Проверочные задания на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме «Культурное наследие христианской Руси»
Проверочные задания на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе по теме:
«Культурное наследие христианской Руси»
Раздел: «Религия и культура»
1.Перечисли традиционные религии России.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Если есть ошибки, исправь их. Запомни названия традиционных религий России.
Ответь на вопросы.
1)Под влиянием какого государства было принято христианство на Руси?
……………………………………………………………………………………
2) Когда и где произошло это событие?
……………………………………………………………………………………..
3) Кто повелел крестить Русь?
……………………………………………………………………………………….
Исправь, дополни при необходимости свой ответ. Если задание выполнено верно, поставь себе 5 баллов.
3.Составь небольшой текст на тему «Влияние христианства на развитие образования на Руси».
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Если задание выполнено правильно, поставь себе б баллов. Дополни, исправь свой текст, если нужно.
4. Переведи на современный язык отрывок из постановления Собора 1551 года.
«...В Царствующем граде Москве и по всем градом тем же протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы по благословению своего Святителя, избирати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых, имущих в сердцы страх Божий и могущих иных пользовати и грамоте бы, и чести, и писати горазди. И у тех священников и диаконов, и у диаков учинити в домех училищах, чтобы священники и диаконы, и все православные Христиане в коемждо граде, предавали им детей своих на учение грамоте и на учение книжного писма, и церковного пения псалтырна- го...»
Покажи свою работу одноклассникам. Согласились ли они с твоим переводом? Удалось ли тебе передать основную мысль текста? Если тебя удовлетворяет выполнение задания, поставь себе 9 баллов.
5.Проанализируй текст. Выдели главную мысль.
Великий князь Ярослав Мудрый большое внимание уделял образованию. Он был грамотным, много читал. Князь приглашал монахов-писцов, которые переводили книги с греческого языка на славянский. Переведено было множество книг. Это позволило Ярославу открыть в Софийском соборе первую на Руси библиотеку. При Ярославе открывались новые монастыри, при которых создавались школы. В храмах Святой Софии в Киеве и в Новгороде зародилось древнерусское летописание, в Киеве была открыта книжная мастерская. Князь был убеждён, что «от учения книжного» большая польза, «ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержанье».
Своим сыновьям он оставил завещание, в котором наставлял: «Сыновья мои, имейте любовь между собой, потому что все вы братья... И если будете жить в любви, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих, которые добыли её трудом своим великим...»
Главная мысль текста:
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Обсуди с соседом по парте результат своей работы. Исправь, дополни свой ответ, если нужно. Оцените работу друг друга, максимальная «стоимость» задания 5 баллов.
6. Закончи предложения.
1)Центрами образования на Руси были………………………………………….
2)Берестяные грамоты - это………………………………………………………
3) Они были впервые обнаружены в…………………………………………….
4) Начало книгопечатания на Руси связано с именем………………………….
……………………………………………………………………………………..
5) Первыми напечатанными книгами были……………………………………..
Оцени свою работу по пятибалльной шкале.
7. Рассмотри карту России XVII века. Подпиши названия городов, в окрестностях которых располагались монастыри.
Сверь свою работу с работой соседа по парте. Исправь ошибки, если они есть. Оцените работу друг друга, максимальная «стоимость» правильно выполненной работы 5 баллов.
8. Отметь определения, которые можно отнести к понятию «православный храм».
1) Место проведения таинств и обрядов.
2) Выдающийся объект архитектуры.
3) Место поклонения Богу и обращения к Нему с молитвами.
4) Религиозное сооружение.
Оцени свою работу по пятибалльной шкале. Исправь ошибки, если нужно. Проанализируй причину допущенных ошибок.
9. Что такое икона? Приведи примеры известных тебе икон.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Оцени свою работу, максимальная «стоимость» задания 7 баллов.
10. Отметь верные утверждения о духовной музыке.
1) К духовной музыке относятся церковные песнопения.
2) Духовная музыка воспевает Бога.
3) Духовная музыка исполняется без музыкального сопровождения.
4) Духовная музыка — это музыкальные произведения религиозного содержания, которые исполняются во время церковных служб, а также в быту.
Поставь себе оценку по пятибалльной шкале.
11. Отметь верные утверждения о православном календаре.
1) Православный календарь содержит два годичных круга событий: неподвижный и подвижный (Пасхальный).
2) Подвижный (Пасхальный) круг календаря определяет все даты по дню
празднования Пасхи.
3) В православном календаре указываются две даты — по старому и по новому стилю.
4) Православный календарь не отличается от обычного светского календаря.
Поставь себе оценку по пятибалльной шкале.
Ответы:
1. Православие, ислам, иудаизм, буддизм.
2.1) Под влиянием Византии.
2).Это произошло на берегу реки Днепр в 988 году.
3) Великий князь Владимир Красное Солнышко.
3. (Вариант ответа.) По свидетельству древних летописей, с принятием христианства на Руси начинается период распространения грамотности. Создание Кириллом и Мефодием славянской письменности делает более доступным образование, грамотных людей с каждым годом становится больше. Монахи-писцы переводят книги с греческого языка на славянский, при монастырях собирают библиотеки, открывают классы по обучению грамоте.
4.В столице Москве и во всех других городах протопопам и старейшим священникам со всеми священниками и дьяконами по благословению своего Святителя нужно выбрать добросовестных духовных священников, дьяконов, дьяков, женатых и благочестивых, имеющих в сердце страх перед Богом, умеющих читать и писать и способных научить грамоте других. В домах у этих священников, дьяконов и дьяков надо организовать школы, чтобы все православные христиане отдавали своих детей на обучение грамоте, книжному письму, церковному пению псалмов...
5. (Вариант ответа.) Ярослав Мудрый заботился о развитии образования на Руси: открывал школы, создавал библиотеки, уделял внимание нравственному воспитанию.
6.1) монастыри.
2) памятники письменности Руси XI—XV веков, записи на специально обработанной коре.
3) Новгороде.
4) Ивана Фёдорова.
«Апостол» и «Азбука».
7. Псков, Новгород, Кириллов, Вологда, Кострома, Нижний Новгород, Углич, Калязин, Ростов, Переславль-Залесский, Сергиев Посад, Владимир, Суздаль, Москва.
8.Все ответы верны.
9.Икона в переводе с греческого языка означает «образ». На иконах изображают лики Иисуса Христа, Богоматери, святых, библейские сюжеты. Самые известные иконы: «Троица», Казанская икона Божией Матери, Владимирская икона Божией Матери.
10. 1) 2) 3)
11. 1) 2) 3)
Критерии оценивания:
Выполнены 10-11 - заданий- оценка «5»
Выполнены 7-9 заданий- оценка «4»
Выполнено 4-6 заданий- оценка «3»
Источники:
Основы духовно- нравственной культуры народов России: 5 класс:
рабочая тетрадь / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана- Граф, 2018.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.