Псевдонимы в искусстве
Содержание
Введение. Цель и задачи работы. 3-4
Основная часть. Исследования. 4-10
2.1.Что такое псевдоним? 4
2.2.Причины появления псевдонимов. 5
2.3.Виды псевдонимов. 6
2.4.Классификация псевдонимов по видам. 6-10
2.5.Социологичесий опрос по теме исследования.
3.Заключение. 11-12
4.Список используемой литературы. 12
1.Введение. Цель и задачи работы
Начало 60-х годов 19 века считается эпохой становления ономастики (ономастика – наука о собственных именах) в ее современном статусе, с этого времени наука об именах собственных становится одной из наиболее активно изучаемых областей языкознания. Эта наука традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена: антропонимика изучает имена людей, топонимика — названия географических объектов, зоонимика - клички животных и т. д.
Одним из главнейших разделов современной русской ономастики является антропонимика - наука об именованиях человека, которая включает в себя личные имена, отчества, фамилии, прозвища и псевдонимы.
Если основные антропонимические единицы (имена, отчества, фамилии) уже давно являются предметом заинтересованного внимания ученых, они собираются, описываются и исследуются в различных аспектах, то псевдонимы — большой пласт неофициальных именований - анализируются в основном в трудах литературоведов, культурологов и недостаточно изучены с точки зрения языковой теории, поэтому они представляют особый лингвистический интерес.
Актуальность исследования. Псевдоним - слово, и как слово оно составляет неотъемлемую часть языка, подчиняется его законам и должно изучаться лингвистическими методами. Псевдонимы - серьезный общественный феномен, заслуживающий глубокого подхода в рассмотрении.
По мнению исследователей, сейчас имеется свыше пятидесяти различных типов псевдонимов, но четкой классификации до сих пор не существует. Изучение псевдонимов позволяет полнее представить исторические события, так же как и историю науки, литературы, искусства.
Таким образом, псевдонимы являются богатым источником для выявления фактов, имеющих общественную значимость, демонстрирующую неразрывную связь языка и общества.
Я заинтересовалась вопросами: зачем нужны псевдонимы? каковы причины появления псевдонимов? Как часто ими пользовались?
Цель моей работы: выявить и описать особенности псевдонимов.
Для достижения данной цели определила следующие задачи:
1. разобраться в причинах появления псевдонимов;
2.изучить виды псевдонимов;
3. попробовать классифицировать псевдонимы по видам;
провести и проанализировать результаты социологического опроса по теме исследования.
Практическая значимость. Материалы и результаты работы могут быть использованы в курсе преподавания русского языка и литературы, для элективных курсов по ономастике в школе. Работа может также представлять интерес с точки зрения изучения причин скрытия настоящего имени и мотивации выбора нового.
Методы исследования определены общим направлением работы и поставленными задачами. Сформулированные задачи решаются с помощью методов описания, наблюдения, сопоставления, классификации и обобщения.
Производилась выборка из словаря псевдонимов И.Ф. Масанова (насчитывает около 50 тысяч единиц), псевдонимы извлекались из газет, журналов и книг, использовались также материалы телевизионных, радиопередач и Интернет-сайтов (более 50 единиц).
Материалом для исследования лингвистических особенностей послужил корпус псевдонимов русских писателей, публицистов, политиков, ученых, журналистов, артистов, художников, певцов и т. д. XVIII-XXI вв. общим объемом более 50 единиц
Гипотеза исследования: если псевдонимы могут обладать разными причинами появления и образования, то можно говорить об их особенностях и видовом многообразии.
Основная часть. Исследование.
2.1.Что такое псевдоним?
У Антона Павловича Чехова было более 50 псевдонимов; самые известные из них: Антоша Чехонте и Человек без селезёнки
Псевдони́м (греч. ψευδής «ложный» + όνομα «имя») — вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего (данного при рождении, зафиксированного в официальных документах); вид антропонима[1]. В западной культуре псевдонимами чаще всего пользуются деятели литературы и искусства. В восточных культурах (особенно китайской и японской) принятие нового имени при изменении социального статуса в некоторые эпохи было практически обязательным для любой сферы деятельности; аналогом такого рода обязательных псевдонимов в западной культуре можно считать обязательную перемену имени у священников, монахов, особенно православных, однако называть церковные имена священнослужителей псевдонимами не принято.
Как считал извязыковед А. Реформатский, большинство псевдонимов трудно назвать просто вымышленными. По сути, человестный русский ек, носящий псевдоним, получал широкую известность. И псевдоним заменял его имя. Надо сказать, что в 20-х годах ХХ века почти каждый молодой литератор придумывал псевдоним. В моду вошли псевдонимы-прилагательные. Всем хорошо известны А. Белый (Б. Бугаев), Д. Бедный (А. Придворов), А. Крайний (З. Гиппиус), П. Мирный (А. Рудченко) и другие.
Встречаются групповые псевдонимы, за которыми стоят несколько человек. Так сложился дуэт драматургов Тубельского и Рыжего – братья Тур.
Но любопытно, что А. Чехов остался для всех Чеховым, хотя имел тоже пристрастие к псевдонимам. Свои многочисленные рассказы он подписывал разными именами: Антоша Чехонте, Вспыльчивый человек, Брат моего брата, Человек без селезенки, Г. Балдастов и т.д. Но ни один из них не «прижился» в его творчестве.
2.2. Причины появления псевдонимов.
В писательской среде было много однофамильцев. Чтобы выйти из затруднительного положения, литератор обзаводился псевдонимом. А родная сестра поэта С. Маршака взяла себе псевдоним Е. Ильина (автор книги «Четвертая высота»), чтобы не афишировать свое родство с известным писателем.
Многие писатели брали себе псевдонимы, чтобы избежать преследований в период царского или сталинского режимов. Так, писатель Б. Ширяев, сосланный в 1911 году в Сибирь, подписывал свои произведения псевдонимом А. Алымов.
Трудно перечислить все причины, по которым люди берут псевдонимы. Здесь встречаются не только цензурные соображения, требования издателя или редактора, наличие однофамильцев, неблагозвучность настоящей фамилии, но и возражения родителей, близких, страх перед неудачным выступлением. Но каждый писатель или поэт хотел, чтобы его произведения дошли до нас, читателей, и мы знали не только антропоним, но и настоящее имя.
Анализируя вышесказанное, пришла к выводу:
Причины появления псевдонимов достаточно разнообразны: наличие однофамильцев; стремление сделать свое имя более благозвучным; стремление автора подчеркнуть какое-то качество, главную черту его характера, профессию, звание, должность; стремление брать псевдонимы, звучащие "по-иностранному"; неуверенность в успехе; страх перед критикой; желание взять в качестве псевдонима название мест родного края; создание комического эффекта и, наконец, желание иметь многочисленные псевдонимы, происхождение которых могло быть связано с меняющимися жизненными обстоятельствами, особенностями вступления на литературном поприще, имеющих близких людей.
Одни были вынуждены держать своё имя в тайне из боязни преследования; другие отказывались от своей фамилии из-за её неблагозвучия; общественное положение третьих не позволяло им открыто выступать на литературном поприще. И начинающие, и знаменитые авторы прятались под псевдонимами, чтобы отвлечь от себя огонь критики.
Одни придумывали себе псевдонимы потому, что это было модно, другие - из-за наличия однофамильцев, а некоторые - из желания заставить читателей ломать себе голову в догадках, кто скрывается под псевдонимом. Порой автору хотелось вызвать у читателей определённые чувства, находящиеся в ассоциативной связи со смысловым значением псевдонима. А для сатириков и юмористов забавные псевдонимы были дополнительным средством, чтобы произвести комический эффект.
Если в намерения автора входило не только скрыть своё имя, но и выдать своё произведение за чужое или если он хотел, чтобы читатели представляли его себе (автора) не таким, каким он был на самом деле, то он шёл по пути мистификации дальше: подписывался фамилией реально существующего лица; принимал мужское имя, будучи женщиной, или женское, будучи мужчиной; ставил вместо подписи имя какого-нибудь литературного персонажа; нарочито неверно указывал свою фамилию такой, которая внушала ложное представление о его национальности; приписывал авторство вымышленному лицу, выдавая его за реальное лицо.
Часто жизнь псевдонима была короткой: вымышленное имя, под которой начинающий автор из осторожности или по другим соображениям вступал на литературное поприще, оказывалось ненужным и отбрасывалось. Но порой, и не так уж редко, псевдоним полностью вытеснял настоящую фамилию как на страницах книг, так и в жизни.
Иногда, принимая псевдоним, автор ставил целью не скрыть свое имя, а подчеркнуть свою профессию, национальность, место рождения, жительства, социальное положение, главную черту своего характера или направления своего творчества.
И наконец, с помощью псевдонима маскировалось и количество авторов: написанное несколькими выдавалось за произведение одного, и наоборот.
Я думаю, приведенные примеры причин появления псевдонимов помогают осознать значение вымышленных имен для характеристики своих создателей и часто для описания той эпохи, в которую они возникли.
2.3. Виды псевдонимов.
Изучив виды псевдонимов, составила следующую таблицу.
Виды псевдонимов | Значение псевдонимов | ||
Аббревиатура | сокращения настоящих имен и фамилий, а также других слов | ||
Аллоним или гетероним | фамилия или имя реально существовавшего лица. | ||
Геоним или топоним | связан с географическим названием | ||
Героним | фамилия литературного или сетевого персонажа. | ||
Калька | перевод имени или фамилии на другой язык. | ||
Латинизм | переделки имени и фамилии на латинский лад. | ||
Матроним | имя или фамилия матери автора. | ||
Палиноним | чтение имени и фамилии справа налево | ||
Патроним | по имени отца автора | ||
Полуаллоним | состоит из сочетания реальной фамилии и чужого имени | ||
Преноним | имя, состоящее из одного имени автора | ||
Псевдофреноним | мужские имя и фамилия, принятые автором женщиной | ||
Титлоним | 1) имя, указывающее звание или должность автора 2) имя, содержащее указание на уже изданное произведение того же автора | ||
Хроматоним | название цвета | ||
Эйдоним | характеризует наружность автора |
2.4. Классификация псевдонимов по видам.
Попытаемся составить классификацию псевдонимов с учетом причин их появления и вида (для простоты попыталась создать таблицу в алфавитном порядке).
Предлагаемые трактовки отличаются некоторой противоречивостью, они не дают объективного представления о рассматриваемом явлении. Некоторые псевдонимы, по нашему мнению, можно отнести к разным видам, и не все псевдонимы можно объяснить с точки зрения причин появления. Поэтому данная классификация носит субъективный характер, это мое маленькое открытие.
Традиционно библиографы определяли, кому принадлежит тот или иной псевдоним (атрибутировали его), лингвисты изучали способ образования псевдонимов и их смысловое значение, литературоведы (сетературоведы) объясняли происхождение псевдонимов, вскрывали причины (часто социального характера), заставившие авторов соблюдать инкогнито, придумывать себе вымышленные имена и даже выдавать себя за других лиц. Я не буду подробно останавливаться на причинах использования авторами псевдонимов (никнеймов), поскольку эта проблема не является задачей филологического исследования и представляет интерес специалистов других научных дисциплин (социология, юриспруденция, психиатрия и т.д.). Мне бы хотелось продемонстрировать, как хаотичный на первый взгляд мир интернетных никнеймов вписывается в системы псевдонимики, этой частной дисциплины общего традиционного литературоведения.
Принцип классификации псевдонимов прежде всего, определяется способом их образования. С этой точки зрения можно различать псевдонимы, связанные с истинными именами и не связанные с ними. В псевдонимах первого типа истинное имя автора спрятано различными способами, и его можно найти, расшифровав подпись.
Псевдонимы второго типа весьма разнообразны, их надо различать по функциональному значению: одни из них характеризуют автора с той или иной стороны; другие представляют его не таким, каков он есть на самом деле (имя-маска); третьи ставят своей задачей лишь обеспечить инкогнито.
Итак, обратимся собственно к классификации псевдонимов (для простоты восприятия, воспроизвожу систему в алфавитном порядке):
Аббревиатура- все псевдонимы, образованные посредством сокращения настоящих имен и фамилий (ателонимы, апоконимы, инициалы), а также других слов, избранных в качестве подписи: Юн. шк. (Юный школьник).
Автоним- собственное имя и фамилия автора.
Аллоним или гетероним - принятые в качестве псевдонима фамилия или имя реально существовавшего лица.
Анаграмма- криптоним, полученный путем перестановки букв.
Антионим- псевдоним, образованный по противоположности смысла с истинной фамилией автора или с фамилией какого-нибудь известного лица.
Апоконим- криптоним, полученный путем отбрасывания начала или конца имени и фамилии.
Аристоним- имя с добавлением титула, чаще всего на самом деле автору не принадлежащего.
Астроним- имя, состоящее из одной или нескольких звездочек.
Ателоним- криптоним, полученный посредством пропуска части букв имени и фамилии.
Геоним или топоним- псевдоним, связанный с географическим названием.
Героним- принятая в качестве псевдонима фамилия литературного или сетевого персонажа.
Гидроним- частный случай геонима - имя, в основе которого лежит название реки, моря, озера.
Зооним- псевдоним, в основе которого лежит название животного.
Инициалы- начальные буквы имени и фамилии (или имени и отчества, или имени, отчества и фамилии).
Инкогнитоним- имя, подчеркивающее, что автор хочет остаться неизвестным.
Ихтионим- имя, в основе которого положено название рыбы.
Калька- псевдоним, образованный посредством перевода имени или фамилии на другой язык.
Койноним- общий псевдоним, принятый несколькими авторами, пишущими вместе.
Контаминация- соединение двух и более слов в одно.
Латинизм- псевдоним, образованный посредством переделки имени и фамилии на латинский лад.
Матроним- псевдоним, образованный из имени или фамилии матери автора.
Метаграмма- перестановка начальных слогов в словах, стоящих рядом.
Метоним- псевдоним, образованный по аналогии, по сходству смысла с настоящей фамилией.
Негатоним- имя, отрицающее принадлежность автора к той или иной профессии, партии и т.д.
Нейтроним- псевдоним, не вызывающий никаких ассоциаций.
Орнитоним- имя, в основу которого положено название птицы.
Пайзоним- шуточный псевдоним, имеющий целью произвести комический эффект.
Палиноним- криптоним, образованный посредством чтения имени и фамилии справа налево.
Пароним- псевдоним, образованный по сходству звучания с настоящей фамилией или именем.
Патроним- псевдоним, образованный по имени отца автора.
Полионим- имя, дающее представление о числе авторов, пишущих под ней.
Полуаллоним- псевдоним, состоящий из сочетания с реальной фамилией и чужим именем.
Преноним- имя, состоящее из одного имени автора.
Проксоним- псевдоним, образованный из имен лиц, близких автору.
Псевдоандроним- мужские имя и фамилия, принятые автором женщиной.
Псевдогеоним- имя маскирующее истинное место рождения или жительство автора.
Псевдогиним- женские имя и фамилия, принятые автором-мужчиной.
Псевдоинициалы- буквы, не соответствующие истинным инициалам автора.
Псевдокойноним- подпись, в которой автор приписывает свое произведение перу нескольких лиц.
Псевдоним- общее название для вымышленных или измененных имени и фамилии, заменивших в подписи настоящие имя и фамилию.
Псевдотитлоним- подпись, указывающая должность, звание или профессию автора, не соответствующие истинным.
Псевдофреноним- имя, дающее такие сведения о характере автора, которые идут вразрез с содержанием произведения.
Псевдоэтноним- имя, маскирующее истинную национальность автора.
Стигмоним- имя, состоящее из знаков препинания или математических символов.
Тахаллус- художественное обозначение типа френонима у авторов народов Востока.
Титлоним- 1) имя, указывающее звание или должность автора; 2) имя, содержащее указание на уже изданное произведение того же автора.
Физионим- псевдоним, в основу которого положено название явления природы.
Фитоним- имя, в основу которого легло название растения.
Френоним- псевдоним, указывающий на главную черту характера автора или главную особенность его творчества.
Хроматоним- псевдоним, в основу которого положено название цвета.
Цифроним- фамилия или инициалы, зашифрованные посредством замены букв цифрами.
Эйдоним- псевдоним, характеризующий наружность автора.
Энтомоним- псевдоним, в основу которого положено название насекомого.
Этноним- псевдоним, указывающий на национальность автора.
Классификация псевдонимов с учетом причин их появления
псевдоним | Ф.И.О | Причины появления псевдонима | Вид псевдонимов |
Анна Ахматова | Горенко Анна | ее все принимают за украинку, т.к ее девичья фамилия – Горенко. Став же печататься, она взяла себе псевдоним Ахматова. Ее мать, татарская княжна, не предполагала, что дочь сделает ее фамилию своим литературным именем. | матроним |
Демьян Бедный | Придворов Ефим Алексеевич. | после выхода стихотворения "О Демьяне Бедном, мужике вредном» работники типографии прозвали его так. | героним |
Андрей Белый | Бугаев Борис Николаевич | по оттенку цвета белый (священный, утешительный цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов.) | хроматоним |
Вера Брежнева | Вера Галушко | аллоним | |
Кир (Кирилл) Булычёв | Можейко Игорь | псевдоним был скомпонован из имени жены (Кира) и девичьей фамилии матери писателя. | аббревиатура |
Валерия | Алла Перфилова | преноним | |
Аркадий Петрович Гайдар | Голиков Аркадий Петрович | "Г" - первая буква фамилии Голиков; "АЙ" - первая и последняя буквы имени; "Д" - по-французски - "из"; "АР" - первые буквы названия родного города. | аббревиатура геоним или топоним |
Александр Аркадьевич Галич | Гинзбург. | образован соединением букв из разных слогов имени, отчества и фамилии - Гинзбург Александр Аркадьевич
| аббревиатура |
Максим Горький | Пешков.Алексей Максимович | ссоциировал себя и свое творчество с горечью жизни и горечью правды. | псевдофреноним |
Глюкоза | Наталья Ионова | ||
Расул Гамзатов | Цадаса Расул Гамзатович | псевдоним выбрал по имени отца поэта, Гамзата Цадасы | патроним |
Данко | Александр Фадеев | героним | |
Вениамин Каверин | Зильбер Вениамин. | о своем псевдониме писатель говорил, что "фамилию Каверин... взял имея в виду друга Пушкина, лихого гусара. Мне импонировали его мужество и смелость". | героним |
Ани Лорак | Куек Каролина | палиноним | |
Александр Маршал | Александр Миньков | титлоним | |
Борис Полевой | Кампов Борух (Борис) Николаевич.
| псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов взять фамилию Кампов “ с латинского” (campus – поле) на русский. | латинизм калька |
Маша Распутина | Агеева Алла | связана с одним из основоположников русского мистицизма Григорием Распутиным | героним |
София Ротару | Ротарь Софья | ||
Игорь Васильевич Северянтн | Игорь Лоторев (1887-1941) | придать фамилии звучность | |
Константин Симонов | настоящее имя - Кирилл.
| замена имени произошла по простой жизненной причине. В детстве, играя, Симонов порезал себе язык бритвой и стал плохо произносить звуки “р” и “л”. | полуаллоним |
Федор Сологуб | Федор Константинович Тетерников (1863-1927) | ||
Надежда Тэффи | Лохвицкая (1872-1952) | ||
Саша Черный | Гликберг Александр Михайлович. | в семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли "Белый", брюнета - "Черный".. | эйдоним хроматоним |
Корней Чуковский | Корнейчуков Николай Васильевич | псевдоним близок к его настоящему имени (собственно, от него и образован): |
2.5. Социологический опрос по теме исследования.
Для выяснения темы исследования, составила и провела анкету. По данным анкеты мы получили следующие результаты:
3 вопрос
Какие псевдонимы знаменитостей
вы знаете?
Самые известные псевдонимы среди опрашиваемых
людей были: Алсу; Баста; Валерия; Аркадий Гайдар;
Жасмин; Каста; Тимати; Саша Черный; Антон Чехов.
3.Заключение.
Таким образом, в результате проведенного исследования были изучены причины появления и происхождения псевдонимов, виды псевдонимов, была предпринята попытка классификации их по видам и проведен социологический опрос по данной теме.
Можно сделать следующие выводы по работе:
1. Псевдоним входит в разряд антропонимов и содержит в себе черты, свойственные антропонимам; в то же время он отличается от других ономастических единиц, являясь единицей с ограниченной сферой употребления.
2. В псевдонимообразовании действует несколько линий. Являясь словами искусственной номинации, псевдонимы порождены разнообразными причинами появления: стремлением избежать преследований, желанием мистифицировать адресата, неуверенностью в успехе, неблагозвучием собственной фамилии, модой, коммерческими резонами и др.
3. Семантика псевдонима, наряду с другими онимами, имеет сложную иерархическую структуру и видовое многообразие.
4. Художественный псевдоним является специфическим элементом текста, связанным с важнейшей текстообразующей категорией - образом автора.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что псевдонимы могут обладать разными причинами появления и образования, поэтому можно говорить можно об их особенностях и видовом многообразии.
Теперь я могу без сомнений утверждать, что псевдонимы могут обладать разными причинами появления и образования.
4.Список используемой литературы:
Масанова И.Ф. Словарь псевдонимов
Похлёбкин В. – Великий псевдоним, 2004гЭнциклопедия псевдонимов М., "Сов. Энцикл." 1999г.
Энциклопедический словарь псевдонимов под ред.С. Колосова. 2009 г. http://www.ru.wikipedia.org — Википедия
http://sitekd.narod.ru/psevd.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/Псевдоним
https://www.liveinternet.ru/users/3023765/post98057464/