Учитель, 2013.
Вводный урок математики в 1 классе.
PPTX / 3.62 Мб