Статья на тему «Проектно-исследовательская деятельность в учебно-воспитательном процессе» (9–11 класс)
Маменишкина Нина Васильевна,
учитель физики
МБОУ Кутуликская СОШ
Иркутская область.
Проектно-исследовательская деятельность в учебно-воспитательном процессе.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Базовой образовательной технологией поддерживающей данное направление, является метод проектов, который подразумевает технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащиеся ставят и решают собственные проблемы.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Еще одна особенность метода проекта – изменение отношений в системе «Учитель-ученик», т.к. учитель и учащиеся становятся соучастниками процесса обучения. Каждый ученик может выбрать любую тему проекта – все, что захочет и что сумеет сделать, учитывая свои интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему. Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть: - консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.
При реализации проектов учитель в классе – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то». Во время консультирования важно отвечать только на возникающие у учеников вопросы. В процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если кто-то из детей захочет выполнить проект на другую тему, преподаватель должен с пониманием и уважением отнестись к желанию учеников, так как нельзя заставлять ребенка проектировать то, что ему неинтересно.
Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности – минимальный их набор учащийся должен был присвоить на уроках, предшествующих работе над проектом. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.). - Наблюдает.
Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Учителю, начинающему работать по методу проектов, хотелось бы посоветовать записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися. Метод проектов настолько необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем в тупик. Почти каждый год, начиная работу по проектной деятельности, мы слышим недоуменные вопросы: «А как же это делать?», именно с этого момента метод проектов начинает работать как эффективный образовательный инструмент. После первого ощущения беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых (в том числе родителей), и совместная деятельность с товарищами, и консультация учителя, и, самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать [2]. Порой приходиться преодолеть первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения. Но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом и подтвержденное учителем, затягивает их в интереснейший процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия.
По мере того как обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Техническая сложность, продуманность решений, оформление и подача продукта у всех учащихся различаются вследствие различия способностей и склонностей. Пожалуй, единственным существенным фактором, влияющим в первую очередь на возможности, которые предоставляет тот или иной проект для формирования коммуникативной компетентности в части продуктивной коммуникации (работа в группе), является количество участников проекта. [2]
По типу продукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные.
Проекты также разделяют в зависимости от количества учебных предметов, содержание которых входит в содержание проекта, времени выполнения и количества участников проекта.
Исследовательский проект. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию
актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования [5].
Исследование – один из четырех универсальных типов мыследеятельности, является принципиальной особенностью организации мышления, с которой сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков [3]. «Исследование» при этимологическом анализе обозначает извлечь нечто из «следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах.
Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:
• поиск проблем, выбор тем и обоснование актуальности выбранной темы,
• постановка цели и конкретных задач исследования,
• определение объекта и предмета исследования,
• выбор метода (методики) проведения исследования,
• описание процесса исследования,
• обсуждение результатов исследования,
• формулирование выводов и оценка полученных результатов,
• презентация (выступление).
Продуктом деятельности учащегося в рамках освоения исследовательского проекта станет отчет о проведении исследования. В своей практике я использую метод проектов, осуществляю разработку проектов, как в рамках уроков, так и во внеурочной деятельности.
На уроках это такие проекты:
«Шум и его влияние на организм человека», «Фруктовые батарейки», «Законы Архимеда в жизни», «Клин и рычаг - два сапога пара», «Энергосберегающие лампы за и против», «Динамометр для регистрации силы мышц и пальцев», « Модель ракеты».
Тематика проблемных ситуаций, которые используются в рамках классно-урочной системы, различна. И она не сводиться к использованию проблемных ситуаций только на обобщающих уроках, но и осуществляется в начале изучения темы, чтобы построить весь процесс изучения, как нацеленный на решение проблемы.
Мои учащиеся являются участниками различных конкурсов, конференций, занимают призовые места с такими работами, как: «Проектирование энергоэффективного дома в Сибирском регионе», «Глаз как оптическая система», «Влияние космических условий на жителей Земли», «Влияние электромагнитных излучений на здоровье человека», «Беспроводная передача электроэнергии».
При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности учащихся. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную деятельность, должна находиться в сфере познавательных интересов ребенка и в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, работу с различными текстовыми ресурсами. Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного и творческого мышления.
Применение проектно-исследовательской технологии особенно актуально на старшей ступени обучения физики (10 – 11 класс) в средней общеобразовательной школе. Перед школьниками этого возраста стоит задача социального и личностного самоопределения, которая предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире, с чем связана необходимость развития самосознания, выработка мировоззрения и жизненной позиции. В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется
принцип «успеха», который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
Я считаю, что работа, направленная на развитие проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе, позволяет осуществлять раннее раскрытие интересов и склонностей к научно-поисковой деятельности; углубленную подготовку к самостоятельной исследовательской работе.
Применение исследовательских технологий и метода проектов при изучении физики позволяет реализовать программу пропедевтики основных заболеваний и пропаганду здорового образа жизни, сформировать основные навыки по сохранению здоровья человека с использованием основных законов и достижений науки и техники. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Использование исследовательских технологий и метода проектов в практике обучения и воспитания помогает неуверенным в себе детям «расправить крылья», развивают интерес к предмету, позволяют осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, выстроить траекторию индивидуального развития каждого школьника. Сформированность у школьников исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, способствует успешному вузовскому обучению, помогает реализовать их жизненные цели.
Подводя итог, нужно отметить, что новые стандарты расширяют возможности
организации работы с одаренными детьми. А проектная деятельность позволяет работать над получением предметных, личностных и метапредметных результатов образования, позволяет развивать критическое и творческое мышление одаренных учащихся, способствует самореализации личности.
Памятка по выполнению проектных и исследовательских работ.
№ | Этапы проектной работы | Вопрос | Действия ученика |
1 | Тема проектной работы | Это предмет проекта | Это то, что именно мы изучаем |
2 | Выработка идей | Это несколько понравившихся тем | Провести исследование, изучить спрос, прийти к единому мнению |
3 | Проблема проекта | Это, что важно для вас лично | Предмет-часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился |
4 | Цель проекта | Это то, что мы хотим разъяснить или сделать | Цель-идеальное представление результата. Формулируется кратко, одним предложением |
5 | Задачи проекта | Это как мы будем достигать цель исследования | Задачи показывают этапы выполнения работы |
6 | гипотеза | Это наш предполагаемый ответ на проблему | Гипотеза может быть абсурдной , но главное, чтобы она вытекала из проблемы. |
7 | исследование | Это определённая ориентация на теорию и практику. Обзор источников | Описание методов исследования(сбор информации, её анализ, наблюдение, сравнение, эксперимент и др. |
8 | Иллюстративный материал | Рисунки, фото, схемы, таблицы | |
9 | заключение | выводы | Перечислить результаты, исходя из задач, а выводы с целью |
10 | Список литературы | Смотри библиографию и др.источники | |
11 | Защита проекта | Варианты защиты: доклад, презентация. | Представить потфолио проекта, тезисы или готовое изделие |
Список литературы
1. Бельфер М. Несколько слов об исследовательских работах школьников / М. Бельфер // Литература: изд. дом Первое сентября. – 2006. – N 17.
2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключе- вых компетентностей учащихся. Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003г.
3. Голуб Г.Б., Ерёмина А.П. Методические рекомендации по курсу регионального компонента базисного учебного плана для старшей ступени общего образования «Ос- новы проектирования. Исследовательский проект». Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2005г. 4. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе / И. Н. Меняева // Педагогическая мастерская. – 2005. – № 3.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С. Полат – М., 2000.
6. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980.
7. Смирнова Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся. – М.: Просвещение, 2008.
8. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. 1998. №