12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трушина Светлана Юрьевна6503
Учитель музыки высшей квалификационной категории, педстаж работы 37 лет. 20 лет- музыкальный руководитель в ДОУ
Россия, Забайкальский край, Село Знаменка, Нерчинский район
Материал размещён в группе «Духовно-нравственное воспитание »
5

Проверочные задания на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме: «Культурное наследие христианской Руси»

Проверочные задания на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме:

                            «Культурное наследие христианской Руси»

                                    Раздел: «Религия и культура»

1.Перечисли традиционные религии России.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Если есть ошибки, исправь их. Запомни названия традиционных религий России.

Ответь на вопросы.
1)Под влиянием какого государства было принято христианство на Руси?
……………………………………………………………………………………
2) Когда и где произошло это событие?
……………………………………………………………………………………..
3) Кто повелел крестить Русь?
……………………………………………………………………………………….
Исправь, дополни при необходимости свой ответ. Если задание выполнено вер­но, поставь себе 5 баллов.
3.Составь небольшой текст на тему «Влияние христианства на развитие образо­вания на Руси».
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Если задание выполнено правильно, поставь себе б баллов. Дополни, исправь свой текст, если нужно.

4. Переведи на современный язык отрывок из постановления Собора 1551 года.
«...В Царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы по благословению своего Святителя, избирати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх Божий и могущих иных пользовати и грамоте бы, и чести, и писати горазди. И у тех священников и ди­аконов, и у диаков учинити в домех училищах, чтобы священники и диаконы, и все православные Христиане в коемждо граде, предавали им детей своих на учение грамоте и на учение книжного писма, и церковного пения псалтырна- го...»
Покажи свою работу одноклассникам. Согласились ли они с твоим переводом? Удалось ли тебе передать основную мысль текста? Если тебя удовлетворяет вы­полнение задания, поставь себе 9 баллов.

5.Проанализируй текст. Выдели главную мысль.
Великий князь Ярослав Мудрый большое внимание уделял образованию. Он был грамотным, много читал. Князь приглашал монахов-писцов, которые переводили книги с греческого языка на славянский. Переведено было множе­ство книг. Это позволило Ярославу открыть в Софийском соборе первую на Руси библиотеку. При Ярославе открывались новые монастыри, при которых создавались школы. В храмах Святой Софии в Киеве и в Новгороде зароди­лось древнерусское летописание, в Киеве была открыта книжная мастерская. Князь был убеждён, что «от учения книжного» большая польза, «ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».
Своим сыновьям он оставил завещание, в кото­ром наставлял: «Сыновья мои, имейте любовь между собой, потому что все вы братья... И если будете жить в любви, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погу­бите землю отцов своих и дедов своих, которые до­были её трудом своим великим...»

Главная мысль текста:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Обсуди с соседом по парте результат своей работы. Исправь, дополни свой ответ, если нужно. Оцените работу друг друга, максимальная «стоимость» задания 5 баллов.

6. Закончи предложения.
1)Центрами образования на Руси были………………………………………….
2)Берестяные грамоты - это………………………………………………………
3) Они были впервые обнаружены в…………………………………………….
4) Начало книгопечатания на Руси связано с именем………………………….
……………………………………………………………………………………..
5) Первыми напечатанными книгами были……………………………………..
Оцени свою работу по пятибалльной шкале.


7. Рассмотри карту России XVII века. Подпиши названия городов, в окрестностях которых располагались монастыри.

Сверь свою работу с работой соседа по парте. Исправь ошибки, если они есть. Оцените работу друг друга, максимальная «стоимость» правильно выполненной работы 5 баллов.
8. Отметь определения, которые можно отнести к понятию «православный храм».
1) Место проведения таинств и обрядов.
2) Выдающийся объект архитектуры.
3) Место поклонения Богу и обращения к Нему с молитвами.
4) Религиозное сооружение.
Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Исправь ошибки, если нужно. Проанализируй причину допущенных ошибок.

9. Что такое икона? Приведи примеры известных тебе икон.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Оцени свою работу, максимальная «стоимость» задания 7 баллов.

10. Отметь верные утверждения о духовной музыке.
1) К духовной музыке относятся церковные песнопения.
2) Духовная музыка воспевает Бога.
3) Духовная музыка исполняется без музыкального сопровождения.
4) Духовная музыка — это музыкальные произведения религиозного со­держания, которые исполняются во время церковных служб, а также в быту.
Поставь себе оценку по пятибалльной шкале.

11. Отметь верные утверждения о православном календаре.

1) Православный календарь содержит два годичных круга событий: не­подвижный и подвижный (Пасхальный).
2) Подвижный (Пасхальный) круг календаря определяет все даты по дню
празднования Пасхи.
3) В православном календаре указываются две даты — по старому и по новому стилю.
4) Православный календарь не отличается от обычного светского кален­даря.
Поставь себе оценку по пятибалльной шкале.


Ответы:

1. Православие, ислам, иудаизм, буддизм.
2.1) Под влиянием Византии.
2).Это произошло на берегу реки Днепр в 988 году.
3) Великий князь Владимир Красное Солнышко.

3. (Вариант ответа.) По свидетельству древних летописей, с принятием христианства на Руси начинается период распространения грамотности. Со­здание Кириллом и Мефодием славянской письменности делает более доступ­ным образование, грамотных людей с каждым годом становится больше. Мона­хи-писцы переводят книги с греческого языка на славянский, при монастырях собирают библиотеки, открывают классы по обучению грамоте.

4.В столице Москве и во всех других городах протопопам и старейшим священникам со всеми священниками и дьяконами по благословению своего Святителя нужно выбрать добросовестных духовных священников, дьяконов, дьяков, женатых и благочестивых, имеющих в сердце страх перед Богом, уме­ющих читать и писать и способных научить грамоте других. В домах у этих священников, дьяконов и дьяков надо организовать школы, чтобы все право­славные христиане отдавали своих детей на обучение грамоте, книжному письму, церковному пению псалмов...

5. (Вариант ответа.) Ярослав Мудрый заботился о развитии образования на Руси: открывал школы, создавал библиотеки, уделял внимание нравствен­ному воспитанию.

6.1) монастыри.
2) памятники письменности Руси XI—XV веков, записи на специально обработанной коре.
3) Новгороде.
4) Ивана Фёдорова.
«Апостол» и «Азбука».

7. Псков, Новгород, Кириллов, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Уг­лич, Калязин, Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Владимир, Суз­даль, Москва.

8.Все ответы верны.

9.Икона в переводе с греческого языка означает «образ». На иконах изо­бражают лики Иисуса Христа, Богоматери, святых, библейские сюжеты. Са­мые известные иконы: «Троица», Казанская икона Божией Матери, Влади­мирская икона Божией Матери.

10. 1) 2) 3)

11. 1) 2) 3)

Критерии оценивания:
Выполнены 10-11 - заданий- оценка «5»
Выполнены 7-9 заданий- оценка «4»
Выполнено 4-6 заданий- оценка «3»

Источники:

Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс:
рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана- Граф, 2018.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Опубликовано в группе «Духовно-нравственное воспитание »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.