Проверочно-контрольный тест по астрономии в 10–11 классе по УМК Г.Я. Мякишева
Проверочно-контрольный тест по теме «Предмет астрономии».
Пояснительная записка.
Рекомендуемые примерные оценки.
Выполнено | 0 - 13 | 14 - 18 | 19- 24 | 24-28 |
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
1.Астрономия изучает:
а.движение, строение, происхождение и развитие небесных тел;
б.влияние расположения планет на судьбу человека:
в.декоративные растения с красивыми соцветиями-корзинками разнообразной окраски – астр.
2.Кто из ученых имеет работы по математике, физике и астрономии?
а.Г. Галилей
б.И. Ньютон
в.Н. Коперник
г.И. Кеплер
3.Кто в 2019 году получил нобелевскую премию по физике «За открытие экзопланеты на орбите солнцеподобной звезды»:
а.М. Майор и Д. Кело
б.Р.Вайс, Б Бэриш и К.Торн
в.С. Перлмуттер, Б Шмидт и А. Росс?
4.Для измерения горизонтальных координат небесных светил, в практике используют:
а.астролябию
б.гномон
в.транспортир
г.теодолит
5.Небесный экватор пересекает небесную сферу в двух точках:
а.север и юг
б.запад и восток
в.север и запад
г.восток и юг.
6.К каждой позиции первого столбца поберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Раздел астрономии | изучает |
А.Небесная механика | а.физическое состояние и химический состав небесных тел и их систем, межзвездной и межгалактической сред и происходящие в них процессы |
В. Астрофизика | б.физические свойства Вселенной в целом, выводы делаются на основе результатов исследования той ее части, которая доступна для наблюдения и изучения. |
С.Космология | в.движение небесных тел Солнечной системы, включая кометы и искусственные спутники Земли в их общем гравитационном поле. |
А | В | С |
7.Установите соответствие между оптическими приборами и разновидностями изображений, которые они дают. К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ |
| РАЗНОВИДНОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЙ |
А) Плоское зеркало Б) Телескоп |
| а.Прямое, мнимое б.Перевёрнутое, действительное в.Прямое, действительное г.Перевёрнутое, мнимое |
8.К каждой позиции первого столбца поберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Телескоп | Что используется в качестве объектива |
А.рефракторный | а.линза |
В.рефлекторный | б.призма. |
в.вогнутое зеркало | |
г.плоское зеркало |
А | В |
9.К каждой позиции первого столбца поберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Телескоп | ход лучей |
А.рефракторный | а |
В.рефлекторный | б |
С.менисковый | в . |
10.К каждой позиции первого столбца поберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Характеристика телескопа | показывает |
А.Проницающая сила | а.количество света, собираемый телескопом |
В.Разрешающая способность | б.минимальная звездная величина небесных светил (звезд, туманностей, галактик), различимых с помощью данного телескопа |
в.минимальный угол между двумя звездами, видимыми раздельно | |
г.во сколько раз угол, под которым виден объект при наблюдении в телескоп, больше, чем при наблюдении глазом |
11Выберите все верные утверждения.
а.Наша Земля с Луной, все планеты со своими спутниками, кометы и малые планеты обращаются вокруг Солнца;
б.Невооруженным глазом на территории России можно увидеть 3 галактики;
в.Луна находится на расстоянии 450000км от Земли;
г.Урания — это муза покровительница науки Астрономия;
д.Навигация — это искусство прокладывать путь по наблюдениям за движением небесных светил;
12. Чтобы отыскать на небе светило, надо указать в какой стороне горизонта и как высоко над ним находится оно. С этой целью используется _________________ система координат: ________________ и___________________. Точка, находящаяся точно над головой наблюдателя, называется __________________ и обозначается точкой Z. Диаметрально противоположная точка _________________, обозначается Z'.Линия Z Z' это __________________ линия. Плоскость, проходящая через точку наблюдения, перпендикулярно Z Z', образует при пересечении со сферой окружность-
математический___________________.
а.небесная сфера
б.горизонтальная
в.надир
г.горизонт
д.зенит
е.высота
ж.отвесная
з.азимут
и.горизонт
к.экваториальная
л.склонение
13.Каково увеличение телескопа, если в качестве объектива используется линза с оптической силой 0,4 дптр, а в качестве окуляра –линза с оптической силой 10 дптр?
__________________________________________________________________
14.Почему астрономические обсерватории строят высоко в горах?
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
15.Во сколько раз больше света собирает телескоп -рефлектор (диаметр объектива 3 м) чем телескоп –рефрактор (диаметр -30 мм)?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Ответы.
Вопрос | Ответ |
а | |
2 | б |
3 | а |
4 | г |
5 | б |
6 | 312 |
7 | аб |
8 | ав |
9 | авб |
10 | бв |
11 | агд |
12 | бзедвжи ( бездвжи) |
13 | 25 ; W= , где F1 F2 фокусные расстояния окуляра и объектива. D = 1/F |
14 | атмосферный слой тоньше на значительных высотах над уровнем моря; нет засветки от населённых пунктов; чем выше мы поднимаемся, тем больше ясной погоды; на больших высотах низкая влажность воздуха |
15 | 100, количество света пропорционально площади объектива, т.е квадрату диаметра |
Источники.
1. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителей. Б.А. Вельяминов, М.М. Дагаев, А.В. Засов, Е.К. Страут и др.М. «Просвещение», 1973, 254с.
2. Астрономия., Базовый уровень. 11 класс: учебник / Воронцов-Вельяминов Б.А, Страут Е.К М. Дрофа, 2018. - 228с.
3. 2. М. А. Кунаш. «Астрономия 11 класс» //Методическое пособие/М. Дрофа, 2018. - 224с.
4.Страут, Е. К. Методическое пособие к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страут «Астрономия. Базовый уровень.11 класс» / Е. К. Страут. — М. : Дрофа, 2013. — 29, [3] с.
5.. https://phys-ege.sdamgia.ru/test?theme=292