Статья «Психофизическая тренировка в учебно-воспитательном процессе-основа успешности обучения»
«Психофизическая тренировка
в учебно-воспитательном процессе – основа успешности обучения»
Я глубоко убеждена в том, что учитель должен учить детей не только правильно работать на уроке, добывать знания, но и умению правильно расслабляться. Ибо расслабление – это тоже упражнение, которым, к сожалению, современный человек практически не владеет. Вспоминаются красивые, но грустные слова Х.Линдемана: «Современный человек напоминает мне спортсмена перед прыжком. Но если спортсмен готовится к прыжку, разбегается, прыгает и расслабляется, то мы с вами разбегаемся всю жизнь без дальнейшего прыжка и отдыха... поэтому не случайно нервные стрессы уносят гораздо больше жизней, чем все болезни, вместе взятые». Данное утверждение шокирует! Семь лет назад я начала работать над данной проблемой. Изучила много литературы, проанализировала её, изучила различные методики оздоровления, сделала для себя соответствующие выводы. Когда ко мне пришли первоклассники, то у них наблюдалось негативное психоэмоциональное состояние, более 55% чувствовали страх, беспокойство, тревогу, огорчение. Это связано, прежде всего, с новизной и неизвестностью - школой. Передо мной встала задача: создание здоровьесберегающих условий для успешности обучения и творческого развития детей. Считаю, что психическое здоровье играет первостепенное значение. Если ребёнок замкнут, напряжён во время урока, то он быстро устаёт, имеет рассеянное внимание, не может сконцентрироваться на выполнении заданий. Поэтому на моих уроках преобладает хороший психологический климат. Каждый урок начинаю с эмоциональной разрядки под приятную музыку. Во время урока дети большую часть времени находятся в движении, так как в своей работе использую технологии В.Ф.Базарного. А приёмы психофизической тренировки прекрасно вписываются в проект урока. Такая тренировка построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья. Одним словом - это метод самовоздействия на организм.
Освоить технику релаксации помогают нам такие приёмы:
- метод подражания («поза дремлющего кучера» - сидя на краю стула вблизи стола, ноги полусогнуты и раздвинуты в стороны на полшага, руки с переплетенными пальцами свисают между ногами, туловище и голова наклонены вперёд, следует закрыть глаза, дышать неглубоко и почувствовать расслабление мышц вдоль позвоночника.) Упражнение сопровождается словесным самовнушением: «Я отдохнул, я спокоен».
- метод смены напряжения и расслабления мышц (упражнение «тянуть канат»), «Поза Фараона»- сидя на краю стула, согнуть ноги в коленях, скрестив стопы так, чтобы было удобно опереться на пальцы ног. Руки разведены в стороны ладонями вверх, пальцы сжаты в кулак. После вдоха и задержки дыхания на несколько секунд одновременно и мгновенно сильно прижимать пальцы ног к полу, сжимая пальцы в кулак. Вытягивая шею и опуская подбородок, пристально смотрим вперёд в одну точку.
- дыхание «по кругу» (Закройте глаза, дышите с закрытым ртом через нос. Образно представьте, что вдох и выдох вы делаете как бы через точку между бровями. Затем на 1,2,3,4 – вдох и на 1,2,3,4 – выдох. При этом нужно представить, что вдох делаете по позвоночнику вверх, а выдох от бровей вниз до пупка. А теперь вдохните (с закрытыми глазами) медленно и бесшумно как бы от большого пальца левой ноги вверх до бровей и выдохните как бы от бровей вниз по правой стороне тела до пальцев правой ноги). Так дышать 6-10 раз. Происходит расслабление всего организма.
- упражнение «Подари тепло другу» (Ученики поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели… Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше…». Это упражнение позволяет сознательно регулировать приток и отток крови, улучшает настроение, повышает жизненную позицию.
Несколько примеров с упражнениями на релаксацию (мышечное расслабление):
- роняем руки;
- трясём кистями;
- стряхиваем воду с пальцев;
- мельница;
- поднимаем и опускаем плечи;
- твёрдые и мягкие руки.
Можно воздействовать на поток мыслей и эмоций, видоизменяя напряжение мышц всего тела с помощью ритмичных движений под хорошую эстрадную музыку.
Угнетённое состояние легко снимается, а плохое настроение улучшается от тихого насвистывания мелодии (про себя) «с настроением»
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая - очень лёгкая, простая.
Замедляется движение, исчезает напряжение…
И становится понятно - расслабление приятно!
Упражнения на расслабление помогают детям отдохнуть, успокоиться, сосредоточиться, чтобы с новыми силами и светлой головой снова приступить к занятиям.
Чтобы сберечь здоровье детей при построении урока не забываю и про уровни гигиенической рациональности урока:
- чередую различные виды учебной деятельности ;
- продолжительность видов деятельности не более 10 мин.;
- использую эмоциональные разрядки (2-3 за урок);
- физкультминутки (2 за урок) Это могут быть и для формирования правильной осанки («Великан», «Военный на параде»), для мышц шеи (игра «Буратино»), для улучшения работы кишечника («Массаж живота», «Чебурашка»), для снятия напряжения с глаз. Наиболее простое и доступное всем упражнение - это прикрывание глаз ладонями. Это лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения.
Для снятия утомления и восстановления работоспособности учащихся в нашей школе проводятся динамические перемены. Они помогают обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, позволяют ребятам активно отдохнуть после умственного труда, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. Такие перемены носят главным образом релаксационный, оздоровительный и игровой характер. Для проведения динамических (подвижных) перемен используем подвижные детские игры, такие как «Третий лишний», «У медведя на бору», «Гуси-лебеди», «Два мороза» и другие. Доходчиво объясняю ход игры и сама принимаю участие в игре. Важно отметить, что совместные игры педагога с учениками способствуют укреплению их взаимоотношений.
Используя приёмы психофизической тренировки в своей работе, вы увидите результаты уже буквально через пару месяцев. Дети раскрепощены, не боятся школы, с удовольствием работают на уроках. Наблюдается снижение утомляемости в учебном процессе, что подтверждается свидетельством педагогов и родителей. Успех в учёбе вашим ученикам обеспечен! А Вы, уважаемые коллеги, почаще улыбайтесь и радуйтесь сами и предлагайте своим ученикам показывать радость и удовольствие и поверьте - усталости, как и не бывало!