Урок русского языка в 6 классе «Формирование читательской грамотности. Работа со сплошным текстом»
Технологическая карта учебного занятия по теме «Читательская грамотность. Работа со сплошным текстом »
Учитель: Дьяченко В.Н.
Класс:6
Дата: 29.03.2023
Тема: «Читательская грамотность. Работа со сплошным текстом».
Цель: формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста
Задачи:
находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;
преобразовывать информацию из одного вида в другой, сжимать и обрабатывать информацию;
находить информацию в тексте и соотносить её с реальным жизненным опытом и делать простые выводы.
Оборудование: раздаточный материал (тексты, рабочие листы), презентация
Технологии обучения
№ п/п | Технология | Достигаемые результаты |
1 | Технология обучения в сотрудничестве. | Эффективное взаимодействие учащихся и учителя |
2 | Здоровьесберегающая технология | Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости |
3 | Технология проблемного обучения (элемент) | Развитие аналитических способностей учащихся |
4 | Технологии развития критического мышления | Повышение интереса к чтению |
№ п/п | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Применяемая технология | Формируемые УУД |
1. | Организация начала занятия Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс | -Ребята, определите по значению фразеологизм: начинать действовать энергично, решительно, сразу и с самого важного в трудном деле(брать быка за рога). Берём быка за рога. Начинаем работать с текстом№1. | Включение в работу, самоопределение. Работают по картинке и значению на слайде. Презентация (слайд№2) | ИКТ | Личностные Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мобилизация внимания, положительный настрой на работу. |
2. | Мотивация к учебной деятельности. Цель: мотивирование к учебной деятельности. | Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что знания, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам, чтобы больше узнать о родном крае, чтобы лучше подготовиться к ВПР по русскому языку. Давайте определим цель и задачи нашей работы. Задачи: учиться 1. находить и извлекать информацию; 2.интегрировать и интерпретировать сообщения текста; 3.осмыслить и оценить содержание текста, форму текста; 4. использовать прочитанную информацию. | Дети слушают учителя. Презентация (слад№3,4) | Технология сотрудничества | Коммуникативные умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой |
3. | Формулирование темы текста | Посмотрите на название текста.( Главная ….артерия Челябинской области) О чём пойдёт речь?(если не справляются, то подсказка- фото).Это река Миасс. Верно! Молодцы! Сегодня мы будем работать с информационным текстом о Миассе. Восстановите полный заголовок текста. (Главная водная артерия Челябинской области). Молодцы! Посмотрите: перед вами лежат листы для записи информации. Не обязательно писать всем, выберете одного, кто будет вести учетные записи. Работать вы будете в группах (заранее распределены на группы по 4 человека). А чтобы работа наша прошла плодотворно, давайте вспомним правила работы в группе. Верно, работая в группе, нужно уважать мнение других, приходить к компромиссу. Эти правила пригодятся вам не только на уроке, но и в обычной жизни. Результаты работы групп будут отражаться на доске. Группа, заработавшая высокие баллы, получит высокие оценки за работу на уроке. | Презентация (слайд № 5-6) Называют правила работы в группе | Технология обучения в сотрудничестве (работа в малых группах) Проблемное обучение (элемент) | Коммуникативные планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой |
4. | Деятельность по достижению решения задач. | Вашему вниманию предлагается текст. Читать мы их будем по абзацам (распределение абзацев по группам). Читаете и готовите выразительное чтение своего абзаца. Обратите внимание на произнесение числительных. Посовещайтесь о том, как правильно прочитать «трудные слова» Работа с текстом №1 Павел Распопов «Река Миасс – главная водная артерия Челябинской области» 1.Миасс – одна из важнейших рек Челябинской области и главная река Челябинска, самый крупный приток реки Исети. Длина реки Миасс составляет 658 км, превышая длину самой Исети (606 км). Протяженность реки на территории Челябинской области - 384 км (самая длинная в области) <...> 2. В Миасс впадают 27 относительно крупных притоков с длиной более 10 км, их общая протяженность 749 км. Наиболее крупные притоки: Бишкиль (длина 51 км), Куштумга (25 км),Большой Киалим (46 км), Верхний Иремель(29км),Зюзелка (65 км), Биргильда (36 км), Атлян (31 км). <...> 3.Однозначной трактовки названия реки Миасс нет. Одни лингвисты проводят параллели с тюркскими словами «миия» - «болото, топь» и «су» - «вода, река». Обычно название реки Миасс переводят именно как «топкое, болотистое место». А краевед Владимир Поздеев считает, что топоним может быть связан с древним языком пуштУ. На этом наречии «мис» («мий») означает «медь», а «ас» («аз») — «вода», «река». То есть «медная долина». Другие утверждают, что название реки относится к древнетюркским временам и смысл топонима утрачен. Кстати, в старых источниках реку называют Мияс. 4.Наиболее интересная достопримечательность в верховьях Миасса –Устиновский каньон (Устиновские известняки)с живописными скалами и небольшими пещерами.Река Миасс примерно в 40 км от своего истока за миллионы лет пробила путь в известняках, образовав впечатляющий каньон. Правый берег отвесными скалами обрывается прямиком в реку. Высота скал достигает 15 м, а в длину они тянутся примерно на 1 км. Возраст этих известняков – около 300 миллионов лет. <...> 5. В центре Челябинска река разливается в ширину до 300 м. Из-за плотины Шершневского водохранилища река в черте города превратилась в стоячий водоем, стала заболачиваться и утратила способность к самоочистке. Периодически поднимается вопрос о расчистке реки и отказе от плотины.Длина реки Миасс в пределах Челябинска составляет 36 км. Увы, в черте города река Миасс сильно загрязняется промышленными и хозяйственными стоками (хотя и выше река страдает от городов Миасс и Карабаш). Начиная от Челябинска река экстремально загрязнена.<...> 6.Очень красивы берега Миасса ниже Челябинска. В районе села Большое Баландино на реке Миасс возвышаются красивые скалы, река быстро бежит в скалистом каньоне, имея горный характер. В русле много больших камней. На левом берегу есть небольшие пещеры и искусственные штольни. Здесь много археологических памятников, в том числе городищ. Интересны и мраморные карьеры, а также старые известковые печи. Здесь популярные места для туризма и отдыха челябинцев. 1. Выразительно читаем. 2. Выполняем задания на слайдах: 1. Определите основную мысль текста(задание ВПР): А. красота Миасса; Б.растительный и животный мир Миасса разнообразен; В. Миасс-это главная река Челябинской области, которая имеет свои особенности и достопримечательности; Г. Миасс уникален. (Основная мысль текста заключается в том, что Миасс - это главная река Челябинской области, которая имеет свои особенности и достопримечательности) 2.Найти и извлечь информацию Какова протяженность реки Миасс на территории Челябинской области? Выбери правильный ответ (А) А. 384 км Б. 606 км В. 749 км. Г. 658 км 3.Найти и извлечь информацию Наиболее крупный приток реки Миасс? Выбери правильный ответ(В) А.Бишкиль Б. Большой Киалим В. Зюзелка Г. Биргильда 4.Интегрировать и интерпретировать информацию Составьте план текста(задание ВПР) Возможный вариант ответа: 1.Миасс – одна из важнейших рек Челябинской области. 2.Крупные притоки реки Миасс. 3.Трактовка названия реки Миасс. 4.Интересная достопримечательность в верховьях Миасс. 5.Загрязнение реки Миасс в центре Челябинска. 6.Берега Миасса - место для туризма и отдыха челябинцев. 5.Найти и извлечь, интерпретировать информацию В тексте есть слово «топоним». Укажите его правильное значение. Определите его стилистическую принадлежность. Подберите и запишите синоним к этому слову . А. название древнего языка; Б. название какого-либо географического объекта; В. указание на род деятельности человека(краевед). Вариант ответа:Б 1.термин, научный стиль 2.название 6.Найти и извлечь информацию. Сопоставить. Рассмотрите фотографию. Что изображено на ней? Подпишите фотографию.(слайд№13) Работаем с текстом №2 7.Осмысливать, оценивать содержание и форму В отрывке путевых заметок Д.Н. Мамина-Сибиряка «По Зауралью» есть образное выражение о Миассе. ТЕКСТ №2 Отрывок из путевых заметок Д.Н. Мамина-Сибиряка «По Зауралью»: «Именно здесь начинался Южный Урал, и быстрый Мияс являлся его самой живой артерией, образуя прелестнейшую горную долину, какой нам еще не случалось видеть до сих пор: дорога шла прямо черноземом, по сторонам пестрым ковром расстилались настоящие башкирские пастбища, где сейчас трава была по пояс, тут же мелькали березовые рощи, отдельно стоявшие сосны и перелески. Извилистое течение Мияса все было затянуто вербой, так что воду можно было видеть только по излучинам». 1.Выпишите образное выражение о Миассе: 2.Определите, какое это образно-выразительное средство языка. (живая артерия // водная артерия; метафора) Ребята, найдите метафору в видеоролике(смотрят и слушают 1минуту) о реке Миасс(песню исполняет наша с вами землячка - Татьяна Пермякова, в такт музыки можете подвигаться) (текущая вода-это образ времени ) 8.Найти и извлечь информацию В черте Челябинска Миасс, по словам автора статьи, превращается в стоячий водоём. Найдите две основные причины этого, на которые указывает автор(задание ВПР). Вариант ответа: 1.Из-за плотины Шершневского водохранилища река стала заболачиваться и утратила способность к самоочистке. 2.Река Миасс сильно загрязняется промышленными и хозяйственными стоками. 9.Использовать информацию в решении Учитывая наличие экологической проблемы относительно Миасса, что бы вы предприняли для сохранения и очищения Миасса? Запишите два действия. Вариант ответа: Чтобы вода в реке оставалась чистой, 1.построили бы современные очистные сооружения; 2.запретили бы строительство на берегах реки промышленных предприятий, сброс вредных веществ в реку; 3.построили бы исследовательскую станцию, сотрудники которой следили бы за чистотой реки; 4.организовали бы рекламную компанию «Сохрани Миасс!» 10.Вспомним, с чего мы начинали? Правильно. Брали быка за рога. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.(задание ВПР) | Читают текст. Работают в группах с текстом. по нахождению необходимой информации. Высказывают собственное мнение. Выразительно читают. Оценивают чтение по критериям выразительного чтения. Презентация (слайды с № 7 по №17) Дети записывают ответы на информационный лист. Выполняют задания Ответы даёт каждая группа, выставляются баллы. Читают текст, отвечают на вопросы, ведут запись в рабочих листах https://vk.com/video-91191549_456239329 Видео от Библиотека Красноармейского района | Технология обучения в сотрудничестве (работа в малых группах), технологии развития критического мышления Здоровьесберегающая технология. (элемент) | Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать Познавательные Умение анализировать; выделять основную мысль из поступившей информации. Регулятивные: сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий |
5 | Рефлексия. | Подводим итоги. Что удалось? Вариант ответа 1. Отработали читательские действия; 2. Узнали новую информацию о реке Миасс, поговорили об экологической проблеме; 3. Продолжили отработку навыка работать в группе; 4.Выполнили 9, 10, 11,13,14 задания ВПР. А сейчас предлагаю оценить работу групп на занятии. Подсчитаем баллы. Спасибо за работу. Вы молодцы! | Подводят итоги. Презентация (слайд №18) Подсчитывают баллы. Оценивают свою работу на занятии | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Регулятивные: давать оценку действий |
Приложение 1
ТЕКСТ №1
1.Миасс – одна из важнейших рек Челябинской области и главная река Челябинска, самый крупный приток реки Исети. Длина реки Миасс составляет 658 км, превышая длину самой Исети (606 км). Протяженность реки на территории Челябинской области - 384 км (самая длинная в области) <...>
2. В Миасс впадают 27 относительно крупных притоков с длиной более 10 км, их общая протяженность 749 км. Наиболее крупные притоки: Бишкиль (длина 51 км), Куштумга (25 км),Большой Киалим (46 км), Верхний Иремель(29км),Зюзелка (65 км), Биргильда (36 км), Атлян (31 км). <...>
3.Однозначной трактовки названия реки Миасс нет. Одни лингвисты проводят параллели с тюркскими словами «миия» - «болото, топь» и «су» - «вода, река». Обычно название реки Миасс переводят именно как «топкое, болотистое место». А краевед Владимир Поздеев считает, что топоним может быть связан с древним языком пуштУ. На этом наречии «мис» («мий») означает «медь», а «ас» («аз») — «вода», «река». То есть «медная долина». Другие утверждают, что название реки относится к древнетюркским временам и смысл топонима утрачен. Кстати, в старых источниках реку называют Мияс.
4.Наиболее интересная достопримечательность в верховьях Миасса –Устиновский каньон (Устиновские известняки)с живописными скалами и небольшими пещерами.Река Миасс примерно в 40 км от своего истока за миллионы лет пробила путь в известняках, образовав впечатляющий каньон. Правый берег отвесными скалами обрывается прямиком в реку. Высота скал достигает 15 м, а в длину они тянутся примерно на 1 км. Возраст этих известняков – около 300 миллионов лет. <...>
5. В центре Челябинска река разливается в ширину до 300 м. Из-за плотины Шершневского водохранилища река в черте города превратилась в стоячий водоем, стала заболачиваться и утратила способность к самоочистке. Периодически поднимается вопрос о расчистке реки и отказе от плотины.Длина реки Миасс в пределах Челябинска составляет 36 км. Увы, в черте города река Миасс сильно загрязняется промышленными и хозяйственными стоками (хотя и выше река страдает от городов Миасс и Карабаш). Начиная от Челябинска река экстремально загрязнена.<...>
6.Очень красивы берега Миасса ниже Челябинска. В районе села Большое Баландино на реке Миасс возвышаются красивые скалы, река быстро бежит в скалистом каньоне, имея горный характер. В русле много больших камней. На левом берегу есть небольшие пещеры и искусственные штольни. Здесь много археологических памятников, в том числе городищ. Интересны и мраморные карьеры, а также старые известковые печи. Здесь популярные места для туризма и отдыха челябинцев.
Приложение 2
ТЕКСТ №2
Отрывок из путевых заметок Д.Н. Мамина-Сибиряка «По Зауралью»:
«Именно здесь начинался Южный Урал, и быстрый Мияс являлся его самой живой артерией, образуя прелестнейшую горную долину, какой нам еще не случалось видеть до сих пор: дорога шла прямо черноземом, по сторонам пестрым ковром расстилались настоящие башкирские пастбища, где сейчас трава была по пояс, тут же мелькали березовые рощи, отдельно стоявшие сосны и перелески. Извилистое течение Мияса все было затянуто вербой, так что воду можно было видеть только по излучинам».
Приложение3
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ РАБОЧИЙ ЛИСТ ГРУППЫ №______ДАТА_________
1.Какова основная мысль текста №1
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какова протяженность реки Миасс на территории Челябинской области? __________________________________________
3.Наиболее крупный приток реки Миасс? ___________________________________
4. Составьте ПЛАН текста
1._________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________
3._________________________________________________________________________
4._________________________________________________________________________
5._________________________________________________________________________
6._________________________________________________________________________
5.В тексте есть слово «топОним».Укажите его правильное значение. Определите его стилистическую принадлежность. Подберите и запишите синоним к этому слову.
__________________________________________________________________________
6. Рассмотрите фотографию. Что изображено на ней? Подпишите фотографию.
__________________________________________________________________________
7.Текст №2 В отрывке путевых заметок Д.Н. Мамина-Сибиряка «По Зауралью» есть образное выражение о Миассе.
1.Выпишите образное выражение о Миассе _____________________________________________
2.Определите, какое это образно-выразительное средство языка____________________________
3. Метафора из видеоролика ___________________________________________________
8.В черте Челябинска Миасс, по словам автора статьи, превращается в стоячий водоём. Найдите и запишите две основные причины этого, на которые указывает автор
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Учитывая наличие экологической проблемы относительно Миасса, что бы вы предприняли для сохранения и очищения Миасса? Запишите три действия.
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10.БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Селиванова Галина Геннадьевна