Задания по формированию читательской грамотности.
Предмет: русский язык.
1. Тема: «Правописание приставок при-, пре-».
2. Предметные результаты (задачи):
-владеть поисковым, изучающим видом чтения.
-понимать содержание прочитанных текстов
-проводить смысловой анализ текста, уметь извлекать информацию из различных источников и использовать её в учебной деятельности
3. Комплекс текстов (составной текст)
1.(Сплошной текст).
Приставка при- пишется:
1)Действие приближение (приехать), прибавление (прибавить), присоединение (прибить).
2)Вблизи чего-либо (приморский).
3)Неполнота действий (приоткрыть)
4)Доведение действий до определённого результата (приготовить, пригласить).
Приставка пре- пишется:
1)В словах, которые означают высокую степень качества, которые можно заменить словом «очень» (прекрасный, пресильный)
2)В словах, когда приставка пре- может быть заменена приставкой пере-, её можно заменить, не теряя при этом смысла слова (преградить = переградить).
2. Несплошной текст (таблица).
Правописание приставок при-, пре- зависит от значения.
При- | Пре- |
По смыслу. | |
1.Приближение, прибавление, присоединение (приехать, прибавить, прибить). | 1.Близко по значению к слову «очень», (прекрасный, очень красивый) |
2.Вблизи чего-либо (прибрежный) | |
3.Неполнота действий (пригнул) | 2. Близко по значению с приставкой пере- (преступник, переступить закон) |
4.Доведение действий до определённого результата (пригласить) | |
Различать. | |
Преступить (нарушить) Претворить (воплотить) Пребывать (находиться где-либо) Преклоняться (глубоко уважать) | Приступить (начать что-либо) Притворить (прикрыть) Прибывать (куда-либо) Приклоняться (пригибаться) |
Запомнить слова, где приставку затруднительно выделить, определить её значение. | |
Престол, предел, преподобный, прегрешение, прекословить, преткновения, претензия, президент, претендент, прелюдия, премьера. | Прибаутка, пригожий, приключение, присяга, причина, приятный, приватный, прибор. |
3. Иллюстрация (несплошной текст).
3. Комментарий о том, как связаны тексты. Из первого ( сплошного) текста и второго (несплошного) текста можно извлечь информацию, подтверждённую примерами, о правописании приставок ПРИ-, ПРЕ. Второй текст дополняет информацию первого текста. В третьем тексте (несплошной, иллюстрация) подтверждение примеров. В одном тексте изложены основные значения с примерами, в таблице краткая запись правила, в третьем тексте дополнение примеров. При внимательном чтении этих текстов учащиеся могут прочно запомнить изучаемую орфограмму.
Все эти тексты связаны между собой, они формируют умение находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных текстах.
4. Задания на разные группы читательских умений к составному тексту
Группы читательских умений. | Задания. | Ответ. |
Находить и извлекать одну единицу информации. (Умение определять наличие информации). | 1.В этом тексте какая заключена информация? | В этом тексте заключена информация о правописании приставок. Комментарий: на примере этого задания отрабатывалось умение: определять наличие информации в тексте. |
Находить и извлекать несколько единиц информации в тексте. (Умение определять наличие информации). | 2. Выдели и назови информацию, которая несёт в себе правило о правописании приставок | Из этого текста можно выделить и узнать информацию о том, в каких случаях следует писать приставку ПРИ-, а в каких случаях следует писать приставку ПРЕ-. Комментарий: на примере этого задания отрабатывалось умение определять наличие информации в тексте |
Находить и извлекать несколько единиц информации в тексте. (Умение определять наличие информации). | 3. Как создатели текста пишут о правописании приставки ПРЕ- (выберите правильный ответ): а)приставка ПРЕ- = слову «ОЧЕНЬ»; б) слово с пиставкой ПРЕ- можно заменить синонимом; в)слово с приставкой ПРЕ- можно заменить словом с приставкой ПЕРЕ- | 3. Правильный ответ: а), в) Комментарий: На примере этого задания отрабатывалось умение выбирать верные утверждения. |
Интегрировать и интерпретировать информацию. (Умение делать выводы на основе информации, предоставленной в одном фрагменте текста). | 4. Подкрепите примерами из текста утверждение, что приставка ПРИ- пишется при действии присоединении, приближении, прибавлении. | 4.В тексте приведён пример действия присоединения – ПРИБИТЬ; действия приближения – ПРИБЕЖАТЬ, ПРИЕХАТЬ; Действие прибавления- ПРИБАВИТЬ |
Интегрировать и интерпретировать информацию. (Умение делать выводы на основе информации, предоставленной в одном фрагменте текста). | 5. Подкрепите примерами из текста утверждение, что приставка ПРЕ- пишется тогда, когда она = по смыслу слову «очень». | 5.ПРЕМУДРЫЙ = слову очень. Комментарий: такого типа задания помогают применять найденную информацию на практике. |
Интегрировать и интерпретировать информацию. (Умение формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей). | 6.Выдели и назови информацию (несплошной текст, таблица), от которой зависит правописание приставок ПРИ-, ПРЕ-. | Правописание приставок зависит от их значения. Комментарий: такие задания помогают осмысливать и оценивать содержание текста. Ученик правильно ответил на поставленный вопрос. |
Интегрировать и интерпретировать информацию. (Умение формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей). | 7.Опираясь на детали изображения ( текст №3 несплошной, иллюстрация) подтвердите информацию, об одном значении правописания приставки ПРИ- . | Правописание приставки при-, зависит от значения вблизи чего-либо (прибрежный, приморский). Комментарий: |
Осмысливать и оценивать содержание и форму текста. (Умение использовать информацию из текста для решения практической задачи) | 8.Выдели и назови информацию из текста №2 (таблица, несплошной текст), которая дополняет содержание текста №1 | Правописание приставок следует различать, а ещё и запоминать. Комментарий: задание учит осмысливать текст. |
Потамошнева Наталья Алексеевна