Урок русского языка в 6 классе «Формирование читательской грамотности. Работа со сплошным текстом»

4
1
Материал опубликован 3 May 2023

Технологическая карта учебного занятия по теме «Читательская грамотность. Работа со сплошным текстом »

Учитель: Дьяченко В.Н.

Класс:6

Дата: 29.03.2023

Тема: «Читательская грамотность. Работа со сплошным текстом».

Цель: формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста

Задачи:

  1. находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде;

  2. преобразовывать информацию из одного вида в другой, сжимать и обрабатывать информацию;

  3. находить информацию в тексте и соотносить её с реальным жизненным опытом и делать простые выводы.

Оборудование: раздаточный материал (тексты, рабочие листы), презентация

Технологии обучения

п/п

Технология

Достигаемые результаты

1

Технология обучения в сотрудничестве.

Эффективное взаимодействие учащихся и учителя

2

Здоровьесберегающая технология

Положительный эмоциональный настрой, предупреждение утомляемости

3

Технология проблемного обучения (элемент)

Развитие аналитических способностей учащихся

4

Технологии развития критического мышления

Повышение интереса к чтению



п/п

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Применяемая технология

Формируемые УУД

1.

Организация начала занятия

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс

-Ребята, определите по значению фразеологизм: начинать действовать энергично, решительно, сразу и с самого важного в трудном деле(брать быка за рога).

Берём быка за рога. Начинаем работать с текстом№1.

Включение в

работу,

самоопределение.

Работают по картинке и значению на слайде. Презентация

(слайд№2)


ИКТ


Личностные

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

мобилизация внимания, положительный настрой на работу.


2.

Мотивация к

учебной

деятельности.

Цель: мотивирование к учебной деятельности.

Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что знания, приобретенные на этом занятии, пригодятся вам, чтобы больше узнать о родном крае, чтобы лучше подготовиться к ВПР по русскому языку.

Давайте определим цель и задачи нашей работы.
Цель - формирование умений читательской грамотности при помощи информационного текста.

Задачи: учиться 1. находить и извлекать информацию;

2.интегрировать и интерпретировать сообщения текста;

3.осмыслить и оценить содержание текста, форму текста;

4. использовать прочитанную информацию.


Дети слушают учителя.





Презентация

(слад№3,4)


Технология сотрудничества




Коммуникативные

умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой


3.

Формулирование темы текста

Посмотрите на название текста.( Главная ….артерия Челябинской области) О чём пойдёт речь?(если не справляются, то подсказка- фото).Это река Миасс.

Верно! Молодцы! Сегодня мы будем работать с информационным текстом о Миассе. Восстановите полный заголовок текста. (Главная водная артерия Челябинской области). Молодцы!

Посмотрите: перед вами лежат листы для записи информации. Не обязательно писать всем, выберете одного, кто будет вести учетные записи.

Работать вы будете в группах (заранее распределены на группы по 4 человека). А чтобы работа наша прошла плодотворно, давайте вспомним правила работы в группе. Верно, работая в группе, нужно уважать мнение других, приходить к компромиссу. Эти правила пригодятся вам не только на уроке, но и в обычной жизни.

Результаты работы групп будут отражаться на доске. Группа, заработавшая высокие баллы, получит высокие оценки за работу на уроке.


Презентация (слайд № 5-6)


Называют правила работы в группе











Технология обучения в сотрудничестве (работа в малых группах) Проблемное обучение (элемент)











Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой



4.

Деятельность по достижению решения задач.

Вашему вниманию предлагается текст. Читать мы их будем по абзацам (распределение абзацев по группам). Читаете и готовите выразительное чтение своего абзаца. Обратите внимание на произнесение числительных. Посовещайтесь о том, как правильно прочитать «трудные слова»

Работа с текстом №1

Павел Распопов «Река Миасс – главная водная артерия Челябинской области»

1.Миасс – одна из важнейших рек Челябинской области и главная река Челябинска, самый крупный приток реки Исети. Длина реки Миасс составляет 658 км, превышая длину самой Исети (606 км). Протяженность реки на территории Челябинской области - 384 км (самая длинная в области) <...>

2. В Миасс впадают 27 относительно крупных притоков с длиной более 10 км, их общая протяженность 749 км. Наиболее крупные притоки: Бишкиль (длина 51 км), Куштумга (25 км),Большой Киалим (46 км), Верхний Иремель(29км),Зюзелка (65 км), Биргильда (36 км), Атлян (31 км). <...>

3.Однозначной трактовки названия реки Миасс нет. Одни лингвисты проводят параллели с тюркскими словами «миия» - «болото, топь» и «су» - «вода, река». Обычно название реки Миасс переводят именно как «топкое, болотистое место». А краевед Владимир Поздеев считает, что топоним может быть связан с древним языком пуштУ. На этом наречии «мис» («мий») означает «медь», а «ас» («аз») — «вода», «река». То есть «медная долина». Другие утверждают, что название реки относится к древнетюркским временам и смысл топонима утрачен. Кстати, в старых источниках реку называют Мияс.

4.Наиболее интересная достопримечательность в верховьях Миасса –Устиновский каньон (Устиновские известняки)с живописными скалами и небольшими пещерами.Река Миасс примерно в 40 км от своего истока за миллионы лет пробила путь в известняках, образовав впечатляющий каньон. Правый берег отвесными скалами обрывается прямиком в реку. Высота скал достигает 15 м, а в длину они тянутся примерно на 1 км. Возраст этих известняков – около 300 миллионов лет. <...>

5. В центре Челябинска река разливается в ширину до 300 м. Из-за плотины Шершневского водохранилища река в черте города превратилась в стоячий водоем, стала заболачиваться и утратила способность к самоочистке. Периодически поднимается вопрос о расчистке реки и отказе от плотины.Длина реки Миасс в пределах Челябинска составляет 36 км. Увы, в черте города река Миасс сильно загрязняется промышленными и хозяйственными стоками (хотя и выше река страдает от городов Миасс и Карабаш). Начиная от Челябинска река экстремально загрязнена.<...>

6.Очень красивы берега Миасса ниже Челябинска. В районе села Большое Баландино на реке Миасс возвышаются красивые скалы, река быстро бежит в скалистом каньоне, имея горный характер. В русле много больших камней. На левом берегу есть небольшие пещеры и искусственные штольни. Здесь много археологических памятников, в том числе городищ. Интересны и мраморные карьеры, а также старые известковые печи. Здесь популярные места для туризма и отдыха челябинцев.

1. Выразительно читаем.

2. Выполняем задания на слайдах:

1. Определите основную мысль текста(задание ВПР):

А. красота Миасса;

Б.растительный и животный мир Миасса разнообразен;

В. Миасс-это главная река Челябинской области, которая имеет свои особенности и достопримечательности;

Г. Миасс уникален.

(Основная мысль текста заключается в том, что Миасс - это главная река Челябинской области, которая имеет свои особенности и достопримечательности)

2.Найти и извлечь информацию

Какова протяженность реки Миасс на территории Челябинской области? Выбери правильный ответ (А)

А. 384 км

Б. 606 км

В. 749 км.

Г. 658 км

3.Найти и извлечь информацию


Наиболее крупный приток реки Миасс? Выбери правильный ответ(В)


А.Бишкиль

Б. Большой Киалим

В. Зюзелка

Г. Биргильда


4.Интегрировать и интерпретировать информацию

Составьте план текста(задание ВПР)

Возможный вариант ответа:

1.Миасс – одна из важнейших рек Челябинской области.

2.Крупные притоки реки Миасс.

3.Трактовка названия реки Миасс.

4.Интересная достопримечательность в верховьях Миасс.

5.Загрязнение реки Миасс в центре Челябинска.

6.Берега Миасса - место для туризма и отдыха челябинцев.


5.Найти и извлечь, интерпретировать информацию

В тексте есть слово «топоним».

Укажите его правильное значение.

Определите его стилистическую принадлежность. Подберите и запишите синоним к этому слову .

А. название древнего языка;

Б. название какого-либо географического объекта;

В. указание на род деятельности человека(краевед).

Вариант ответа:Б

1.термин, научный стиль

2.название


6.Найти и извлечь информацию. Сопоставить.

Рассмотрите фотографию. Что изображено на ней? Подпишите фотографию.(слайд№13)

Работаем с текстом №2

7.Осмысливать, оценивать содержание и форму

В отрывке путевых заметок Д.Н. Мамина-Сибиряка «По Зауралью» есть образное выражение о Миассе.

ТЕКСТ №2

Отрывок из путевых заметок Д.Н. Мамина-Сибиряка «По Зауралью»:

«Именно здесь начинался Южный Урал, и быстрый Мияс являлся его самой живой артерией, образуя прелестнейшую горную долину, какой нам еще не случалось видеть до сих пор: дорога шла прямо черноземом, по сторонам пестрым ковром расстилались настоящие башкирские пастбища, где сейчас трава была по пояс, тут же мелькали березовые рощи, отдельно стоявшие сосны и перелески. Извилистое течение Мияса все было затянуто вербой, так что воду можно было видеть только по излучинам».

1.Выпишите образное выражение о Миассе:

2.Определите, какое это образно-выразительное средство языка.

(живая артерия // водная артерия; метафора)


Ребята, найдите метафору в видеоролике(смотрят и слушают 1минуту) о реке Миасс(песню исполняет наша с вами землячка - Татьяна Пермякова, в такт музыки можете подвигаться)

(текущая вода-это образ времени )


8.Найти и извлечь информацию

В черте Челябинска Миасс, по словам автора статьи, превращается в стоячий водоём. Найдите две основные причины этого, на которые указывает автор(задание ВПР).

Вариант ответа:

1.Из-за плотины Шершневского водохранилища река стала заболачиваться и утратила способность к самоочистке.

2.Река Миасс сильно загрязняется промышленными и хозяйственными стоками.


9.Использовать информацию в решении

Учитывая наличие экологической проблемы относительно Миасса, что бы вы предприняли для сохранения и очищения Миасса? Запишите два действия.

Вариант ответа:

Чтобы вода в реке оставалась чистой,

1.построили бы современные очистные сооружения;

2.запретили бы строительство на берегах реки промышленных предприятий, сброс вредных веществ в реку;

3.построили бы исследовательскую станцию, сотрудники которой следили бы за чистотой реки;

4.организовали бы рекламную компанию «Сохрани Миасс!»

10.Вспомним, с чего мы начинали?

Правильно. Брали быка за рога.

Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.(задание ВПР)



Читают текст. Работают в группах с текстом.



по нахождению необходимой информации.









Высказывают собственное мнение.

















































Выразительно читают. Оценивают чтение по критериям выразительного чтения.

Презентация (слайды с № 7 по №17)


Дети записывают ответы на информационный лист.


Выполняют задания


Ответы даёт каждая группа, выставляются баллы.


Читают текст, отвечают на вопросы, ведут запись в рабочих листах





















































https://vk.com/video-91191549_456239329 Видео от Библиотека Красноармейского района






Технология обучения в сотрудничестве (работа в малых группах), технологии развития критического мышления















































































































Здоровьесберегающая технология. (элемент)


Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать


























































Познавательные

Умение анализировать; выделять основную мысль из поступившей информации.

























































Регулятивные:

сравнивают версии, осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий




5

Рефлексия.

Подводим итоги. Что удалось?

Вариант ответа

1. Отработали читательские действия;

2. Узнали новую информацию о реке Миасс, поговорили об экологической проблеме;

3. Продолжили отработку навыка работать в группе;

4.Выполнили 9, 10, 11,13,14 задания ВПР.


А сейчас предлагаю оценить работу групп на занятии. Подсчитаем баллы.



Спасибо за работу. Вы молодцы!



Подводят итоги.

Презентация (слайд №18)

Подсчитывают баллы.

Оценивают свою работу на занятии



















Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Регулятивные: давать

оценку действий



Приложение 1

ТЕКСТ №1

1.Миасс – одна из важнейших рек Челябинской области и главная река Челябинска, самый крупный приток реки Исети. Длина реки Миасс составляет 658 км, превышая длину самой Исети (606 км). Протяженность реки на территории Челябинской области - 384 км (самая длинная в области) <...>

2. В Миасс впадают 27 относительно крупных притоков с длиной более 10 км, их общая протяженность 749 км. Наиболее крупные притоки: Бишкиль (длина 51 км), Куштумга (25 км),Большой Киалим (46 км), Верхний Иремель(29км),Зюзелка (65 км), Биргильда (36 км), Атлян (31 км). <...>

3.Однозначной трактовки названия реки Миасс нет. Одни лингвисты проводят параллели с тюркскими словами «миия» - «болото, топь» и «су» - «вода, река». Обычно название реки Миасс переводят именно как «топкое, болотистое место». А краевед Владимир Поздеев считает, что топоним может быть связан с древним языком пуштУ. На этом наречии «мис» («мий») означает «медь», а «ас» («аз») — «вода», «река». То есть «медная долина». Другие утверждают, что название реки относится к древнетюркским временам и смысл топонима утрачен. Кстати, в старых источниках реку называют Мияс.

4.Наиболее интересная достопримечательность в верховьях Миасса –Устиновский каньон (Устиновские известняки)с живописными скалами и небольшими пещерами.Река Миасс примерно в 40 км от своего истока за миллионы лет пробила путь в известняках, образовав впечатляющий каньон. Правый берег отвесными скалами обрывается прямиком в реку. Высота скал достигает 15 м, а в длину они тянутся примерно на 1 км. Возраст этих известняков – около 300 миллионов лет. <...>

5. В центре Челябинска река разливается в ширину до 300 м. Из-за плотины Шершневского водохранилища река в черте города превратилась в стоячий водоем, стала заболачиваться и утратила способность к самоочистке. Периодически поднимается вопрос о расчистке реки и отказе от плотины.Длина реки Миасс в пределах Челябинска составляет 36 км. Увы, в черте города река Миасс сильно загрязняется промышленными и хозяйственными стоками (хотя и выше река страдает от городов Миасс и Карабаш). Начиная от Челябинска река экстремально загрязнена.<...>

6.Очень красивы берега Миасса ниже Челябинска. В районе села Большое Баландино на реке Миасс возвышаются красивые скалы, река быстро бежит в скалистом каньоне, имея горный характер. В русле много больших камней. На левом берегу есть небольшие пещеры и искусственные штольни. Здесь много археологических памятников, в том числе городищ. Интересны и мраморные карьеры, а также старые известковые печи. Здесь популярные места для туризма и отдыха челябинцев.

Приложение 2

ТЕКСТ №2

Отрывок из путевых заметок Д.Н. Мамина-Сибиряка «По Зауралью»:

«Именно здесь начинался Южный Урал, и быстрый Мияс являлся его самой живой артерией, образуя прелестнейшую горную долину, какой нам еще не случалось видеть до сих пор: дорога шла прямо черноземом, по сторонам пестрым ковром расстилались настоящие башкирские пастбища, где сейчас трава была по пояс, тут же мелькали березовые рощи, отдельно стоявшие сосны и перелески. Извилистое течение Мияса все было затянуто вербой, так что воду можно было видеть только по излучинам».



Приложение3

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ РАБОЧИЙ ЛИСТ ГРУППЫ №______ДАТА_________

1.Какова основная мысль текста №1

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Какова протяженность реки Миасс на территории Челябинской области? __________________________________________

3.Наиболее крупный приток реки Миасс? ___________________________________

4. Составьте ПЛАН текста

1._________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________

4._________________________________________________________________________

5._________________________________________________________________________

6._________________________________________________________________________

5.В тексте есть слово «топОним».Укажите его правильное значение. Определите его стилистическую принадлежность. Подберите и запишите синоним к этому слову.

__________________________________________________________________________

6. Рассмотрите фотографию. Что изображено на ней? Подпишите фотографию.

__________________________________________________________________________

7.Текст №2 В отрывке путевых заметок Д.Н. Мамина-Сибиряка «По Зауралью» есть образное выражение о Миассе.

1.Выпишите образное выражение о Миассе _____________________________________________

2.Определите, какое это образно-выразительное средство языка____________________________

3. Метафора из видеоролика ___________________________________________________





8.В черте Челябинска Миасс, по словам автора статьи, превращается в стоячий водоём. Найдите и запишите две основные причины этого, на которые указывает автор

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________



9.Учитывая наличие экологической проблемы относительно Миасса, что бы вы предприняли для сохранения и очищения Миасса? Запишите три действия.

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10.БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Комментарии

спасибо! Вероника Николаевна, можно выложить в Worde?

6 May 2023

Похожие публикации