Проверочная работа по русскому языку «Формирование читательской грамотности в 6 классе»
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ 6класс
Проверочная работа
Прочитай текст и выполни предложенные задания
1.Миасс – одна из важнейших рек Челябинской области и главная река Челябинска, самый крупный приток реки Исети. Длина реки Миасс составляет 658 км, превышая длину самой Исети (606 км). Протяженность реки на территории Челябинской области - 384 км (самая длинная в области) <...>
2. В Миасс впадают 27 относительно крупных притоков с длиной более 10 км, их общая протяженность 749 км. Наиболее крупные притоки: Бишкиль (длина 51 км), Куштумга (25 км),Большой Киалим (46 км), Верхний Иремель(29км),Зюзелка (65 км), Биргильда (36 км), Атлян (31 км). <...>
3.Однозначной трактовки названия реки Миасс нет. Одни лингвисты проводят параллели с тюркскими словами «миия» - «болото, топь» и «су» - «вода, река». Обычно название реки Миасс переводят именно как «топкое, болотистое место». А краевед Владимир Поздеев считает, что топоним может быть связан с древним языком пушту. На этом наречии «мис» («мий») означает «медь», а «ас» («аз») — «вода», «река». То есть «медная долина». Другие утверждают, что название реки относится к древнетюркским временам и смысл топонима утрачен. Кстати, в старых источниках реку называют Мияс.
3.Наиболее интересная достопримечательность в верховьях Миасса –Устиновский каньон (Устиновские известняки)с живописными скалами и небольшими пещерами.Река Миасс примерно в 40 км от своего истока за миллионы лет пробила путь в известняках, образовав впечатляющий каньон. Правый берег отвесными скалами обрывается прямиком в реку. Высота скал достигает 15 м, а в длину они тянутся примерно на 1 км. Возраст этих известняков – около 300 миллионов лет. <...>
4. В центре Челябинска река разливается в ширину до 300 м. Из-за плотины Шершневского водохранилища река в черте города превратилась в стоячий водоем, стала заболачиваться и утратила способность к самоочистке. Периодически поднимается вопрос о расчистке реки и отказе от плотины.Длина реки Миасс в пределах Челябинска составляет 36 км. Увы, в черте города река Миасс сильно загрязняется промышленными и хозяйственными стоками (хотя и выше река страдает от городов Миасс и Карабаш). Начиная от Челябинска река экстремально загрязнена.<...>
5.Очень красивы берега Миасса ниже Челябинска. В районе села Большое Баландино на реке Миасс возвышаются красивые скалы, река быстро бежит в скалистом каньоне, имея горный характер. В русле много больших камней. На левом берегу есть небольшие пещеры и искусственные штольни. Здесь много археологических памятников, в том числе городищ. Интересны и мраморные карьеры, а также старые известковые печи. Здесь популярные места для туризма и отдыха челябинцев.
- Павел Распопов «Река Миасс – главная водная артерия Челябинской области»
- сайт «Ураловед» - https://uraloved.ru/?from=logo
1. О чем рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А. о красоте Миасса
Б. о растительном и животном мире Миасса
В. об уникальности Миасса
Г. о главной водной артерии Челябинской области
2. Какова протяженность реки Миасс на территории Челябинской области? Выбери правильный ответ
А. 384 км
Б. 606 км
В. 749 км.
Г. 658 км
3.Наиболее крупный приток реки Миасс? Выбери правильный ответ
А.Бишкиль
Б. Большой Киалим
В. Зюзелка
Г. Биргильда
4. Как ты думаешь, почему берега Миасса ниже Челябинска являются популярным местом для туризма и отдыха челябинцев?
Запиши свой ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Рассмотри фотографию. С помощью текста определи, какая наиболее интересная достопримечательность в верховьях Миасса изображена на ней? Подпиши фотографию
______________________________________________________________________
6. В тексте есть слово «топоним».Укажи его правильное значение:
А. название древнего языка
Б. название какого-либо географического объекта
В. указание на род деятельности человека(краевед)\
7. В отрывке путевых заметок Д.Н. Мамина-Сибиряка «По Зауралью» есть образное выражение о Миассе. Определи, перекликается ли оно с темой текста Павла Распопова.Как?
«Именно здесь начинался Южный Урал, и быстрый Мияс являлся его самой живой артерией, образуя прелестнейшую горную долину, какой нам еще не случалось видеть до сих пор: дорога шла прямо черноземом, по сторонам пестрым ковром расстилались настоящие башкирские пастбища, где сейчас трава была по пояс, тут же мелькали березовые рощи, отдельно стоявшие сосны и перелески. Извилистое течение Мияса все было затянуто вербой, так что воду можно было видеть только по излучинам».
1.Выпиши образное выражение о Миассе:
2.Определи, какое образно-выразительное средство языка связывает его с темой текста Павла Распопова -
8.В черте Челябинска Миасс, по словам автора статьи, превращается в стоячий водоём. Укажи две основные причины, на которые указывает автор
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Учитывая наличие экологической проблемы относительно Миасса, что бы ты предпринял для сохранения и очищения Миасса? Запиши три действия.
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спецификация
проверочной работы по чтению для учащихся 6 класса
1. Цель работы – определить уровень сформированности у учащихся 6 класса навыка осознанного чтения, выяснив уровень понимания содержания научно-популярного текста
2. Структура проверочной работы
2.Научно-популярный текст (для самостоятельного чтения каждым учащимся про себя)
3. 9 заданий к тесту
Все задания к научно-популярному тексту можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения.
1 группа заданий направлена на проверку умения находить и извлекать информацию
2 группа заданий направлена на проверку умения интегрировать и интерпретировать информацию
3 группа заданий направлена на проверку умения оценивать содержание и форму текста
4 группа заданий направлена на проверку умения использовать информацию из текста
Распределение заданий в соответствии с выделенными группами
Группа заданий | № заданий | Общее количество заданий |
1 группа | 1 2 3 | 3 |
2 группа | 4 5 6 8 | 4 |
3 группа | 7 | 1 |
4 группа | 9 | 1 |
В проверочной работе используется три типа заданий: задания с выбором ответа из трёх-четырех предложенных ; задания с кратким ответом; задания со свободным развернутым ответом. При выполнении заданий с кратким ответом учащиеся пишут либо отдельные слова, либо набор слов. При выполнении заданий со свободным развернутым ответом учащиеся пишут либо полное предложение, либо составляют небольшой собственный текст.
4. Инструкция по проверке и оценке проверочной работы
Задания с выбором ответа.
Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ.
Коды правильных ответов к заданиям с выбором ответа
№ заданий | Вариант ответа |
1 | Г |
2 | А |
3 | В |
6 | Б |
Задания с кратким или развернутым ответом
Задание 4. Как ты думаешь, почему берега Миасса ниже Челябинска являются популярным местом для туризма и отдыха челябинцев?
Запиши свой ответ.
2 балла – 2 аргумента:
берега Миасса красивы
много археологических памятников
1 балл - 1 из этих аргументов
0 баллов – ответ не является верным.
Задание 5. Рассмотри фотографию. С помощью текста определи, какая наиболее интересная достопримечательность в верховьях Миасса изображена на ней? Подпиши фотографию
1 балл – ответ принимается,
0 баллов – ответ не является верным.
Задание 7 В отрывке путевых заметок Д.Н. Мамина-Сибиряка «По Зауралью» есть образное выражение о Миассе. Определи, перекликается ли оно с темой текста Павла Распопова. Как?
2 балла – ответ принимается, выполнены оба задания:
1.живая артерия Южного Урала
2.водная артерия Челябинской области (метафора)
1 балл – ответ принимается, но выполнено 1задание
0 баллов – неверно выполнены задания(нет ответов)
Задание 8 .В черте Челябинска Миасс, по словам автора статьи, превращается в стоячий водоём. Укажи две основные причины, на которые указывает автор
2 балла – ответ принимается. Причины указаны правильно:
из-за плотины Шершневского водохранилища река стала заболачиваться и утратила способность к самоочистке.
река Миасс сильно загрязняется промышленными и хозяйственными стоками
1 балл – ответ принимается, если указана 1 причина
0 баллов – ответ не принимается, причины не указаны(или указаны неверно)
Задание 9 Учитывая наличие экологической проблемы относительно Миасса, что бы ты предпринял для сохранения и очищения Миасса? Запиши три действия.
3 балла - ответ принимается, предложено три мероприятия по сохранению и очищению Миасса, например:
Я бы предпринял определенные меры для сохранения и очищения реки Миасс. Чтобы вода в реке оставалась чистой, я запретил бы строительство на берегах реки промышленных предприятий, сброс вредных веществ в реку, построил бы современные очистные сооружения, построил бы исследовательскую станцию, сотрудники которых следили бы за чистотой реки, организовал бы рекламную компанию и т.п.
2 балла - ответ принимается, предложено два мероприятия по сохранению и очищению Миасса,
1 балл – ответ принимается, предложено одно мероприятие
0 баллов – ответ не принимается:
Нанял бы охрану.
Нанял бы человека, который бы следил за чистотой.
Запретил бы мусорить (бросать мусор в реку и около неё).
Запретил бы ловлю рыбы и т.п.
5. Время и способ выполнения работы
На выполнение проверочной работы отводится один сорокаминутный урок.
Каждый учащийся получает лист с научно-популярным текстом и бланк, на котором напечатаны задания к тексту. Учащиеся выполняют работу на данных бланках. При выполнении заданий с выбором ответа учащиеся обводят только одну букву около выбранного ими ответа; при выполнении заданий с кратким и развернутым ответами учащиеся записывают свои ответы в специально отведенных для этого строчках, расположенных после формулировки задания.
6. Оценка выполнения проверочной работы
Максимальное число баллов – 14
Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися. Если в результате ученик набрал менее7 баллов – это низкий уровень выполнения работы, 7-9 -средний уровень;10-12-хороший, 13 -14– высокий.
При необходимости перевода баллов в отметку можно использовать следующую схему:
1- 6 баллов – «2»
7 - 9 баллов – «3»
10 - 12 баллов – «4»
13 - 14 баллов - «5»