Проверочная работа по русскому языку по теме «Лексика» (5–6 классы)

2
0
Материал опубликован 4 April

Методическая разработка по русскому языку

учителя русского языка и литературы Спиридоновой Елены Николаевны

Проверочная работа по разделу «Лексика», 5 класс

1. Перед вами слова с омонимичными корнями. Распределите их в два столбика: а)слова с безударной гласной в корне, б) слова с чередующимися гласными в корне.

Коса, касание, прикосновение; загореть, гористый, загар, пригорок; ростовщик, растение, рост, отросток; слагать, ложный, приложение, ложь.

2.Раскройте скобки. Из данных слов составьте словосочетания «прилагательное +существительное».

мудрёный, мудрый (замок*, политик);

жизненные, житейские (будни, планы);

жилищный, жилой (кодекс, дом);

запасливый, запасной (игрок, хозяин);

тайный, таинственный (союз, покровитель);

сытный, сытый (обед, человек);

эффектный, эффективный (способ, костюм);

гарантийный, гарантированный (договор, доход);

лиственный, листовой (салат, лес).

Поставьте ударения в словах.

Какие слова называются омографами?

Приведите омограф к слову «замок».

3.В данных предложениях найдите омоформы (грамматические омонимы).

Какими членами предложения они являются?

Лечу домашних животных.- Лечу на стремительном самолёте.

В течение дня мы ели много мороженого.- Один из столярных инструментов - пила.

4.К данным транскрипциям напишите все возможные расшифровки.

Вспомните, как называются такие слова.

[ гр,ип ], [док ], [ трут ], [сноп ].

5. Подчеркните пары слов-антонимов.

Зло-благо

зима-весна

весна-осень

боль-радость

упадок-рассвет

разрушать-созидать

высохнуть-подсохнуть

небольшой - умеренный

6. Найдите устаревшие слова. По какой причине они перешли из общеупотребительных в устаревшие? (значение слов проверьте по словарю).

Алтын, боярин, выя, градоначальник, князь, ковш, скоморох, ревизор, очи, перст, фельдмаршал.

7.Найдите синонимы фразеологизма «мутить воду».

Вносить раздор, интересоваться, ничего не делать, запутывать, сбивать с толку, красоваться, ничего не делать, манипулировать.

8. Составьте с паронимами словосочетания, используя слова из скобок.

К каждому парониму напишите его лексическое значение.

Настойчивый - настоятельный ( спортсмен, требование, характер, просьба, взгляд, потребность, ученик, необходимость).

Враждебный – враждующий – вражеский (взгляд, позиция, соседи, танки, племена, страны, окопы, деятельность, чувства).

Подтвердить – утвердить (план, информацию, в звании, вину, слухи, приказ, акт проверки).

Усилительный – усиленный (лампа, питание, напоминание, просьба, подстанция).

Тактичный – тактический (человек, преимущества, задачи, разногласия, поступок, собеседник, соображения).

Карьерный – карьеристский ( планы, продвижение, расчёты, цели, продвижение).

9. Разделите слова на две группы: диалектизмы и профессионализмы.

Балка (овраг), баской (красивый), бельведер, векша (Белка), верстать, жито, кочет, стамеска, сумматор, катализатор, капитель, музга (болото), мольберт, махотка (кувшин), штатив, фиксаж.


 


 

 


 


 


 

 


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.