Проверочная работа по русскому языку в 9 классе на тему «Тест в формате ОГЭ по русскому языку»
Задание 2 Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык — речь — коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложное.
3) Предложение 3 односоставное безличное.
4) В предложении 4 одна из грамматических основ — позиции подходят.
5) Предложение 5 осложнено однородными членами.
Задание 2 Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов — их способ общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3) В предложении 3 три грамматические основы.
4) Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.
5) Грамматическая основа предложения 5 — особенность стала.
Задание 3 Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.
Задание 3 Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Впереди еще долгие жаркие(1) знойные (2)и просто теплые приятные деньки(3) когда солнце просыпается рано(4) а заходит очень нескоро(5) давая вволю нагуляться(6) прежде чем (7)погрузиться в сумерки.
Задание 5 Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) ПРИБИТЬ (к стене) — приставка ПРИ- неизменяемая.
2) ДВАДЦАТИПЯТИМЕТРОВЫЙ — прилагательные, первая часть которых — числительное, пишутся слитно.
3) ОТРАСЛЬ (животноводства) — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
4) КОЖАНАЯ (куртка) — в отглагольном прилагательном пишется -Н-.
5) НЕРЯШЛИВО (одетый) — НЕ- пишутся слитно с наречиями, если его можно заменить синонимом без НЕ.
Задание 5 Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.
1) КОЖАНАЯ (куртка) — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного с помощью суффикса -АН-, пишется Н.
2) ЛИМОННЫЙ (торт) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.
3) ЧЕЛОВЕЧЕК — в форме родительного падежа гласный в суффиксе выпадает («человечка»), поэтому следует писать суффикс -ЕК.
4) ПРЕСТУПИТЬ (закон) — правописание приставки определяется её значением – очень.
5) ОБГОРЕТЬ (под солнцем) — написание чередующейся гласной О в корне обусловлено тем, что гласный звук здесь является безударным (не находится под ударением).